Наталья Макарова много лет дарит всем пространство для творчества
Кажется, что многолетний участник конференции «Информационные технологии в образовании», доктор педагогических наук, зав. кафедрой и
нформационных систем и технологий Международного банковского институт
а, профессор Наталья МАКАРОВА каждый год держит экзамен — отчитывается перед коллегами о сделанном. С 1999 года, когда Наталья Владимировна впервые представила на ИТО свою методику и комплект учебников «Информатика» под своей редакцией, многое изменилось. Появлялись и исчезали программы и учебные пособия по информатике. Начинались реформы. Возник государственный стандарт по информатике. И лишь одно неизменно — имя профессора Макаровой в списках выступающих на конференции
и неизменный интерес к ее докладам участников.
Весна, май, Последний звонок. У каждого с этим временем года свои ассоциации, свои воспоминания. Вначале мы ждем этого времени с трепетом, предчувствием чего-то нового, потом с легкой грустью провожаем наших взрослеющих детей на Последний звонок. И невольно вспоминаем свои школьные годы. А намного ли изменилась школа за последние 20 лет? На первый взгляд вовсе и нет. Те же звонки, уроки, выпускные экзамены. Но это на первый взгляд. А если всмотреться повнимательнее? Вы помните свой
первый экзамен? Я помню, это было сочинение. Мы, 26 выпускников, получаем листочки со штампом, объявляются темы, закрываются двери, и мы шесть часов сродни великим писателям: выдумываем, дерзаем, творим. Отличники, хорошисты, троечники — все равны. Даже будущие медалисты «все на равных». А сейчас? Медалистов в прямом смысле «тянут за уши».
Среди хронических заболеваний, приобретаемых детьми за время учебы, на первом месте стоят нарушения осанки и зрения, что связано прежде всего с необходимостью большую часть времени в школе проводить сидя
за партой. Доктор Владимир Базарный, который много лет занимается оздоровлением детей, считает, что альтернативой привычному для нас стилю проведения уроков, когда дети в течение 45 минут сидят, склонившись над ровной поверхностью столов, может стать режим смены динамических поз (чередование положений стоя-сидя) с использованием специальной мебели — конторок. На сегодняшний день по методике Базарного разработаны разные модели конторок: от простейших
моделей, которые по типу столешницы ставятся на обычные столы, до современных, которые могут легко подниматься и опускаться, сочетая в себе возможности стола и конторки.
Дебаты — интеллектуальная игра по строгим правилам
Дискуссия на уроках истории помогает восприятию исторического материала и формированию осознанной гражданской позиции. При обсуждении различных вопросов учащиеся должны уметь излагать свою точку зрения, основанную не только на собственных умозаключениях, но и на документах, фактах, мнениях компетентных специалистов.
Такое обсуждение можно организовать в форме дебатов. Напомним, что дебаты — это интеллектуальная игра, проводимая по строгим формальным правилам (см. «УГ» №8, 2006 г., где мы уже писали о педагогической технологии «Дебаты»). Смысл — склонить судей и зрителей к своей точке зрения (но не противоположную команду). Этого добиваются, выдвигая аргументы в поддержку своей точки зрения и контраргументов в ответ на высказ
ывания противников.
Грамматические упражнения для 8-9-х классов. Условные предложения
Практика
показала, что учитель всегда испытывает потребность в большем количестве грамматических упражнений, чем содержат школьные учебники. Я предлагаю вашему вниманию фрагмент из моего сборника упражнений по основным грамматическим темам в объеме требований программы основной общеобразовательной школы. Сборник может быть использован для закрепления, тренировки грамматических навыков, а также для повторения и обобщения грамматического материала. В начале каждого раздела даются к
раткие сведения по грамматике, упражнения расположены по принципу нар
астания трудности.
Задачи урока: 1. Познакомить
учеников с основными занятиями жителей Океании. 2. Формирование навыков групповой работы. 3. Формирование убеждения в том, что любую сложную ситуацию можно преодолеть.
Заочные курсы повышения квалификации. Занятие 6: «Творческие мастерские»
Историко-педагогический анализ возникновения педагогической технологии мастерских указывает на тесную связь этого процесса с развитием философско-педагогических взглядов «Французской группы нового образования» (Groupe Franзais d’Education Nouvelle — GFEN), которая возникла
в начале XX века. Для этого периода были характерны активные поиски новых форм в литературе, живописи, философии, педагогике, психологии. Создание GFEN совпало с закатом импрессионизма, рождением авангардизма, распространением работ 3игмунда Фрейда, расцветом сюрреализма. В обществе ощущался дефицит возможностей реализации личностного потенциала человека. Появление новых педагогических течений, движений, идей было характерно для начала XX века. В частности, в эт
от период возникают педагогические движения за «Новую школу&raq
uo;, «Новое воспитание», которые, по мысли их разработчиков, формируют человека, способного самостоятельно ориентироваться в условиях стремительного научно-технического прогресса. Соответственно возрастало внимание к развитию исследовательских методов в обучении, направленных на извлечение знаний из практики, личного опыта ребенка (Дж. Дьюи).
Летний отдых молодежи в последние годы все меньше напоминает беззаботное времяпрепровождение и ничегонеделание. Вот, например, как проводят летние каникулы курсанты Школы космонавтики г
орода Железногорска Красноярского края, а вместе с ними и их сверстники из городских школ.
Вот уже много лет я веду один из интереснейших предметов в школе — «Мировая художественная культура» (МХК). Цель курса — дать детям основы знаний по музыке, живописи, архитектуре, литературе и истории. Но не только. Я считаю, что моя задача — анализируя и сопоставляя события разных исторических эпох, научить ребят понимать целостность мира и попытаться найт
и свое место в сегодняшнем непростом мире. МХК — это
предмет, который будит фантазию ребенка, формирует навыки исследовательской деятельности и дает учителю широкий простор для творчества.
Опорные конспекты — листочки со странными рисунками, словами, записанными различными шрифтами, скобками и стрелками, — видели все. Многие их используют на уроках. А некоторые даже сами придумывают.
Я уже говорил, что мир принял шахматную «доктрину», и УМК стали разрабатываться во многих странах. Теперь я расскажу об особенностях УМК «Шахматы — школе», рекомендованного в 1994 году Министерством образования РФ. Хотя в
ряде научных работ указывается на многочисленные достоинства шахмат как школьного и дошкольного учебного предмета, до недавнего времени наука и шахматно-педагогическая практика находились на различных полюсах.
Поселок Антипаюта начали строить в 30-е годы на сопках в глубине тундры. Чтобы быть поближе к морю, к рыбе, первые колхозники спустились на один из островов в затопляемую пойму и построили там деревянные дома. Но не подумали о том, что через несколько десятилетий поселок разрастется и весной во время большого прилива на работу, в магазин, больницу и в гости друг к другу людям придется
ездить на лодках.
Открытие конкурса «Учитель года Москвы» всегда бывает очень торжественным. Вот и на этот раз в Центр дополнительного профессионального образования в Поведниках, где, собственно, и проходили все конкурсные испытания, приехали руководитель Департамента образования Любовь Кезина, ректор МИОО Алексей Семенов, заместитель председателя Московского городского совета Профсоюза работников народного образования и науки Владимир Юдин, представители округов, журналисты, пишущие на педагогические
темы, и даже родители.
Организаторы предложили конкурсантам импро
визационное задание на тему «Московская школа будущего»
p>
Педагоги справились с этой трудной задачей. Для начала были сформированы две проектные группы, каждая из которых предлагала свой вариант решения. Первая группа, по признанию самих конкурсантов, представляя свой проект, волновалась куда больше, чем в предыдущие дни, потому что к урокам и лекциям можно было подготовиться, а импровизация требует полета фантазии.