Консалтинг или тренинг, или как разговаривать с марсианами
Расскажу об одном заказе - тренинг для продавцов элитных магазинов.
Амбициозных. Это руководство так говорило: «У нас амбициозный проект!».
Чем именно этот проект отличается от любого другого успешного проекта, я
спросить постеснялась, о чем теперь жалею.
У «амбициозного» проекта была одна проблема. Участвовавшие в нем
продавцы и кассиры не соответствовали уровню амбициозности, поэтому их
нужно было обучить общению с богатым покупателем. Задача в целом не очень
сложная, но при условии, что корпоративный рекрутер хорошо знает свою
работу и набирает «правильный» персонал.
Получая подобные заказы,
тренер в роли так называемого «икс-покупателя» обычно посещает те магазины
или салоны, где работают участники предстоящего обучения.
Итак,
вхожу. Красиво и пусто, как в музее. Покупателей - ноль. Цены - как номера
мобильных. Хочется расправить плечи и почувствовать себя элитой. И даже
что-нибудь купить, если позволит лимит на карточке. Две милые девушки
заглядывают в глаза.
Знаете, в американских фильмах есть
специфические моменты, когда герои с одинаковой интонацией вскрикивают:
«О… нет!» Этот момент настал. Ровно в ту секунду, когда одна из девушек
прощебетала: «Здравствуйте, вам что-нибудь подсказать?» Когда чуть позже
мне предложили «чем-нибудь помочь», я поняла, что рекрутер влюбилась или
заболела. Или она сестра главного бухгалтера. Как известно, в каждом из
этих случаев профессиональное чутье притупляется, и рекрутер начинает
набирать «не тех» людей.
Чем экспертная позиция отличается от
других позиций?
Чтобы продавать элитные товары, нужна,
собственно, единственная вещь. Так называемая социальная смелость. Когда
продавец в душе уверен, что все люди одинаковы и его знание товара вполне
уравновешивает платежеспособность покупателя. Они начинают общаться на
равных, и все получается. Иногда это профессиональное качество называют
«экспертной позицией».
Использование этой позиции похоже на
велосипедную езду. Если один раз научился кататься - на всю жизнь. То же и
с экспертной позицией. Если человек один раз почувствовал, что не боится
покупателя и является специалистом в своем деле, он может продавать любые
товары - от швейцарских часов до автомобилей и коттеджей. Немного
светского лоска - и нет ему цены на рынке труда. То есть цена, конечно,
есть, но она такая, что уже можно подумывать о кредите на приобретение
чего-нибудь существенного.
И вот прошу показать товар. Задаю
обязательный провокационный вопрос: «А вам самой это нравится?» Скепсиса в
голосе - совсем немного, а то до конца дня продавец вряд ли оправится от
нервного срыва. К сожалению, собеседница все равно впадает в коматозное
состояние: «Ну, не знаю… Я такие вещи не покупаю…»
Все. Можно
уходить, программа и продолжительность тренинга мне ясны. Пожалуй, заеду
еще в один салон для проверки сделанных выводов.
Почему нельзя
верить словам?
Что ж, осталось изложить результаты наблюдений
руководству компании. Излагаю. Выработка экспертной позиции - один
тренинговый день. Наведение светского лоска по минимуму - еще один.
Тренировка умения говорить о товаре на языке покупателя - третий. Итого -
три учебных дня. Потом - линейный контроль со стороны управляющих
магазинами и начальников смен. Для них нужно написать руководство - какие
фразы и слова считаем запрещенными, какой стиль поведения желателен, какая
информация о товаре каким образом должна преподноситься. Через месяц -
одно занятие для руководителей, одно - для продавцов. Какой
продолжительности - решим по результатам обучения. Группа - не более 12
человек.
Руководство кивало и соглашалось. Потом случилось
страшное - пришла заместитель директора по торговле. Она точно работала в
торговле еще тогда, когда очереди были, а мобильных телефонов не было.
Хотя сейчас это трудно себе представить. «Это что же - спросила она, - вы
нам вместо тренинга консалтинг предлагаете?» читать далее
Чтобы заработать миллион с помощью
книги о том, как заработать миллион, существует лишь один способ - нужно
ее написать и продать. То же самое можно сказать и о коучинге. Чтобы стать
настоящим коучем, недостаточно просто пройти обучение, нужно завоевать
репутацию и привлечь к себе клиентов. А это намного сложнее, чем получить
самый престижный международный диплом.
Вчера и на мою улицу наконец-то пришёл праздник! За последние несколько
месяцев многие мои друзья, зная мою одержимость рисайклингом, сообщали мне
об установке то на одной, то на другой столичной улице контейнеров для
раздельного сбора отходов.
http://www.rokf.ru/sosial/2005/01/26/010033.html
"Наши" иномарки - конкуренция обостряется
В этом году на автомобильном рынке России появится немало интересных
новинок - иномарок российского производства. Конкурентная борьба
развернется между вторым Ford Focus из Всеволожска, московским Renault
Logan от "Автофрамоса", ижевской Kia Spectra и тольяттинской Chevy Viva.
Если раньше некоторые из этих марок продавались исключительно за евро, то
в этом году они, скорее всего, дружно перейдут на доллары.
http://www.rokf.ru/auto/2005/01/25/103639.html