Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Обзор текущего номера "Учительской газеты" Материалы текущего номера «Учительской газеты»: N20 (10101) / 2006-05-16


Содержание текущего номера «Учительской газеты» — №20 (10101) / 2006-05-16

Новости:
Отступного не будетАттестат для ректораМолодое поколение нас не предастЯ бы в брокеры пошел...Оптимизация — не повод для оптимизмаХоккей против наркотиковИз-за небрежности воспитателя погиб ребенокОн научил танцевать пол-РоссииНовый класс от шахтеровВопрос недели«УГ»-Москва: Расслышать друг друга«УГ»-Москва: Предвидел ли это Дарвин?«УГ»-Москва: Проект от Совета«УГ»-Москва: В столице откроют 26 новых школ«УГ»-Москва: Бактериям не проникнуть!«УГ»-Москва: Виртуальное детство«УГ»-Москва: Иридиада самых маленьких

Учитель года

Как найти дом?

 Или чем заканчивается история заблудившихся друзей

Настоящей «фабрикой» педагогических звезд стала школа №70 города Тюмени. На пятнадцатом региональном конкурсе «Учитель года-2006» она отличилась уж е в третий раз. На самом первом областном конкурсе в 1992 году победу одержала Лидия Русакова. Ныне она директор этой школы и обладательница титула «Лидер образования-2005». В 2004 году лучшим в Тюменском регионе был признан Владимир Некляев, учитель МХК, к тому же ее ученик. На недавно завершившемся конкурсе вновь победа достается их коллеге — учителю русского языка и литературы Ольге Ковалевой.

Письма

Поговорим!

 А как у вас с величием души?

- Да у меня эта школа сидит в печенках! — услышала я горькое признание от своей племянницы Ани, ученицы восьмого клас са. При встречах я всегда интересуюсь ее жизнью. А какая она у четырн адцатилетней девочки? Уроки в школе, «музыкалка», домашние задания... За распорядком дня прилежной, добросовестной ученицы родители очень следят. И все, казалось бы, хорошо. Учится Анечка без троек, сидит часами над книгами, зубрит, пишет рефераты, сдает тесты. Как ни позвонишь, она все какой-нибудь вопросик из школьной программы мне подкинет. Консультирую ее в основном по литературе и русскому языку. Мама, экономист, взяла на себя математику, а уже физику-химию ученице профильного математического класса разъясняет отец.

Портрет

Образцовый оптимист

 Живет в Рязани, работает директором и мечтает, чтобы его сын вырос хорошим чел овеком

На рязанском областном конкурсе «Учитель года», который прошел в начале апреля, «Учительская газета» открыла региональное представительство. Возглавил его Роман Волков, директор 50-й школы Рязани, победитель областного этапа в 2001 году, вице-президент клуба «Учитель года», активный и целеустремленный руководитель. Когда Волков приехал в Москву на Всероссийский конкурс «Учитель года», в кулуарах шутили: «Вот посмотрите, идет будущий министр образования — такой молодой, а уже учитель, да к тому же математик и из сельской школы». Шутки шутками, но полтора года назад Романа Александровича пригласил к себе Владимир Живикин, начальник Управления образования, науки и молодежи администрации города Рязани, и предложил возглавить школу №50. Как и положено в таких историях, образовательное учреждение стояло на грани вымирания — крыша текла, полы проваливались, к абинеты активно заполняли грибки. Волков даже внутрь не заходил, испу гался, что от визита исчезнет мечта — стать директором школы. Он просто посмотрел на здание и сказал: «Да».

Эксперимент

Чем притягивает планета Зима?

 Республика Саха бережет свои интеллектуальные запасы

Три аккуратных светлых тонов домика. Небольшое озерцо. Спортивная площадка. Здесь живут одаренные дети Республики Саха. Они приезжают сюда после того, как доказали свой научный потенциал, победив сначала в республиканских олимпиадах, а затем пройдя специальное тестирование. Они приезжают ненадолго, на какой-либо определенный семинар с участием мирового светила, но регулярно. Попав в базу да нных в классе 5-м, учащиеся, отмеченные особыми талантами в области физики и математики, становятся подопечными физико-математического форума «Ленский край» навсегда. В образовательном пространстве Якутии физика и математика занимают ведущие позиции. Основателем такого повышенного интереса жителей республики именно к естественно-научным дисциплинам является народный учитель СССР Михаил Алексеев. Физико-математический форум «Ленский край» основан указом первого президента Республики Саха (Якутия) Михаила Николаева, после того как в 1999 году удачно прошла Летняя школа. Главные цели форума — развитие и совершенствование физико-математического образования, формирование технической интеллигенции, привлечение талантливой молодежи в научно-исследовательскую деятельность.

Специаль ное образование
< p class='theader'>Особая личность

 Хочет учиться в обычной школе

В 142-й московской школе прошло заседание Российского общественного совета по развитию образования. Темой обсуждения стало образование для детей с ограниченными возможностями. Казалось бы, что может решить одно заседание даже такой уважаемой организации, как РОСРО, даже при участии таких уважаемых людей, как заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы РФ Олег СМОЛИН, председатель Комитета по правам человека при Президенте РФ Элла ПАНФИЛОВА, ректор Высшей школы экономики Ярослав КУЗЬМИНОВ? Оказывается, многое. За одну трехчасовую встречу можно не только обозначить проблемы этой сферы образования, но и наметить пути их решения. И первое — определиться с терминологией. На эту тему было сломано немало копий. Известно, что слово «инвалид» на З ападе считается некорректным. Но кажется, всех примиряет вариант, предложенный Олегом Смолиным: дети «с ограниченными возможностями здоровья». Ибо разве есть ограничения для духа и талантов ребенка?

Директорский клуб

Позиция «чего изволите» — не для меня!

 

В ноябре 2005 года «Учительская газета» обратилась к директорам школ, учреждений дополнительного образования, НПО и СПО, заведующим детскими садами с просьбой написать сочинение на тему «Свою работу люблю, но мне мешает...». И уже в первом номере нового 2006 года было опубликовано первое очень интересн ое письмо, пришедшее из Томской области. Затем, в следующих номерах, появились письма с Урала и из Астрахани («УГ» №7, 21.02.06, №16 18.04.06). По всем этим письмам-сочинениям мы, как и обещали, определяли круг основных проблем, которые мешают директору в его стремлении сделать школу одной из лучших в районе или городе. И, разумеется, принимали меры: звонили на места, привлекали к решению этих проблем всех тех, от кого так или иначе зависит результат. В круге поднятых директорами проблем в основном были вопросы материального характера.

Национальный проект

Заявка на миллион

 У кого больше шансов получить президентский грант?

«Две недели —&n bsp;ни выходных, ни сна, ни отдыха: вместе с боевой командой завучей зарабатывали для школы президентский миллион. Составили заявку — получилось больше тысячи страниц! Теперь ждем результата». Вот такой ответ недавно получила я от знакомого директора школы на вопрос, что у вас новенького. Думаю, многие коллеги его поддержат: по предварительным данным, 103 школы Воронежской области подали заявки на получение президентского гранта. Однако обладателями его станут примерно 50 учреждений образования, которых определит конкурсная комиссия, сформированная Главным управлением образования Воронежской области. Кроме представителей исполнительной власти, в нее входит широкий круг общественных экспертов, в том числе областной Профсоюз работников образования и науки, Комитет по науке и образованию Общественной палаты Воронежской области, школьные попечительские и родительские комитеты и другие общественные организации. Участие общественности в отборе лучши х школ призвано сделать сам конкурс максимально прозрачным. О том, ка к выбрать лучших, я решила побеседовать с начальником отдела образования администрации Бобровского муниципального района Воронежской области Олегом МОСОЛОВЫМ. От этого района заявки подали две школы: МОУ бобровская средняя общеобразовательная школа №1 и МОУ хреновская средняя общеобразовательная школа №1.

Юбилей

На горах, на Воробьевых, есть Дворец для детворы

 Даже во время войны его двери были открыты

1936 год. В Москве в переулке Стопани был открыт городской Дом пионеров. Именно в его стенах произносил свои первые монологи будущий актер и режиссер Ролан Быков. Здесь начинал собирать в ансамбль талан тливых мальчишек и девчонок Владимир Локтев.

Школа

Борщ государственного значения,

 или Столовой требуется имиджмейкер

Среднестатистический ребенок ежедневно проводит в школе 7-8 часов — полноценный рабочий день взрослого человека. Но если здравомыслящий взрослый никогда не забывает о святая святых — обеденном перерыве, то дети в большинстве своем предпочитают «пятиминутную закуску» — гамбургер с газировкой. Или вовсе ходят голодные. Пройдет не так много времени, и голод непременно расцветет «роскошным» букетом самых немыслимых болячек & mdash; от банального гастрита до трагического бесплодия... О том , как вернуть в школу культуру здорового питания, размышляли врачи, педагоги и управленцы, собравшиеся в Госдуме на заседании «круглого стола».

Ваш адвокат

Консультация юриста

 

- Я учитель физики первой квалификационной категории, награждена знаком «Отличник народного образования РФ», имею высшее образование и педстаж 39 лет. В конце 2005 года в связи с увольнением лаборанта мне передали 0,5 ставки лаборанта кабинета физики. По какому разряду должна начисляться ставка лаборанта кабинета физики?

Общество

Так сказал президент

 Из Послания Владимира Путина Федеральному Собранию РФ

Такого еще не было. Впервые за всю историю ежегодное Послание президента Федеральному Собранию обсуждают не только в парламенте и правительстве, но и в каждой российской семье. Сегодня мы публикуем выдержки из выступления Владимира Путина, прозвучавшего в Кремле 10 мая, и предоставляем слово педагогическому сообществу.

Управление: школа для менеджера

Развитие территориальной систем ы образования

 Что и как нужно делать

Есть несколько важных моментов, которые отличают вовсе не безупречные формулировки проблем, приведенные в кейсе, оттого что, к сожалению, часто можно встретить в различных программах «развития образования» той или иной территории.

Социальная защита

Хогварда в отставку!

 От Республиканской школьной академии в Карелии осталась одна вывеска

«У нас был свой Хогвард», — студент Александр Матвеев при разговоре о Республиканской школьной академии не случайно вспомнил знаменитую школу волшебников из «Гарри Поттера». В РША дети из отдаленных уголков Карелии, порой не блестяще учившиеся в своих школах, но имевшие желание заниматься исследовательской и творческой деятельностью, получали возможность реализовать свои способности.

Профессиональное образование

Корпоративный заказ

 Предприятия, которые вкладывают средства в подготовку кадров, надо поддерживать

Два года в Республике Татарстан проводили мониторинг трудоустройства выпускников учреждений НПО и СПО. Оказалось, что по профессии на предприятия идут работать 30-35 процентов. Остальные устраиваются на рынке труда по ситуации, а не в соответст вии с полученным дипломом. В итоге государственные деньги на подготов ку кадров в системе профессионального образования тратятся неэффективно. Но выход есть. О том, как выстроить объективную систему прогнозирования и что нужно делать, чтобы учреждения НПО и СПО развивались, «УГ» рассказал Раис ШАЙХЕЛИСЛАМОВ, министр образования и науки Республики Татарстан.

А вы читали?

Двадцать пять процентов литературы

 А остальное — наука

Антон Молчанов, более известный под псевдонимом Ант СКАЛАНДИС, — писатель-фантаст, руководитель литературно-образовательного проекта «Фаэтон». Цель проекта — напомнить о настоящей научной фантаст ике, возродить ее как особое направление в литературе. А это издание книг, сайт (www.faet.ru), встречи с читателями. Первая книга, роман Татьяны Семеновой «Монсегюр», шла к широкой аудитории с трудом. Люди смотрели на обложку и говорили: «Это что, фантастика? Это на учебник похоже». «Я отвечал, — признается Ант Скаландис, — вот и хорошо, что похоже на учебник». А когда мы пытались продавать эти книги вместе с образовательной литературой, нам говорили, тут написано: «Фантастический роман». Мы забыли, что, когда только появлялись научно-фантастические романы, они были не просто развлекательными, но и познавательными. Это и есть образование в такой увлекательной, игровой форме. О современной научной фантастике и пойдет наш разговор.

Нео публикованное

Шалва АМОНАШВИЛИ:

 Истина Школы

- Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждение воспитателя, остается мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности.

 

Баннерная сеть "Учительской газеты"

В избранное