Страх и надежда Однажды на старом Арбате взорвался грузинский ресторан. Об этом писали в газетах. Одни говорили, что причиной взрыва была утечка бытового газа, другие считали, что причиной утечки газа были криминальные разборки. Я работал рядом с этим местом. В тот день мы с женой и дочерью находились на Арбате. За полчаса до взрыва мы прошли мимо этого ресторана. Мы просто гуляли, а на следующий день я узнаю, что
ресторан разрушен и погибли два человека. Я испугался. Взрывы и смерть в городе. Чувствуешь свое бессилие и незащищенность. Сотни метров вниз, сотни метров вверх, а по сторонам километры домов - все это творение рук человеческих, торопливых и несовершенных. Мегаполис с его постоянными техногенными катастрофами обостряет чувство незащищенности и тревоги. Бесконечно движение города и постоянная зависимость моей жизни от других людей рождает страх. Страх - это сильное оружие. Страх перед машинами, перед
людьми, перед неопределенностью завтрашнего дня. Страх быть брошенным, страх потерять работу, страх стать инвалидом, страх велик и он везде. Страх принуждает человека защищаться, защищаться от мира и от людей. Это оборачивается тем, что человек замыкается в себе, остается один в своем собственном мирке. Страх закрывает двери. Страх перед другим человеком парализует соучастие, сострадание, активность. Он рождает одиночество. Одиночество - продукт страха. Страх рождается мгновенно. Любое действие мира на нас приводит
к страху и к автоматической защите. Он овладевает нами, руководит нашей волей, сковывает разум. И мы становимся рабами. Рабами страха. Найдется ли человек, который не испытывал этого? Каждый, даже самый благополучный человек, имеет свое уязвимое место. Уязвимое место - это открытое место. Открытость равна незащищенности. Как же так получилось, что открытость миру становится источником опасности, становится нашим врагом? Открытость миру делает нас уязвимыми. Все мы хотим быть открытыми навстречу судьбе и в то
же время боимся вторжения в нашу жизнь. Это противоречие ослабляет нас, мы становимся уставшими. Поэтому в городе все выглядят уставшими. Усталость - это не физиология, это состояние духа, подавленного страхом. Страх рождает усталость, усталость делает нас рабами. Что может освободить нас? Что даст нам уверенность? Многие считают, что нас спасет сила, нас спасут замки и двери, и валютные счета в банках, и высокие заборы вокруг коттеджа. Я ничего не имею против заборов вокруг дома, я против заборов внутри нашего
сознания. Не являются ли эти замки лишь ярлыками страха? Мы закрываемся, вооружаемся, но вот что-то происходит, какое-то неожиданное событие - и оно разоружает нас, оказывается, мы были к нему не готовы. Мы ругаем себя за это и начинаем все сначала. Зачем? Что может дать нам уверенность в то время, когда реальность нас разоружает? Это упование или надежда. Мужественное упование. Нужно признать себя безоружными, поскольку реальность положительна к нам. Упование на эту положительность дается с трудом, оно совсем
не инстинктивно, напротив, нужно учиться, чтобы видеть в реальности доброе. С надеждой мы вступаем в брак, с надеждой идем на новую работу. Надежда по природе своей положительна. Если бы у меня не было надежды, я даже не нашел бы в себе сил подняться с постели сегодня утром. Надежда - это добровольная открытость Другому. Ожидание его, ожидание его участия в моей жизни. Это требует мужества, героического усилия - нужно ведь открыться и поставить многоточие в своей судьбе, чтобы другой завершил меня, реально
поучаствовал в моей жизни. Надежда - это открытость к соучастию Другого в моей судьбе. Это страшно. Кто он - этот Другой? Что как он себя поведет? Ведь когда моя незащищенность выставляется напоказ, я уязвим. Это тот момент, когда я отдаю себя судьбе до конца. Отдавая себя, я вновь получаю себя изменившимся. Страх проходит. Пробуждается новое понимание мира как доброго присутствия, мудрецы древности называли это «рукой Божией». «Рука Божия» - это надежда. Надежда противоположна страху. Надежда делает уязвимость
и безоружность великим оружием, ибо имеющий надежду, имеет свободу.