Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Настоящий маркетолог обладает системным мышлением.


Настоящий маркетолог обладает системным мышлением. Так получилось, что наш мир состоит из систем. Каждый из нас является системой, состоит из более мелких систем и в тоже время входит в целый ряд других, более крупных систем. Тотальная системность нашего мира приводит к тому, что все, что происходит в нем, происходит исключительно по законам развития систем, другого просто не дано. По этой причине, для того, чтобы иметь возможность эффективно взаимодействовать с окружающим миром, а другими словами, с окружающими системами, настоящий маркетолог обязательно должен обладать системным мышлением.

Однако, несмотря на то, что мир состоит из систем, не каждый маркетолог это осознает и, следовательно, руководствуется в своей деятельности системным мышлением. По этой причине для маркетологов, которые не обладают системным мышлением те специалисты, которые его имеют, кажутся волшебникам, обладающими волшебной палочкой. Это происходит потому, что маркетолог с системным мышлением может многое, что не могут другие. Именно этот факт, факт обладания системным мышлением дает маркетологу существенное конкурентное преимущество перед теми, кто им не обладает.

Маркетолог с системным мышлением может видеть за деревьями лес, т.е. за частным общее, подняться над повседневностью и осознать, свое текущее положение в компании, положение своей компании по отношению к другим компаниям. Это позволяет ему, словно взбираться на самый высокий небоскреб или гору и видеть все сверху. Видение сверху в свою очередь позволяет владеть большим объемом информации, а значит, и владеть ситуацией. Владение ситуацией позволяет настоящему маркетологу практически всегда получать задуманные результаты. В результате маркетолог, обладающий системным мышлением всегда «стреляет на поражение», потому что он видит конечную цель. В свою очередь отсутствие системного мышления похоже на ситуацию, которая складывается в игре «Поле чудес», где приходится постепенно получать конечный результат «угадывая по букве». Конечно, угадать можно и сразу, но можно и с 10 попытки, а можно и стать банкротом, так и не получив результат.

Очевидно, что разница в мышлении приводит к разнице в результатах. Она достигается за счет того, что специалист, владеющий системным мышлением, рассматривает не только сложившуюся ситуацию, но еще и контекст, в то время как специалист без системного мышления видит только ситуацию. Видение ситуации и контекста позволяет точно знать, что надо сделать и как, в то время как знание только ситуации позволяет сделать то, что было указано. Кроме того, системное мышление позволяет видеть взаимосвязи данной ситуации с другими ситуациями, что позволяет выжимать из нее максимум.

Еще один плюс системного мышления состоит в том, что оно позволяет абстрагироваться от ситуации, а значит иметь к ней критическое отношение. Без системного мышления абстрагирование невозможно и, как правило, обладатель не системного мышления легко подвержен манипуляциям и внешнему управлению, потому как он не способен абстрагироваться, что не дает ему возможности обдумывать ситуацию. На любую ситуацию он реагирует сугубо рефлекторно, слово человек, прикоснувшийся к чему-то горячему.

Наибольший недостаток не системного мышления состоит в том, что его обладатель постоянно нуждается в подталкивании. Такого специалиста постоянно нужно направлять, подсказывать ему, что делать, сам он не в состоянии определить, что ему нужно делать в каждый данный момент времени. Также он не в состоянии определить качество проделанной работы и нуждается в постоянном контроле и подтверждении положительности результатов. Все это приносит большие проблемы тем, кто стоит выше такого специалиста в иерархии, потому как фактически вся ответственность за действия специалиста с не системным мышлением ложиться именно на него. Кроме того, специалисты, которые не обладают системным мышлением, способны на очень ограниченное количество операций, они, как в том анекдоте, могут либо копать, либо ни копать. Причем «копают» или не «копают» только тогда, когда им скажешь. С такими людьми достаточно трудно работать, потому что им нужны постоянные указания и инструкции.

Пример, где очень хорошо показана разница между системным и не системным мышлением хорошо описан в анекдоте:

Мальчик на посылках подошёл к хозяину-купцу с вопросом: - Почему ты своему лентяю-приказчику платишь в пять раз больше, чем мне? Я ведь и быстрее, и проворнее и всё точно выполняю! - Пустое! - говорит купец, - там вон, я вижу обоз какой-то пришёл, сбегай-ка узнай - откуда? Пацан сбегал, быстро вернулся: - из Бухары обоз, - говорит. - А что привёз? Поди, узнай! ...Сбегал, вернулся: - Шелка привез... - А какого шелка? ...Сбегал, вернулся: - Часть из Китая, часть из Индии. - А сколько у них в наличии шелка-то? ...Сбегал, вернулся: - Двадцать тыщ аршин, говорят, может - чуть более... - А сколько какого... Ох, ладно, хватит - говорит купец, - Степан, рожа твоя сонная, поди сюда! Подходит приказчик. - Поди-ка, Степан, там вон обоз какой-то приехал, узнай - откуда? Степан, зевая, пошёл. Вернулся через двадцать минут, говорит: - Из Бухары оне, шелков привезли, Индийского, да Китайского, всего тыщ двадцать аршин, Из них - двенадцать Китайского... Наших цен они не знают, я под эту сурдинку договорился у них всё оптом по рублю за аршин забрать. Больше шёлку в городе нету пока, и не предвидится - у нас он по пяти рублей нарасхват будет... Щас, вона, они уже к нам заворачивают... - Понял, дурень, - обратился купец к молодому посыльному, - почему я ему в пять раз больше плачу, чем тебе? А ежели не понял, так иди - ищи себе другую работу - я тя не держу!

Это очень показательный анекдот, он показывает, какая разница между специалистом, владеющим системным мышлением и специалистом, не владеющим системным мышлением. Разница очевидна, причем она не абстракта, а вполне конкретна и видна на результатах. Если в одном случае специалисту потребовалось совершить около 10 действий, на каждое из которых были потрачены ресурсы, то в другом фактически было одно действие, на которое хотя и были затраты ресурсов, но они были в несколько раз меньше. Причем самое главное отличие состоит в том, что в одном случае, за одно действие был достигнут нужный результат, а в другом случае посредством каждого действия достигались только промежуточные результаты.

Конечно, есть выгоды от использования специалистов без системного мышления, ибо они не видят результат, а значит, если он их не устраивает, они все равно сделают задание. В свою очередь специалист с системным мышлением может задать много вопросов и в итоге вообще может не сделать задание. Но круг задач, для которых нужен такой специалист очень ограниченный, большинство задач в сфере маркетинга требует системного мышления. В противном случае это сулит большие затраты, потому что многие задания могут делаться совершенно бездумно.

Самые читаемые статьи:

- ТВАРЬ ЛИ ТЫ ДРОЖАЩАЯ ИЛИ МАРКЕТОЛОГ

- КАК ВОРУЮТ «СПЕЦИАЛИСТЫ ПО RP»

- НАШЕСТВИЕ ВАРЯГОВ В БЕЛАРУСЬ

- КРЕАТИВЫ И КРЕТИНИЗМЫ

- СЛУЖБА МАРКЕТИНГА КАК ЦЕХ ПО СОЗДАНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

- О ГРЕШНИКАХ ОТ КРЕАТИВА И НЕМНОГО О ТОВАРАХ С ГРЕХАМИ

- Анализ авторынка Беларуси. Состояние и перспективы.

- МАРКЕТИНГ vs HR

- Разделяй и властвуй. Пересегментация авторынка

- КАК СЭКОНОМИТЬ НА МАРКЕТИНГЕ

Новые статьи на сайте:

- Рейтинг автоклубов Беларуси по итогам декабря 2009 года

- Топливо раздора

- HR как пятое колесо маркетинга

- Организация маркетинга в малом бизнесе

- МАРКЕТИНГ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ

- АНТИМАРКЕТИНГОВАЯ МАФИЯ

Получить больше информации о новой концепции маркетинга – ноомаркетинг, Вы сможете, если посетите сайт www.noomarketing.net

Задать вопрос автору данной рассылку, Вы можете перейдя по ссылке задать вопрос. Ответ на него Вы получите в одном из ближайших выпусков рассылки.

До встречи!

Консультант по маркетингу и бизнесу

Павел Бернович


В избранное