Эта неделя посвящена перспективам, которые очень зависят от существующих тенденций. Каждое действие – всегда чревато последствиями.
Начнем с самого неприятного, чего следует опасаться в 2013 году.
Наступающий год будет подвержен росту «потребительского кризиса», и тенденция продлится до 2015 года. Это будет самый затяжной и непредсказуемый кризис в XXI веке. Связано это с увеличением доли услуг по отношению к продуктовым предложениям и изменению налоговых условий существования. Было время, когда налоги стимулировали производство, но сейчас тенденция на перераспределение прибыли между различными классами общества, что сократит не только производство, но и предоставление качественных услуг. Соответственно уменьшится количество рабочих мест за счет среднего класса и пассивной позиции состоятельных классов.
Вся Европа стоит перед единственным выбором – для выживания будет использоваться форма малого и семейного бизнеса с искусственным ограничением доходов, просто потому, что увеличение прибыли приводит к увеличению налогов, но не созданию новых продуктов.
Для области электронных книг – это означает, что специалисты будут заниматься чем угодно, но не созиданием. За счет среднего класса сократится потребление легального контента.
Прошедший год развивал кризис, как мог, и плоды безразличия к рынку, желание заработать как можно больше на перепродаже, увеличение количества шильдиков, неоправданный рост количества моделей с 212 единиц в 2011 году до 294 в 2012 году.
«Потребительский кризис» означает, что предпочтения в потребляемых продуктах перераспределяются за счет уменьшения количества информационных ресурсов и рекламных площадок. Выбор определяется ценой, но в этом диапазоне практически нет качественных продуктов и нет информации об этом.
Отечественный рынок никогда не был гибким и резиновым, чтобы уметь не только вовремя расширяться, но и гибко сокращаться, влияя на создаваемый продуктовый ассортимент. Отечественные производители до сих пор не научились обновлять рынок, предлагая новые продукты, с улучшенными характеристиками, с одновременным уменьшением цены. Наш рынок похож на большую волну – высокий спрос и за ним полное отсутствие интереса к чему-либо. Если у производителей и магазинов в равные диапазоны времени все получалось удачно и казалось, что волна поймана и несет компанию на максимальной скорости вперед, то потом наступает полное бессилие из-за того, что создание продуктов не совпадает с потребительской волной. Деньги вкладывались на подъеме спроса в совершенно иные задачи, например, в собственное благополучие и казалось, что так будет всегда, а как следствие – быстро таяли в момент сокращения спроса, и опять же – на собственное благосостояние.
Отечественный рынок научится работать, когда размер волны не будет влиять на продвижение новых продуктов.
Перспективы рынка
Можно сказать, что по опыту и существующей истории электронных книг – лучшие продукты создавались при двух условиях – в момент отрицания нового продукта и в предсказании кризисной ситуации. Именно сейчас наступила такая ситуация – новые модели ничем не отличаются от старых продуктов и это в момент зарождения потребительского кризиса.
Подобное можно сказать об электронном контенте. В тот момент, когда читатели были еще готовы платить, им предлагалась коммерческая массовая литература низкого качества, с ярким обложками и постоянным ростом цен, а в момент спада волны отсутствуют заранее написанные бестселлеры, которые могли бы активизировать спрос и главное – интерес к рынку легального контента. У читателей отсутствует желание купить книгу в первый день продаж, а терпение и ожидание всегда вознаграждается бесплатной пиратской копией.
Современные тенденции будут актуальны в следующем году, но некоторые не станут массовыми. Текущий тренд: низкая цена на устройства, наличие подсветки, сенсорный дисплей, увеличенное разрешение экранов E-Ink HD, контрастность экранов не менее 10:1 и гибкий экран. Все, кроме «гибкого экрана», из-за небольшого их производства, будет актуально и в следующем году.
К этому списку следует добавить желание производителей выпустить цветные бумагоподобные устройства, но высокая цена на конечный продукт и низкое качество изображения не актуальны для 2013 года. Это было бы интересно в 2007-2009 годах, когда потребитель еще не имел настолько большого выбора и опыта в использовании устройств для чтения. Для 2013 года – это предсказание несет сплошные убытки и одновременный подъем интереса к подобным разработкам. Цветные экраны будут существовать в качестве рекламы возможностей компаний и ради поддержки основной продуктовой линейки любого производителя.
Тенденций и предпосылок к появлению новых типов экранов нет. Все новинки будут рождены по формуле «стало лучше, чем было» и потребителю придется самостоятельно разбираться в том, насколько было плохо, если новое мало чем отличается визуально от старого.
В 2013 году потребители еще не дождутся по-прежнему ожидаемых экранов на металлической основе, вместо стеклянной и пластиковой, которые существуют сейчас.
Наступающий год покажет, что реальные инновации создают бренды известными, а не наоборот. Они же способны уничтожить любую компанию, которая будет больше уделять внимания массовому рынку «методом заигрывания», идя на поводу у краткосрочных интересов.
Консерватизм крупных брендов играет заметную роль на усилении качества продукции, но не интереса к ней. Сильные компании могут создать интересные модели, но не обеспечивают продолжительное время существования собственной продукции. Характерен в этом плане рынок планшетных компьютеров и смартфонов, когда количество и разнообразие модельного ряда не дает сосредоточиться потребителям на лучшей модели, предполагая деление рынка по ценовым категориям и определение качества по максимальной цене.
Эта тенденция в области электронных книг даст большую трещину, так как в отличие от компьютерного рынка, электронные книги имеют долгосрочное развитие, и рынок быстро насыщается любыми новинками. Любого читателя гораздо проще убедить в отказе от книг, чем привить любовь к чтению, на что обычно уходят годы.
С другой стороны планшеты начинают занимать большую долю, за счет разницы в цене с рынком ноутбуков и полного вытеснения нетбуков, которые уже сыграли свою роль и заставили производителей создать дешевые ноутбуки, а не наоборот – дорогие нетбуки. Рынок планшетов развивается с того момента, как нетбуки возомнили себя дорогой игрушкой.
В 2013 году будет уделено особое внимание соотношению цены и качества. Если с качеством продукции существуют до сих пор большие проблемы и многое ассоциируется с китайскими поделками, то цены на электронные устройства уже к лету будут стараться соответствовать качеству продукта. И это продлится буквально до середины осени, когда в ход пойдет маркетинговый обман – высокая цена вновь будет обманывать, что продукт соответствует высокому качеству или имеет большое количество возможностей.
Любой производитель электронных книг, который признает, что электронное устройство создается только для чтения, а не для перебора форматов и размеров книг, получит поддержку потребителей. Это предположение говорит о том, что в середине 2013 года и вплоть до конца 2014 года наметится сужение специализации отдельных устройств, что благоприятно повлияет на цену конечных продуктов и снизит количество устройств на отечественном рынке.
Шильдиковое производство не сможет конкурировать с низкими ценами, потому что не в состоянии влиять на количество возможностей своих устройств, но может влиять на уменьшение цены в партиях устройств менее 2000 экземпляров.
В разговоре о перспективах имеет смысл поговорить о том, что в 2013 году сократится доля медиаридеров. Их место занимают дешевые планшетные компьютеры.
До сих пор крупные и известные производители выпускали только узкоспециализированные читалки и активно в последний год развивали планшетные компьютеры. Именно они никогда не выпускали медиаридеры, которые в начале развития электронных книг должны были дать рынку низкую цену и возможность проигрывать видео, так как рынок мобильных видеоплееров уничтожен планшетными компьютерами и смартфонами.
Можно предположить, что рынок медиаридеров смогут занять смартридеры – устройства, которые построены по тому же принципу, но в основе лежит операционная система Android, так как это благоприятно влияет на мнение потребителей о продукте и не так важно, до сих пор, что устройство делает ровно столько же. Чтобы развивать этот рынок, смартридеры должны выглядеть как читалки с экраном TFT и давать возможность устанавливать стороннее программное обеспечение.
Основной минус медиаридеров – низкое качество экрана. Недостаток смартридеров – высокая цена и малое время автономной работы.
Каких-то новых секторов на рынке не предвидится. На сопредельной территории можно предположить изменение рынка фоторамок за счет того, что производители догадаются, что не рамка продает продукт, а экран. Что сократит размер рам и увеличит размеры экранов. Их можно будет бесшовно стыковать друг с другом.
Аналогичная тенденция ждет мир электронных книг, когда пример компании Apple заставит задуматься о том, что крупные экраны можно создавать в масштабах карманного устройства. Все дело в размере рамы и тенденция сокращения полей вокруг экрана будет актуальна в 2013 году.
Приоритеты потребителей в 2012 году были предсказуемо точными и зависели от тенденций и предложений производителей. Появилась подсветка – потребителям она понравилась и стала тенденцией спроса. Аналогично произошло с сенсорными экранами, снижением цены на устройства, увеличение контраста и разрешения экранов E-Ink Pearl™.
Можно предположить, что наличие подсветки в устройствах в 2013 году не будет иметь большого спроса, а вот цена на подобные устройства повлияет на снижение стоимости моделей без подсветки. И здесь два выбора – либо все устройства с подсветкой для сохранения высокой розничной цены, либо негативная реакция потребителей на отсутствие подсветки и высокую, при этом условии, цену!
Аналогичная ситуация была при переходе от E-Ink VizPlex к экранам E-Ink Pearl. Сейчас Pearl уже не влияет на повышение цены, и потребители считают этот экран современной нормой.
В то же время, приоритеты производителей не изменятся. Более 90% (условно) существуют ради перепродажи готовой продукции китайских инженеров. Так как цена будет влиять на массовый рынок, уменьшится доля кастомизации продуктовых линеек ради сокращения производственных расходов. В 2013 году потребители вновь столкнутся с продуктами, которые внешне не отличаются друг от друга под разными шильдиками. Это будет влиять только на розничную цену и значимость логотипа на корпусе устройства.
Новый, 2013 год станет эпохой тотального желания потребителей разбираться в технических характеристиках продуктов, что очень сильно повлияет на скорость принятия решения о покупке. На выбор повлияет «потребительский кризис», который все равно будет отдавать приоритет дешевым товарам. И здесь будет возможна маркетинговая игра – демонстрация возможностей продуктов там, где их на самом деле нет. Мы столкнемся с изучением новых характеристик, которые теперь будут называться иначе, чем ранее. Это технический способ навязать рынку мнение о новой значимости устройств.
Можно с уверенностью предположить, что на рынке произойдет сокращение количества производителей. Их и так практически нет, и абсолютно любой бизнесмен считает свою компанию производителем, если на корпусе продукта красуется собственный логотип.
Тенденция 2012 года говорит о том, что шильдики заметно сократили количество обзоров своей продукции, чтобы гарантировать себе продвижение товаров. Каждый новый продукт давал законное право компании на информационный всплеск, так как за рамками новинок ничего более не последует. Либо рынок примет продукт так, как увидит его в новостях, либо кто-то опубликует обзор и на новинке можно смело ставить крест. Таких неприятностей шильдики боялись весь год и избегали их. Эта тенденция сохранится в 2013 году. Они вернутся к концу года, когда количество шильдиков поредеет и остро встанет вопрос об информационной рекламе. В это время начнется новая волна популярности электронного чтения, которая соответствует каждому второму году. По аналогии: 2005 − 2007 − 2009 − 2011…
Страшнее всего, что значимые фигуры в области электронных книг начали подражать массовому рынку и взяли на вооружение те же методы. Чем меньше Интернет говорит за рамками новостей – тем лучше для компаний.
Судя по тенденциям, в 2013 году увидит свет более 100 новых продуктов от двух десятков компаний, а доля информации о них сократится до 80%. Чтобы это было возможным, производителям придется использовать платные каналы распространения информации или создавать продукты визуально разными, так как характеристики у всех будут фактически равными.
Вследствие всего сказанного выше, можно предположить сокращение и устаревание рынка. Старые модели будут покупать охотнее новых, и их эксплуатация увеличится в сроках.
В 2013 году будет решаться еще одна задача – рынок контента и устройств по-прежнему живет отдельно или совместно, когда одно развивает и поддерживает другое направление.
Тенденция 2012 года года показала, что заметно развивалась только одна компания – Литрес. Даже при учете того, что Аймобилко в мае удивила собственным вариантом продвижения электронных журналов. Все остальные компании показали свою зависимость от Литрес и российского рынка. Компания легко смогла удалить из своих рядов мелких перекупщиков контента и даже свела к нулю развитие крупных компаний-производителей, хотя они еще не догадались о коварстве Литрес и пытаются развивать изначально мертвые проекты в отрыве от контентной площадки. То есть создают социализацию на пустом месте, и это их изрядно погубит. Любой проект, во всем мире, объединяет свои разрозненные ресурсы в одно целое предприятие, но никогда не создает стартапы ради отвода глаз и кошельков потребителей от собственной продукции.
Наша отечественная тенденция показывает, что желание создавать мелкие предприятия за рамками крупных и основных компаний – есть еще один вариант проблемы легальности. Каждый боится, что мелкое предприятие потянет вниз, а при аналогичной ситуации с крупным подразделением позволит остаться на плаву.
В 2013 году ряд компаний смогут объединить в себе все, что они наплодили за предыдущие года. Это добавит проблемы с аутентификацией новых брендов.
И наконец, любое чтение – это контент. Наши читатели освоили много приемов для создания интересов. Различные программы позволяют создавать дайджесты для чтения Интернет-контента. Слабым местом на рынке по-прежнему остается распространение газет, журналов и комиксов.
Если газеты и журналы уже можно читать с помощью планшетных компьютеров, то электронные комиксы остаются пустым сегментом на рынке. При том, что наши люди не читают комиксов, нельзя дать гарантию того, что молодежный рынок не сможет их по достоинству оценить в следующем году. Именно в 2013 году станет понятно, кто на самом деле лидер на рынке электронного контента – потому что именно он сможет внедрить ряд инноваций, предполагающий продажу нового типа контента. Все читатели, рьяно охраняющие покой пиратов, обязательно заметят, что подобного контента на страницах их любимых сайтов попросту нет, а DRM, от которого так активно избавлялись легальные ресурсы, станет актуальной и необходимой мерой, чтобы защитить рынок электронных комиксов.
Прежде всего, отечественные электронные комиксы придут на планшетные устройства. Именно приход комиксов на планшеты заставит добавить поддержку комиксов в узкоспециализированные устройства. Здесь будет понятно, что существующие форматы CBR и CBZ не подходят для этой задачи, хотя могут быть основой. Разница в этих форматах только в том, каким архиватором они упакованы – RAR или ZIP. Легальным ресурсам этого не достаточно для защиты контента и они начнут продвижение комиксов с создания собственных защищённых контейнеров или передачи комиксов непосредственно в программу для чтения, а она позаботится о сохранности иллюстрированной книги.
Доброе утро!
На этой неделе было день рождение у Дмитрия Грибова. Нынешним читателям он может быть известен как автор формата FB2 и технический директор компании Литрес. От всего сердца поздравляю его с днем рождения и желаю никогда не успокаиваться в поиске правильных решений! Пусть на этом пути не подведет здоровье и будет много счастья! Также, на этом пути не помешает изрядное количество удачи, чего искренне желаю!
Поздравляю всех, кто дочитал до этих слов – Вы моя самая преданная аудитория! Будьте счастливы, добры и богаты!