Закончилась 52-я неделя года и это последняя статья в «колонке редактора», которых было ровно столько, сколько недель прошло с января по декабрь. Закончился целый год. Огромный, длинный, но пролетевший в одно мгновение! Может и не лучший был год, но тешит только то, что он не был совсем уж бесполезным. Есть с чем сравнивать. Общий результат пойдет в зачет всем тенденциям, которые создают будущее рынка электронных книг.
Можно подвести окончательные итоги и отметить всех тех, кто или что – стало ярким событием года. По разным причинам и не обязательно объективным. Конец года всегда связан с подведением итогов.
Надо сказать честно, что, как и всегда, потребители сами же и не соглашаются с собственным выбором, ибо результат зависит от всех, а каждый отстаивает собственную точку зрения. И в этом есть большая разница – очень часто желаемый результат кажется реальностью. Это нормально, хуже, когда специалисты так думают и это сказывается на результатах деятельности компаний. Вроде и продукт хороший, но почему-то плохо продается! И ответ в том, что начальные сведения были заблуждением. Плохое понимание рынка не позволяет различать ситуации, при которых «хороший товар» никому не нужен. Потребителю в этом плане проще – он платит за то, чем хочет владеть и «никогда не ошибается», пока не купит другой, более лучший продукт.
В этом плане специалист и потребитель схожи – они нарабатывают опыт, только разница в скорости его накопления.
Лично для меня это был еще один год, когда приходилось лишний раз заставлять себя отключать эмоции при определении качества электронных книг. Почему-то сам себе говорил: «пора отключить мозг», а потом поправлял термин: «не мозг, а эмоции, они вредят». На самом деле они не столь уж бесполезны. Эмоции очень важны даже для объективной и независимой точки зрения. Гордыня мешает эмоциям признавать факты, как состоявшийся результат. С ней нужно уметь управляться. Рынок это не собственное мнение, а его – состояние, качество, тенденции и разветвления.
Многолетняя игра в «независимый проект» научила меня, что показывать рынок нужно фактами, которые отражают этот самый рынок. Делать это можно множеством средств, и они постепенно трансформируются. Можно и нужно влиять на качество рынка, но управлять им невозможно. Можно помогать производителям и разработчикам, но это приносит плоды только тогда, когда они умеют видеть и хотят развиваться. Иначе – мешает гордыня, а реклама видится как единственная панацея, при этом траты растут, а результата нет.
Хочу тем самым сказать, что модель поведения очень типична в любой сфере, даже в личной жизни: позиция, решение, последствия.
«Эпоха рождения производителей» закончилась еще до начала этого года. Рынком уже несколько лет правят оптимизаторы и маркетологи. То и другое не может говорить о качестве продукта. Результаты получаются соответствующими – на первом месте не сам продукт, а оптимизация процесса вывода товара на рынок. Отслеживание результата и принятие решения о смене продуктовой линейки, опустошение склада старой продукции. Все повторяется по кругу много раз. И вроде и менять ничего не нужно.
Было время, когда бегал по различным фирмам и уговаривал «давайте начнем продавать»! Когда такое время пришло, бегал уже с другой идеей и уговаривал «давайте начнем создавать»! Когда и это время прошло, призывал лично и публично: «давайте производить», «объединять», «расширять», «патентовать»… Сейчас все в стадии «давайте создавать лучшее, чтобы было с чем сравнивать, тогда рынок трансформируется и обновится». Это единственный способ «уронить рынок», но «не потерять».
В течение года попалась статья господина Муртазина из Mobile-Review.com, в которой он выводил собственную формулу: «чем иностранный журналист отличается от нашего». В качестве примера привел работу Engadget.com, специалисты которой перечислили всех лучших журналистов, и ресурсы на которые они работают. Далее цитирую Эльдара Муртазина: «На мой взгляд, этот список показывает неизмеримую пропасть между журналистикой в США и России. У нас большинство людей, ресурсов воспринимает как табу упоминание своих соседей по рынку. При этом неважно как хорошо или плохо они что-то сделали. «Это реклама» – кричат в наших пенатах и это, на мой взгляд, неправильно».
Именно этого ждал много лет и это мало понимать, нужно «верить трудом» и «рожать производителей». Для этого нужно поощрять лучшее! Честно и справедливо! И поднимать тех, кого по какой-то причине не признавали, не заметили, но он был лучшим и стремился к этому. Так родилось очень много хороших разработчиков и компаний.
Давайте отметим сегодня всех, кто был лучшим! Они заслуживают этого вне нашей гордыни, мешающей эмоциям определять лучших.
Чемпионат The-eBook 2012
Чемпионат – это второй случай, когда в игровой форме потребители сами определяют лучшие устройства года. Это было разработано умышленно, так как количество устройств росло каждый год, информации о них становилось меньше и меньше. И каждый потребитель не может знать всех устройств! Это самое главное. У потребителя при покупке есть единственное чувство – купить устройство и им пользоваться. Здесь важно – не прогадать с выбором. Каждый пользователь придумывает и обосновывает собственный критерий отбора.
Естественно, «чемпионат The-eBook» не может давать глобальный ответ о том, что есть «лучшее в мире» в области электронного чтения. Умышленно ограничиваю выбор среди тех устройств, обзоры которых могу предоставить. Мне периодически приходится обновлять свои знания по устройствам, вне зависимости от того, что сам создавал обзоры по ним. Эта информация путается в голове с тем, что еще не опубликовал или даже не собираюсь по каким-то причинам, но в руках уже устройство или программа побывали. Было время, когда начинал путаться в момент написания статьи. Писал об одном, а в голове был уже другой продукт. Пришлось ввести ряд технических решений, которые исключают ошибки.
Тогда стоит представить, что даже самые внимательные и постоянные читатели не охватывают своим взором всё подряд, что может и существует в продаже по всему миру. Они также не читают все обзоры в проекте The-eBook. Это естественно, ибо кое-что просто не интересно конкретному человеку и читается поверхностно.
Так же работает чемпионат. Он разделяет все устройства, побывавшие в обзорах, на три группы по типу, а не по размеру, цене, качеству, производителю. Именно так мыслит потребитель, когда покупает одно единственное устройство, лучшее с его точки зрения. Конечно, надо понимать, что есть пользователи, которые не ограничивают себя только одним устройством, но они все равно легко могут ответить на вопрос «что лучше»? Прикинут в голове ответ на вопрос: «для каких целей»? «По какой цене»? И так далее. То есть в любом случае, в одно время при разных условиях и возможностях – человек все равно пользуется только одним устройством.
Знаю, что с этим будут спорить, так было и раньше, поэтому мой ответ типичен и сделаю наглядные примеры.
Несколько раз в этом году летал на самолете по 3-4 часа в одну сторону. Всегда вставал вопрос, что с собой взять, чтобы почитать, поработать, отдохнуть. Соответственно выбор мог быть из того, что есть и того, что можно купить. Есть легкий маленький ноутбук, планшет и читалка. Последняя сочетается со всем подряд, в том числе и с багажом, но и на всем подряд можно читать. Всегда вставал вопрос – брать планшет или ноутбук. Тащить все подряд – тяжело! Как только мне все это надоело, решил просто отказаться от выбора и брал с собой все подряд, перестал ныть о тяжести багажа. Лучше на месте решить что необходимо, чем мучиться отсутствием чего либо. При всем этом – пользовался чем-то одним. В самолете лучше читать или смотреть кино, а работать проще на планшете, он занимает меньше места и работает значительно дольше! То есть ноутбук был лучшим только в стационарных условиях, где можно сесть и на что-то поставить компьютер. Пусть даже на коленки.
Поэтому, зачем мне как пользователю делить ноутбуки по размеру экрана, если определил важным для себя фактором вес, а не размер. Зачем мне нужно делить читалки по размеру и брендам, если важнее для меня привычка. И зачем мне нужно определять, какой нужен планшет, если несколько лет назад сделал свой выбор и до сих пор использую и не меняю своего помощника?
Именно так и работает «чемпионат The-eBook». Для простоты голосования все участники разбиваются на пары. Из двух всегда проще выбрать одно. Когда создавал форму голосования в виде чемпионата, считал, что многое будет зависеть от жеребьевки, но уже второй год подряд убеждаюсь, что в любом случае победит лучшее устройство с точки зрения потребителей. Мы все с Вами потребители и очень часто голосуем эмоциями или по конкретному параметру. Например, цена, размер, бренд, даже цвет корпуса и страна происхождения продукта! В каждом конкретном случае решение эмоционально объективно.
Далее более кратко буду комментировать результаты. Нравятся они или нет – совершенно другой вопрос. Так работает рынок. Нельзя пойти и купить то, чего не существует или то, на что средств не хватает, но очень хочется.
Поздравляю всех победителей – победа заслуженная! Честная!
Лучшие «бумагоподобные устройства» года
Barnes & Noble Nook Touch with Glowlight
Amazon Kindle Paperwhite
PocketBook Touch
В этой группе победителей никаких случайностей не произошло. Победило пусть чуть устаревшее, но лучшее устройство. В этой тройке можно любое устройство поменять местами в зависимости от приоритетов и наслаждаться чтением.
С моей точки зрения должен был победить Kindle Paperwhite и после результата финального матча пытался понять причины выбора Nook лучшим устройством. Ответ получился довольно простым: локальная цена на отечественном рынке ниже Kindle, Nook уже опробован в течение продолжительного времени и есть много отзывов пользователей.
И наконец, какое бы устройство не стало победителем в финальном матче – это устройства с подсветкой. Именно такие устройства и дошли до финала.
Законно спросить, почему Onyx Boox Aurora не стала третьей в списке, и ответ кроется только в количестве устройств представленных на рынке. Потребители уже путаются, что там с подсветкой, а что нет. Наличие подсветки положительно влияет на значимость бренда, что показывает высокое кучкование продукции Onyx ближе к первым местам.
Лучшие «медиаридеры» года
Lexand LT-227
Prology Latitude T-700
Lexand LT-127
К сожалению, медиаридеры отживают свой последний год, и особого выбора среди них нет. Как и говорил раньше, в «Итогах года. Часть 2.» производители боятся давать медиаридеры на тестирование, чтобы обзоры не мешали их продавать по высоким ценам и не влияли на другие продукты компании. Ну, и заодно производители не давали вообще никаких устройств. Так спокойнее.
Так что в одном случае пользователи голосовали за Lexand, в другом за Prology и довольно быстро состоялся в этой группе финальный матч. Было скучно!
Лучшие «планшеты» года
Perfeo 9706-IPS
Amazon Kindle Fire HD 7″
Barnes & Noble Nook Tablet
После финального матча пользователи начали спорить сами с собой и задавать вопрос – почему Perfeo 9706-IPS лучший в группе? Ответ, как всегда прост – потому что устройство в глазах пользователей не задающий такой вопрос было лучшим. Остальные потребители голосовали за иностранные устройства, но были в меньшинстве. Модель Perfeo 9706-IPS превзошла все остальные планшеты по голам минимум в 2 раза!
Дамы и господа! Ценю ваше альтернативное мнение о победителе, но это честная победа! С чем и можно поздравить компанию «Видеосервис»! Поздравляю от себя и тех, кто посчитал устройство лучшим!
Остальным сомневающимся лучше присмотреться к тем фактам и особенностям модели, которые привели его к победе – цена, новизна бренда, отечественное позиционирование, характеристика экрана в названии модели и так далее. Это пример правильного позиционирования на рынке.
Выбор редактора The-eBook
Вторая часть статьи посвящена выбору лучших достижений 2012 года. Разделил на несколько частей. В большинстве случаев принимал решение исходя из состояния рынка, и в этом разделе будет информация не только по тем устройствам, которые, так или иначе, присутствовали в проекте The-eBook.
Мне задавали в этом году много вопросов связанных с электронным чтением. Без понимания глобальных факторов нельзя сделать объективного вывода за весь год. Надо понимать, что электронное чтение это не специализированное устройство и не компьютерные файлы. Электронные книги – это общий термин, который включает в себя (1) любое пригодное для чтения устройство, (2) контент, (3) Интернет. Каждый отдельный параметр не живет самостоятельно, все работает только сообща.
Не могу восхищаться всеми заслугами рынка этого года, результаты будут зависеть от наличия решений, от их качества. Умышленно не проставляю позиции продуктов и услуг, перечисляю только лучшие.
Поздравляю всех, кто удостоился внимания рынка электронных книг!
Лучшие «бумагоподобные устройства» года
Sony Reader PRS-T1 – устаревшее, но одно из лучших устройств года. Таковым его можно признать за наибольший интерес потребителей.
Barnes & Noble Nook Touch и Nook Touch with Glowlight – одни из лучших устройств на рынке, за полноценное решение в области чтения, за навязыванию рынку своих оригинальных идей.
Amazon Kindle 4 и 5, а также Kindle Paperwhite – как одним из лучших устройств в мире, за низкую цену, за качественный результат, за отличную платформу. Нет ничего в мире лучше и настолько ассоциированным с электронным чтением как Kindle.
PocketBook Touch и Basic – это лучшие и оригинальные устройства получившие признательность не только в родном отечестве, но и в мире. Пусть их продают не в таком количестве, как Kindle, но от этого устройства не становятся хуже и всегда есть куда развиваться. Приятно видеть эти устройства на полках европейских магазинов, где они на равных конкурируют с мировыми брендами.
Onyx Boox Aurora – это лучшее устройство китайской компании Onyx, которое все больше принимается отечественными потребителями, как нечто родное и знакомое.
Лучшие «медиаридеры» года
Нет ни одного устройства, на которое в этом году имело бы смысл смотреть с удовольствием. Еще раз можно констатировать, что свою «роль доступных и универсальных устройств» этот сегмент отыграл полностью и теперь рынок пытается потреблять большое количество совершенно одинаковых устройств от шильдиковых производителей. Рынок под медиаридерами заметно просел и проигрывает по качеству и количеству продаваемых устройств. Это не понимает около десятка производителей и никак не могут перестроиться – либо в сторону еще большего понижения цены, либо к полному прекращению производства.
Лучший планшет года
Apple iPad mini, Apple iPad, Samsung Galaxy Note 10.1.
Выбор очевиден. Планшетных компьютеров в этом году много, но лучших единицы. В этот список можно еще добавить Samsung Galaxy Note II, устройство хоть и относится к смартфонам, но читать, смотреть видео, слушать музыку из-за размера и качества экрана одно удовольствие!
Лучшая покупка года
Amazon Kindle Paperwhite, Barnes & Noble Nook with Glowligh, Onyx Boox Aurora, PocketBook Touch, Apple iPad mini.
Лучшее компактное устройство года
Единственная модель среди новинок, к которой можно присмотреться – teXet TB-436. Модель, к сожалению, слишком упрощенная, чтобы к ней относиться серьезно. Хотелось бы видеть новинки и в этом плане на рынке пустота. Потребители выбирают, может и правильно, старые устройства, а хочется новых! Пока скучно!
Лучшее крупное устройство года
Нет ни одного устройства. Все модели старые и без должного развития.
Идеальное устройство года
Нет ни одного устройства. Рынок голосует за любые параметры, но среди устройств нет идеального, которое отвечало бы единодушным одобрением потребителей.
Значимость бренду создается из множества факторов. Это не обязательно лучшие продукты или услуги, это те торговые марки, которые имеют большое влияние на рынок и заставляют его говорить о бренде, выделяя те или иные свойства их продукции.
Лучшая компания года
Apple, Samsung, Amazon.
Можно добавить к этому списку еще нескольких компаний, но только Apple, Samsung, Amazon усиленно влияли на рынок. От их мнения и продукции зависело практически все – качество, количество, оригинальность продукции.
Лучший производитель года
Общий список лучших производителей – Apple, Samsung, Amazon.
Среди узкоспециализированных производителей – Amazon, Barnes & Noble, Kobo.
Открытие года
Нет ни одного устройства или события запомнившегося в этом году, кроме тенденции – использование подсветки в узкоспециализированных E-Ink устройствах.
Рекордсмены года
Amazon Kindle – семейство самых продаваемых устройств в мире.
PocketBook Touch – лучшее отечественное устройство, которое можно купить по всей Европе.
Apple iPad mini – самая успешная новинка года, установившая новые рекорды продаж во всем мире за короткое время.
Второй год подряд лучшая пиратская площадка – «Флибуста – книжное братство». До сих пор ресурс не требует регистрации, оплаты и прочего. Все формируется по старому книжному пиратскому принципу – «у всех забрать, всем раздать».
К сожалению, все пиратские площадки перестали быть генератором цифрового контента, и их значимость сводится только к раздаче «бесплатных» файлов. Социализация пиратских ресурсов снизилась.
Лучший маркетинг года
Компания Amazon – представила Kindle Paperwhite, как устройство с самым белым экраном. Эта же компания смогла убедить рынок, что продает услуги, а не устройства. Отличное решение Amazon – продавать максимально дешевые устройства за счет использования рекламы.
Компания Wexler – лучше всех объяснила потребителям значимость гибкого и пластикового экрана. Лучшая маркетинговая идея, что Wexler Flex One невозможно разбить, сломать – влияла на желания потребителей иметь «пластиковый экран» и покупать именно такое устройство.
Все это мои коллеги, которых не могу не признать лучшими в своей области. Их мнение очень важно, формирует рынок, дает новую информацию, показывает отношение различных стран к электронному чтению и некоторые из них универсальны.
C новым годом!
Поздравлю всех читателей, пользователей, наших и иностранных производителей с Новым годом и связанных с этим периодом праздников!
Много людей и компаний повлияли на мою работу в этом и предыдущие годы, на образ жизни. За что им особенно благодарен!
Компании и бренды заслуживают отдельного поздравления: PocketBook, Литрес, DataForce, GameLand, ReaderOne, PageOne, Qumo, Explay, Ectaco, S3, Порталюкс, Мерлион и другие.
Спасибо всем, кого не перечислил, забыл, или еще не знаком!
Огромное спасибо клубу «The-eBook»! Люблю Вас безмерно! Поздравьте родных и близких, пусть их жизнь будет светлой, доброй и богатой душой и что греха таить – деньгами!
Читайте и в следующем году! Это главное, почему мы с Вами встречаемся уже почти 14 лет – наша любовь к книгам, к электронным книгам и ко всему, что с этим связано!
Надеюсь, 2013 год будет лучше, и мы никогда с Вами не расстанемся!
Компания Worldwide Business Network Ltd. объявляет новый курс постоянного снижения цен на устройства для чтения и первым в этом направлении становится небольшое и функциональное устройство inch A5i – его официальная розничная цена теперь составляет всего 1500 рублей, что эквивалентно $49.
Торговая марка inch (рус. «дюйм») была создана в конце 2009 года британской компанией Worldwide Business Network Ltd. совместно с российско-немецким разработчиком программного обеспечения GoodHill Soft Ltd. и крупным китайским производителем Hanwang Technology Co., Ltd.
inch A5i устройство заслуживает особого внимания со стороны читателей, так как оно может стать не только основным, но и вторым устройством в семье за счет принадлежности к среднему классу по конструкции и программному обеспечению, а также за счет низкой цены.
Это хорошее и по-настоящему недорогое устройство для мобильного чтения, которое стало еще доступнее для массового рынка.
В кругах любителей цифровых устройств для чтения давно идет разговор о ценовой политике брендов-производителей. Потребители томятся в ожидании действительно беспрецедентного предложения. Мы приняли решение и делаем революционный шаг — рекордно снижаем цену букридера Inch A5i, который оснащен 5-ти дюймовым экраном E Ink.
Теперь минимальная розничная цена Inch A5i находится на уровне 1500 ₶. В среднем букридер продается по цене в 2000 ₶, о чем свидетельствуют данные Яндекс.Маркета.
Теперь Inch A5i претендует на звание самого доступного букридера на рынке России. Это — шаг компании Worldwide Business Network Ltd и бренда Inch на встречу потребителям.