Его сумела зажечь в сердцах учеников Лариса Бакланова
К древней Рязани меня притягивает какая-то магическая сила. Но если посмотреть на это философски, становится понятно: моя родная Калуга и Рязань, как две сестры, согревающие сердце России. Рязанцы и калужане — потомки древних вятичей, их роднит задумчивая Ока, красота берегов которой вдохновляла на творчество многих русских художников и к
омпозиторов, писателей и поэтов.
В эти дни третья школа подмосковного города Долгопрудного отметила
75-летний юбилей Ларисы Витальевны Козарь — отличника народного образования. Она основатель и бессменный руководитель школьного мемориального музея Героя Советского Союза Николая Гастелло. Сегодня, моложавая и энергичная, Лариса Витальевна продолжает поисковую работу с очередным поколением юных следопытов.
Абсолютным победителем конкурса «Лидер в образовании-2005» в номинации «Лидеры органов управления образованием» стал министр образования и науки Астраханской области Виталий Гутман. Он пошел на конкурс затем, чтобы Астраханскую область
заметили, перестали путать с Архангельской, чтобы она получала инвестиции. Участвовать во всех конкурсах и побеждать — к этому он призывает всех коллег. Тем, кто говорит, что это сложно, теперь приводит в пример себя: сложно, но можно.
Десант состоял из знаменитой пятерки. Все они в свое время принимали участие во Всероссийском конкурсе «Учитель года». Самый звездный — Олег Парамонов, преподаватель русского языка и литературы из Брянска, победивший на конкурсе в 1993 году. Москвичка Юлия
Марчук — его коллега. Прошлой осенью на финале в Калининграде она все дни шла на равных с Иваном Иоголевичем, ей не хватило совсем немного, чтобы вырвать у него победу. Дима Рытов не только обучает в Санкт-Петербурге малышей игре на народных инструментах, которые сам и мастерит, но и пишет замечательные учебные пособия для преподавателей своего предмета. Глеб Мочалов, занимаясь с московскими детьми керамикой, соединил на своих занятиях информатику и технолог
ию. А Александр Мальцев из Кротовки Самарской области считает, что фи
зика — наиглавнейший предмет. Работает он со своими учениками только в интерактиве. Они ехали на неделю в финско-русскую гимназию в Хельсинки, которой руководит, если вы внимательно читаете наши публикации, то помните, влюбленная в русскую литературу и искусство Серебряного века Лийса Похъелайнен (см. «УГ» №51 от 20 декабря 2005 г.).
Образовательное пространство можно сделать по-настоящему единым
Для того чтобы сохранить на селе социальную сферу, под одной крышей объединяют различные структуры — школу и детский
сад, школу и сельский Дом культуры, детский сад и сельскую амбулаторию. Но зачастую это формальные, не имеющие внутренних связей объединения. Фактически не одна, а две-три и более организаций, которым приходится терпеть друг друга.
По нынешним временам мою семью, наверное, назвали бы многодетной: Денис, Даша, Алла. Они уже взрослые, но пока не торопятся делать меня бабушкой, хотя я жду. Принято думать, что лучшие руководители — это одинокие люди, у которых нет ничего, кроме работы. Моя жизнь складывается
из семьи и школы. Рискую навлечь на себя гнев трудоголиков, но семья
— важнее. Она основа всего, и школы тоже, особенно такой, как наша — семейного типа.
Совершенствование
кадрового потенциала администраторов образования набирает обороты
В ближайшие недели около пяти тысяч директоров школ и руководителей муниципальных органов управления образованием получат персональные ноутбуки со специальным «управленческим» софтом. Инициаторы проекта рассчитывают, что это позволит поднять школьный менеджмент на качественно новый уровень.
Реформы должны улучшать систему образования, а не ухудшать ее
Пять лет назад губернаторы, чиновники, представители образовательного и бизнес-сообщества уже собирались в Георгиевском
зале Кремля, чтобы обозначить проблемы и определить пути развития образования. По итогам заседания были приняты поручения правительству, Администрации президента. Поэтому недавнее заседание Госсовета под тем же названием с полным правом можно считать проверкой домашнего задания: что сделано, какие уроки не выучены и в «какую сторону» развиваться отечественному образованию в следующую пятилетку?
- Я бывший учитель, ныне пенсионер. Недавно прочитал в одной газете юридическую консультацию и был очень удивлен. Пенсионерка пишет, что при выходе на пенсию в 1991 году ей засчитали годы обучения в вузе, и спрашивает, почему же теперь это
время не засчитывается. Я же выходил на пенсию по выслуге лет в 1992 году, но годы учебы в вузе мне не засчитали. Только при оформлении пенсии по старости в 2000 году пять лет вуза мне были засчитаны. Выходит, что в течение 8 лет я получал заниженную пенсию? Могу ли я предъявить счет в пенсионный отдел?
Есть всего две профессии на свете, чьи представители должны пользоваться непререкаемым авторитетом, — учителя и врачи. Если не верят учителю, то не будет веры никогда и никому. Если не верят медику, нет надежды на то, что жизнь будет продолжаться,
во всяком случае, в отмеренный Богом срок. Вот только вера в этих всемогущих людей в последние годы становится все слабее у большинства людей, и эта тенденция весьма опасна, поскольку грозит возвращением к первобытному строю в отношениях между людьми, только на новом, современном уровне.
Макроокружение можно подразделить на следующие составляющие: экономические, политические, социальные, законодательные, национально-культурные, религиозные, демографические, природно-географические, научно-технологические. Приведем примеры того, как некоторые из них влияют на образование.
Учителя продолжают оставаться одной из самых уязвимы
х социальных групп населения. В отпуск дальше собственной дачи многие не ездят, так как финансовые возможности не позволяют, поболеть тоже не удается, поскольку на лекарства зарплаты не хватает, а для того, чтобы уйти на пенсию по выслуге лет, часто еще и приходится доказывать государству, что ты имеешь право на эту самую — грошовую! — пенсию. Причем в суде. Долго и нудно. Иногда не бесплатно. С нервами и бессонницей. Бюрократическая машина в нашей стране, увы, работает бесперебойно.
В конце 2004 года министр образования и науки РФ утвердил план мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования РФ на 2005-2010 годы. О том, что может сделать педагогический вуз, чтобы приблизить российскую модель к европейской, размышляет проректор по учебной работе Московского педагогического государственного университета Илья ВАЩЕНКО.
Киносезон-2005
можно считать закрытым. В январе обрели новых хозяев «Золотой орел» (премия Национальной академии кинематографических искусств и наук России) и «Золотой Овен» (награда региональной кинопрессы). Чуть позже в честь своих триумфаторов протрубил победный клич «Белый слон» — премия Гильдии киноведов и кинокритиков России. Последнее слово было за «Никой» — старейшей кинопремией России. Взма
хнув крыльями уже в девятнадцатый раз, она огласила свою волю, подвел
а черту и опустила занавес, определив 2005 году и его героям надлежащее место в истории.
Шалву Амонашвили представлять
не надо. Он верный друг «Учительской газеты» и постоянный наш автор. Несколько лет назад Шалва Александрович предоставил «УГ» право первой опубликовать свои книги «Улыбка моя, где ты?», «Почему не прожить нам жизнь героями духа?», «Без сердца что поймем?». С этого номера мы начинаем публикацию нового его произведения — «Истина Школы».
Вечер
опускался на шумную Покровку Нижнего Новгорода. Мимо спешили прохожие, торопясь с работы домой и попутно закупая подарки к предстоящему празднику. И не было им никакого дела до симпатичной, чуть прихрамывающей девушки, затерявшейся в этом людском потоке. А между тем на тренировку в бассейн шла многократная чемпионка России по плаванию, рекордсменка нашей страны, неоднократная победительница чемпионатов Бельгии, Франции, Украины, Голландии, победитель Кубка
Европы в эстафетном плавании, чемпионка Европы 2005 года и бронзовый
призер чемпионата мира в 2002 году Татьяна УТЕКИНА.
Почетный гражданин Москвы воспитал настоящую интеллигенцию, которая составляет славу страны
Журналист не должен публично признаваться в любви, в этом кто-то может усмотреть предвзятость его материалов. Но я не боюсь признаться: люблю Леонида Исидоровича Мильграма, и когда встречаюсь с ним, душа переполняется такой радостью, будто это очень близкий, дорогой человек. Особой идиллии в наших отноше
ниях не было никогда: однажды Мильграм подписал письмо в защиту тех, кого я критиковала за негодные учебники. Для него это была корпоративная солидарность, он поддался уговорам коллег, для меня — сильное разочарование, мне ведь всегда казалось, что принципиальнее Мильграма нет человека на свете. Говорю это потому, что и на солнце бывают пятна, и идеальный герой иногда совершает поступки, которые могут удивлять.
Максимум доступности в образовании &mda
sh; великая мечта
Всем ли доступно наше обще
доступное образование? На этот вопрос попытались ответить ученые Российской академии наук во главе с доктором социологических наук, директором Центра социологии образования, науки и культуры Института социологии РАН Давидом Константиновским, которые провели по предложению Национального фонда подготовки кадров в 2004-2006 годах масштабное исследование в трех регионах России. Каким было это исследование, кто в нем участвовал и какие выводы удалось сделать? Отвечает Давид КОНСТАНТИНОВСКИЙ.