У чемпионата The-eBook есть своя предыстория и родился он не сразу, до этого момента происходило предновогоднее анкетирование – более сложная процедура, которая подразумевала, что пользователи специализированного ресурса знают лучше не только саму тему «электронные книги», но и действительно разбираются в устройствах. Сложность анкетирования заключается в том, что с годами количество устройств постоянно росло, а это увеличивало время, необходимое для заполнения анкеты. Одно дело потратить 5 минут на то, чтобы расставить десятибалльные оценки трем-четырем устройствам, принципиально другое – потратить около часа на расстановку баллов десятку устройств. Каждое устройство оценивалось по номинациям: программное обеспечение, конструкция, экран, комфорт, качество. Устройство максимально могло заработать 50 балов, которые сокращались на десяток до получения устройством 5 звезд. За все время таких устройств не существовало, чаще набирали 3 или 4 звезды. Все участвующие устройства с помощью анкетирования были разделены, они не сравнивались между собой, каждое устройство оценивалось отдельно. Победители выявлялись по количеству баллов. Например, устройство «A» получало 4,4 балла, а «B» 4,3 балла. Легко догадаться, что победителем становилось устройство, которое получало большее количество баллов.
Так длилось до тех пор, пока не заметил, что при увеличении количества устройств, участники голосования стали тратить меньше времени на оценку одного устройства. Хотели оценить быстрее и выставляли баллы более или менее честно только известным брендам, всем остальным либо зарезали, либо отвечали не правильно. Например, устройство со слабым программным обеспечением получало столько же балов, сколько и сильное устройство, или наоборот. Стало понятно, что пользователи уже голосуют субъективно, а большинство попросту не знает отличий между моделями и додумывает преимущества по значимости бренда.
Наши глаза, слух, чувства, вкус, осязание – зависят только от того, что хочет воспринимать мозг и к чему он готов, к чему он натренирован. Анкетирование показало, что метод дает сбой по многим причинам. Если отсутствует эталон качества по всем направлениям анкеты, то определить лучшую характеристику уже нельзя. Она сразу становится субъективной, потому что условна.
Если устройство появлялось в продаже в начале года, то даже специалистам было трудно вспомнить уровень его качества. Если устройство от известного бренда, то голосующий уже не воспринимал другие устройства как равные или лучшие. Например, молодой еще Kindle проигрывал основной тройке – Sony, LBook и PocketBook. Подобраться вплотную к Sony было вообще невозможно! Нереально!
Обратите внимание на результаты «таблицы анкетирования» в 2009 году, которую составили 1830 пользователей!
Кстати, в конце 2009 года в первой двадцатке затесались только два шильдика – FR Book и Explay. Это был последний год, когда производители и разработчики доминировали, а пользователи точно знали, что внутри различных моделей и именно за это платили по $300-400 за устройство. Буквально через пару лет шильдики начали поглощать рынок количеством, а известные бренды по-прежнему выпускали по паре устройств каждый, но начали снижать стоимость.
2009 год стал последним, когда мнение пользователей было неразрывно с «выбором редактора The-eBook». Все что я делал – вписывал примечание к каждому устройству в итоговой таблице (правая колонка в таблице). Не более того. PocketBook уже был спонсором проекта, но тогда еще у пользователей не возникало мыслей, что «рейтинг проплачен генеральным спонсором». В проекте было много специалистов, которые знали меня лично и не сомневались в моей честности. Чуть ранее мне пришлось выбрать для себя «фирменное устройство», которым стал никому не нужный и «политически нейтральный» ко всем участникам рынка – Kindle. Это никого не раздражало, но гарантировало, что не буду пользоваться чем-либо конкурентным и не буду ассоциироваться с чем-либо, что можно воспринимать как «проплаченная заинтересованность».
В 2010 году, после очередного «анкетирования», стало понятно, что метод уже больше не работает. Тогда и была придумана более простая и понятная схема – чемпионат The-eBook. Идея заключалась в том, что существует несколько десятков устройств, из которых нужно выбрать лучшие методом отсеивания. Простота заключалась в том, что если пользователь видит на полке магазина несколько устройств, то он каким-то своим способом, не объясняя причин, выберет только одно. Из нескольких голосующих пользователей будет сформирован «массовый выбор» (вкус/предпочтение), что трансформируется в рейтинговую таблицу.
Поначалу и до конца 2013 года основное недоверие к чемпионату относится к первоначальной жеребьевке. Пользователям кажется, что если слабому устройству достанется сильный конкурент, то он проиграет. Что действительно верно. То есть у «редактора The-eBook» (у меня) есть возможность смухлевать или подтасовать жеребьевку. С другой стороны, как бы не подтасовывалась жеребьевка, в первой тройке чемпионата окажутся все равно только сильные устройства. Почему? Потому что сильные устройства побеждают с самого начала и до последнего матча. В итоге мы чествуем только первую тройку, все остальное только для истории и быстро забывается. Так было ровно 3 года подряд.
Основная идея чемпионата – развлечься! С 19 по 25 декабря несколько дней, когда можно регулярно участвовать в чемпионате, спорить, переживать и даже делать ставки на победителя. Но публика оказалась не азартной, а сочувствующей, с уклоном в недоверие на реальность происходящего.
Минус чемпионата в том, что он проводится в форуме, где необходимо быть зарегистрированным для участия и количество форумчан сильно проигрывает общему количеству посетителей проекта.
В следующем году придется сделать поправки в чемпионат, чтобы изолировать фанатские накручивания для своих любимцев, что наблюдал в этом году. Обычно фанатизм не дружит с калькулятором, берут численностью. Наблюдал за сражениями и видел, как дружно фанаты отвечают на каждый гол своему любимцу, хотя было понятно, что чем больше голов забили любимой команде, тем меньше шансов у нее набрать очки в итоговой таблице. Заработает 3 очка за победу, но в забитых мячах будет значиться -40! То есть, другой победитель с 3 очками и -10 голов будет выше в таблице. Обычно фанаты не видят общую картину из-за туннельного зрения. Они видят только свою делянку, а победа на самом деле достигается общим итогом локальных матчей, а не конкретной победой, хотя она и важна. Им нужно было больше внимания уделять соседним сражениям, высчитывая вероятность прохождения конкурентов дальше в итоговой таблице чемпионата. Все же очень прозрачно с моей стороны, как устроителя чемпионата. Пока меня обвиняют в чем-либо, сами не замечают своей же предвзятости и недальновидности. Например, если есть команды «A», «B», «C» и «D», то победившие в этой четверке «A» и «C» будут играть между собой в следующем раунде. Жеребьевка была известна заранее, очень легко отслеживать все будущие матчи и варианты побед, поражений и кто продвинется дальше в таблице чемпионата. Надо развлекаться, а не переживать!
Мне была как-то безразлична победа кого-либо по простой причине, я на этом не зарабатываю. Пусть переживают производители. Чего мне то переживать!? Не корову проигрываю. Изначально предполагал, что будут голосовать за сильные бренды, а они известны, независимо от того, что думают фанаты, ибо они не массовый рынок или массовое мышление. Было изначально понятно, что Nook сначала поднимется, а потом сольет сразу и по-крупному, потому что пользователь задумается, а за что собственно голосую?
Был интересен сам процесс, потому что он мне дает понимание того, как мыслят пользователи в различных ситуациях. Это очень похоже на то, что действительно происходит на рынке. Обычно, в этом плане, профессионалы со мной много спорят, доказывая, что можно «накрутить» софт или железяку, чтобы победить на рынке. А я, видя рынок изнутри, каждый раз говорю, что «побеждает простая и понятная форма, пока она таковой является». Софт может быть лучшим только до того момента, пока он понятен. Иначе он переходит в разряд сложного, неработающего, глючного и только потому, что пользователь не справляется с ним. Не может настроить, требует большего и так далее, но судит в итоге по себе: «раз не справился, виноват не я, как пользователь, а устройство»!
Объясню на примере. Есть два варианта оформления «текстового окна» – задать его жестко, но грамотно по пропорциям экрана, или отдать на откуп потребителя, разрешая настраивать окно «по цифрам» – расстояние слева, справа и по вертикали. Какой из вариантов побеждает на массовом рынке? Правильный ответ: любой, но с оговоркой – при первом включении устройства текстовое окно уже должно выглядеть правильно и гармонично! Поэтому, когда профессионалы «накручивают» возможностей они забывают главное – все должно быть правильно настроено при первом включении. Это является понятной формой для потребителя. Он должен иметь возможность ничего не настраивать, а если захочет, то это уже его лично видение того, как должно быть.
Еще один маленький пример, который основан на мнениях пользователей в этом году – правильное железо. Есть убеждение, что зарубежные устройства принципиально лучше отечественных. Есть убеждение, что они быстрые, хотя только самый дешевый Kindle просыпается и загружает новую книгу менее секунды. Остальные «крутые железяки» – это сделать не могут. Тот же Nook, на который ссылается последний комментатор, делает это в 4-5 раз медленнее, особенно при открытии книги.
Нет никакого чуда в железе. Быстродействие достигается за счет алгоритма процедур и функций. Если устройство «засасывает» в себя всю книгу, обрабатывает и только потом показывает на экране – это самое медлительное устройство! Повысить быстродействие можно за счет увеличения оперативной памяти, процессора и это все равно не будет рекордной скоростью. Быстрые устройства считывают фрагмент книги, и независимо от размера файла отображают первую страницу гораздо быстрее. Это разница как надеть тапочки или ботинки со шнурками. Просто надеть – это одно, а вот зашнуровать – совсем другое!
Поэтому Nook должен был проиграть и проиграл. Известность бренда позволила ему пройти на самый верх чемпионата, но в победе он был обречен изначально при любом варианте жеребьевки. PocketBook 515 тоже должен был проиграть, но других пятидюймовок нет, и поэтому модель оказалась в уникальном положении. Она распознается потребителем и это должен быть главный вывод для специалистов в этой области. Если сам смысл не понятен, то он легко воспринимается потребителем, который должен вспомнить, чем отличаются четыре модели Onyx, три из которых внешне идентичны!? Чем Maxwell отличается от Kopernik? Кто ж знает!? Голосуют все равно за бренд. Его силы хватает, чтобы пройти отборочные матчи, а вот дальше начинаются сравнения хотя бы на базовом уровне – «нравится, не нравится».
В любом случае, чемпионат закончился, есть результаты. Надо уметь поздравлять! Бесполезно махать кулаками после драки. Пользователи проголосовали. Если были не честны – это проблема не только их совести, но и повод задуматься «почему» их беспокоит именно такой результат. Теперь необходимо внести коррективы в продвижение новых устройств на рынке. Не нужно быть умным, чтобы быть внимательным, надо сформулировать проблему для тех, кто еще может что-то создавать своими руками.
В любом случае, после чемпионата могу смело обвинить потребителей – извините, но Вас проплатили, честные мои! Стали богаты? Карманов хватает для денег? Зато теперь Вы знаете, что это такое.
Впредь – увлекайтесь, но развлекайтесь! Переживание в карман не положишь, независимость дороже – она формирует уникальный рынок, а мнение о том, кто лучше – только развлечение и попытка выделить лучшее из того, что есть. Ничего более.
Победили – лучшие! Поздравим их все вместе!
Лично я пользуюсь далеко не лучшим устройством, и нет ни одной новинки, которое заставит меня, хотя бы тайно, использовать нечто иное для чтения электронных книг. А зачем? Разве что-то изменилось за последние 3-4 года? Android? А что, он позволяет быстрее читать? Новые экраны? А старый уже не пригоден, показывая результаты лучше или аналогичные?
Победили лучшие из того, что появилось в этом году! И они являются таковыми, если их покупают и пользуются!
Пользовательский чемпионат The-eBook глазами редактора.
Послесловие
На следующей неделе будет уже 2014 год и первая статья, посвященная лучшим и важным событиям прошедшего года с точки зрения редактора The-eBook.
Мне проходящий год понравился. Он был интересным, хотя и казался малонасыщенным.
С наступающими праздниками! Поздравьте родных и близких Вам людей. Не нужен никакой рейтинг, чтобы понять – эти люди самое ценное в жизни! Пусть будут они здоровы, богаты и любят Вас!
В этой книге я попытался собрать для вас наиболее простые в приготовлении рецепты, которые под силу даже начинающему кулинару. Они помогут превратить ваши завтраки, обеды и ужины в маленький праздник. Вы будете сытно и вкусно есть и при этом будете худеть. Мечта, а не диета! Моя задача — научить вас получать удовольствие от полезных продуктов!
Авторская методика снижения веса доктора Ковалькова ежедневно помогает тысячам людей сделать шаг навстречу новому образу жизни. Самый известный диетолог страны уверен, что снижение веса – это путь к здоровой и счастливой жизни. В своей новой книге Алексей Владимирович предлагает рецепты вкусных, аппетитных, а главное, полезных блюд, основанных на его методике.
Просто и ясно автор объясняет причины переедания, убеждает отказаться от бесполезных и вредных продуктов и приводит аргументы в пользу полезных, качественных и вкусных блюд. В книге уделено много внимания не только способам приготовления различных салатов, чаев, супов и каш, но и выбору качественных продуктов, их сочетанию между собой и с различными специями.
Рецепты, которые приведены в книге, почерпнуты из личной коллекции доктора Ковалькова, а также предложены многочисленными приверженцами его методики в процессе общения на форуме его клиники. При этом каждый рецепт, по словам автора книги, не является истиной в последней инстанции – все продукты легко заменяются на аналоги в зависимости от наличия и предпочтений того, кто готовит вкусный и полезный завтрак, обед или ужин.
Кроме того, автор предлагает определенное меню по дням и неделям каждого этапа похудания. Но и здесь Алексей Владимирович не категоричен – выбор блюд зависит от предпочтений и настроения читателя. И даже если очень захотелось продуктов, которые доктор рекомендует исключить из рациона, то, уверен Алексей Владимирович, чуть-чуть отойти от правил можно, главное – позитивный настрой и вера в успех!
Долгие сомнения и страхи человека, который мечтает похудеть, но не знает, с чего начать, отныне остались позади. Теперь для того, чтобы начать питаться вкусно и полезно, достаточно обзавестись простейшей кухонной утварью – в первую очередь кухонными весами – и открыть книгу доктора Ковалькова!
ОБ АВТОРЕ:
Врач-диетолог, ведущий специалист в России по лечению ожирения, похудел на 70 кг всего за полгода.
Более 15 лет работы в России и США. Руководит клиникой с большим количеством лояльных клиентов.
Автор успешной методики, излечившей сотни тысяч людей в различных странах.
Его книги «Методика доктора Ковалькова. Победа над весом» и «Худеем с умом! Методика доктора Ковалькова» уверенно держатся в лидерах продаж на протяжении нескольких лет.