Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

GZT.RU: Культура

  Все выпуски  

ГАЗЕТА.GZT.RU: Культура


www.gzt.ru

Свежие новости сайта "ГАЗЕТА.GZT.RU"

История по Фассбиндеру
2007-02-12 22:00 mail@gzt.ru
57-й международный кинофестиваль в германской столице подходит к своему экватору. На сеансах аншлаги, местная пресса пишет о внушительном количестве билетов, проданных рядовым зрителям, а работники дворца Берлинале ежедневно чистят красную ковровую дорожку перед входом. На этой дорожке уже потоптались создатели французского байопика об Эдит Пиаф, Клинт Иствуд с целой обоймой японских актеров из фильма «Письма с Иводзимы», Роберт де Ниро и Мэтт Дэймон - по случаю премьеры «Ложного искушения», Кейт Бланшетт и Стивен Содерберг с «Хорошим немцем» и многие другие, зачастую не столь узнаваемые в лицо почетные гости и конкурсанты. По традиции к середине фестиваля обозначилась знаковая для кинофорума тема. В нынешнем году довольно неожиданно это оказался сам Берлин. Город, который, как выяснилось, всегда с тобой. Из которого никак невозможно выбраться, как сказала героиня Кейт Бланшетт в «Хорошем немце». В этом старомодном триллере действие происходит в Берлине 1945-го, в дни Потсдамской конференции. Город лежит в руинах, люди, и военные и штатские, все на взводе: кто стремится поскорее уехать и покончить с прошлым, кто - наоборот, воспользоваться пребыванием в побежденной столице и провернуть выгодное дело. Единственное, что процветает в этой ситуации, так это черный рынок. Стилизация под киноленты 60-летней давности, к которой так стремился режиссер и оператор Стивен Содерберг, удалась ему лишь в изобразительной части. К сожалению, к паре ведущих актеров - Джорджу Клуни и особенно Кейт Бланшетт - у зрителей и критиков сразу родилась масса претензий. Не потянули они на новых Хамфри Богарта и Лорен Бэколл (кстати, Бэколл, живая легенда Голливуда, приехала в Берлин на внеконкурсную премьеру фильма главы жюри Пола Шрадера "The Walker"). Схожий образ послевоенного Берлина, но только не в черно-белых тонах, как у Содерберга, а в цвете явлен в драме Роберта де Ниро «Ложное искушение» - об американских бойцах невидимого фронта из ЦРУ. Этот фильм подкрепил убеждение, что именно в Берлине, тайно или явно, закладывались и стратегия холодной войны, и основы современной мировой политики. Вершение судеб, правда, дорого обошлось самому городу, но все хорошо, что хорошо кончается: на месте пустырей и пресловутой Стены теперь выросли чудеса современной архитектуры, включающие и фестивальный комплекс. Но занятно, что как раз на этом звездном, точнее, звездно-полосатом, фоне еще ярче и рельефнее прозвучало произведение культового немецкого режиссера Райнера Вернера Фассбиндера «Берлин, Александрплац». 15-часовой телепроект более чем четвертьвековой давности был отреставрирован в цифре для большого экрана и показан на фестивале в качестве специального события, как непрерывное действо, в берлинском театре «Фольксбюне» - совсем неподалеку от Алексадрплац. Франц, герой Фассбиндера (и романа-первоисточника Альфреда Дёблина), живет в Берлине в не менее интересные времена, чем американские конкурсанты. Но о том, что вокруг этого философствующего обывателя кипят социальные бури и зарождается фашизм, можно судить разве что по отрывочным деталям одежды и быта да по спору в пивнушке и выдержкам из зачитываемых с экрана газет. Франца волнуют не политические катаклизмы, а переживания на любовном фронте, поиски работы после отсидки, обмен пустых пивных бутылок на полные. И по прошествии времени именно такой взгляд на Берлин - взгляд изнутри, взгляд местного завсегдатая, которому совершенно справедливо нет дела до того, что происходит за границами его маленького мирка, - такой взгляд вдруг кажется наиболее оправданным. Изучать городскую историю хочется по Фассбиндеру, и плевать на вопиющую субъективность и неизбежные для телефильма условности. Душа и муза Берлина - отнюдь не Кейт Бланшетт, пытающаяся копировать акцент. А эфемерная и прекрасная, как видение, Ханна Шигула, появляющаяся хоть ненадолго, но в каждой части фильма «Берлин. Александрплац» и почтившая своим присутствием премьеру отреставрированной ленты. Жаль, призовых медведей покойному Фассбиндеру уже не присудят.

Вид из вражеской траншеи
2007-02-12 22:00 mail@gzt.ru
Его визитной карточкой долгое время были роли в спагетти-вестернах Серджио Леоне. И, право, есть все основания утверждать, что ничего лучше Человека без имени из "Хорошего, плохого, злого" из "долларовой" трилогии Клинт Иствуд ни как актер, ни как режиссер не создал. Пусть многочисленные номинации и награды вплоть до "Оскаров" и намекают на обратное. Самый свежий фильм Иствуда "Письма с Иводзимы" (тоже претендующий на "Оскара" в нескольких номинациях) был показан на Берлинском международном фестивале вне конкурса. Картина, словно китайская ваза, служит парой к другой военной драме Иствуда "Флаги наших отцов". Та рассказывала историю битвы за тихоокеанский вулканический островок с американской стороны, а "Письма с Иводзимы" повествуют о стороне японской. Последовав примеру Мела Гибсона в отношении аутентичности, Иствуд снял кино на японском языке, с японскими же звездами. Причем если для западного зрителя звездой худо-бедно является лишь Кен Ватанабе, игравший в "Последнем самурае", то для самих японцев среди актеров, наряженных в военную форму, есть немало знакомых лиц. Судя по тому, что фильм делает неплохие сборы в японском прокате, американскому постановщику в целом удалось решить проблему достоверности. Уже сама идея показать одну из важнейших для США битв в истории Второй мировой войны глазами врага достойна уважения. Видно, как Клинт Иствуд и его съемочная группа старались воссоздать обстановку на японских укреплениях, изучали команды и ответы на приказы старших по званию, знакомились с традицией ритуального самоубийства ради чести. Работа, как говорится, проделана большая, но все же некий голливудский лоск чувствуется. Сопродюсером ленты выступил Стивен Спилберг, и некоторые планы "Писем в Иводзимы" с высадкой американцев на остров напоминают сцены высадки в Нормандии из фильма "Спасти рядового Райана". Иствуд как отличник режиссуры все делает по науке. Перестрелки, конфликты внутри японских подразделений, время от времени переход на личности (все-таки лейтмотивом картины служат выдержки из писем с острова) - все вроде бы к месту и ко времени. Но обратная сторона такого прилежания - отсутствие подлинной творческой свободы и финальных штрихов, отличающих произведение мастера от поделки ремесленника. По счастью, на Берлинском фестивале японскую натуру Клинта Иствуда есть с чем сравнивать. В "Панораме" - подборке, параллельной конкурсу, - демонстрируется японский фильм "Любовь и честь" режиссера Ёдзи Ямада. В российском прокате шли его "Сумрачный самурай" и "Скрытый клинок". Новую картину можно считать завершением трилогии. Главный герой фильма - снова бедный, но благородный самурай. Он обязан пробовать еду перед тем, как ее подадут на стол к главе клана. Однажды дегустатор сильно отравился коварными сашими, выжил, но ослеп. Со службы пришлось уйти, а перед его семьей встал вопрос, на что жить дальше и можно ли ради блага близких поступиться понятиями о чести и морали. "Домашние", или клановые, конфликты фильма Ямады кажутся до смешного мелкими на фоне грандиозной баталии в изложении Иствуда. Но поражает, сколько в "Любви и чести" точности и тонких наблюдений за человеческой природой вообще и японским характером в частности. Иствуд, хоть и с японцами, снял все-таки американское кино. Находчивые немцы, впрочем, тут же предложили бывшему ковбою сделать ленту о Второй мировой с видом из германских окопов.

Диссидентское выдвижение
2007-02-12 22:00 mail@gzt.ru
Главным событием состоявшейся в Лос-Анджелесе 49-й церемонии раздачи наград Американской музыкальной академии "Грэмми" стал триумф опальной техасской группы Dixie Chicks, известной в Америке не только своей музыкой, но и антибушевскими высказываниями. В 2003 году у этого женского трио начались серьезные проблемы. Тогда вокалистка Натали Мейнс сказала, что ей стыдно за то, что она родилась в одном штате с Бушем-младшим. Группа моментально исчезла из эфира кантри-радостанций, а влиятельные силы в шоу-бизнесе принялись всячески «топить» коллектив. Самое неприятное - девушкам начали угрожать физической расправой. Как оказалось, эти перипетии пошли Dixie Chicks на пользу. Они отказались от традиционного кантри-звучания, записали практически роковый альбом "Taking The Long Way", и он принес им пять «Грэмми», причем большинство - в самых важных номинациях. «Диссидентки» получили награды за запись года, песню года, за лучший альбом года, а также за лучший кантри-альбом года и лучшее вокальное выступление в жанре кантри. Второе место по числу наград оказалось у группы Red Hot Chili Peppers. Они торжествовали в нескольких рок-номинациях (вокал, песня, альбом) и в одной дизайнерско-технической - за лучшее специальное издание альбома. Примечательно, что альбом "Stadium Arcadium", принесший «перцам» столько призов, продюсировал Рик Рубин; он же работал и над вышеупомянутой пластинкой Dixie Chicks. Поэтому неудивительно, что Рубина наградили в этот раз как продюсера года. Три «Грэмми» оказалось в руках заслуженной деятельницы R´n´B Мэри Джей Блайдж. Ее альбом "The Breakthrough", пользующийся в США впечатляющим коммерческим успехом, был поощрен в профильной R´n´B-категории: лучший диск, лучшая песня и лучшее выступление в данном жанре. Лучшим новым артистом признали певицу из Нэшвилла Карри Андервуд. Она обошла Криса Брауна, а также трех кандидатов из Великобритании - девушек с затейливыми именами Имоген Хип и Коринн Бейли Рэй, - и Джеймса Бланта. Последнему вообще не повезло в этот вечер - номинированный на пять наград, Блант не получил ни одной. В такой же ситуации оказался прославленный Принс. Среди соперничавших в главной категории был также нашумевший в прошлом году проект Gnarls Barkley, но два «Грэмми», оказалось, ждали его в номинациях категории «Альтернативная музыка». В поп-номинациях соревновались такие люди, как Пол Маккартни, Шерил Кроу, Пинк, но отличились здесь Кристина Агилера (женский поп-вокал), Джон Мейер (мужской поп-вокал), The Black Eyed Peas (групповое вокальное исполнение). Лучшим танцевальным альбомом признали "Confessions On a Dance Floor" Мадонны. Лучшим современным джазовым альбомом назван "The Hidden Land" Белы Флека и Flecktones. Боб Дилан получил «Грэмми» за альбом «Modern Times» (лучший современный фолк-альбом) и за лучшее вокальное исполнение в рок-категории. Наши соотечественники обычно фигурируют в области классической музыки. В этом году в номинации «Лучшее оркестровое исполнение» был представлен Валерий Гергиев, руководивший Лондонским симфоническим оркестром на записи симфоний Прокофьева, однако приз достался Майклу Тилсону Томасу и оркестру San Francisco Symphony за исполнение Седьмой симфонии Малера. Наблюдатели прозвали нынешнюю церемонию Granny (то есть не «Граммофончик», а «Бабушка») - в связи с тем, что основное внимание на ней было обращено скорее к различным музыкальным ветеранам, а молодежь как бы осталась в стороне. Чествовали Мэри Джей Блайдж, Боба Дилана, Айка Тернера (лучший блюзовый альбом) и, что особенно всех удивило, лучшим поп-дуэтом признали не Шакиру с Уайклифом Джином, не Нелли Фуртадо с Тимбаландом, даже не Шерил Кроу со Стингом, а ремейк старой песни Стиви Уандера "For Once In My Life" в исполнении автора и 80-летнего Тони Беннета. Мемуарного настроения добавило выступление группы The Police, воссоединившейся для одного выступления и исполнившей песню "Roxanne". Чтобы как-то освежить церемонию, устроители ввели аттракцион под названием "My Grammy Moment" - вариант того, что у нас известно как «Фабрика звезд». Зрители голосовали за одного из трех кандидатов, и победитель - им стал некто Робин Труп - спел дуэтом с Джастином Тимберлейком. Но сенсации из этого не вышло.

Робби Уильямс помещен в одну из американских клиник
2007-02-13 13:07 mail@gzt.ru
Певец, которому как раз сегодня исполняется 33 года, решил отпраздновать день рождения в реабилитационном центре. В одной из американских клиник Робби Уильямс должен пройти курс лечения. Впрочем, пресс-секретарь певца была крайне лаконична, уточняет "Эхо Москвы". Она рассказала лишь то, что у Робби возникли проблемы с лекарствами, которые выписывают по рецептам. Никаких других подробностей представитель музыканта не сообщила. Отметим, что Уильямс не в первый раз пытается побороть свои пагубные привычки. Так, несколько лет назад он прошел курс лечения (кстати, тоже в Америке) от алкоголизма. Да и с наркотиками у английского поп-исполнителя были проблемы. Однажды он даже открыто заявил о том, что нюхает кокаин. Это заявление Уильямс сделал, пытаясь поддержать другую знаменитость, склонную к употреблению наркотиков – модель Кейт Мосс. Впрочем, не так давно Уильямс заверил публику, что отказался от алкоголя и наркотиков, оставив себе лишь одну вредную привычку – курение.

Подробнее читайте на сайте WWW.GZT.RU

(C) 2001-2007 АНО Редакция ежедневной ГАЗЕТЫ

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на ГАЗЕТУ.GZT.RU обязательна


В избранное