Утро в вальдорфской школе начинается так же, как в любой обычной, — с беготни по коридорам, с сонного позевывания не вполне проснувшихся школяров, с громких приветствий приятелей и
с пожатия руки своего любимого классного учителя. Пожатие рук друг другу — это ритуал, необязательный, но такой нужный и учителю, и его ученику. Встречаясь с педагогом каждое утро, ученик понимает, что учитель приходит лично для него, что они нужны друг другу. Я рад тебе, я пришел для тебя, хотя и нет возможности работать только с тобой — вот что читает ученик в глазах своего учителя. Это приветствие не мимоходом, это утренняя встреча двух личностей, которая дает много переживаний
и ребенку, и педагогу.
В телепередачах о
Великой Отечественной войне мы часто видим эти документальные кадры:
летчик в шлемофоне принимает из рук партизан испуганных малышей, закутанных в шерстяные платки, обутых в стеганые чуни. Кадры проскакивают без комментария. А мне знающей от отца и его фронтовых друзей об операции «Звездочка», хочется кричать: «Да скажите же вы, беспамятные, что на этих кадрах — последние минуты жизни на земле необыкновенного человека — летчика Александра Мамкина! Через 20 минут он будет гореть заживо в самолете, но довезет малышей до Большой
земли! Воспитанники Полоцкого детского дома будут спасены».
Известный российский ученый-педагог Юрий Громыко как-то сказал, что в школе будущего основное и дополнительное образование по значимости будут постоянно меняться местами, занимая по очереди первое место. По этому принципу почетный работник общего образования РФ Евгений Кузнецов уже давно выстраивает школу будущего — педагог с тридцатилетним стажем, сегодня он возглавляет красноярский Центр дополнительного образования.
Деятельностный метод — для неленивых педагогов и смелых управленцев
Любая, самая лучшая на первый взгляд технология нуждается в о
тработке на практике, в эксперименте. Это аксиома. Опровергать ее не
стали и разработчики технологии деятельностного метода, несмотря на то что преимущества деятельностного обучения, опирающегося на разветвленную теорию деятельности, достижения российской методологической школы (Георгий Щедровицкий, Олег Анисимов, Юрий Громыко), признаны во всем мире.
Мы стоим на окраине села среди стройных русских берез, любовно воспетых Сергеем Есениным. Свежий весенний ветерок, играя тонкими ветками, на которых со дня на день должны проклюнуться первые листки, пробуждает людскую память. Заслуженному учителю России Юрию Константиновичу Баландину
есть что вспомнить и рассказать. Он родился 16 мая 1925 года в деревне Зеленино Рыбновского района Рязанской области в многодетной семье учителей. Великая Отечественная война не обошла ее стороной. Старший брат Владислав погиб под Сталинградом. Отец Константин Михайлович дошел до Берлина.
Почему-то в эти весенние дни мне вспомнилось время, когда я была еще школьницей, а мой папа, ветеран Великой Отечественной войны, уже тогда звал меня по имени-отчеству. Очень хотелось отцу, Рожкову Василию Петровичу, чтобы дочка стала учительницей. И я выполнила наказ отца. Посл
е окончания Токмовской средней школы поступила в Мордовский пединстит
ут на факультет иностранных языков. Сразу после института меня назначили директором сельской восьмилетней школы.
Мало кто знает, что число 17 в нумерологии символизирует надежду. Не задумывались об этом и устроители Всероссийского слета учителей года в Астраханской области. Просто так сложилось, что 17 апреля в Ахтубинск, крупный районный центр на севере области, стали слетаться «пеликаны» со всей России, чтобы на следующий день на открытии слета поприветствовать 17 победителей I&nb
sp;тура 17 областного конкурса, а потом, как водится, дать открытые уроки, мастер-классы, поделиться эксклюзивными методическими наработками и учебными пособиями. А надежда еще пригодится учителю года Астраханской области-2006 Елене КОЧЕЛАЕВОЙ, информатику из гимназии №3 города Астрахани, когда она поедет в Челябинск на Всероссийский финал.
Я стою на горе Соколиха под Псковом у подножия монумента, посвященного дружине Александра Невского, разбившей немецких рыцарей на Чудском озере 5 апреля 1242 года. Вспоминаются кадры из
старого советского фильма «Александр Невский». Крестоносц
ы бегут под натиском русских воинов. Весенний лед не выдерживает тяжелых немецких рыцарей, проваливается, захватчики уходят на дно. «Кто к нам с мечом придет — от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет Русская земля», — звучат сквозь столетия слова великого русского князя и полководца.
Хорошо известно: как бы ни хороша была работа, но, если платят за нее мало, человек ищет другое место. С 2007 года план
ируется переход на новую систему оплаты труда работников бюджетной сферы, и поэтому одной из самых насущных проблем в российском обществе был посвящен семинар-совещание Министерства образования и науки РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ «Модернизация системы общего образования. Нормативное финансирование и отраслевая система оплаты труда как механизм повышения кадрового потенциала», состоявшийся в Санкт-Петербурге. На совещание съехались 123 участника из 69 регионов
России. Причем 60 с лишним человек представляли органы управления образованием, а 60 — профсоюзы.
- Будет ли учитываться
президентская доплата за классное руководство при расчете отпускных? Входит ли сумма вознаграждения в расчет оплаты больничных листков?
Кампанию клеветы, ежегодно подвергающую сомнению события 9 мая 1945 года, наша газета уже разбирала в прошлом году (см. «УГ»№ 21 за 2005 год). Сегодня нам хочется поговорить не столько о том, какую именно неправду нам в очередной раз рассказывают и будут еще рассказывать о нашей Победе, сколько о том, кто, а самое главное — зачем на нее клевещет.
25 часов экранного времени — цифра солид
ная даже для большого фестиваля. А для киносмотра студенческого, считайте учебного, так и вовсе из ряда вон выходящая. Чтобы придать этой сцене еще большую образность, представьте, что в течение 25 часов вы читаете школьные выпускные сочинения. Или курсовые работы, что, конечно, будет точнее. Сразу оговоримся: читаете совершенно добровольно, никто вас к этому не принуждает. Просто вам любопытно, насколько ребята а) грамотны, б) перспективны, в) талантливы и, наконец, г) что их сегодня вообще волнует. Представили?
Тогда считайте, что в конце апреля вы тоже побывали в Петербурге на V Открытом кинофестивале студентов киновузов и киношкол «Начало».
Разные горы встречаются на путях-дорогах. Особенно запоминаются они солдатам. Им и по равнинной дороге с вещмешком да скаткой-шинелью за спиной, да с оружием на плече нелегко передвигаться. А если взбираться на высоту? Даже без того, чтобы свистели пули, рвались рядом снаряды и мины. Высоты, даже не очень крутые, надолго запоминаются и командирам, и рядовым.
Случались на фронтовых переходах и совсем необычные горы, обозначенные не цифрой, а своим настоящим именем. И горы, можно сказать, романтические, такие, что описываются в романах. Такой была Бургберг...
Президент Российского государственного гуманитарного университета профессор Юрий Афанасьев знаком нашим читателям по публикациям «Поколения Homo faber» («УГ» № 28 от 13 июля 2004 г.) и «В поисках утраченных смыслов» («УГ» № 49-50 от 7 декабря 2004 г.). Речь в них шла о явлении, характерном не только для специального высшего, но почти уже
для всего современного образования: предельной формализации знаний. О так называемой научности, которая настолько оторвана от первородных смыслов, что превращается в нечто абсолютно абстрактное, внешнее по отношению к юному человеку, никак не связывается с его собственным внутренним миром, с его личными представлениями, ощущениями, вопросами.
Родная Школа чиста и нравственна. Но глобализация очень старается осквернить ее лоно. Родную Школу принуждают вводить «новый образовательный курс», который называется по-разному: «Сексология», «Сексуальное
воспитание», «Радикальное половое воспитание». В этом, с позволения сказать, «образовательном курсе» школьникам первого класса (то есть с шестилетнего возраста) предлагаются открытые знания с наглядным восприятием половых органов, «техники» ласки, поцелуев, сношений, выбора партнеров, предосторожности от ранней беременности, аборта и др.
Проект Национального фонда переподготовки кадров «Информатизация системы образования», о котором «УГ» уже рассказывала своим читателям, предусматривает создание в семи пилотных регионах — Республике
Карелия, Калужской и Челябинской областях, Красноярском, Пермском, Ставропольском и Хабаровском краях — свыше шести тысяч школьных команд. Едва ли не впервые за всю историю реформирования отечественного просвещения инициаторы преобразований обратились за поддержкой к непосредственным участникам учебного процесса — педагогам, директорам, детям и родителям. Цель — пробудить активность «сни
зу», вовлечь все школьное сообщество в освоение новых информационных технологий.
Первый
урок Ваське преподал отец. Нечасто они разговаривали по душам. Может, потому что некогда было — батя днем и ночью пропадал на заводе. А может, боялся сказать лишнее, чтобы не навредить «последышу» — тот рос смекалистым и любопытным. Старые фото незнакомых чубатых дедов с шашками в руках да короткие обрывки фраз, произносимые родителями полушепотом, не давали пацану спать спокойно. «Забудь пока», &mdash
; странно сказала мама и, завернув снимки в тряпицу, упрятала по
дальше. Но Васька уже догадывался, что сибиряки они не совсем обычные — из кубанских казаков. Не очень поначалу понимал, почему родственников с каждым годом становится меньше. А в 1937-м отец усадил на телегу семью — жену, четырех сыновей, сложил нехитрый скарб и увез в деревню. Врагов народа в стране хватало, про «казачье отродье» Максименко как-то удачно забыли, и через пару лет они вернулись домой, в Омск.