Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск 146. Недостающие звенья маркетинга 6.


Выпуск 146. Недостающие звенья маркетинга 6.Есть интересное народное выражение «из грязи в князи». Оно отражает тот факт, что иногда случается, что некий человек случайно попадает в элитные круги из самых низов. Таких историй более чем достаточно в любой стране мира в любые времена. Они были, есть и будут. Но есть и обратные истории, когда попадают из князей в грязь. Они тоже довольно часто случаются в разных странах и не только с людьми, а с целыми сообществами людей, с целыми компаниями, если брать бизнес. Но есть еще более интересная ситуация, когда попадают «из грязи в князи», а потом обратно из князей в грязь, причем достаточно быстро. Эта ситуация очень неприятна, однако и она имеет место быть.

Возможно, скоро такая ситуация случится с одной очень известной в настоящее время компанией, которая находиться у всех на слуху. Лет 30 назад об этой компании мало кто знал, потому, что товары, которая она производила тогда, были не совсем такими, чтобы о них можно было говорить. Но потом эта компания начала заниматься товарами, говорить о которых стало модно, потому что наличие этого товара показывало высокий уровень и статус человека. Причем на данном рынке можно сказать, она стала известна именно как компания, попавшая из грязи в князи, потому, что в той сфере, где она добилась наиболее значительного успеха, изначально она была можно сказать никем.

Вообще эта компания началась в конце 19 века, как бумажная фабрика и в ту сферу, где добилась успеха, пришла только в конце 80-х годов 20 века. Речь, как уже многие догадались, идет о компании Nokia, которая сейчас известна, прежде всего, как производитель мобильных телефонов. Выйдя на рынок мобильных телефонов, компания Nokia вскоре стала на нем лидером и удерживала лидерство очень долгое время. Оспорить ее лидерство пытались многие, но не получилось, ни у кого. Телефоны Nokia – это своего рода Bentley или Porsche среди телефонов. Все, кто имеют другие телефоны, все равно стремятся заиметь Nokia, потому, что Nokia – это номер один. Многие считали обладателей телефонов других брендов неудачниками. Эта скажем так, общественное порицание способствовало тому, что все стремились купить именно телефон с надписью Nokia.

Занять первое место на рынке мобильных телефонов данная компания смогла потому, что прочно оседлала идею, лежащую в его основе. В основе данного рынка лежит идея, которая звучит примерно как «всегда и везде на связи». Секрет компании Nokia в том, что она сумела убедить потребителей в том, что именно ее телефоны максимально позволяют развиться идее, лежащей в основе данного рынка. Идея «всегда и везде на связи» в том числе означает, что телефон должен быть надежным и хорошо ловить сигнал мобильных вышек. Телефоны Nokia лучше других позволяли получать данный результат, и справедливо таких телефонов продавалось больше, чем других торговых марок.

На руку компании Nokia также играл тот факт, что идея «всегда и везде на связи» не очень активная в деле вступления во взаимодействия с другими идеями с целью образования других идей. Соответственно, данная идея слабо была подвержена сильной модернизации. Она модернизировалась незначительно и это не вызывало серьезных изменений в потребностях потребителей. Другими словами, именно идея «всегда и везде на связи» владела умами подавляющего большинства потребителей, в результате чего другие сегменты рынка были незначительными. Все это давало компании Nokia подавляющее преимущество над другими игроками рынка. Они, топча друг друга, старались стать хотя бы вторыми номерами.

Так могло продолжаться бесконечно долго, если бы не возникло сильное и постоянное слюновыделение у компании Apple, которой не давал покоя рынок объемом более 30 миллиардов долларов США. Конечно, от вида цифры с таким количеством нулей потекут слюни у любого. Это колоссальная сумма уходила мимо кассы Apple и этого компания не могла терпеть. В результате не найдя возможности конкурировать за потребителей в которых внедрена идея «всегда и везде на связи», она сделала ход конем. Компания Apple сгенерировала и внедрила в умы людей абсолютно новую идею и создала фактически новый рынок, рынок на котором она имеет абсолютное преимущество.

Новую идею, которую сгенерировала компания Apple и внедрила в умы людей, можно озвучить как «устранение информационного неравенства». Суть этой идеи в том, что люди обладают разным объемом информации, и тот человек, который обладает меньшим объемом, считается своего рода неполноценным человеком. Компания Apple в лице iPhone, а потом еще и в лице iPad создала устройства для «устранения информационного неравенства», а также медиасреду, которая содержит всю имеющуюся на данный момент актуальную информацию, доступ к которой осуществляется через ее устройства. Понятное дело, что телефон принципиально не может решить эту задачу, ее может решить только специальное устройство, которое принято называть смартфон. По этой причине у Nokia и начались проблемы. Их суть в том, что под воздействием новой идеи изменились потребности потребителей.

При этом компания Apple также как в свое время компания Nokia убедила людей в том, что именно ее iPhone лучшим образом соответствует идее «устранение информационного неравенства». Это позволило Apple застолбить за собой лидерством на данном рынке. Она задала стандарты и управляет их изменениями под себя. Соответственно, остальные игроки рынка теперь будут постоянно отставать. Если компания Apple продолжит в том же духе, что и начала, то догнать ее будет принципиально невозможно. Фактически именно Apple является хозяином данного рынка, развивает его и на правах хозяина имеет самые большие продажи. Причем лидерство у Apple не только психологическое, но и фактическое, по объемам продаж, а также по сумме заработка с одного телефона. Благодаря этому, заработок Apple при выводе новых моделей иногда достигает почти одного миллиарда долларов США за три дня и это поистине громадная цифра.

Все это позволяет сказать, что лидерству Nokia на рынке мобильных устройств, начинает приходить конец. Причем подкрался он, как, обычно незаметно, потому, что шел не с той стороны, с которой его ждали. Самое обидное, что рынок на самом пике, а Nokia начинает сдавать позиции. Теперь слюни уже будут течь у руководства финской компании. Она делает хаотичные движения для того, чтобы разрулить сложившуюся ситуацию, например, собирается перейти на операционную систему от Microsoft. Однако это еще более усугубит ее положение, потому, что самое главное на рынке образованном вокруг идей «устранение информационного неравенства» - это наличие медеасреды. Без своей медиасреды, Nokia из хозяина превращается в наемника. Фактически теперь Nokia теряет независимость в пользу Microsoft и будет работать на эту компанию, поставляя устройства для доступа к медиасреде, созданной американской компанией.

Ситуацию, в которую попала Nokia, иначе как рабством не назовешь. Положение ее незавидное. Прежде всего, это связано с тем, что компании Microsoft в принципе все равно, кто будет производить устройства для «устранения информационного неравенства». Сейчас это может быть Nokia, потом это может стать любая другая компания, например та, которая сможет предложить достойное устройство по более низкой цене. Таким образом, Microsoft сможет диктовать Nokia выгодные для себя условия, которые могут быть невыгодны для последней. Более того, в любой момент компания Nokia может быть уведомлена о том, что в ее услугах Microsoft больше не нуждается, да и вообще, могут быть переделаны стандарты медиасреды, в результате чего аппараты Nokia не смогут получать к ним доступ. Соответственно, пострадают не только акционеры компании, но и потребители, причем потребители в большей мере.

Второй очень существенный момент состоит в том, что с большой долей вероятности прибыли и доходы компании Nokia сократятся. Раньше она могла брать дополнительные деньги за то репутацию лидера, сейчас она таковым является только на рынке мобильных телефонов, который начинает сужаться. Соответственно, на рынке мобильных телефонов объем денег за репутацию будет снижаться, а на рынке смартфонов его вообще может не быть. Это приведет к тому, что, скорее всего качество телефонов Nokia начнет ухудшаться, потому, что придется экономить. Возможно, этот процесс уже пошел, потому как от компаний, которые торгуют мобильными телефонами, уже поступают сведения, что покупатели недовольны качеством телефонов Nokia, другими словами, как стало модным говорить, «Nokia уже не та». Соответственно, если ситуация не измениться, вскоре можно ожидать сенсационную новость о том, что Nokia уходит с рынков мобильных устройств.

Можно сколько угодно гадать, почему так произошло. Но реальная причина в том, что Nokia пропустила момент внедрение новой идеи и формирования нового рынка. Видно ее хозяева не владеют недостающими звеньями маркетинга, а работают по старым маркетинговым технологиям. В свою очередь, в компании Apple явно владеют неким аналогом недостающих звеньев, потому как она сделала все не просто грамотно, а супер грамотно. Она не только создала новый рынок, но создала такой рынок, где у нее не может быть в ближайшее время конкурентов. Теперь она снимает сливки, очень густые и вкусные сливки. Другим достается только молоко, причем часто не свежее, а кислое молоко.

Выходов из сложившейся ситуации, при которых Nokia не придется уходить с рынка, всего два. Первый из них состоит в том, что руководству Nokia стоит сесть за стол и приняться за моделирование будущего, причем в рамках недостающих звеньев маркетинга. Правда не понятно, смогут ли они это сделать самостоятельно. В процессе моделирования необходимо определить, с какими идеями идея «устранение информационного неравенства» может вступить во взаимодействие с тем, чтобы образовать новые идеи. Это позволит определить, какие сегменты можно будет создать. После этого необходимо приняться за создание новых сегментов рынка, причем необходимо сделать так, чтобы эти сегменты были достаточно емкими по сравнению с базовым сегментом, т.е. сегментом, образованным на начальной идее этого рынка, идее «устранение информационного неравенства». В результате можно будет добиться того, чтобы вновь стать лидером, если не на рынке, то хотя бы в сегментах и вернуть себе прежнюю репутацию.

Второй выход состоит в том, чтобы сгенерировать новую идею и на ее базе создать новый, уникальный рынок, на базе возможностей, которые есть только у Nokia, но нет у Apple и других компаний. Это более долгий и трудоемкий путь, но в тоже время более надежный в долгосрочной перспективе, потому, что позволит создать стратегическое конкурентное преимущество, аналогичное тому, какое у компании уже было на рынке мобильных телефонов. В этом случае тоже будет шанс вернуть себе лидерство и вновь начать брать деньги за репутацию, существенно увеличив прибыли. Однако все указывает на то, что сделать это будет трудно, потому что все говорит о том, что соответствующих специалистов, тех, которые владеют недостающими звеньями маркетинга, в компании Nokia просто нет, и она даже не занималась их поиском. Это значит, что такой сценарий, достаточно маловероятный.

P.s. Кто еще не знает, процесс уже пошел. Компания Nokia буквально сегодня объявила о том, что увольняет 4000 сотрудников. Кто будет следующий? По поводу одного из претендентов поговорим в одном из следующих выпусков.

Задать вопрос автору данной рассылку, Вы можете перейдя по ссылке задать вопрос. Ответ на него Вы получите в одном из ближайших выпусков рассылки.

Обсудить выпуски рассылки можно как на сайте www.subscribe.ru, так и на форуме проекта "Ноомаркетинг. Территория разума". Здесь можно обсудить этот выпуск рассылки.

Получить больше информации о новой концепции маркетинга – ноомаркетинг, Вы сможете, если посетите сайт www.noomarketing.net

До встречи!

Консультант по ноомаркетингу, маркетингу и бизнесу

Павел Бернович


В избранное