Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

DUMAEM.RU - Аналитика текущих событий







DUMAEM.RU - Аналитика текущих событий
НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ на www.dumaem.ru
выпуск от 30 апреля 2006 года


1)Рубрика «Думаем…»

«Политические функции «национальных проектов»

*   *   *
Выволочка, устроенная президентом В.Путиным министру образования г-ну Фурсенко, «потерявшему» 80 тысяч учителей, еще раз напоминает о том, как все у нас делается в России. По мере развития эпопеи с «национальными проектами» обнажаются неизведанные глубины российского государственного механизма. И получается так: чего ни возьми, - хоть «мертвые души», хоть «национальные проекты» - все равно звучит поэма, так как любое отечественное администрирование, направленное будто бы на улучшение общей жизни, обрастает эпическими подробностями всей нашей многострадальной эпохи.

Хотели порадеть за всех учителей, все классное руководство – где-то в «недрах и винтиках» бюрократического аппарата сочли, что на 80-ти тыс. (!) педагогов можно сэкономить.
Не на себе, не на мигалках и госдачах, не на своем соцпакете – на людях, которые не просто учителя, а спецучителя.
На тех, кто трудится не в «общеобразовательных», а в специальных педагогических учреждениях, где итак работать тяжелее.
«Формулировочки», превращающие в «мертвые души» десятки тысяч душ живых, несоблюдение сроков выполнения, нерасторопность законодательства – это классика российской бюрократии.
Кто живет неплохо, тому чего торопиться?
Но даже не это сейчас осеняет процесс, с которого полгода власть снимала пиаровские сливки.
Проблема в том, что высокие государственные мужи, будто впервые заглянули не в виртуальную область «политинформации», а в мрачный омут действительного положения дел.                                                        

*   *   *            
Что получилось? Некоторое время назад власти захотелось улучшить ситуацию в стране с медицинским обслуживанием, жильем, образованием и сельским хозяйством. Желание похвальное, хотя и вызывающее ряд законных вопросов.
Как обычно, все начинается с определений.
Первое. Почему все то, чем положено заниматься нормальной экономике, нормальным экономическим структурам, выделено в какие-то «отдельные» «национальные проекты»?
Этак любую работу можно при желании назвать «национальным проектом» (авиацию, военное дело, железные дороги) и заставить всех радоваться, что ее в нашей стране выполняют.
Видимо, до придания статуса «проекта», да еще «национального» к социальным аспектам экономики у властей вкуса и интереса не было. Надо было делить, умножать, снова делить, но больших аудиторий это не касалось.
Второе. Коль скоро наша экономика до «проектов» этими вопросами занималась по-другому, то, может быть, она вообще не предполагала (да и не предполагает, коль скоро у «национальных проектов» отдельное финансирование) какой-то особой социальной проекции, направленной хотя бы на оптимизацию отношений власти и «народа» в этой области? Так чем же 15 лет занимались господа «реформаторы», что исправлять их ошибки приходится «чекистам»?
Третье. Чем дальше «в лес» углубляются «национальные проектанты», тем более удивительные и невероятные вещи открываются им и всему обществу.                                                        

*    *    *
Например, жилье. Хотим на 1/3 увеличить жилищное строительство. Задача масштабная, но более близкая к реальности, чем обещанный в
80-е годы коммунизм или «всем по квартире» в 2000 году.
С Н.С.Хрущева, понятное дело, взять уже нечего, зато автор второго «обещания» жив, здравствует – и без жилищных проблем.
По-видимому, замахнувшись даже на несравнимо более скромную цель, авторы не предполагали,  с чем столкнутся.
Москва, конечно, пример не характерный, но прикиньте на глаз, чего больше строят у нас в столице? То-то и оно.
«Громадье» элитного строительства развивается, не разбирая дороги, и если действительно предположить, что где-то здесь останется место для доступного жилья, то все это надо как-то
корректировать. 
«Богатые» будут жить там, где захотят, остальные (то есть, конечно, не все, а счастливчики) – где «доступно».
Не говоря о провоцируемой социальной поляризации – такой подход «по остаточному принципу» - прекрасная иллюстрацию истинного положения дел. При этом значительная часть готовой муниципальной застройки сейчас пустует, так как даже на нее у подавляющей части населения, которую пытаются «вписать» в «национальные проекты» - нет денег.
Выходом могла бы быть
а) ипотека
б) частно-муниципальное строительство.

Но: у банков нет денег на «дешевые» кредиты населению, потому что во-первых, население не имеет адекватных требованиям банков гарантированных доходов; и, во-вторых, в стране просто не так много настоящих банков.
И еще: отечественный рынок стройматериалов совершенно не адекватен уровню поставленных задач.
«Кругляк» китайцам и корейцам – пожалуйста.
Остальное – тут думать надо.
Но главное, воскресает старый, ставший перманентным кошмар любой российской власти: вопрос о земле.  
Столица – столицей, но не только здесь власти «распробовали» истинную цену этого ресурса.
И славным образом пошуровали в этой области.
Это же вдуматься: президент поручил разобраться с правомерностью муниципальных землеотводов и «вернуть» неправедно пущенные в оборот местной бюрократией земельные угодья.

Приходится констатировать, что «жилищные реформаторы» в полном окружении.
Чтобы заработал этот «национальный проект» нужны реальные, а не косметические изменения в ключевых сферах экономики: нужны настоящие банки; новый «земельный передел» (наивно думать, что местные власти не употребили свои «наделы» по назначению); нужна революция в лесной и лесоперерабатывающих сферах, нужно повысить реальные доходы населения, нужно, нужно, нужно…
Потянули одну веревочку – поехала вся система.                                       
*   *   *
Нетрудно предположить, что с остальными частями «национального проектирования» дела обстоят примерно также.

«Снижение заболеваемости», «всеобщая диспансеризация», «врачебная переподготовка» - в федеральных масштабах означает, что для обновленной России
а) последние 15 лет были временем упадка и деградации;
б) целью и идеалом заявлены параметры разрушенного советского здравоохранения.

Неглупо.
Даже не хочется спрашивать, зачем это было нужно: «до основанья, а затем, мы наш, мы новый…».
Понятно, что во время реформ и революций никто никого лечить не обещал.
Тем более сейчас можно скинуть функциональные излишки лекарств, половина которых пациентам не нужна.
Есть хорошая статья расходов: закупка нового муниципального оборудования. Назвать это «проектом» и «реформой» не поворачивается язык.
Этому особенно обрадуются подрядные посреднические фирмы.
Заодно «под шумок» «национально-медицинского» проекта можно провести серьезную переоценку (в смысле стоимости) препаратов, услуг и т.п. И наивно надеяться на снижение цен. Значит и здесь все сведется к раздаче денег, но и на том спасибо!                                                        

*    *    *
Наше «образование» - вообще «зеркало души» государства российского. Финансирование этой части российского бытия и людей, в нем задействованных – педагогов, осуществляется в силу самых незыблемых отечественных традиций.
Безмерное удивление либеральной общественности, что на такие деньги в среднем можно вырастить только озлобленного скинхеда, абсолютно не логично.
Гений, конечно, может появиться где угодно, но ожидать от вложенных трех копеек «роста культуры и сознательности» населения смешно. Сначала занимались тем, что пока одни «делили», другие – упрощали восприятие истории.
Революционный подход был творчески перенесен в наше время. Как некогда все было плохим и глупым до 1917 года, так этот принцип переместился еще на семьдесят с лишним лет вперед: теперь все считается неправильным до 1991 года.
Идеологическое рвение, с которым уничтожалась система образования, увы – не подкреплялось материально, и теперь благие порывы власти ложатся на уже сформированный тип отношений в области образования. Которые еще очень долго не изменятся. А зарплату учителям надо повышать не в рамках «проектов» – а по определению.
К сожалению, проблемы в образовательной сфере от этого совершенно не изменятся. Потому что они – в другой области.                                       

*   *   *
Сельское хозяйство
в зоне рискованного земледелия – это, конечно, проект столь же творческий, сколь и «национальный». То, во что превращена наша провинция, похоже на территорию после нашествия.
В этом смысле «национальный агропроект» видится попыткой спасти остатки реликтовой культуры, которую истребляли в России в течение всего ХХ века.
Спасти хоть кого-то, кто останется «на этой земле», право на которую вскоре придется опять подтверждать новыми справками.
Тем не менее, в отличие от пока еще простой раздачи денег в здравоохранении и образовании, и «жилищного тупика», в сельском хозяйстве «проект» имеет зримые контрольные параметры: мяса должно стать больше.
Молока тоже.
Мяса на 7%, молока – на 4,5%. И на 6% должна вырасти реализация сельскохозяйственной продукции.
И 31 тысяча (?) сельскохозяйственных тружеников должны получить жилье. Вот так доходчиво и кратко проявляет себя национальная идея в сельском хозяйстве. Понятно, что какие-то «точки роста» останутся, но ясно, что «спасутся» не все. 

*   *   *
Не будучи экономистом, очень трудно ответить на вопрос, имеют ли «национальные проекты» какое-то отношение к экономике.
Лучшие побуждения, лежащие в их основе, несомненны. Но их ровно столько, сколько политико-пропагандистского «фонового шума». Если нынешняя экономика доселе была неспособна на нечто подобное, непонятно, под кого ее создавали. Вернее, очень хорошо понятно, что это не народ, о благосостоянии и процветании которого так пекутся легионы российских политиков.
Если российская власть только в авторитарном варианте оказалась способной перенаправить часть средств на неизбежную «социалку» - это наводит на грустные размышления о «судьбах демократии».
В любом случае, «национальные проекты» больше похожи на какой-то «премиальный фонд», которым то ли поощряют самые «заезженные» слои социума, то ли просто «откупаются» от других, более сложных и практически не решаемых при нынешней экономической модели проблем.
Самый приблизительный «не-экономический» анализ свидетельствует о том, что успешная реализация любого из «национальных проектов» возможна только тогда, когда они вырастут в самостоятельную, не конъюнктурную, социальную политику,
интегрированную в разумный, сбалансированный экономический сценарий настоящего, а не только «нефте-газового» прогресса страны.

Пока же мы наблюдаем странный, (похожий на биологический) процесс «деления» и «почкования» экономики, основанной на сырьевой ориентации России, пронизывающей не только хозяйственные кластеры, но и политическое мышление. Слегка тронув сферы приложения «национальных проектов», власть, возможно, неожиданно для себя раскрыла страшный секрет новейшей истории России – реформы надо начинать сначала. Потому что все, что доселе называлось реформами, было банальным переделом власти и собственности.
Первая (то есть «власть») 10 лет при г-не Ельцине больше охраняла «кресло», жертвуя ради этого совестью, здравым смыслом и национальными интересами, последние 5 лет, при г-не Путине, заботилась о том, чтобы криво сросшаяся государственная химера не грохнулась, в очередной раз похоронив под обломками надежды на хоть какую-то национальную перспективу.
Вторая, то есть «собственность», прошла все положенные стадии в стремлении наиболее комфортно отпозиционироваться на фоне экономического реванша класса бюрократии. Круг замкнулся.
Как и при СССР, «общественная собственность» отгорожена от населения «генералами распределительной системы», густо разбавленными за все 15 лет «островами предпринимательства». Прогресс.
Только не для основной массы граждан.
Поэтому и понадобилась шумная политическая кампания, названная «национальными проектами». Экономически процесс затронет ничтожную часть населения. Пропагандистски – всех.
Не слишком ли это слабое и двусмысленное средство для решения глобальных проблем России?  


2) Рубрика «Горячая точка»

«Бейте первыми, Сэм и Иван?» (Размышления о причинах и последствиях превентивного ядерного удара)

Современная политика кардинально изменила такое устоявшееся понятие как «агрессор». Развитые в военном отношении страны самостоятельно присваивают себе право на превентивное нападение, которое вновь востребовано. Классическое подтверждение этому – боевые действия в Югославии, Ираке и Афганистане.


3) Рубрика «Архив Х-10»

«Политическая ситуация в РФ на 24.03.96.»  (Обзор отечественных и зарубежных СМИ)

Всю минувшую неделю две основные партии, окружающие претендентов на президентский пост, старательно загоняли ситуацию в тупик. То, что «кремлевская команда» с удовольствием «полезла в бутылку», свидетельствует, как минимум, о том, что к денонсации беловежских отношений готовились давно и решили, по обстоятельствам, раскрутить дело в свою пользу на всю катушку. 
 


4) Рубрика «Формула Лассуэлла»

«Договориться нельзя воевать»

Непрекращающиеся террористические акты в Израиле подтвердили тот факт, что приход к власти в Палестинской автономии партии «Хамас» не принес региону долгожданного мира. Напротив, с приходом радикальных сил ситуация зоне палестино-израильского конфликта обостряется. Западный инструмент – демократия – вынес к рулю политической власти силы, гораздо меньше склонные к компромиссу.  


4) Рубрика «Политические итоги недели»

Главные события прошедшей недели (24 - 28 апреля): «Сибирский маневр В.Путина»

После «400 лет ожидания» (как выразились руководители сибирских регионов, принимая президента В.Путина и канцлера А.Меркель) мечта сбылась. Большой политический десант в Томске обозначил новый этап в жизни одной из самых проблемных российских земель – Сибири. Предварительная оценка, которую В.Путин дал программе развития региона, была отрицательна: Сибирь продолжает, в большинстве  своем, оставаться дотационной зоной.


5) Рубрика «Экономические зарисовки»

«Тест от тамады?» (Об экономических последствиях винных войн)

Версия о политической подоплеке решения Роспотребнадзора о запрете поставок на российский рынок грузинских и молдавских вин и изъятии из розничной торговли продукции, которая произведена на территории этих стран, сегодня не подвергается сомнению ни одним серьезным аналитиком. Логика внешнеэкономического воздействия на страны постсоветского пространства, которые в последнее время ни только не идут фарватером кремлевской политики, но и активно ей противодействуют, на первый взгляд, не лишена оснований. 






DUMAEM.RU - Аналитика текущих событий
2006-05-02

Описание Рассылки
Архив Рассылки


В избранное