Кто мы такие? Люди, живущие в так называемых, демократических обществах, с так называемыми гуманными демократическими порядками. Меня лично всё время не покидает ощущение, что какие-то хорошо организованные силы пытаются нас программировать на определённые действия и поступки. Понятно, что любое общество пытается всегда спрогнозировать будущее путём аналитических расчётов и схем. При помощи теорий вероятности и невероятности. Но это научные разработки и они никому не мешают, а лишь дают информацию к размышлению
и обогащают ум знаниями. Но в мире ещё с древних пор явно прослеживается тенденция к закабалению человека. Конечно, это было всегда – попытка более хитрого и сильного, использовать более слабого и совестливого, в своих целях, насколько это видно на обозримом отрезке времён. Но в настоящее время, во времена бурного развития науки и техники – особенно компьютерной, наглядно видны проявления циничного надругательства не только над гражданами своей страны, но и над це!
лыми «менее развитыми» народами и государствами так называемых супер держав, возомнивших себя «избранными государствами».
Кучка циничных, одержимых жаждой наживы и власти маньяков, упорно пытается пропагандировать нам свой образ жизни и морали. Вся система обучения в школах и институтах, вся система пропаганды в средствах массовой информации построена на одном: «Будь сильным! Будь настойчивым (наглым)! Будь первым! Только тогда ты добьёшься успеха. Победителей не судят. И неважно, что к успеху ты идёшь по трупам. Неважно, что при этом калечатся жизни и судьбы окружающих. Важен успех. Важна цель. Рвись напролом».
Служители церкви читают нам заповеди: «Не убий!», «Не укради!», « Не сотвори зла!».
Политики нас постоянно призывают: «Делайте добро!», «Не посягайте на чужое имущество!», «Боритесь за мир!».
А в результате всё делается с точностью наоборот: ТЕ, кто призывает не убивать, развязывают и благославляют войны; ТЕ, кто призывают не воровать, наживают миллионные и миллиардные состояния, обкрадывая не только простых людей, но и целые народы; ТЕ, кто призывают бороться за мир, развязывают войны с целью наживы и закабаления целых народов.
Мы живём в лживом мире. Вся система власти, хотя она и прикрывается личиной демократии, основана на обмане, страхе и подавлении; и руководит всем этим, так называемая страна – «колыбель демократии», Соединённые Штаты Америки. Я всегда говорил, что всё дерьмо плывёт с Америки, а теперь не только плывёт, но и затопляет всю планету. Остались только отдельные земли – острова, такие как Россия, Франция, Китай – да ещё Германия сопротивляется мал-мало.
Я не хочу сказать ничего плохого о народе Америки. Народ всегда народ. Его или угнетают обманывая, или обманывают угнетая. Народу даются просто ложные идеалы и он в своей основной массе уже доволен. Американцам просто с детства внушают, что они самая демократическая нация; и потому они должны насаждать свою демократию по всему миру. Народу Америки даются так сказать «повышенные» блага и более высокий уровень жизни, чтобы он не «выступал» и, чтобы его совесть не мучила, когда правительство разбирается с
«недемократическими режимами». И что всё, чтобы не делало американское правительство, это всё во имя защиты национальных интересов Америки и во благо «недемократичных» стран и народов. Интересно, во чьё благо были напрочь разбомблены американцами все крупные города Германии вместе с женщинами и детьми, хотя гибель Рейха была уже предрешена? Во чьё благо были стёрты с лица земли Хиросима и Нагасаки? Во чьё благо несчастных вьетнамцев бомбили день и ночь и жгли напалмом? Во !
чьё благо был разбомблен Америкой Белград? Во чьё благо были затеяны войны в Афганистане и Ираке?
Не слишком ли много блага для одной Америки??? Не пора ли уже задуматься гражданам этой «самой демократичной» страны, что что-то тут не ладно, и что то, что творит их руководство – это самый настоящий терроризм в мировом масштабе. Рано или поздно результаты этого разбоя не замедлят сказаться (и уже сказываются) на самой Америке. Очень жаль, что американцы не знают русской народной сказки А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке», где бабка возжелавшая в конце стать царицей морскою, остаётся в конце концов у разбитого
корыта. А ведь крайним, как всегда останется народ. И от террористических актов Аль-Каиды будет страдать опять же простой американский, как и любой другой народ. Народ всегда крайний. Развязывают войны всегда политики, а отдуваться приходится всегда народу – неважно американский это народ, иракский или израильский. Очнитесь люди! Вы ненужны ни Бушу, ни Бин-Ладену – вы только инструмент больших политических игр ради дележа власти, ради желания одних владеть всем миро!
м, порабощая других. Они уже пресыщены властью, деньгами и всем тем, что от этого можно иметь. Они повышают свой адреналин в крови этими играми. Они взорвут весь мир ради своих амбиций, а в итоге страдать будете вы и ваши дети, как страдают несчастные дети Хиросимы и Нагасаки. Очнитесь, американцы! Очнитесь от миссионерского гипноза! У вашего президента Буша уже начались «видения», что он якобы призван освободить мир от терроризма. Как можно, проводя в государственном масштабе терроризм, освобождать мир от
терроризма. Это же полный бред. Вы же набожный и добрый народ, и знаете, что зло порождает зло. Вы же знаете, что Христос учил добру и призывал творить добро, даже если вам причинили зло. Почему же вы снова попались на эту удочку – «око за око, зуб за зуб».
В Ираке уже погибло более полуторы тысяч американских солдат. Разве это не ваши дети? Разве вам не жаль жертвовать ими ради чьих-то амбиций и корыстолюбивых целей? Неужели вам всё равно, сколько их ещё погибнет там? Погибнет ради нефти, ради того, чтобы нефтяные магнаты стали ещё богаче, а бедные ещё беднее. Сотни тысячь людей гибнут от голода в мире. Хотя подсчитано, что мировых богатств вполне хватило бы, чтобы никто не голодал. Но беда в том, что они сосредоточены в руках немногих людей, одолеваемых
манией накопительства. Разве не Христос учил: «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся». Так как же случилось так, что вы – считай самый набожный народ в христианском мире, забываете заповеди Христа, когда это касается других. Поймите же, наконец, что при сегодняшнем уровне развития науки и техники, Америка уже не отдельный континент, а неотделимая часть нашей общей планеты Земля, и что грабя и унижая другие народы, Америка приближает лишь своё паде!
ние как псевдодемократической, тоталитарной империи.
Помните сказку – и осталась старуха у разбитого корыта!
"Дневной Дозор" побил все возможные рекорды кинопроката. В конце марта выходит еще одна экранизация произведения Сергея Лукьяненко - повести "Сегодня, мама", написанной в соавторстве с Юлием Буркиным. Фильм получил название "Азирис Нуна" - "Спокойной ночи" по-древнеегипетски (ещё летом прошлого года картина носила рабочее название "Вернуться во время"). Наш корреспондент одним из первых смог посмотреть эту ленту в готовом виде, и по окончании просмотра
задал несколько вопросов Сергею Лукьяненко - как о прошлом фильме, так и о грядущем.
- Сергей, лента "Дневной Дозор", изначально носившая название "Ночной Дозор 2: Мел судьбы", на самом деле поставлена по мотивам второй части романа "Ночной Дозор". Почему все-таки фильм назвали по книге, никакого отношения к фильму не имеющей?
- Из чисто коммерческих соображений. Был проведен тест-опрос, который однозначно показал, что название "Дневной Дозор" для сиквела нравится зрителям куда больше, чем какой-либо другой вариант.
- Да, но при этом зрителю не объясняется, что "Дневной Дозор" не имеет никакого отношения к одноименной книге Лукьяненко-Васильева.
- Между прочим, пролог первого фильма - это история, взятая из книжки "Дневной Дозор". Понятно, что когда экранизируется некий цикл, у которого жесткая хронология внутри историй не всегда важна, и тем более с такими отступлениями от оригинала, то в фильме часто используются мотивы из разных частей книжного сериала. Со мной советовались по поводу названия, и я, подумав, что в фильме действует много Темных, решил: такое название имеет право на существование.
- Каково будущее дальнейших экранизаций цикла?
- Во-первых, запланирован фильм в Голливуде. Во-вторых, я не исключаю вероятности, что еще какой-то "Дозор" будет снят у нас.
- А разве американцы не выкупили права на экранизацию?
- Выкупили. Но, скажем так, вопрос изучается.
- Тимур Бекмамбетов сейчас в Голливуде приступает к съемкам совсем другого фильма, экранизации комикса "Разыскивается". Значит ли это, что начало работы над американской версией "Дозора" откладывается?
- Не знаю. Я давно не общался с Тимуром - он уже длительный срок находится в Америке. Но я думаю, что Тимуру, чисто психологически, захотелось сделать паузу, отдохнуть от мира "Дозоров". Он ведь потратил на этот масштабный проект несколько лет своей жизни…
- Удивительно, но именно под конец года по основополагающим канонам экранизаций литературных произведений почти одновременно было нанесено два серьезных удара с разных сторон. Я имею в виду телепремьеру "Мастера и Маргариты" Бортко, где роман был перенесен на экран почти дословно, и выход на большие экраны "Дневного Дозора", где от сюжета книги не оставлено камня на камне. Какая концепция в результате победила?
- Я не думаю, что здесь ситуация: "Когда слон на кита налезет, кто кого сборет?". На самом деле оба принципа имеют свои плюсы и минусы, своих сторонников и противников. Бортко - режиссер блестящий, даже гениальный, и его принцип - точное следование книге. Но если экранизация "Собачьего сердца" оказалась суперудачной, если телеверсия "Идиота" была, в целом, весьма успешной, то сериал "Мастер и Маргарита" вызвал весьма неоднозначную реакцию. Многие вещи читателям и зрителям не понравились. Наверное, все-таки
есть книги, которые можно экранизировать дословно, и есть те, где от оригинала можно отступать.
- "Дозоры" относятся ко второй категории?
- Я думаю, что "Дозор" можно было бы экранизировать и так, и этак. Вполне представляю точную экранизацию. Но это совершенно другой подход, и, наверное, снимать такой вариант должен был бы другой режиссер.
- Работа над сценарием как-то сказалась на литературном творчестве?
- Отчасти да. Какие-то сценарные наработки даже вошли в книгу "Последний Дозор". Например, тема Самарканда. К сожалению, в меньшей мере, чем этого хотелось - в сценарии третьего фильма, который пришлось объединять со сценарием второго, переделывая кинотрилогию в кинодилогию, были придуманы очень интересные сцены. Опять же, когда работаешь над сценарием, поневоле заставляешь себя погружаться в этот мир и хочется снова что-нибудь написать.
- Насколько я знаю, когда "Дневной Дозор" уже был смонтирован, его длительность составила более трех часов, и поэтому для окончательной версии пришлось вырезать много эпизодов. Какие из них было болезненней всего потерять?
- Выпала замечательная, абсолютно хичкоковская сцена, где мальчик Егор подходит к матери, та оборачивается, и он видит, что это - Завулон. Но эта сцена убрана еще и потому, что она снималась два года назад, а "за время пути мальчик успел подрасти". Еще сцена, где мага Игната, персонажа Гоши Куценко, Инквизиция превратила в собаку за то, что он кинулся в бой на Темных, когда для этого еще не было оснований. Сильно была сокращена сцена в школе магов, а ведь в съемках приняли участие ведущие московские фантасты
и критики, в том числе и оба участника этого интервью. Я там играл мага Руслана, который демонстрировал, как взглядом зажигать электролампочку через металлический лист. Очень сильно урезана красивая, лирическая и даже немного эротическая сцена в машине ведьмы Алисы.
- Появятся ли эти сцены на DVD? И в каком виде: так называемая режиссерская версия или, как это было с первым фильмом, в виде бонусов?
- Скорее всего, они войдут в "подарочное" издание диска в качестве отдельных роликов. Ну и еще будет телесериал: отснятого материала много и два фильма с какими-то добавками перемонтируют для показа на ТВ.
Чем были вызваны столь значительные сюжетные переделки?
- Я написал сценарий, который в точности соответствовал первой повести «Ночного Дозора». Начали работать, и стала очевидна дикая сюжетная перегрузка. Пришлось урезать, сокращать. В результате работа над сценариями растянулась года на два. Я в какой-то момент махнул рукой, сценарий пошел по рукам, известные драматурги писали новые прекрасные сценарии, но не могли справиться с фантастическим материалом, просто не понимали законов жанра. Кончилось тем, что за сценарий снова взялся я, и родился вариант, который
опять же очень походил на книгу. По нему и было все отснято - во всяком случае, «Ночной Дозор». Но если в книге линии Егора и Светланы шли параллельно, то в фильме все смешалось до полной неразберихи. Тогда я и предложил сделать Егора Великим Темным и сыном Городецкого. Когда я это сказал, воцарилась тишина, а потом кто-то из продюсеров осторожно спросил: «А что, вы не против?» Я сказал, что иначе ничего не получится, кино надо спасать.
Насколько я знаю, многие переделки возникли из-за того, что изначально «Ночной Дозор» снимался как телесериал.
- Да, если в полном варианте еще все воспринималось адекватно, то, когда мы начали сокращать до двух часов, сюжет «поплыл». Сцены резали буквально по секундам. В итоге неподготовленный зритель выходил из кинотеатра, плохо понимая, о чем, собственно, вся эта история, но смотреть было интересно.
А изменения, сделанные в международной версии фильма?
- Все они делались, чтобы было понятно западному зрителю. В этой версии у Антона есть дар предвидения, ему периодически являются картины будущего. Это сделано за счет кусков, не вошедших в «Ночной Дозор», и фрагментов из «Дневного». Также были перерисованы и добавлены некоторые спецэффекты и полностью вырезана линия Игната. Это было очень обидно, потому что Гоша Куценко замечательно играл. Хотя ему и в «Дневном Дозоре» не слишком повезло. В самый последний момент была вырезана сцена, в которой он перед
самым штурмом «Космоса» суется вперед без команды, и инквизиторы превращают его в собаку.
- После первого фильма у молодежи стала модной вампирская тематика. Второй фильм значительно нивелирует такую романтику вампиризма. Это специально?
- Сознательно никто не ставил целью ни пропагандировать, ни демонизировать вампиров. Потому что, к счастью, это персонажи мифологические. Но я, например, видя такую ситуацию, специально в книгу "Последний Дозор" вставил несколько сцен, которые должны снизить романтизацию вампиров, возникшую после первых книг и фильма.
- А сама ситуация, когда дети и молодежь сплошь и рядом играют в вампиров, не страшит?
- Лишь бы кровь не пили. Из родителей. А вообще - дети испокон веков играли в индейцев, ковбоев, шпионов. То есть персонажи детских игр почти всегда агрессивны. Глупо было бы надеятся, что дети будут играть в Папу Римского и его курию.
- Тем не менее размах фанатизма порой просто поражает. Писатель несет ответственность за "тех, кого приручил"?
- "Не виноватая я, он сам пришел!". Но я не думаю, что все настолько страшно, что этого следует пугаться. То, что эти дети носят вампирские ники, абсолютнейшая игра. Да и к тому же вампирскую тему мы отработали довольно полно, некоторое время из нее другие будут пытаться выжимать соки, но скоро все заглохнет.
- Какой из двух фильмов понравился больше?
- Пожалуй, "Дневной Дозор". Отступления от сюжета книги меня не шокируют, хотя бы потому, что я сам многие из них придумывал. Поэтому душевного трепета от искажений не испытываю. А технически фильм снят, конечно, лучше, он более сюжетный, более связный, более цельный. В нем гораздо больше иронии и самоиронии, много смешных сцен. Самая смешная для меня - когда Хабенский "рвет" "Девятую роту", прорывая рекламный плакат (надеюсь, такая ирония не обидна для Бондарчука).
- Как дела с проектом "Глубина" по "Лабиринту отражений"?
- Проект был приостановлен, так как продюсеров не устраивал режиссерский сценарий Хлебородова. Но компромисс, надеюсь, будет найден.
- Теперь перейдем к только что просмотренному "Азирис Нуна". Какие впечатления?
- На мой взгляд - очень интересный проект. У нас давно не снималось фильмов в жанре семейного кино. Была масса картин детективных, приключенческих, фантастических, комедийных, исторических - того или иного качества. Но семейных фантастических фильмов, составляющих в мире огромный сегмент кинорынка, практически не было. "Азирис Нуна" - именно такая лента. Мне понравилась прекрасная компьютерная графика, подробно сконструированные миры, обилие интересных "фишек" и "прибамбасов". Мелкие детали быта и в далеком
будущем, и в Древнем Египте поданы с иронией, с улыбкой - и при этом с немалой долей скрупулезности. Очень интересна работа целого ряда актеров. Замечателен Филиппенко в роли Неменхотепа. Свою последнюю кинороль в этом фильме сыграл великий Спартак Мишулин. Прекрасно сыграл роль сфинкса Шидлы Максим Аверин. На мой взгляд, несколько не дотягивают до общего уровня ребята, исполняющие главные детские роли. Они играют, они стараются, но все-таки на них лежит некая Каинова!
печать "Ералаша", через который проходят почти все наши дети-актеры. И большинству из них потом очень трудно избавиться от манеры играть гротескно, преувеличенно изображая эмоции - лицом, руками, ногами, всем телом… К сожалению, "Ералаш" у нас до сих пор живет по законам немого кино. В то же время не могу не признать, что для семейного фильма, ориентированного во многом и на детскую аудиторию, это, может быть, и неплохо. Потому что все дети по своей природе актеры, и они без кривлянья и гримасничанья
не могут.
Хорошая музыка на протяжении всей киноленты, с оригинальными песнями, написанными специально к фильму, с оригинальными переработками известных песен. Песни исполняют несколько групп - это напоминает музыкальную компоновку российского фильма "Брат-2″, а также многие западные ленты.
Самое приятное, что фильм очень динамичный - за полтора часа непрерывных приключений не успеет заскучать ни ребенок, ни взрослый. Множество гэгов - некоторые лучше, некоторые хуже: иногда смеешься от души, иногда просто улыбаешься. По-моему, эти полтора часа с удовольствием проведет любой ребенок, да и родители найдут для себя немало занимательного.
По-вашему, имело смысл поискать более подходящих ребят?
- О, это вообще отдельная история. С чего начиналась книжка? 12 лет назад, когда я еще жил в Алма-Ате, ко мне обратился мой друг из Томска, писатель Юлий Буркин: «Знаешь, я решил написать книжку в подарок моим сыновьям Косте и Стасу» - «Замечательно, напиши» - «Я про детей писать не умею, а ты умеешь. Давай вместе» - «А о чем будем писать?» - «Роман ужасов. Для детей. Мальчишки находят машину времени, попадают в будущее, там за ними все гоняются и пытаются убить - я еще не знаю, почему. Потом они сбегают
в прошлое, попадают во времена фараонов, там за ними гоняются и тоже пытаются убить. Затем возвращаются в наши дни, но с ними случайно отправляется и фараон. Финальная сцена: по ночному городу бегут перепуганные дети, а за ними мумия фараона с копьем». Я решил взяться, написал первую главу и отнес ее Юлику. Он прочитал и говорит: «Здорово. Только это не роман ужасов для детей. Это юмористическая книжка». В итоге мы написали юмористическую книгу, хотя сюжет остался именно!
таким, как его задумал Юлий. К чему я это рассказывал? По сюжету, как и в жизни, мальчики должны быть полными противоположностями. Младший - пухленький и очень живой, старший - тощий и более спокойный, рассудительный. А в фильм взяли детей абсолютно одинаковых. Оба толстенькие, одного роста - различать я их стал только к середине фильма. И хорошо , если бы нам сказали: «Внешность не та, зато посмотрите, как играют!» Но и с этим не получилось. Впрочем, это очень субъективно, а других претензий у меня к фильму
нет.
Вы уверены, что их не будет у поклонников книги? Сюжет остался без изменений?
- Никакой отсебятины. Хотя изначально были разные попытки. Например, предлагалось ввести такой поворот, что Земля оказывается уничтоженной в Мировой войне…
Это уже «Автостопом по Галактике» прямо!
- Да-да. Там шла длинная лекция на тему «Надо беречь мир». Мы с Юлием в ужасе кричали: «Зачем это нужно? Мы же комедию снимаем!» Слава богу, все эти моменты удалось утрясти в процессе обсуждения.
Какова ситуация с другими экранизациями ваших книг?
- На стадии предзапуска находятся два кинопроекта. Это «Лабиринт отражений», которым занимается Первый канал, и «Не время для драконов», из которого будет сделан сериал на студии «Новый русский сериал». Работа идет уже год, все опять упирается в сценарий. Сценарист меня немного напугал, когда сказал: «У вас там с Ником Перумовым (известный российский фантаст, в соавторстве с которым писалась книга «Не время для драконов». - Прим. ред.) какая-то невнятная угроза описана. Непонятно, кто враги. Философия какая-то.
Это должны быть орки с гнилыми зубами, как во «Властелине колец». После этого я впал в депрессию. Но, судя по всему, вариант с орками не прошел, так что надеюсь на лучшее.
А с «Лабиринтом отражений» что?
- Уже все было готово к съемкам, собрана команда, надо было давать отмашку. Но сценарий, написанный Михаилом Хлебородовым, вызвал какие-то вопросы у продюсеров. Возникли некие сомнения, и Михаил ушел на другой проект. К счастью, он не собирается отказываться от постановки. Сейчас будем опять встречаться и разговаривать. Мне сценарий нравится - Михаил сохранил дух книги.
Должна выйти еще и игра?
- Сейчас проходит стадию бета-тестирования - уже можно побегать-пострелять. Будет игра и по книге «Не время для драконов». Все только начинается.
Смотрите фильм «Азирис Нуна» в кинотеатрах с 16 марта.