Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

DUMAEM.RU - Аналитика текущих событий







DUMAEM.RU - Аналитика текущих событий
НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ на www.dumaem.ru
выпуск от 28 мая 2006 года


1) Рубрика «Думаем…»

«Ребрэндинг по-киевски: ГУАМ меняет название, но остается похож на то же самое…»

- Это ты Гуам?               
                                                        - Не Гуам, а Гуамоколатокинт, -
                                                       сварливо возра- зил тщеславный филин.
                                                        - А где другие филины?
                                                        - Улетели. 
                                                        - Почему ты остался?
                                                        - А что мне делать в лесу? Ловить птиц,
                                                        как простые филины и совы? Фи…
                                                        У Джюса мелькнула хитрая мысль.
                                                        - Послушай, Гуам… - Филин молчал…
                                                        - Гуа- моко… - Молчание.
                                                       – Гуамоколатокинт!
                                                     - Слушаю тебя, - отозвался филин.
                                                     - Хочешь жить у меня? Я буду кормить
                                                       тебя мышами и нежными птенчиками.
                          (А.Волков. «Урфин Джюс и его деревянные солдаты»)


                                                            * * *
22 мая в Киеве состоялся саммит организации ГУАМ, в составе которой после выхода Узбекистана осталось четыре страны: Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия. Если отвлечься от подробностей, место которым будет отведено ниже, главных причин срочного сбора г-д Ющенко, Алиева, Саакашвили и Воронина «примерно» две: первая – стремление драматизировать повестку летнего саммита G-8 в Санкт-Петербурге претензиями группы стран-транзитеров российских энергоносителей (вкупе с недовольством ряда «падающих» постсоветских режимов); вторая – прямая проекция итогов предыдущего форума (с тем же участием) – «Сообщества демократического выбора», то есть, проще говоря, поручений американского вице-президента Р.Чейни.
Участники того знаменательного события (ГУАМ плюс Литва, Польша, Румыния, Болгария) 22 мая переместились в столицу Украины, а роль «смотрящего» на этот раз выпала заместителю госсекретаря США г-ну Креймеру. Одно из российский изданий резюмировало событие как «судьбоносное для России». Редакции «Думаем.ру» это представляется большим преувеличением.
                                                     * * *

Руководителем блока на первый срок был избран хозяин встречи украинский президент В.Ющенко. Собравшиеся в Киеве лидеры четырех постсоветских государств подписали новый устав и декларацию, переименовав ГУАМ в «Организацию за демократию и экономическое развитие – ГУАМ». Повестка дня однодневного заседания оправдала большинство прогнозов:
- состоялся диалог по региональным вопросам, что подразумевало выработку общих позиций по «замороженным конфликтам» (то есть Нагорному Карабаху, Приднестровью и «непризнанным республикам» - Южной Осетии и Абхазии);
- поднимались вопросы энергобезопасности на фоне новых российских подходов к взаимодействию с «транзитерами».
Одной из официальных причин нового саммита была необходимость некоторой модернизации самой организации и ее позиционирования в новых обстоятельствах.
Эти «обстоятельства» известны:
- революционная смена власти в ряде республик, входящих в ГУАМ и выход Узбекистана из организации;
- фактическая дезинтеграция СНГ при сохранении организации де-юре;
- новая энергетическая политика России в мире и на постсоветском пространстве; - значительное осложнение отношений России с Западом, в первую очередь США. Последний из перечисленных факторов отнюдь не является последним по значению.
Логика действий руководителей блока ГУАМ, по оценке большинства экспертов, не укладывается ни в политическую, ни в экономическую матрицу оптимальных постсоветских взаимодействий и является на этом фоне вспомогательной функций западной политики по отношению к России.
                                                                * * *
Следует вспомнить, что исторически ГУАМ (тогда он назывался ГУУАМом и включал Узбекистан) сложился как геополитическая реакция на неоднородность и разновекторность СНГ – с одной стороны; и заманчивые предложения – с другой (западной). Ныне теоретики формирования блока вспоминают лишь такие очевидные и «общечеловеческие» причины, как реакция ряда постсоветских государств (например, Грузии и Молдовы) на фланговые сокращения обычных вооружений в Европе, которые «стимулировали» Россию к выводу войск (баз) из Грузии и Приднестровья.
Справедливости ради следует отметить, что нежелание России делать это так быстро, как хотели некоторые постсоветские политики в вышеуказанных странах, была обозначена предельно откровенно.
Не менее откровенно в Москве относились и к сохраняющейся возможности вести политику с учетом своего сохраняющегося военного присутствия в нероссийских уже регионах, что в совокупности с симпатиями местного населения делало ее позиции достаточно прочными.
Безусловно, эта ситуация была не по вкусу не только набирающим силу местным элитам, но и Западу, который при всех заверениях в дружбе считал дезинтеграцию постсоветского пространства логическим продолжением процесса распада СССР и естественной необходимостью – как средства ослабления «остатков империи».
Мотивация России, которая вывела военную группировку из Европы «в снег», «в чисто поле», при всей гиперболизации эпитетов тоже представляется оправданной – особенно на фоне всей жесткой геополитической игры «на добивание слабого», которую не смогли отменить ни демократические, ни «антитеррористические» «общие платформы».
(Позиция Узбекистана – в тот момент верного союзника США – объяснялась отдельной строкой: Ташкент был до предела запуган талибской угрозой и прекрасно понимал, что тогдашняя Россия ничем бы почти ему не помогла).
Все вышеуказанные моменты – плюс, в целом, европейский выбор участников ГУАМа (интеграция в ЕС и НАТО) можно интерпретировать как естественные предпосылки формирования альтернативного политического блока на постсоветском пространстве (и даже внутри СНГ, где быстро набрали силу такие политико-экономические и военно-политические подсистемы как ЕврАзЭс и ОДКБ – Евро-Азиатское Экономическое Содружество и Организация Договора о коллективной безопасности).
                                                           * * *
Проблема ГУАМа, безусловно, всегда интерпретировалась в отечественных политических кругах и аналитическом сообществе с изрядной долей скепсиса и отторжения в силу простого, очевидного и в целом объективного несовпадения ряда национальных интересов соседствующих государств. И тем более, ситуация с ГУАМом усугубилась и драматизировалась в силу того, что кроме естественной адаптации к изменившимся европейским реалиям, блок решил принять участие в Большой Игре Запада по перестройке своей (и прилегающих) части мироустройства. Эта «игра», в целом, вписывается в глобальную формулу нового мирового порядка. И ведется ГУАМом отнюдь не на стороне России. Но, как сочли «выдвинувшиеся на руководство» региональные элиты, сулит им большую политическую и коммерческую выгоду. В силу этого блок ГУАМ неизбежно оказался одним из ключевых геополитических элементов старой, неотмененной, ныне переживающей «вторую молодость» политики «сдерживания» разогнавшейся на новых нефтяных ценах России (или российской сырьевой элиты: для многих эти понятия не являются тождественными – прим. pед.).

При этом ГУАМ неизбежно вписывал (и вписал) себя как подсистему в такой же старинный геополитический феномен как «черноморо-балтийский коридор» (противовес), цель которого также проста и очевидна: служить для Запада «буфером», гасящим все виды возможной экспансии экс-империи (военной, энергетической, миграционной и т.п. и т.д.).
Геополитическая пирамида, где наверху – прозелиты Запада из «Новой Европы», в середине – организации типа «Сообщества демократического выбора», - «внизу» логически замыкаются союзом руководителей конкретных территорий, примером чему и является «Организация за демократию и экономическое развитие», то есть «за все хорошее без России».
Безусловно, никто не может отнять законного права народов жить отдельно и кучковаться, как они считают нужным. Остается ряд других вопросов, так или иначе затрагивающих Россию.
Во-первых, страны ГУАМ пытаются скорректировать энергополитику России в свою пользу.
Во-вторых, ГУАМ пытается «работать на Запад» и извлекать из этого прибыль.
В третьих, эта «прибыль» абсолютно не имеет никакого отношения к прогрессу региона и особенно к провозглашенной местным руководством политике. Последняя состоит в тезисе, что без России народы Грузии, Украины, Молдовы и т.д. будут жить лучше.
                                                         * * *
Рассуждая теоретически, можно констатировать, что формирование ГУАМ означает:
- создание геополитического противовеса СНГ на постсоветском пространстве;
- подтверждение прозападной ориентации его участников (то есть политику вступления в ЕС и НАТО);
- следствие в равной мере упадка организации СНГ и настойчивых стимуляций Запада, в первую очередь, США. Смысл отдельного «блокотворения» на небезопасных постсоветских территориях, тем не менее, будет непонятен до тех пор, пока вопросы «почему» и «как» не дополнятся вопросом «зачем?».
И здесь начинаются сугубые странности.
Очень трудно себе представить, что народы указанных стран поголовно рвутся в НАТО. В ЕС их принимать в обозримом будущем не собираются. Россия, безусловно, напугала всех новыми ценами на энергоносители, но не стоит забывать, что они касаются не только членов ГУАМа, но и ее союзников – таких как Беларусь и Армения, а в следующем году, если верить г-ну Грефу, существенное повышение тарифов снова коснется и «дорогих россиян».
Мало того, издержки того самого «народа», о котором пекутся лидеры «уводящего его на Запад» ГУАМа, были бы значительно меньше, если бы его руководство хотя бы из чувства управленческого прагматизма сохранило приличные отношения с Россией (не говоря уже о том, что двери ЕЭП открыты для всех желающих). То есть, по большому счету, простым украинцам, грузинам и молдаванам все равно, какой газ – иранский, русский или казахстанский поступает к ним на кухню – газ не имеет национальности – важна цена на него.
Политика, которая усугубляет издержки рядовых потребителей, понятное дело, нуждается в объяснении. Россия объясняет, что приводит цены в соответствие с рыночным статусом – именно это подразумевает, во-первых, собственная ситуация, во-вторых, требования ЕС, в третьих, пожелания самих стран-потребителей, например, Украины, около года назад ратовавшей за перевод отношений с Россией на рыночную основу.

Между тем, в рамках ГУАМа страны-транзитеры совершенно превратно интерпретируют ситуацию как «угрозу с Востока», «диктат Москвы» и т.д. и т.п., то есть ищут убежища в пропаганде, апелляциях к Западу и прочих подтверждениях своей политической безответственности и банального управленческого дилетантства.
В целом, эксперты считают, что участие в ГУАМе обойдется весьма дорого – и, прежде всего, населению стран участников, которое пугают российской угрозой, забыв объяснить, что российский газ мог бы быть дешевле.
Стенания на предмет того, что Кремль «наказывает» их за прозападную политику – спектакль для возбуждения эмоций. Любая политика стоит денег – в том числе, переориентация в сторону от старых союзников, которые исправно и незадорого поддерживали их долгое время. Если на «эту политику» нет денег, весьма неумно спрашивать их с Москвы.
И, тем более, если эту формулу придумали для «постсоветских демократов» на Западе – Западу ее и оплачивать.

Вот простой, неполитический, «приближенный к коммерческому» расчет последствий. В этом смысле формирование ГУАМа и все пропагандистские нюансы, сопровождающие этот процесс – чисто элитный проект, нелогичный не только с точки зрения восточно-европейской геополитической ситуации, но и потребностей населения стран-участников.
Эксперты весьма скептически относятся к реальным потенциям нового блока. Если исходить из заявленных целей – энерго-диверсификации (то есть преодоления зависимости от российских поставок) как экономической составляющей проекта, и его политической подосновы – обнаруживается полное доминирование последней.
Вожделенной каспийской нефти, призраком которой ГУАМ пытается «купить» Европу, едва хватает на пока еще «полуживой» проект БТД.

Вместе с Ташкентом «ушла» возможность сделать ставку на узбекский газ. В то же время сам Запад ставит под сомнение все сделки с Ираном. Вот и получается, что «главный ключ» этой «диверсификации» находится, пожалуй, в Казахстане, который после визита Н.Назарбаева в Сочи продемонстрировал, что сначала будет реализовывать реальные проекты в рамках ЕЭП.
Расчет на один Азербайджан без центрально-азиатских источников делает всю историю с ГУАМом еще одним феноменом государственного пиара на высоком уровне, когда лидеры, «отделившиеся» от Москвы, громко доказывают Западу свою потребительскую цену (или ценность).
При этом был заметен явный разнобой интересов: озабоченного на вид
г-на Алиева явно больше всего интересовал карабахский конфликт. «Черными пятнами» назвал азербайджанский президент те зоны в республиках блока, которые не поддаются сейчас «никакому международному правовому регулированию».
Г-н Саакашвили больше рекламировал грузинское вино, а г-н Воронин боролся с комплексами «младшего брата».
Г-ну Ющенко, видимо, было еще того сложнее: его партия и ближайшие соратники, включая нынешнего главу правительства г-на Еханурова, наотрез отказались работать «под руководством» Ю.Тимошенко, в очередной раз, поставив под угрозу «оранжевую коалицию». Не лишним будет отметить, что на саммите, переименовавшим ГУАМ в «Организацию за демократию и экономическое развитие» (ОЗАД?), не было резких высказываний в адрес СНГ.
Дело ограничилось констатацией проблем, которых не отрицают ни в Москве, ни в других столицах Содружества. Один из молдавских представителей даже пошутил, что «Кишинев выйдет из СНГ только после России».
                                                          * * *
Подводя итоги, следует сказать о том, что «Организация за демократию и экономическое развитие» (бывший ГУАМ) – типичный для своего времени феномен, «созревавший» на просторах постсоветского пространства давно и ожидаемо. Не только в России, но и на Западе – в некоторых СМИ – эти процессы связывают с попытками «отгородиться» от России при помощи стремящихся к выгоде ее бывших союзников. «Санитарный кордон» - это, в большей степени, западная терминология для описания очередного проекта «дружественных» нам «стратегических партнеров» из-за океана. Называть эти проекты «судьбоносными для России» совершенно ни к чему.
Просто ряд национальных руководящих элит, как обычно, избрали более неудобный, громоздкий и нелогичный – по сравнению с имеющейся в лице ЕЭП экономической альтернативой – проект, который одновременно является самым дорогим (то есть хорошо оплачиваемым) для них лично. (Народ стран ГУАМа не в счет).
Такое в бизнесе случается сплошь и рядом. Политическая мотивация («российская имперская угроза» и т.п.) легендирует эту финансово-политическую историю для своих массовых и западных специальных аудиторий.
Документы, подписанные о зоне свободной торговли между странами-участниками, позволят молдаванам наслаждаться грузинским вином, грузинам – молдавским – и так далее. Что реально остается в перечне действий, которые могут себе позволить «гуамовцы»?
Правильно, мелкие пакости на пути российских энергоносителей в Европу, то есть не столько «кордон» и «занавес», сколько снижение КПД новой «энергополитики» Кремля. В.Ющенко снова назвал договорную и зафиксированную цену 230$ за 1000 куб.м. российского газа с 1 июля 2006 года «нереальной».
Министр экономики Украины г-н Яценко призвал Запад «вмешаться» (!) в «энергопоставки России на Украину» и вывести этот вопрос на G-8 (увязывая свою несостоятельность с поставками в Европу).
Новые цены, де, «уронят» ВВП Украины на 6-7% и поднимут в стране инфляцию на 25-30%. Остается развести руками. Какие аргументы можно приводить этим господам, которые сами выбирали этот путь, эту политику, этих союзников и этот тон в отношениях с Россией?
И этот тип отношений с ней – рыночный? При этом они еще и проговариваются, да так, что «чужие уши» просто закрывают солнце.
Тот же г-н Яценко призвал Запад «оказать давление на Москву», чтобы она подписала известную Энергетическую хартию, «либерализующую доступ к российским месторождениям и инфраструктуре трассировки». Слова-то выучили, а о смысле не подумали.
Вот и «весь ГУАМ» – отметились, переименовались, погрустили, повоевали с призраком империи, втайне надеясь, что это пиаровское сражение еще долго будет кормить всю компанию.
                                                     * * *
При этом, все же, продажа нового брэнда на постсоветском пространстве состоялась – теперь есть не два альтернативных, а два противостоящих друг другу блока. Именно так охарактеризовали ситуацию большинство экспертов. На эту констатацию, в общем, если исходить из информационного характера нашей эпохи, и был расчет. На самом деле руководители стран-транзитеров просто поменяли одного сердитого дядю на другого – жадного и корыстного. Демократия в этой части света сработала, как некогда «Юрьев день» - дала возможность перейти от одного хозяина к другому. Участь незавидная. Не говоря о том, что если все-таки пустят Северо-Европейский газопровод – идея ГУАМа тут же испустит дух.
                                                                    * * *
Рекламные атрибуты момента этим не исчерпывались. «Попробуй вино свободы» - гласили билборды по дороге на саммит. С подзаголовком: «Запрещено в России». В общем, все, как с политикой, если имелись в виду те «фекальные массы», которые некоторые страны привыкли экспортировать, рассчитывая в ответ на любезность и добрососедские отношения.


2) Рубрика «Формула Лассуэлла»

«Н.Назарбаев демонстрирует высокую политику»

Переговоры Н.Назарбаева и В.Путина, состоявшиеся в Сочи, по характеру достигнутых договоренностей стали настоящей сенсацией. Президент Казахстана Н.Назарбаев, мастерски балансируя между Вашингтоном, Москвой и Пекином, руководствуется, прежде всего, интересами собственной страны и остается самым успешным политиком на постсоветском пространстве. 


3) Рубрика «Мысль недели»

Москва и «москвичи»

Уже не одно поколение россиян пытается найти ответ на вопрос, почему Москва является самым «нелюбимым» и неприветливым городом в России. Одни видят причины этого явления в непродуманной  политике государства, другие  - в перенаселенности столицы. Однако корень проблемы заключается в низком культурном уровне самих москвичей.


4) Рубрика «Политические итоги недели»

Главные события прошедшей недели (22 - 26 мая): «Неделя постсоветских обид»

Саммит «ЕС – Россия» в Сочи, где были подписаны соглашения об упрощении визового режима между сторонами, безусловно, еще одно звено в цепи подготовки к будущему саммиту «большой восьмерки». России и Западу, находящимся все последнее время в состоянии более чем «прохладного» мира и взаимных упреков, требовалась разрядка. По всей видимости, в Сочи «разрядка» получилась, так как неброская официальная часть переговоров явно уступала, по отзывам, части неформальных контактов на высшем уровне.


5) Рубрика «Культпросвет»

Размышления над «Кодом Да Винчи» или Может ли блокбастер пошатнуть мировую конфессию

…Блокбастеры, как правило, к размышлениям не располагают. И задача у них другая, да  и аудитория, на которую они рассчитаны, традиционно к раздумьям в кинозалах не склонна. Народ приходит в кино отдохнуть, отвлечься, развлечься и т.д.
И вдруг по миру проносится весть: под видом детектива на экран выходит история, правдиво повествующая о великом обмане, который учинила с человечеством христианская церковь. Как ответ на это интеллектуальное бесчинство отдельные страны,  церкви и организации требуют запрета фильма…






DUMAEM.RU - Аналитика текущих событий
2006-05-28

Описание Рассылки
Архив Рассылки


В избранное