Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск 195. Третье пришествие маркетинга.


Обычно маркетинг рассматривается как нечто цельное, как нечто однажды возникшее и никогда неизменившееся. Однако если посмотреть вокруг, то оказывается, что все течет и все меняется. Все рождается и умирает, все растет и развивается. Одно время маркетинг давал результат на все 100%. Но в последнее время многие стали замечать, что эффективность маркетинга падает, а в некоторых ситуациях он вообще не работает. Это больно бьет по репутации маркетинга как науки и искусства по увеличению прибылей. В результате постоянно, то тут, то там слышаться разговоры про то, что маркетинг уже не тот. Так ли это на самом деле? Действительно маркетинг уже не тот, либо люди просто плохо в нем разбираются и не умеют с ним работать, а посему нет результатов?

Вопросы заданные выше – это вопросы жизни и смерти для маркетинга. Если будет найден ответ на эти вопросы, то маркетинг будет жить. Если ответ на вопросы найден не будет, маркетинг умрет окончательно, он не умрет вообще, он потеряет доверие и останется скорее музейным экспонатом и уделом фанатов, чем реальным инструментом. При этом ответ на вопрос должен быть очень убедительным, таким, чтобы можно было вдохнуть новую жизнь, чтобы моно было показать, что маркетинг снова способен давать прибыли. Поэтому тем истинным почитателям маркетинга, кто хочет сохранить маркетинг как инструмент, а не как музейный экспонат, нужно напрячь извилины и найти достойное решение проблемы.

Почему бы нам не взяться за решение этой проблемы? Известно, что для того чтобы решить проблему, надо правильно ее сформулировать. Прежде всего, нужно определить, когда реально возник маркетинг. Большинство источников утверждает, что маркетинг возник, примерено в начале XX века. Так ли это? На основании чего такие утверждения? Просто потому, что так кому-то захотелось? Возможно. Мы же пойдем другим путем и привяжем дату возникновение маркетинга к дате такого появления понятия как товар. Почему это будет логично? Потому, что такое понятие как товар существовало не всегда. Сейчас кажется невероятным, что когда-то могло не быть такого слова как товар, но это вполне реальная ситуация.

Почему раньше не было товаров? Все просто. Если взять животных, а, как известно, человек выше именно из царства животных, у них такого понятия как товар просто нет. Все, что добыли, тут или в очень скором времени потребили. Также было и у первобытных людей, они все, что добывали, сразу же потребляли. Запасов не было, а значит что-то предложить другим, они не могли. Да и смысла не было, ведь набор нужных человеку продуктов был ограничен – это в основном была еда, вода, одежда. Пространство, которое могли преодолеть люди в те времена, было ограниченным, т.е. набор доступным продуктов был в принципе одинаковым для всех. Когда набор продуктов одинаковый, желания обменять один объект на другой не возникнет. Когда у других есть что-то, чего нет у тебя, а у тебя есть что-то, чего нет у других, обмен имеет смысл. Но когда у всех все одинакового, то в этом нет никакого смысла.

Итак, можно со 100% уверенностью говорить, что маркетинг возник если не сразу, то вскоре после возникновения товаров и стал инструментов для увеличения продаж товаров. Когда это могло произойти? Для того, чтобы возник товар, нужно выполнение следующих условий: наращивание мощностей таким образом, чтобы был избыток и появление технологий, позволяющих путешествовать на значительные расстояния. Если отбросить разного рода мифологию, то данные условия могли сложиться примерно в 13-15 веке нашей эры. Именно тогда началось массовое открытие новых земель и ввоз от туда новых, доселе неизвестных продуктов. Именно тогда появились технологии, которые позволяли производить больше, чем потреблять. Соответственно, примерно в тоже время и должен был появиться маркетинг, появится первый раз в первом свое обличии. Можно сказать, что это было первое пришествие маркетинга, это был маркетинг 1.0.

Как выглядел маркетинг в то время? Все просто. Мощности по производству, хотя и были больше, чем нужно для личного потребления, но были недостаточные. Тут выражение для личного потребителя ключевое, ибо в целом мощностей для удовлетворения потребностей всего населения еще не хватало. У конкретных людей были мощности, которые позволяли им производить больше, чем нужно им лично. Вот этот избыток они меняли на то, что не могли производить сами. Соответственно основная суть той эпохи – недостаток товаров. Таким образом, суть маркетинга того времени – найти товар. Маркетинг того времени это была технология получения доступа к товарам, которые затем потреблялись лично, либо предлагались рынку. Понятие рынок тоже возникло примерно в то же время, когда и понятие товара.

Маркетинг 1.0 главенствовал долго, до тех пор, пока производственные мощности не достигли такого уровня, когда товаров стало хватать всем. Когда товаров много, маркетинг 1.0 уже не работает. По всей видимости, в те временя в адрес маркетинга 1.0, тоже раздавалась критика о том, что он не работает. Раздавалась до тех пор, пока не случилось второй пришествие маркетинга. Стало понятным, что разным людям нужные разные товары, т.е. стало понятным, что у людей есть конкретные потребности. Соответственно, нужен такой маркетинг, который будет удовлетворять потребности, т.е. такой маркетинг, который не просто будет обеспечивать людей товарами, но обеспечивать их товарами, которые нужны людям в связи с их особенностями. До этого люди рассматривались как одинаковые, но потом оказалось, что люди разные. Они разные по доходам, по образованию, по социальному статусу, а раз так, то и товары им нужные разные. Так появился маркетинг 2.0, как маркетинг, направленный на удовлетворение потребностей.

Зачатки маркетинга 2.0 начали появляться давно, но актуальным он стал примерно с начала 20 века. Долгое время маркетинг 2.0 давал отличные результаты, но потом начал постепенно буксовать. Это случилось в результате того, что потребностей люди были удовлетворены, т.е. каждый получил то, что хотел. Эффективность маркетинга 2.0 начала снижаться, о чем сейчас и говорят критики. Соответственно, настало время третьего пришествия маркетинга в виде маркетинга 3.0. Если уже 2 раза это получилось, то все говорит о том, что получится и третий раз. Процесс уже пошел. Его не остановить. К нему можно только присоединиться. Маркетинг 3.0 позволит решить проблемы, которые не смог решить маркетинг 2.0 и даст новый толчок развитию мировой экономики.

До новых встреч!

Автор концепции ноомаркетинга (настоящий маркетинг 3.0)

Павел Бернович


В избранное