Рецензия на фильм Скорсезе “Отступники” (The Departed)
Вопрос: откуда такое негативно-дерьмовое отношение к российскому кинематографу, почему голливудскую жвачку смотрят во всём мире и давятся от восторга, а российские шедевры катят только 1 января, когда все спят вповалку под прогоревшими за ночь ёлками или отмываются от новогодней блевотины в блюде с маринованным рассолом? Ответ: Голливудская жвачка – это сытно, полезно, интересно и круто. Любой российский шедевр – гнусно, дёшево, глупо, тупо и аморально. В Голливуде есть такие красавчики,
как ДиКаприо и Николсон, у нас есть Хабенский с лицом, изображающим не то вселенскую скорбь, не то плакат с надписью “пленникам Бухенвальда вечная память”. В Голливуде имеются Тарантино и Скорсезе, в Москве интеллигентно - вороватая пьянь достигшая той самой степени “художественного профессионализма”, когда с полным правом можно сказать: “ша сниму”. Ответ. Ответ прост: если у нас лепят шедевры, то в Голливуде появляются, и появляются довольно часто, такие фильмы как “Авиатор” и “Отступники”.
Римейк.
Отступники – это римейк китайского фильма “Двойная рокировка”. К чести Скорсезе будет сказано, что римейк в данном случае – не то, чем занимается каждый божий день со своими директорами болгарское мосьё Киркоров. Скорсезе взял сценарий не слишком популярного на западе фильма, убрал из него всю азиатскую “экзотику”, добавил юмора, известных лиц, матерщины, экзотики американо-ирландского толка, жестокости, цвета, долларов и голливудского лоска. В итоге фильм получился гораздо качественнее
и приятнее, чем оригинал – сырая, в общем – то, вещь. Если уж и проводить аналогии, то “Рокировка” (другое название фильма “Не с той ноги”) – это китайский полуфабрикат, “Отступники” же, в свою очередь (другое название “Трупы”) – вкусное и уже готовое к полноценному потреблению блюдо. Девиз фильма – вообще никого ни хрена не жалко. Очень брутальный и жесткий фильм. Никаких нежностей и философии. Всё предельно цинично и до безобразия кровопролитно. Кровопролитно до такой степени, что исподволь у создателей получилась
настоящая драматическая лента. Так что, в отличие, например, от “Шакала”, “Кинг Конга”, “Омена” и “Жанны Д’Арк”, “Отступники” действительно получились гораздо круче исходного шаблона.
Сюжет
Два детектива, работающие по разные стороны следственного аппарата, получают от своего руководства секретную директиву – незаметно пробраться в стан врага, стать “своим среди чужих” и сделать всё от них зависящее, чтобы скомпрометировать враждебные организации перед лицом общественности. ДиКаприо, в миру честный и добросовестный сотрудник бостонской полиции, отправляется в ставку босса бостонской мафии Кастелло (Джек Николсон), Мэтт Дэймон же, кастелловский браток и консультант последнего
по вопросам собственной безопасности, идёт разваливать престиж американской криминальной полиции. Заработав некоторый ведомственный авторитет, и тот и другой начинают, что есть силы, гадить своим новым паханам, усеивая свой крысятнический путь трупами, слезами и невинными жертвами. Вопросы морали перед героями не стоят: они стучат, предают, закладывают, подсиживают, терроризируют и подставляют новых компаньонов и друзей. При этом кровь изрядно льётся и с той и с другой стороны. Оставаться человеком у двух
партизан в условиях вражеского тыла явно не получается. Герои в своей невидимой борьбе руководствуются исключительно классовыми соображениями и таким же критерием. А то, что щепки летят – дело второстепенное и бабское. А тут ещё и главная интрига – стукачи прознают друг о друге, и начинается настоящая шахматная партия. Кто кого вздрючит. Где тут думать о Библии, когда собственную задницу задницей партнёра прикрывать нужно, а то повесят ведь, как еретика в Лангедоке. Автоматы, бомбы, разбитые башки, сломанные
кости, окровавленные гипсы и простреленные животы прилагаются.
Мафия
Что особенно порадовало, так это образ мафиозников. Круто. Это вам ни Нью-Йорк, ни Сицилия и даже ни Колумбия. Это припаршивейшая грязная дыра “где-то в Америке”. Отшиб, провинция, глушь и Саратов. Бостон, в общем. И этим всё сказано. Бостонская братва живёт на манер нашей. Поэтика улицы и патетика мясного потрошения. Типичное психоневрастеническое быдло, которое интересует исключительно бабло, бабы и водка. Такое ощущение, как будто и не Америка, а Чернозёмный район РФ. Не хватает
только голоска Вили Токарева с лирическим надрывным признанием: “Как меня на зоне петушили”. Лобызания в жопу, характерные для донов корлеоновского типа, у Кастелло дегенерируют в нервные срывы, бешеный рёв, драки и сыпящиеся проклятия. Чисто зверь. На роль подобного упырюги сложно было бы найти кого-то более подходящего, чем Николсон.
Актёры
Скорсезе, по всей видимости, задался идеей сделать-таки из ДиКаприо актёра самой большой величины. Величина получилась как минимум на Оскар. Заслужил его ДиКаприо. И Николсон заслужил. Ещё понравился Болдуин и Уолберг. Как всегда не понравился Дэймон. Но что бы там ни говорили – типа Дэймону в самую пору сыграть с Хабенским и Баярским в третьей серии дозорно-позорного мыла и тому подобное, Дэймон фильму просто необходим. Необходим в силу того, что характеры в картине получились очень
неоднозначными и провести грань между плохими и хорошими сложновато. А так – посмотрел на Дэймона и всё стало на свои места. Гнида, которую так и хочется раздавить. Конечно, можно было бы усилить отталкивающий эффект, пригласив на роль, скажем, Носика – младшего, но и так тоже ничего.
Оценка самая высшая по всебальным системам.
Режиссер фильма: Мартин Скорсезе.
Сценарий: Уильям Монахан.
В ролях: Леонардо ДиКаприоДжек Николсон, Мартин Шин, Вера Фармига, Энтони Андерсон, Марк Уолберг, Рэй Уинстоун, Алек Болдуин, Аманда Линч, Джон Сенатиемпо, Дэвид О’Хара, Билл Ричардс и Мэтт Дэймон.