Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Обзор текущего номера "Учительской газеты" Материалы текущего номера «Учительской газеты»: N21 (10102) / 2006-05-23


Содержание текущего номера «Учительской газеты» — №21 (10102) / 2006-05-23

Новости:
Десятилетие образования стартует в ДумеБез мамы на конкурс не приходи!Игра по-крупному. Ставки растут«Болезни» отрасли вылечит единый налогЗадайте свой вопрос министруСемья России живет в НаходкеСолнце взойдетГ убернатор подарил сельчанам новую школуВ Бауманке энтузиасты не перевелисьЯзык мой — друг мойОдин из тысячиВопрос недели«УГ»-Москва: Опыт героизма требует передачи«УГ»-Москва: За себя и за того, кто рядом«УГ»-Москва: Повезло же сладкоежкам!«УГ»-Москва: Юным москвичам безделье не грозит«УГ»-Москва: «Не ешь, Иванушка, козленочком станешь!»«УГ»-Москва: Это вам не просто палочкой помахать«УГ»-Москва: Что общего у яйца и дилижанса?«УГ»-Москва: Средь шумного бала, случайно...

Урок

Путешествие длиной в страницу

 В географии все возможно

Объединяющее начало. География — это всегда путешествие. Даже если оно протяженностью в одну страницу учебника. Это всегда путь в непознанное, неизведанное и оттого манящее с удвоенной силой. Наверное, именно за эту удивительную возможность шагать по дорогам открытий Галина Михайловна Карпова, учитель школы №511, и выбрала тридцать два года назад своей спутницей геогра фию. И до сих пор убеждена, впрочем, как и любой другой предметник, ч то ее дисциплина — самая интересная, самая важная.

Письма

Сокровенное

 Наша первая весна

Мне очень нравится наша «Учительская газета», я с удовольствием знакомлюсь с каждым новым номером. Иногда использую опыт коллег, часто размышляю о прочитанном. Вот и сегодня я хочу поделиться своими чувствами, переживаниями, надеждами, связанными с весной и, конечно же, с моими новыми учениками. Ведь для учителя первого класса конец учебного года — время особенное! Стоишь ты перед своими маленькими учениками и вглядываешься в их пытливые глаза. Не погас ли в них огонек?

От первого лица

На энтузиазме долго не проедешь

 Количество учителей-подвижников, готовых работать за спасибо, стремительно сокращается

Для Рязанской области институт развития образования — альма-матер всех учителей и мекка передовых педагогических идей. Судите сами — конкурсы, гранты, международные проекты. А возглавляет его Анна КУВШИНКОВА, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель России.

Эксперимент

Все дети гениальны!

 Только не заставляйте ученика-«тополога» спешить

Наконец-то учителя смогут понять, почему Петров на уроке постоянно считает мух и получает двойки, а Иванова неизменно ходит в любимчиках. В Великом Новгороде создана и активно апробируется в школах теория кластеров, или подструктур мышления, которая позволяет вызвать интерес к предмету у каждого ученика! Уникальную технологию придумал заведующий кафедрой психологии местного центра развития образования Илья КАПЛУНОВИЧ.

Сельская школа

Во времена потопа

 Когда все недостатки становятся преимуществами

Кукушка прокуковала, первый день лета был замечательным. На другой — выпал снег. Мы отправились в Хара-Алдан, из которого виден Верхоянский хребет, снежные горы — непременная часть пейзажа за рекой. Из местных там, говорят, никто не был, только охотники. Но на рисунках детей («моя малая родина») обязательно присутствует река, а за ней гора. Как мечта, заметил один из моих спутников. Но нам было не до мечтаний, на Алдане, когда туда добрались, попали в настоящее половодье.

Директорский клуб

Трудовое воспитание неотделимо от г ражданского

 Личное мнение

Четыре года назад мы переехали в здание бывшего детсада, окруженное парком почти в полгектара. Это и есть наш пришкольный участок. Раньше почти десять лет мы жили в помещении вуза, и «своей» земли не было. Старый запущенный парк, заваленный мусором, долго обихаживали всей школой. С гордостью могу сказать, что практически все в нем сделано руками детей. С радостью обнаружили мы на участке редкие для Омска деревья — дубы, лиственницы. Нашли человека, который помог возделать сад. Сейчас в нашем парке живет дятел, прячется в дупле белочка. Это в промышленном районе города!

Здоровьесберегающие технологии

Разыскивается суперродитель

 Чтобы гений не превратился в маргинала, маме и папе придется поработать

Учителя между собой часто шутят: «Мы, наверное, больны — какой нормальный человек за такую зарплату станет давать по шесть уроков в день, проводить внеклассное мероприятие, вешать шторы в актовом зале и бегать двухкилометровый кросс на приз главы управы?» Это обычное состояние людей, которые страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), а иначе говоря, — очень активных, сильных и нестандартных. В развитых странах подобное расстройство научились корректировать. Зачем? Чтобы подобные люди не становились маргиналами — наркоманами, преступниками, а реализовывались в жизни и превращались в успешных бизнесменов или журналистов — людей творческой профессии, предполагающей свободный график работы, иници ативность, активность.

Школа

Турникет для одаренных

 В Снежинске завершилась 40-я Всероссийская олимпиада школьников по физике

Такого количества участников ни одна предыдущая олимпиада на Южном Урале еще не собирала. В Снежинск приехали почти 200 старшеклассников, 60 учителей и 30 членов жюри. Делегации прибыли из всех федеральных округов, а также из Москвы и Санкт-Петербурга. Всех надо было принять, разместить, обеспечить транспортом.

Ноу-хау

Чудо-ярмарка

 Самарская область учится зарабатывать. На интеллекте

- Подходите к нам, посмотрите наш стенд, у нас много интересного, — зазывала посетителей Наталия КОНОВАЛОВА, педагог центра внешкольной работы села Богатое Самарской области. — Я разработала проект «Роль детской прессы», это плод многих лет моего труда. Его цель — успешная социализация подростков через журналистику. Ваши подростки благодаря моему проекту станут успешными, творческими людьми. Цена подходящая.

Ваш адвокат

Консультация юриста

 

- Учитель написал заявление об уходе по собственному желанию в мае 2006 года. На работу был принят 1 сентября 2005 года. Имеет ли он право требовать предоставления ему ежегодного оплачиваемого отпуска?

Общество

Остановить... «анальгин»

 Доброта и мужество требуются тому, кто защищает права детей

Как живется ребенку дома? Как он чувствует себя в школе? Есть ли у него возможность расти здоровым, образованным, развивать свои способности и удовлетворять насущные потребности? Положительные ответы на эти вопросы возможны, если соблюдаются права ребенка. Однако мир взрослых почти не слышит голосов детей. Им, взрослым, и самим сегодня тяжело в этом жестоком, нестабильном мире. Теперь представьте себе, какой же личностью должен быть человек, который поставил своей главной задачей, задачей всей своей жизни: защищать страдающего ребенка.

Управление: школа для менеджера

Развитие территориальной системы образования

 Что и как нужно делать

Прокомментируем содержание кейса (см. предыдущий номер). Характерным является то, что сотрудники аппаратов управления четко разделяют компетенцию образовательных учреждений и органа управления. Орган управления сам по себе не реализует запросы субъектов внешней среды (человека, общ ества, государства), он не осуществляет «формирование ключевых компетентностей», не «сохраняет здоровье детей» и так далее. Это то, что призваны делать образовательные учреждения. И если они этого не делают или делают некачественно, то на это есть разные причины. Есть препятствия, которые должны преодолевать сами образовательные учреждения, а именно — педагоги и руководители, а есть проблемы (другие), которые необходимо решать органу управления образованием.

Социальная защита

Осторожно: экстернат

 Почти детективная история с неожиданным концом

Лицо Григория светилось от счастья. Он даже не обратил внимания, что ведущий, вручая награду, назвал ном ер бывшей школы. На недавнем форуме «Одаренные дети России» Григорий Вахмистров из города Узловая Тульской области занял два призовых места. Устроители торжества в Колонном зале Дома союзов и представить не могли, что лауреат форума Григорий Вахмистров — злостный нарушитель школьной дисциплины, «головная боль» всего педагогического сообщества районного центра. Поведением этого подростка озабочены не только педагоги, но работники милиции, прокуратуры. И вообще он «гроза» и возмутитель спокойствия всего маленького, уютного городка, расположенного недалеко от столицы.

Группа риска

Люди мы или крокодилы?

 Дефицит любви толкает на преступление

В отчетах всяческих ведомств есть, например, данные о количестве пострадавших предпринимателей, а вот о числе несовершеннолетних, подвергшихся физическому, психическому или сексуальному насилию, данных нет. По всей России, не говоря уже про Омскую область, объявленную передовиком положительного опыта по работе с трудными подростками и неблагополучными семьями. В областном суде мне объяснили: существует уголовная статья «убийство», а кто там жертва — ребенок или взрослый — не важно. В трех областных приютах, где не хватает места детям, убежавшим из дома, отказались говорить на тему жестокости родителей, сославшись на недостаток фактов. В бюро судебно-медицинской экспертизы, куда поступают все «криминальные» и неопознанные трупы, сообщили, что в нашей Омской области детям насильственная смерть несвойственна. В крайнем случае они угорают, тонут, «ну или дома падают».

Высшая школа

Европе требуется устойчивость

 На каких китах удержаться образованию?

В марте прошлого года на совещание в столицу Литвы съехались делегаты более чем из сорока стран и представители различных международных организаций. В основном это были специалисты министерств охраны окружающей среды и образования. На этой встрече утвердили Стратегию Европейской экономической комиссии ООН в области образования в интересах устойчивого развития. Разработка стратегии серьезно всколыхнула общественность. Накануне вильнюсского совещания 28 неправительственных организаций выдвинули свои предложения, направленные на ее успешное продвижение и осуществление. Они выразили готовность участвовать в рабочих группах и совещаниях, соде йствовать развитию процесса образования в интересах устойчивого развития, способствовать налаживанию диалога между всеми заинтересованными сторонами. Депутатами Госдумы РФ между тем принято решение провести 25 мая парламентские слушания по этой теме.

Из первых рук

Об утверждении Правил проведения конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей

 

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2006 г. №269 «О порядке распределения и предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату денежного поощрения лучших уч ителей» приказываю:

Неопубликованное

Шалва АМОНАШВИЛИ:

 Истина Школы

«Чем больше узнаю я природу, тем больше изумляюсь неподражаемым делам Создателя» (Луи Пастер). «Религия и наука нисколько не исключают друг друга» (Макс Планк). «Именно мои работы привели меня к Богу, к вере» (Антуан Анри Беккерель).

Непрочитанное

Во дни тягостных раздумий

 Или проблема культуры речи в производственно-техническом обучении

Рассказы Пантелеймона Сергеевича РОМАНОВА (1884-1938) до сих пор не изучают в школах. В 1920-х годах они были крайне популярны, в 30-50-х фактически запрещены, позднее забыты, в 80-х многие из них были переизданы, прокомментированы и благополучно забыты вновь. Такие дисциплины, как социальная психология или культурология бытовой повседневности, спокойно обходятся без этого богатейшего не только литературного, но и фактического источника, а каждая новая школа социального воспитания начинает свои красивые и безграмотные эксперименты над русским народом без всякого учета опыта предшественников. Не пора ли остановиться и почитать, ну хоть романовские рассказы, они ведь не только смешны, но и весьма поучительны, а в чем-то даже парадоксальны.

Навигатор

«Воруют!» – радовалась Екатерина Вторая

 

Наш книжный корабль плывет дальше. Море педагогической книги не умаляется, а только становится больше. Сегодня — рецензии еще на три новинки, три новые «капельки», пополнившие это море в нынешнем году.

«УГ»-Москва: Школа и город

Подготовка к новому учебному году — не аврал

 Это с истема продуманных действий

Обычно мы знаем, к акие решения принимает правительство Москвы по тому или иному поводу. Однако очень интересно, как идет обсуждение на заседании правительства, которое предшествует этому решению. Начиная работу над московскими выпусками «Учительской газеты», мы обещали, что все педагоги смогут побывать на таких заседаниях. И свое обещание выполняем. Столичное правительство рассмотрело вопрос «О ходе подготовки образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы к новому 2006-2007 учебному году». Основной доклад сделала руководитель Департамента образования Любовь Кезина. Содоклад — заместитель председателя Комиссии Московской городской Думы по науке и образованию Татьяна Потяева. В заседании принял участие министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.

«УГ »-Москва: Наука

Эпистемотека со знаком качества

 Никто не должен остаться в стороне

В Москве очень серьезное значение придают сотрудничеству школы и науки. Особое место в разработке новых форм, методов, инновационных подходов занимают ученые Института инновационных стратегий развития общего образования. Не случайно в рабочую группу по выработке проекта школы будущего вошел директор института Юрий Громыко. Каким представляют ее сотрудники института? Об этом они рассказывают сами.

 

Баннерная сеть "Учительской газеты"

В избранное