В четверг шел на пресс-конференцию MyBook.ru по длинной и заснеженной улице. Ветер бросал снег прямо в моё лицо, причем, когда не попадал, пытался это сделать сбоку. Найти щелочку и больно ужалить. Глаза смотрели под ноги. Расстояние от метро до входа выставочного комплекса ЦДХ на Крымском валу огромное и в самом туннеле ветродуя. Если кто бывал, поймет. Пока идешь по вьюге есть время подумать и пару раз быть готовым упасть на льду.
Часто бывает так, что слова какой-то песни прилипают к сознанию и выматывают. Раздражают и все равно звучат в голове, каждый раз пытаются вырваться наружу. Даже если запоешь, чертыхнешься, плюнешь и слушаешь слова песни в своей голове дальше.
Ко мне прилипают мысли и образы. Повторяю их точно также долго и монотонно, но каждый раз думаю о том, почему именно прилипли эти мысли, почему не другие. В этот раз было как всегда. Шел и думал: «если бы умел петь, наверняка бы пел, причем в любом месте». «Почему я не пою под душем, как в кино»? «Если бы умел писать, наверное что-то написал и опубликовал». «Отдельные статьи не в счет». «На книгу нет времени». «Если бы умел танцевать, скорее всего, кружился бы в вальсе, а вместо этого щелкаю пальцем и постукиваю ногой в ритм мелодии». «Огромное количество людей вместе со мной чего-то не умеют делать, но уверен, делают что-то своё лучше или чуть хуже, чем кто-то другой». «Каждый раз хочу быть лучше и как только этого добиваюсь, уже не лучше самого себя, ибо совершил, добился и теперь нужно прыгать выше головы, чтобы стать еще лучше, опять же, в сравнении со своими нынешними возможностями».
Зал «пресс-центра» работал в жестком временном режиме. Еще не наговорились одни участники выставки Non/Fiction, а толпа следующих участников уже ждет, топает ножкой в коридоре. «Когда же они закончат»? «Не знаю, они уже два часа трещат».
Наш час пролетел мгновенно. Только сели в зале, послушали выступающих, пришло время вопросов. Перед этим всю неделю думал, что есть много тем для «субботней колонки», но не могу выбрать актуальную из них. «Идиоты живут среди нас», «Берегите глаза, или о пользе размеров текста», «Почему запад не интересует наша электроника?». Но все не то и пока не к месту. И вот тут, в этот момент безнадеги, на пресс-конференции рождается, оголяется тема, о которой и хочу сейчас поговорить.
Вопросы к выступающим представителям компаний записал заранее, во время их выступления. Позже выбрал единственный вопрос, ибо надо уважать коллег и дать им возможность узнать ответы на свои вопросы. Попробуй в коридоре подхватить за локоть Олега Новикова, генерального директора издательства «Эксмо», его крепыш-охранник перехватит руку еще на подлете. Согласовать с секретарем время индивидуального интервью? Можно, но сложно и долго. Мне не так и важно было что-то узнать, потому что господин Новиков ответил на мой вопрос так, как считал нужным это сделать. «Встретиться, чтобы поспорить» метод устаревший. Что он (метод) сможет доказать или раскрыть? Либо слушай, либо отвечай, а для конструктивной критики всегда есть мощные инструменты прессы.
Вообще, мы люди, кем бы ни работали, забываем, что дипломатия – это не только искусные фразы, уходящие от прямого ответа и не создающие повода для сплетен. Очень часто, язык дипломатии – это искусство ничего не сказать, но не дать повода усомниться в твоем преимуществе. Фразы ответов нужно выстраивать таким образом, чтобы у собеседника не рождалось мыслей о том, что есть в этом мире что-то неизвестное или неуправляемое оратором, как официальным представителем или лицом страны, компании, команды.
У каждой компании есть владелец. Хотим мы этого или нет. Знаем или, напротив, в полной отключке. Есть владельцы, которым принадлежат несколько компаний. Сейчас не так важно, каким образом управляются компании – частным образом или группой лиц. Факт в том и это заранее известно, что группа компаний являются дочерними предприятиями, и главенствующая компания всегда может подмять под себя все, что породила ради своих интересов. Точно так же, как и может дать пинка, отправляя в свободное плавание! (Не дипломатичная фраза). Переделаю – главная компания может продать или упразднить собственность в лице дочерних предприятий или отдельных лиц.
Новый «книжный клуб MyBook» представляли сразу три компании. По крайней мере, три представителя сидели у микрофонов. Вопрос и ответ в собственной голове – «кто дал денег на создание коммерческого проекта и подтянул ресурсы для мгновенной его реализации»?
Если бы MyBook был стартапом, то ему пришлось идти несколько лет по огромной и заснеженной дороге, как это делал «Литрес», собирая по крупинкам права на книги, агитируя издательства, пританцовывая перед авторами. Еще пришлось бы собирать творческую команду, на которую можно положиться в технических, юридических и моральных аспектах. Нет. «Зародыш» получил все в наследство и сомневаюсь, что дальше будет самостоятельно подбирать контент для проекта. Уверен, что команда «Литрес» возьмет на себя все «танцы живота». По сути, для «Литрес» – это еще пара опций в договоре с правообладателями: «онлайн чтение, постранично или целиком, или даже без права продажи файла». Новой команде MyBook придется развивать проект технически.
Руководитель «MyBook» настолько физически молод, что вряд ли ему удалось сэкономить и скопить на школьных завтраках необходимую сумму, чтобы в кратчайшие сроки организовать компанию и без реального результата прибиться под крыло «Эксмо» и «Литрес». На это нужно иметь много времени и сил.
Кто-то дал денег! Кто бы это мог быть? Даже не знаю! Попробую угадать. А какие есть варианты? «Эксмо»? Угадал? Ну, может лично господин Новиков? А почему бы и нет? Через это проходил «Литрес», разве «MyBook» не может быть исключением?
Так и задал вопрос в конце пресс конференции: «Три компании, совместно, представляют один проект, но почему разделяются читатели между этими компаниями»? «Почему нет поддержки единой учетной записи и средства для оплаты»?
Сразу подразумевал, что другие журналисты зададут вопросы по рекламе, по чтению в режиме «offline» и ждал только ответов.
Умышленно упущу то, что ответил на мой вопрос господин Новиков. Передам слова как суть: «компании являются отдельными образованиями, так что пусть каждая зарабатывает так, как может». А вот в конце Олег Евгеньевич зря добавил фразу, что «иного варианта во всем мире нет». Зря! Ранил и дал повод для этой статьи.
Соглашусь, конечно, если в этом есть смысл и истина, «компании во всем мире зарабатывают самостоятельно». Но сомневаюсь, что все в этой формулировке обосновано и не существует иных вероятностей в бизнесе.
Некоторые компании имеют скрытые империи. Сверху витрина, снизу отдельные компании и люди, работающие в едином механизме. Другие пытаются облегчить потребителям первый шаг и используют для регистрации социальные сети и готовые платежные системы. Но есть компании, которые развиваются в бизнесе по диагонали и, как правило, это скрыто от потребителей, но лежит на поверхности для профессионалов.
Если посмотреть связку «Эксмо-Литрес-MyBook» целиком, то очень легко понять, что существует только «Эксмо», а все остальные сервисы легко можно обнаружить в работающем состоянии у компаний Amazon, Barnes & Noble. C одной лишь оговоркой – «если там работают идиоты, посмотрим, чем все закончится»! «А вдруг мы умнее»? Да, вероятность, хоть и небольшая, но все-таки есть! Причем, если добавить, что «в России этих компаний с их сервисами нет», то вроде как теперь «они должны учиться у нас»! Ибо «нигде в мире такой практики нет»! «Раз нет здесь, а там-то откуда возьмется»?
Такое впечатление, что мы живем на минном поле и всегда нужен идиот, и желательно не один. Пусть тут побегают.
То, «что мы не знаем о мире, не значит, что не существует вовсе». Даже полезно иногда чувствовать себя немного глупым и сомневаться даже в том, что известно и лежит на поверхности. Это важно, чтобы проявлять творчество в долгосрочном бизнесе. Уверен, что никто не хочет сорвать куш сейчас, чтобы завтра не заработать ничего. Если конечно это не цель бизнеса. Есть и такое «американское счастье», когда создается стартап ради того, чтобы его выгодно продать в кратчайшие сроки. И неважно, что будет потом.
Понимаю также, что самый выгодный бизнес в России – это спекуляция, но издательский бизнес к нему не относится. Хочет, стремится, но прогорает на этом.
Как и в случае с косметическим бизнесом – успех кроется в рекламе и 70% всех отчислений относится к различным видам выплат. Невозможно пропагандировать чтение без рекламы и создания непривлекательного рынка с точки зрения авторов. Чтобы спортивная команда занимала призовые места, нужно создать коммерческую выгоду, которая кроется не только в деньгах, но и славе чемпионов. Только на такой основе можно рожать уникальных спортсменов, продукты в различных секторах экономики и авторов, пишущих по-настоящему интересные произведения.
Можно очень многое перечислить из того, «чего нет в мире». Не в этом суть. В некоторых странах нет голода, где-то есть дороги, где-то нет снега. Это все не важно, если все это у нас есть. На этом фоне создание проекта «MyBook» сам по себе не является инструментом пропаганды чтения или борьбы с пиратством. У книги (вообще) нет ценности и «это» главная проблема в борьбе за читателей. Поэтому, электронная версия книги воспринимается, как «обязательно бесплатная» копия, которая сама по себе ничего не стоит.
Попробую теперь кратко объяснить на основе того, что все-таки в мире есть.
Barnes & Noble
Компания имеет характерные отличия: издательство, сеть розничных магазинов, интернет магазин, аффилированные программы, устройства и программы для чтения, периодика, книги, видео, программы для Android, самиздат, контракты с иностранными правообладателями, публичная отчетность и многое другое.
Amazon
Компания имеет: множество дочерних предприятий в различных областях (их несколько десятков – IMDb, Audible, Zappos, dpreview, CDNow, Geoworks и другие), собственный сервис доставки, клуб постоянных потребителей, собственный формат книг (в том числе для мультимедийных устройств). Устройства и программы для чтения, просмотра видео и прослушивания аудио. Собственная рекламная компания. Механизм публикаций (не только для юридических лиц), возврат денег и система отчислений. Социальная книжная сеть (Shelfari). И многое другое.
И вот то, чего мы должны знать.
Вход и списание средств на Audible Inc. через Amazon. Вход на сайте Shelfari через Amazon. А какой вход для пользователей будет на IMDb? Естественно Amazon. Для чего? Чтобы привязывать кошельки и комфорт клиентов к Amazon.
Определение «нет нигде в мире» – это универсальное средство поставить точку в ответе. Очень часто фраза заставляет других людей присмотреться к сервису, потому что если сектор пуст, он может быть привлекательным с точки зрения бизнеса.
Для того чтобы разделить потребителей на отдельные проекты – нужно чтобы они конкурировали между собой, как стиральные порошки от одной компании. Если потребители разделяются, то такая компания как «Эксмо», прежде всего, должна иметь все сервисы под собственным брендом и только потом беспокоиться о создании публичной конкуренции под своим крылом, как отдельных компаний, чтобы вместо них не появились чужие. Значок внизу дочерних подразделений «Группа компаний Эксмо» давала бы существенную возможность для самореализации проектов.
Доброе утро!
И вот приходит N к клиенту, а они спрашивают: «Вы кто»? Ответ неправильный, если звучит: «мы из компании N». Придется танцевать, уговаривать, приводить примеры сотрудничества и наконец, рассказывать много раз о себе и своей компании N.
Нет! Надо говорить «мы из …»! Например, из Amazon. И этим все сказано. И кто-то так говорит. И кто-то может больше за короткое время.
На этом сегодня всё… почитаем и на следующей неделе.