Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Обзор текущего номера "Учительской газеты" Материалы текущего номера «Учительской газеты»: N22 (10103) / 2006-05-30


Содержание текущего номера «Учительской газеты» — №22 (10103) / 2006-05-30

Новости:
«Группу восьми» волнует качество образованияЗадайте свой вопрос министруТеррориста ожидает пожизненное заключениеМолодежь сочиняет законыГерой России. Посмертно«Заветная мечта» начинает сбыватьсяРусский Архимед из Калужской губернииДокторская мантия для режиссераЧеловек-эпохаИтоги выборов в Российскую академию образования в 2006 году Воскресная школа воспитала спасателяДружба стартует и выигры ваетПять баллов за биологиюДаешь компьютеризацию!Вопрос недели«УГ»-Москва: Мелом по мокрому асфальту«УГ»-Москва: Перемена — это не только пауза«УГ»-Москва: Нас ждут приключения!«УГ»-Москва: Возможности без границ«УГ»-Москва: Гурманомания от третьеклашки«УГ»-Москва: Команда молодости нашей

Методическая кухня: Информационные технологии

Экзамен для профессора

 Наталья Макарова много лет дарит всем пространство для творчества

Кажется, что многолетний участник конференции «Информационные технологии в образовании», доктор педагогических наук, зав. кафедрой и нформационных систем и технологий Международного банковского институт а, профессор Наталья МАКАРОВА каждый год держит экзамен — отчитывается перед коллегами о сделанном. С 1999 года, когда Наталья Владимировна впервые представила на ИТО свою методику и комплект учебников «Информатика» под своей редакцией, многое изменилось. Появлялись и исчезали программы и учебные пособия по информатике. Начинались реформы. Возник государственный стандарт по информатике. И лишь одно неизменно — имя профессора Макаровой в списках выступающих на конференции и неизменный интерес к ее докладам участников.

Методическая кухня: Письма

Одних тянут, других топят

 Наболело!

Весна, май, Последний звонок. У каждого с этим временем года свои ассоциации, свои воспоминания. Вначале мы ждем этого времени с трепетом, предчувствием чего-то нового, потом с легкой грустью провожаем наших взрослеющих детей на Последний звонок. И невольно вспоминаем свои школьные годы. А намного ли изменилась школа за последние 20 лет? На первый взгляд вовсе и нет. Те же звонки, уроки, выпускные экзамены. Но это на первый взгляд. А если всмотреться повнимательнее? Вы помните свой первый экзамен? Я помню, это было сочинение. Мы, 26 выпускников, получаем листочки со штампом, объявляются темы, закрываются двери, и мы шесть часов сродни великим писателям: выдумываем, дерзаем, творим. Отличники, хорошисты, троечники — все равны. Даже будущие медалисты «все на равных». А сейчас? Медалистов в прямом смысле «тянут за уши».

Методическая кухня: Здоровьесбережение

Стой, а то заболеешь

 Ребенок должен научиться слушать свое тело

Среди хронических заболеваний, приобретаемых детьми за время учебы, на первом месте стоят нарушения осанки и зрения, что связано прежде всего с необходимостью большую часть времени в школе проводить сидя за партой. Доктор Владимир Базарный, который много лет занимается оздоровлением детей, считает, что альтернативой привычному для нас стилю проведения уроков, когда дети в течение 45 минут сидят, склонившись над ровной поверхностью столов, может стать режим смены динамических поз (чередование положений стоя-сидя) с использованием специальной мебели — конторок. На сегодняшний день по методике Базарного разработаны разные модели конторок: от простейших моделей, которые по типу столешницы ставятся на обычные столы, до современных, которые могут легко подниматься и опускаться, сочетая в себе возможности стола и конторки.

Методическая кухня: Начальная школа

Убивает, разрушает, приносит горе...

 Урок истории в 3-м классе на тему «Великая Отечественная война»

Цель: создать условия для самостоятельной работы учащихся на уроке.

Методическая кухня: История

Я, Климент Ворошилов, хочу спросить...

 Дебаты — интеллектуальная игра по строгим правилам

Дискуссия на уроках истории помогает восприятию исторического материала и формированию осознанной гражданской позиции. При обсуждении различных вопросов учащиеся должны уметь излагать свою точку зрения, основанную не только на собственных умозаключениях, но и на документах, фактах, мнениях компетентных специалистов. Такое обсуждение можно организовать в форме дебатов. Напомним, что дебаты — это интеллектуальная игра, проводимая по строгим формальным правилам (см. «УГ» №8, 2006 г., где мы уже писали о педагогической технологии «Дебаты»). Смысл — склонить судей и зрителей к своей точке зрения (но не противоположную команду). Этого добиваются, выдвигая аргументы в поддержку своей точки зрения и контраргументов в ответ на высказ ывания противников.

Методическая кухня: Английский язык

Если бы да кабы

 Грамматические упражнения для 8-9-х классов. Условные предложения

Практика показала, что учитель всегда испытывает потребность в большем количестве грамматических упражнений, чем содержат школьные учебники. Я предлагаю вашему вниманию фрагмент из моего сборника упражнений по основным грамматическим темам в объеме требований программы основной общеобразовательной школы. Сборник может быть использован для закрепления, тренировки грамматических навыков, а также для повторения и обобщения грамматического материала. В начале каждого раздела даются к раткие сведения по грамматике, упражнения расположены по принципу нар астания трудности.

Методическая кухня: Естественные науки

Приказано выжить

 Урок на тему «Океания» в 7-м классе

Задачи урока: 1. Познакомить учеников с основными занятиями жителей Океании. 2. Формирование навыков групповой работы. 3. Формирование убеждения в том, что любую сложную ситуацию можно преодолеть.

Методическая кухня: Педагогические технологии

Все способны!

 Заочные курсы повышения квалификации. Занятие 6: «Творческие мастерские»

Историко-педагогический анализ возникновения педагогической технологии мастерских указывает на тесную связь этого процесса с развитием философско-педагогических взглядов «Французской группы нового образования» (Groupe Franзais d’Education Nouvelle — GFEN), которая возникла в начале XX века. Для этого периода были характерны активные поиски новых форм в литературе, живописи, философии, педагогике, психологии. Создание GFEN совпало с закатом импрессионизма, рождением авангардизма, распространением работ 3игмунда Фрейда, расцветом сюрреализма. В обществе ощущался дефицит возможностей реализации личностного потенциала человека. Появление новых педагогических течений, движений, идей было характерно для начала XX века. В частности, в эт от период возникают педагогические движения за «Новую школу&raq uo;, «Новое воспитание», которые, по мысли их разработчиков, формируют человека, способного самостоятельно ориентироваться в условиях стремительного научно-технического прогресса. Соответственно возрастало внимание к развитию исследовательских методов в обучении, направленных на извлечение знаний из практики, личного опыта ребенка (Дж. Дьюи).

Методическая кухня: Экспедиции

Лень отменяется

 Молодежь выбирает деловые каникулы

Летний отдых молодежи в последние годы все меньше напоминает беззаботное времяпрепровождение и ничегонеделание. Вот, например, как проводят летние каникулы курсанты Школы космонавтики г орода Железногорска Красноярского края, а вместе с ними и их сверстники из городских школ.

Методическая кухня: МХК

Прет-а-порте от московитов

 Проект для пятиклассников «Одежда на все времена»

Вот уже много лет я веду один из интереснейших предметов в школе — «Мировая художественная культура» (МХК). Цель курса — дать детям основы знаний по музыке, живописи, архитектуре, литературе и истории. Но не только. Я считаю, что моя задача — анализируя и сопоставляя события разных исторических эпох, научить ребят понимать целостность мира и попытаться найт и свое место в сегодняшнем непростом мире. МХК — это предмет, который будит фантазию ребенка, формирует навыки исследовательской деятельности и дает учителю широкий простор для творчества.

Методическая кухня: Сто друзей. Итоги

Мы вместе

 

Опорные конспекты — листочки со странными рисунками, словами, записанными различными шрифтами, скобками и стрелками, — видели все. Многие их используют на уроках. А некоторые даже сами придумывают.

Методическая кухня: Дополнительное образовани е

О, слон!

 Учимся «действовать в уме»

Я уже говорил, что мир принял шахматную «доктрину», и УМК стали разрабатываться во многих странах. Теперь я расскажу об особенностях УМК «Шахматы — школе», рекомендованного в 1994 году Министерством образования РФ. Хотя в ряде научных работ указывается на многочисленные достоинства шахмат как школьного и дошкольного учебного предмета, до недавнего времени наука и шахматно-педагогическая практика находились на различных полюсах.

Методическая кухня: Музейная педагогика

Кладовая культуры

 Маленькая точка на карте большой Родины

Поселок Антипаюта начали строить в 30-е годы на сопках в глубине тундры. Чтобы быть поближе к морю, к рыбе, первые колхозники спустились на один из островов в затопляемую пойму и построили там деревянные дома. Но не подумали о том, что через несколько десятилетий поселок разрастется и весной во время большого прилива на работу, в магазин, больницу и в гости друг к другу людям придется ездить на лодках.

«УГ»-Москва: Учитель года Москвы

Конкурс педагогических талантов

 День первый. Открытия и импровиза ции

Открытие конкурса «Учитель года Москвы» всегда бывает очень торжественным. Вот и на этот раз в Центр дополнительного профессионального образования в Поведниках, где, собственно, и проходили все конкурсные испытания, приехали руководитель Департамента образования Любовь Кезина, ректор МИОО Алексей Семенов, заместитель председателя Московского городского совета Профсоюза работников народного образования и науки Владимир Юдин, представители округов, журналисты, пишущие на педагогические темы, и даже родители.

«УГ»-Москва: Круглый стол

Мечты о будущем

 Организаторы предложили конкурсантам импро визационное задание на тему «Московская школа будущего»

Педагоги справились с этой трудной задачей. Для начала были сформированы две проектные группы, каждая из которых предлагала свой вариант решения. Первая группа, по признанию самих конкурсантов, представляя свой проект, волновалась куда больше, чем в предыдущие дни, потому что к урокам и лекциям можно было подготовиться, а импровизация требует полета фантазии.

 

Баннерная сеть "Учительской газеты"

В избранное