Выпускники западных бизнес-школ через два года после получения диплома
зарабатывают в России более $5000 в месяц. Как показало исследование Begin
Group и Ассоциации российских менеджеров, средний возраст россиян,
обучающихся по программе МВА за рубежом, чуть больше 30 лет. Однако
принять таких выпускников готовы далеко не все российские компании.
Сколько в России владельцев западных дипломов МВА - точно
не знает никто. "Есть косвенная цифра, которая позволяет оценить
количество студентов, поступающих в западные бизнес-школы, - отмечает
руководитель отдела информационной поддержки кадрового менеджмента Begin
Group Анастасия Каслина. - Это число россиян, сдающих экзамен на знание
английского языка GMAT. Сертификат о сдаче этого экзамена является
обязательным для поступления в западные бизнес-школы. Ежегодно его
получает около 1,5 тысячи россиян. Другой цифры просто нет. Пока никто не
отважился опросить две тысячи зарубежных бизнес-школ по поводу учащихся из
России". Для сравнения: по российским программам МВА (и отечественным, и
подготовленным совместно с зарубежными бизнес-школами) ежегодно обучается
6-7 тысяч человек.
Число желающих получить степень МВА год от года не
меняется, отмечает Анастасия Каслина. Это соответствует общемировой
практике. Когда в экономике страны ничего особенного не происходит, не
случается ни кризисов, ни резкой положительной динамики, количество
студентов программ МВА остается неизменным.
Определению социального портрета и особенностей развития
карьеры россиян, получающих диплом МВА за рубежом, посвящено совместное
исследование, проведенное Ассоциацией российских менеджеров и компанией
Begin Group. Большинство россиян, отправляющихся учиться за рубеж, - это в
основном молодые люди, средний возраст - 30 с небольшим. Старшее поколение
предпочитает российские программы, предоставляющие возможность вечернего и
заочного обучения. Через два года после получения западного диплома доход
большинства респондентов (80%) превышает $5000. Оставшиеся 20%
зарабатывают не менее $2000. "В нашем исследовании приводятся те цифры, о
которых говорили наши респонденты, - отмечает Анастасия Каслина. -
Понятно, что социальный пакет и иные льготы, вроде казенной машины, здесь
не учитывались. В России вообще по-прежнему сложно оценить уровень
реальных зарплат. Если раньше они были "черными" (так называемые деньги в
конвертах), то теперь стали "серыми". Во многих компаниях половину
зарплаты платят официально, а другую - нет".
Уровень заработных плат выпускников российских и западных
программ различается в несколько раз, отмечают авторы исследования.
Зарубежные бизнес-школы изначально ориентированы на то, чтобы их
выпускники получали очень высокую зарплату. Многие рейтинги таких учебных
заведений составляются исходя из того, насколько выросла зарплата
выпускников через 2-3 года после получения диплома. А российский диплом
МВА лишь повышает конкурентоспособность на рынке труда.
"За рубеж чаще выезжают люди с большим опытом работы на
руководящей должности, - отмечает Анастасия Каслина. - Это одно из главных
условий, необходимых для того, чтобы быть принятым в большинство западных
бизнес-школ. Поэтому для работодателя наличие у потенциального работника
документа о получении степени МВА, например, в Чикагской бизнес-школе
означает как минимум три вещи. Во-первых, опыт соискателя настолько хорош,
что он сумел поступить в конкретную бизнес-школу. Во-вторых - найти деньги
на обучение. В-третьих - эту бизнес-школу закончить".
Кроме того, за два года учебы студенты приобретают связи
за рубежом и знание западного менталитета. Но все это не означает, что все
работодатели интересуются исключительно выпускниками западных бизнес-школ.
И дело не только в уровне зарплат, на которые они претендуют. Студентов
учат решать вопросы стратегического управления. Получив диплом, они не
хотят заниматься узкоспециализированными проблемами. А подобную позицию
может предоставить далеко не каждый работодатель. Поэтому в итоге
выпускники западных программ МВА находят себе пристанище в нескольких
десятках крупных российских компаний, которые работают с зарубежными
партнерами.
Исследователи отмечают, что многие выезжают обучаться за
рубеж за счет работодателей. Крупные российские компании, например
"Северсталь" и "Норникель", заказывают западным бизнес-школам специальные
курсы для своих сотрудников. Оплачивают образование работников и филиалы
западных компаний.
В прошлом году иномарок в России продали вдвое больше, чем в за год до
того. Однако такой резкий рост стал отнюдь не единственным сюрпризом. Не
меньшим стала и смена лидера - возглавлявшая до сих пор хит-парад
авто Toyota оказалась на этот раз только второй. Лидерство же захватили
машины южнокорейской Hyundai.
http://www.rokf.ru/auto/2005/01/17/174843.html
Что нужно помнить, собираясь в Таиланд
Министерство здравоохранения Таиланда опубликовало рекомендации для
иностранных путешественников, планирующих поездки в южные регионы
Таиланда, пострадавшие от цунами в конце прошлого года. В целом документ
содержит стандартные правила разумного поведения в зонах тропического
климата. Следовать этим рекомендациям полезно не только в зоне бедствия,
но и в других районах Таиланда, а также и в соседних странах Юго-Восточной
Азии.
http://www.rokf.ru/different/2005/01/17/110055.html