Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Обзор текущего номера "Учительской газеты" Материалы текущего номера «Учительской газеты»: N16 (10097) / 2006-04-18


Содержание текущего номера «Учительской газеты» — №16 (10097) / 2006-04-18

Новости:
У столичного образования юбилейОбеды станут бесплатнымиПобеда осталась за студентамиСмотр лучших методических сил России продолжается!Поэзия сталинской эпохиУ сельских учителей будет свой «угол»Ненецкие школьники смогут учиться в элитных вузахИнтернет до Москвы доведетСлушайте «Голос моря»!Тарифы на доставку прессы замороженыВопрос недели«УГ»-Москва: И здоровью нужен паспорт«УГ»-Москва: Москва и Петербург хотят обменяться выпускниками на день«УГ»-Москва: «Я знак бессмертия себе воздвигнул»«УГ»-Москва: Дом, который построил Ленин«УГ»-Москва: Авторская песня молодеет«УГ»-Москва: Соловей оперной сцены«УГ»-Москва: Забвение отступило

Урок

Живопись, которую слышат

 Открываем поэзию Тютчева

Юбилеи все отмечают по-разному. Клуб «Учитель года Санкт-Петербурга» решил отметить 105-летие одной из старейших гимназий города — №166 удивительным проектом: «Талантами измеряются успехи цивилизации», где в качестве талантов выступили победители и лауреаты конкурсов «Учитель года Санкт-Петербурга» и «Учитель года России». Лидеры конкурсного движения представили целую палитру открытых уроков. На один из них, урок литературы в восьмом классе, отправимся и мы. И начнется наше поначалу робкое путешествие с легкого, скользящего шага в сторону поэзии. Прислушаемся, немного склонив голову, к словам неизвестного мудреца: «Поэзия — это то, что остается в нас после того, как забыты слова».

Письма

Поговорим?

 Будет ли счастливо поколение ИКС

Счастье не в том, чтобы много иметь, а в умении радоваться тому, что имеешь. Примерно таким был лейтмотив многих писем, пришедших в ответ на одно из моих обращений к читателям. Об умении извлекать радость из каждого дня, несмотря на все невзгоды и тяготы жизни, написали Рамзия Хайрварина из Белебея, Геннадий Богаткин из Вязников, Галина Зотова из села Штанаши, что в Чувашии, и другие наши читатели-оптимисты. Их советы, пожелания были опубликованы и, надеюсь, послужат добрым примером для всех. Нашлись, конечно, и другие авторы, сетующие на то, что в жизни совсем нет поводов для радостей и восторгов.

Эксперимент

Выбираем здоровье!

 Главное — не инновации, а качество

От системы образования в городе, где четверть улиц носят имена Горького, Тургенева, Чехова, Гоголя, Чайковского, невольно ждешь чего-то необычного. Насколько оправдано такое предположение, можно проследить на примере подмосковного Ступино. Именно здесь улицы с такими названиями составляют половину города.

Школа

Звезд ы: реакция соединения,

 или Наука, которая объясняет мир

Пыль столбом. По потолку волокут — рельсы, что ли. «Не рухнет?» — осторожно спрашиваю заместителя директора 818-й Зою Алексеевну Блинову. Уныло, неприютно, стыло. Одним словом, капремонт. — Обратили внимание на интересное объявление на дверях туалета для мальчиков, — Зоя Алексеевна умеет быстро спустить с неба на землю: — «По поводу курения — будете иметь дело с Челноковой Еленой Анатольевной». — ...У нас был мальчик Женя Пожарский. Вспоминаю смешную реплику рабочих, когда по приглашению общества трезвости ребята выступали на заводе: «Давай-давай, Женя: если раньше Пожарский спас Россию, ты сейчас спаси от пьянства!»

Директорск ий клуб

Ученики голодные?

 Зато планы большие

Прочитала письмо директора Сасыкольской школы и схватилась за голову. Честно говоря, за двадцать лет работы в «Учительской газете» я впервые сталкиваюсь с подобными фактами. Ну в самом деле, это ведь уму непостижимо, сколько сил надо затратить, чтобы организовать на должном уровне образовательный процесс в 11 корпусах! Лично я склоняю голову перед мужеством и трудолюбием Раисы Ивановны и всех учителей, на долю которых выпала такая задача. На мой взгляд, особого уважения достойны и дети. В таких условиях стремиться к знаниям!

Дошкольное образование

Диплом для выпускника... детсада,

 или Кому нужна «предшкола»?

Ничего в своей жизни я не видела более трогательного, чем утренники в детском саду. Под громкие уверенные аккорды знакомой мелодии, какой-нибудь «По малину в сад пойдем», нарядно одетая воспитательница чинно вводит в зал робко семенящих за ней малышей. Девочки с вплетенными в волосы бантами — в бархатных и атласных платьицах, причесанные мальчики — в крошечных мужских костюмах, в белоснежных рубашках, застегнутых галстуком-бабочкой. Пожилая аккомпаниаторша делает знак детям — и в ответ раздается хор старательных нестройных голосов. В этой песне, в этих нарядах, в самой атмосфере праздника столько любви и тепла, что даже немногочисленные папы порой смахивают с глаз скупую мужскую слезу. Удивительно, что за последние годы ст олько всего изменилось вокруг, а вот эта атмосфера праздника осталась такой же, как в нашем детстве. Может быть, потому, что на фоне ряда перемен, коснувшихся детских садов, так же, как и всего общества в целом, неизменным осталось одно — доброе отношение воспитателей к детям.

Музейная педагогика

Татьяна из Забукварья

 Путешествие в Сказку

...Таких женщин уже просто не бывает. То ли в 20-х годах прошлого века остались, то ли в 60-х, а может, и вовсе лишь в дореволюционной России им место, в монастырях...

Ваш адвокат

Консультация юриста

 

- Обязан ли учитель готовить методическую документацию по своему предмету?

Общество

Бизнес готов к инвестициям, но...

 

Тема сотрудничества образования и бизнеса стала сегодня чрезвычайно популярной. Одна за другой проходят конференции, где разгораются жаркие споры. Правда, спорят не о том, долж ен бизнес помогать или не должен, а о том, как помочь ему самому. Ведь до сих пор государство не ударило пальцем о палец, чтобы хоть как-то сделать привлекательным процесс не только благотворительности и меценатства, но даже инвестирования, к которому всех призывает. По сути дела, бизнесмен, вложивший деньги в образование, пока не имеет никаких привилегий. Чтобы решить проблему на законодательном уровне, Совет Федерации провел конференцию «Приоритетные национальные проекты: партнерство государства и бизнеса».

Управление: школа для менеджера

Развитие территориальной системы образования

 Что и как нужно делать

Отмечая запросы федерального органа управления образованием, работ ники муниципальных органов, как правило, ссылались на Концепцию модернизации российского образования, однако затруднялись при детализации запросов на «доступность качественного образования», «эффективность использования ресурсов» и «сформированность ключевых компетенций». Чаще всего сотрудникам муниципальных органов образования не удавалось внятно назвать приоритетные запросы государственного органа управления образованием субъекта Федерации. Почти всегда они формулировались как требования к деятельности руководителей образовательных учреждений, а не как требования к результатам и условиям оказания образовательных услуг.

Социальная защита

Производственная драма

 Теперь все надо начинать сначала

Большеглазый худенький паренек протягивает мне руку для приветствия. Машинально жму колючую мальчишескую ладошку и чувствую... Кисть почти квадратная — все пальцы одного размера. Как будто их ровняли по линейке. — Ровняли, — опускает голову Саша Лампей. — Только не по линейке, а по циркулярной пиле. Отводит глаза. Плакать ему стыдно — все-таки уже 16. Но очень уж обидно. Рабочие руки — вот и все богатство, которое есть у мальчишки. И профессию он выбрал в 46-м омском профучилище такую, где нужны чувствительные пальцы, — монтаж, контрольно-измерительные приборы и автоматика...

Здоровье

Новый образ жизни

 В городе корабелов совершили переворот... в сознании

Северодвинск — город корабелов, центр атомного судостроения. Недавно здесь прошли торжества по случаю празднования 100-летия подводных сил России. Об этом событии напоминают на улице красочные плакаты. Для приезжего человека многое в диковинку в этом небольшом городке на берегу Двинского залива. Наверное, летом здесь замечательно, особенно если поселиться в гостинице, находящейся на острове Ягры. А сейчас вид огромного белого пространства, уходящего в Арктику, внушет какое-то невольное почтение к жителям города. Поморцы-северяне вовсю катаются в эти весенние дни на лыжах. Мне стало казаться, что это самый распространенный вид спорта здесь (так много лыжников встречалось на заснеженных стадионах). Но я ошиблась. Хотя сказать, какой вид спорта наиболее популярен в город е корабелов, я не берусь. На мой вопрос разные люди отвечали по-разному. Несколько раз звучало — «теннис». Видимо, потому, что в конце марта в городе проходил ежегодный турнир на Кубок мэра среди команд северо-запада России. Команда Северодвинска во главе с мэром Александром Беляевым оказалась в числе призеров.

Неопубликованное

Шалва АМОНАШВИЛИ

 Истина Школы

Дирекция школы устроила соревнование среди своих учеников всех классов: кто бросит курить, получит в подарок диктофоны и плееры. Конкурс практически провалился.

Форум-2006

Деловая программа Российского образовательного форума-2006 «Современное образование и экономика знаний»

 Десятый юбилейный Российский образовательный форум пройдет с 25 по 28 апреля 2006 г. в Культурно-выставочном центре «Сокольники»

Традиционно, с утра до вечера в шести конференц-залах КВЦ «Сокольники» будет проходить Деловая программа Российского образовательного Форума, которая предусматривает самое активное участие широкой общественности в обсуждении актуальных вопросов образования. В рамках Деловой программы состоятся многочисленные конференции, семинары, «круглые столы», мастер-классы, презентации, творческие мастерские, открытые уроки. Традиция Форума – проведение финала Конкурса инно вационных разработок. Молодые, но уже хорошо зарекомендовавшие себя мероприятия – Всероссийское родительское собрание, Детско-юношеский Фестиваль «РОСТ» и Конкурс русских школ российского зарубежья. Впервые организованы на Форуме-2006: Ассамблея российской общественности по вопросам образования, Международный молодежный саммит, Инвестиционный салон Российского образовательного Форума. Достижение 10-го юбилейного Форума в том, что разработки и проекты, представленные в его деловой программе, помимо экспертизы профессионалов, специалистов в области образования, проходят и открытую общественную экспертизу. Уже на Форуме–2005 каждый пришедший на выставку мог отдать свой голос за понравившуюся ему разработку, ведь презентации участников конкурсной программы были открыты для всех, а для удобства посетителей в фойе конференц-залов были установлены большие мониторы, на которых в параллельном режиме демонстрировались презентации участников. На Форуме-2006 общественная экс пертиза будет организованна более широко. Проводить ее будут сами уча щиеся, их родители, представители общественных организаций, бизнес-структур. Таким образом, Конкурсы, проводимые в рамках деловой программы Форума, это реально сложившиеся институты не только профессиональной, но и общественной экспертизы.

Навигатор

Ключевская сопка,

 или Нет серьезней дела, чем игра

Январь, февраль, март... Более трех месяцев длится 2006 год, но за это время уже достаточно выпущено книг по педагогической тематике. В Государственной научной педагогической библиотеке имени К.Д.Ушинского не покладая рук продолжают обрабатывать их, вносить в каталоги. Этот выпуск навигатора подготовлен благодаря ее сотр удникам.

«УГ»-Москва: Школа и город

«Да будет град!» — сказал Лужков

 И он на самом деле будет

В прошлом номере «УГ»-Москва» мы привели слова мэра Лужкова относительно того, что школьники должны изучать простые, но очень важные вещи. Например, откуда берется электричество, что представляют собой простые сантехнические устройства, как подается в квартиры вода и так далее. Конечно, все поручения Юрия Михайловича его команда выполняет быстро и точно. Но вот тут слова мэра совпали с результатами многолетней работы, которую вели педагоги, управленцы, депутаты. Резу льтаты эти таковы, что практически готов масштабный проект под назван ием «Город науки, инноваций, технологий и промышленности».

«УГ»-Москва: Общество

Никто не возражает против модернизации

 Однако ее идеи не овладевают массами. Почему?

В самом деле, почему благие идеи, предложения и планы не подхватываются широкими педагогическими массами (не говоря уже о широких общественных кругах), почему народ приходится убеждать в том, что модернизация принесет пользу, осчастливит всех и сразу? И почему, скажем, в Москве разработанные педагогами программы принимаются всеми и реализуются на практике последовательно, полно, так, как изначально задумывалось, а на федеральном уровне приходится все время перекраивать содержание реформирования, отказываясь от одного и предлагая другое? Суть происходящего всяк объясняет по-своему, есть своя точка зрения на этот счет и у известного ученого, доктора психологических наук Юрия Громыко. Точка зрения, с которой познакомились педагоги, управленцы, ученые и общественные деятели во время рассмотрения проекта программы «Столичное образование-4».

 

Баннерная сеть "Учительской газеты"

В избранное