Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск 150. Недостающие звенья маркетинга 10.


Выпуск 150. Недостающие звенья маркетинга 10. Есть такой производитель автомобилей – Mazda. Большинству людей эта компания известна как производитель бюджетных автомобилей, которые считаются достаточно качественными. Хорошая репутация автомобилей Mazda приводит к тому, что она может продавать их в разных сегментах рынка. В результате продажи этой компании достигают 1.3 млн. автомобилей в год. Однако, несмотря на большие объемы продаж, прибыльной компания не является. Убытки за 2009 – 2010 годы составили около 70 миллионов долларов США, годом ранее они были почти в 10 раз больше. Таким образом, нельзя сказать, что данная компания является достаточно успешной.

Тот факт, что изначально мало кто выбирает именно автомобили данной марки, а колеблется между автомобилями других аналогичных торговых марок, позволяет говорить, что с большинством своих автомобилей компания работает на общем для всех рынке. Данный рынок построен на базе идее, которую можно обозначить как «передвижение без затрат личного ресурса на большие расстояния с экономией времени». На этом рынке работает очень большое число производителей, сюда относятся все производители народных бюджетных автомобилей. Соответственно конкуренция тут зашкаливает. Это одна из причин, почему компании, работающие с базовым автомобильным рынком не получают прибыли, а если они и есть, то они очень малы. Понятное дело, что на таком рынке много не заработаешь, потому как спрос меньше предложения.

Mazda была бы не Mazda, если бы не пыталась исправить ситуацию в лучшую сторону. Осознав, что заработать на общем рынке не получится, компания предприняла попытку создать рынок для себя, рынок на котором она будет монополистом. На таком рынке в связи с монопольным положением понятное дело можно хорошо заработать. После проведенного анализа стало понятно, что достаточно много люди готовы платить за самоутверждение, за возможность это сделать. Возможностей самоутверждения много и одна из них – самоутверждение на дороге, потому как в принципе достаточно много конкурентов, а значит, удовольствие в случае достижения результата будет очень большим. Для работы на таком рынке нужны соответствующие автомобили – спортивные. В контексте продаж автомобилей, рынок для которого предлагаются спортивные автомобили один из наиболее прибыльных рынков.

Как и любой другой рынок, рынок спортивных автомобилей построен на базе конкретной идеи. В данном случае эту идею можно идентифицировать так: «самоутверждение на дороге». Другими словами, потребителями спортивных автомобилей являются люди, в которых внедрена идея «самоутверждения на дороге». Данная идея активизирует будущих потребителей, создает в них мотивационную энергию, которая и приводит к тому, что они становятся в итоге покупателями спортивных автомобилей. Очевидно, что по сравнению с общим для обычных автомобилей рынком, рынок спортивных автомобилей, т.е. рынок средств для самоутверждения на дороге, является абсолютно уникальным, потому что построен на базе уникальной идеи.

Рынок на базе идеи «самоутверждение на дороге» существует давно, наверно с тех времен, когда появились первые дороги. Это было давно, а значит рынок, в принципе устоявшийся и на нем присутствует большое число игроков. Соответственно на него не так просто выйти. Точнее выйти то можно, но вот закрепится не факт что получиться, потому что у потребителей давно сформированы устоявшиеся ассоциации с конкретными производителями. Поэтому с точки зрения недостающих звеньев маркетинга логично не выходить на такой рынок напрямую, а создать отдельный сегмент и стать на нем монополистом. Для этого, прежде всего, нужно точно знать какая идея лежит в основе рынка, потом необходимо ее модернизировать. При этом создать нужно такую модернизированную идею, для которой другие производители не смогут создать подходящий товар. Компания Mazda это сделала, сгенерировав идею, точнее скорее даже не одну, а две: «бюджетное самоутверждение на дороге» и «начальный уровень самоутверждения на дороге».

Созданием идеи дело не заканчивается. Идею нужно еще распространить, посеять среди потенциальных покупателей. Причем распространять идею желательно так, чтобы она достаточно сильно закрепилась в сознании потребителя. Один из вариантов для этого – организовать инфраструктуру для самоутверждения. Это и сделала Mazda посредством организации в 2008 году турнира Zoom-Zoom Challenge для любителей. Спустя 3 года количество носителей указанных выше идей, а значит, и количество потенциальных участников достигло 15000 человек. Если брать рынок вокруг идеи «передвижение без затрат личного ресурса на большие расстояния с экономией времени», то указанная цифра – капля в море. Но для рынка вокруг идей «бюджетное самоутверждение на дороге» и «начальный уровень самоутверждения на дороге» указанная цифра является достаточно приличной.

Итак, посредством данного турнира указанные идеи, начали внедряться в людей и превращать их в потребителей соответствующих автомобилей Mazda. Заодно с этим пошли и продажи этих автомобилей, потому, что основное условие участия – факт наличия автомобиля Mazda. Тот факт, что турнир проводится регулярно, приводит к тому, что идея остается постоянно активной, а значит активными остаются и продажи. При этом, как и в любом другом турнире в данном турнире есть награда. Участник, достигший наибольших успехов в локальных масштабах, попадает в самое главный место для реализации внедренной в него идеи. Таковым местом является трасса «Спа-Франкошам» в Бельгии, где собираются люди, обладающие самым сильным желанием самоутвердиться на дороге.

Все указывает на то, что Mazda применяла технологии, аналогичные недостающим звенья маркетинга. Это и позволило в итоге добиться успеха и развить его. Mazda решила не только конкурировать на общем для всех рынке, но и создать рынок для себя, свой собственный рынок, на котором у нее не будет конкурентов. Ей это удалось, она теперь имеет, по крайней мере, 15000 своих собственных потребителей, над которыми она обладает монополией. Монопольное положение позволяет ей диктовать свои условия. Она может ставить в принципе любые цены, и автомобили будут покупаться. Таким образом, на этом рынке Mazda сможет заработать хорошие деньги в отличие от тех, кто работает только на базовом автомобильном рынке. Правда в зависимости от уровня цен, желание реализовать идею будет разным, потому как одного желания мало, нужно еще и возможности.

Становится очевидным, что технологии, аналогичные недостающим звеньям маркетинга уже имеются у некоторых компаний и дают им серьезные преимущества. Эти технологии смело шагают по планете и отвоевывают себе все новые и новые рубежи. Правда не понятно, являются ли они в отличие недостающих звеньев маркетинга законченными концепциями или же отдельными методиками. В любом случае скорость, с которой они распространяются, позволяет утверждать, что жить старым технологиям осталось не долго, также недолго осталось жить компаниям, которые их применяют. Речь идет об отрезке времени продолжительностью 3-5 лет, не больше. Все, кто не смогут перестроиться за это время на новые технологии окажутся на грани вылета. Конечно, они за счет инертности могут и не вылететь сразу, но их позиции на рынке существенно ухудшаться и будут продолжать ухудшаться. Финал у всех отставших будет один – банкротство.

Задать вопрос автору данной рассылку, Вы можете перейдя по ссылке задать вопрос. Ответ на него Вы получите в одном из ближайших выпусков рассылки.

Обсудить выпуски рассылки можно как на сайте www.subscribe.ru, так и на форуме проекта "Ноомаркетинг. Территория разума". Здесь можно обсудить этот выпуск рассылки.

Получить больше информации о новой концепции маркетинга – ноомаркетинг, Вы сможете, если посетите сайт www.noomarketing.net

До встречи!

Консультант по ноомаркетингу, маркетингу и бизнесу

Павел Бернович


В избранное