Управление предприятием, организацией, фирмой (далее — предприятие) — это целый комплекс управленческих задач, решать которые приходится с определенной периодичностью: ежечасно, ежедневно, ежемесячно и т. п.
В сфере управления предприятием задача построения оптимальной системы оплаты труда и непосредственно сам расчет оплаты труда персонала, как находящегося
в штате предприятия, так и внештатного, являются одними из важнейших задач, которые требуют решения каждый месяц на регулярной основе.
Все большее число руководителей российских предприятий понимают, что расчет вознаграждения за труд должен быть регламентирован и упорядочен. Иначе говоря, рассчитывать оплату труда необходимо по утвержденным системам, по установленным внутрифирменным правилам. Для улучшения «управленческого климата» в таком важнейшем вопросе, как систематизация оплаты труда,
не имеют значения ни вид деятельности предприятия (будь то производство, торговля, сфера услуг, в том числе консалтинговых), ни форма конечного товарного продукта (промышленная/продовольственная продукция, работа или услуга, в том числе услуга консультационного характера).
В связи с вышесказанным в данной сфере управления возникает два естественных вопроса: Почему эта задача относится к разряду важнейших? Почему ее решение постоянно приводит к напряжению, к проблемам во взаимоотношениях
с персоналом и как этого избежать?
Одной из важнейших она становится потому, что нельзя разорвать основные звенья производственной цепи «труд ? продукт труда, приносящий прибыль, являющуюся конечной целью любого предприятия ? оплата продукта труда».
Если эта цепь разрушена и нет оплаты труда, то ? нет наемных работников ? нет процесса труда ? нет конечного товарного продукта (работы, услуги) ? нет финансовых ресурсов для поддержания и продолжения деятельности предприятия.
Такая область взаимоотношений руководителей предприятия и наемных работников, как труд и его оплата, очень часто, если не постоянно, приводит к напряжению, к проблемам во взаимоотношениях руководителей с коллективомнаемных работников, в том числе потому, что первые не придают должного значения систематизации данной сферы отношений с персоналом: платим — и хорошо. Это и является началом напряженности или конфликта во взаимоотношениях руководителей и работников предприятия. В чем возможная причина
таких дискомфортных отношений?
С одной стороны, у руководителей многих предприятий нет достаточных профессиональных знаний, времени, специалистов или достаточного финансирования для привлечения профессионала со стороны на договорной основе (на условиях аутсорсинга), чтобы создать эффективные, грамотные производственные отношения: персонал работает — предприятие оплачивает труд работников по утвержденным правилам, возведенным в ранг внутрипроизводственного (внутрифирменного) закона.
C другой стороны, персонал, работники, как правило, склонны считать (по их представлению о справедливой оплате или по их самостоятельным расчетам), что им недоплачивают или оплачивают не весь труд, не все отработанное время, не учитывают тяжелые условия труда или сложность отдельных трудовых операций, игнорируют интенсивность работы, сезонные трудности в организации трудового процесса и т. д. Поэтому необходимо найти любые средства (или время, или специалистов внутри предприятия, или финансовые ресурсы для
привлечения консультанта-разработчика со стороны на условиях аутсорсинга) для разработки и введения в действие системы (методики) оплаты и стимулирования труда работников предприятия, то есть для установления четких внутрипроизводственных (внутрифирменных) правил, по которым производится вознаграждение за труд.
Напряжение, неприятие, непонимание в отношениях с работниками любого уровня квалификации, любой профессии могут возникнуть даже при введении самой совершенной, прогрессивной, ориентированной
на учет интересов трудового коллектива или/и каждого работника системы оплаты и стимулирования труда.
Но это временное явление. За несколько месяцев происходит привыкание, приспособление к новым условиям оплаты труда (новым правилам), а в дальнейшем — понимание и принятие основных положений новой системы, особенно если она введена приказом, предусматривающим ее поэтапную корректировку в процессе экспериментального внедрения, например через два-четыре месяца работы, на основе рациональных предложений
и замечаний руководителей структурных подразделений первого и второго уровней управления предприятием.
Какой бы деятельностью ни занималось предприятие, для совершения трудового процесса работникам нужно предложить убедительную, аргументированную мотивацию.