Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Родители рынков.


Выпуск 38. Данный выпуск начнем с ответа на вопрос подписчицы Светланы Ивановны. Вопрос был задан такой:

Разве смерть рынка не означает, что потребности, которые он обслуживал были искусственно созданными, избыточными? Таким образом, смерть некоторых рынков есть нормальный элемент развития цивилизации, и не стоит его тормозить. На смену отмершим рынкам придут новые. Нет?

Мы живем в таком мире, где разделить потребности на искусственные и естественные очень трудно, а часто просто не возможно. Если начать разделять, то может оказаться, что естественные потребности – это только физиологические. На счет избыточности ситуация аналогичная. Фактически мерилом того, реальна потребность или нет, является платежеспособный спрос. Если кто-то готов отдать свои деньги за что бы то ни было, значит, оно нужно. Конечно, если поставить в центр мира себя и считать естественными только те потребности, которые есть у тебя, какие-то другие могут показаться искусственными или избыточными. Примером, отражающим такой подход, является выражение «Фрейд попробовал все. То, что ему не понравилось, он признал извращением».

Если рассматривать смерть рынка как таковую, то она может быть и естественной, например, когда начинают применяться качественно новые технологии, которые делают товары созданные по технологиям прошлых поколений просто устаревшими. Но рынок может умерить даже в том случае, если товары, на нем продающиеся создаются по самым новым технологиям. Рынок сам по себе – это совокупность потребителей. Потребители сами по себе не создаются, а, следовательно, и рынок сам по себе не может образоваться. Созданием рынка занимаются компании, которые производят товары или услуги. При этом часть полученных доходов от продажи товаров или услуг они направляют на поддержание жизнеспособности рынка. Поддерживать жизнеспособность рынка – это значит создавать новых потребителей. Если их не создавать рынок умрет. Поддержание жизнеспособности рынка предполагает определенные финансовые затраты. По этой причине для того, чтобы создавать новых потребителей нужно иметь соответствующие доходы. Для того, чтобы иметь соответствующие доходы необходимо чтобы цена на товар или услугу была тоже соответствующей. Когда компания создает рынок, она учитывает все издержки, в том числе на создание потребителей и назначает соответствующею цену. Видя, как процветают некие производители, другие устремляются на их рынки. Почти всегда для того, чтобы отвоевать себе место назначается меньшая цена. В результате доходы падают и в создание потребителей можно вкладывать еще меньше денег. Создается меньше потребителей, а значит, рынок либо теряет динамику, либо начинает его стагнация, а в итоге смерть. Видя, что изменить ситуацию не получится, создатель рынка просто уходит с него. Оставшиеся игроки продолжают гнуть свою политику, при этом, не думая о том, что новых потребителей надо создавать. В итоге через некоторое время потребители заканчиваются, рынок просто исчезает.

Как видно из слов выше, смерть некоторых рынков действительно есть элемент развития цивилизации, но не всех. Сейчас под угрозой смерти в связи с политикой китайских производителей, назначающих копеечную цену на свою продукцию, оказалось большое число рынков, начиная от рынка мобильных телефонов и заканчивая рынком автомобилей. Не стоит думать, что если эти рынки умрут, на смену им придут другие. Хотя конечно такой вариант развития событий возможен, когда вместо мобильных телефонов опять будем использовать голубей, а вместо автомобилей будем использовать лошадей.

А теперь перейдем к новому материалу. В новом материале речь пойдет о «родителях рынка».

Родители рынков. Coca-Cola, IBM, Microsoft, Ford, Sony, Motorola, McDonalds и многие другие известные производители стояли у истоков того мира, в котором мы сейчас все живем. Они его родители. Благодаря этим заботливым родителям этот мир стал намного дружелюбнее людям. Им теперь не приходится стирать в ручную, готовить еду на костре или в печи. Так же им не приходится сидеть на телефоне и ждать звонка, потому что телефон можно носить с собой. Все уже наверно забыли, что когда-то тексты приходилось набирать на печатной машинке или писать от руки. Мир изменился, стал проще и беззаботнее. Вся техника существенно экономит время для каждого человека. Если раньше ему приходилось что-то делать чуть ли не с утра до вечера, то теперь на решение многих вопросов тратятся минуты, а значит остается время для того, чтобы отдохнуть, либо же заняться любимым делом.

Техника, да и другие товары и услуги, которые облегчили жизнь каждого из нас, сейчас видятся такими естественными, что кажется, будто они были всегда. Факт состоит в том, что это не так. Прежде чем наша жизнь стала легче и проще, прошли годы и были затрачены титанические усилия и колоссальные деньги родителями рынков. Да, вы не ослышались – у рынков есть родители. Ранее мало кто задумывался о том, что рынки создаются, но в концепции ноомаркетинга – это один из основных моментов, а значит, его надо раскрыть подробно. С точки зрения ноомаркетинга рынки точно также рождаются, как и все остальное и у них есть родители, вернее не всегда родители, а часто один родитель. Такова уж их особенность, что им для рождения достаточно одного родителя. Остальной процесс происходит точно также как у любых других живых существ.

Прежде всего, происходит зачатие. Суть зачатия состоит в том, что создается образец некого товара или услуги и начинается его реклама. При этом образец может быть как в виде готового к использованию продукта, так и в виде концепции изложенной на бумаге. На этапе зачатия основная задача состоит в том, чтобы ознакомить возможных покупателей с тем, что есть данный товар или услуга, изучить их реакцию и понять, будет ли он пользоваться спросом. При этом очень часто приходится не просто рекламировать товары или услуги, а фактически навязывать их, потому, что человек существо само по себе очень консервативное. Также на данном этапе происходит доработка товара или услуги, если выясниться, что он нужен будущим потребителям, но в другом виде. Зачатие считается случившимся, если наберется критическая масса потенциальных потребителей, которые и образуют зародыш рынка. Если такая масса не соберется, рынок не образуется. Таким образом, также как и для того, что образовался зародыш живого существа, для рынка необходимы благоприятные условия.

Одно из таких условий - потенциальные потребители, которые потом составят зародыш рынка, должны обладать соответствующими характеристиками. Если этих характеристик у потенциальных потребителей нет, рынок создать просто не реально. Например, если у потенциальных потребителей нет компьютеров, продать им компьютерные программы просто не реально. Либо если среди потенциальных потребителей не принято пить алкоголь, либо курить сигареты, то создать рынок алкогольных напитков или сигарет будет очень трудно, а часто почти не реально. Сделать это можно только в том случае, если изменить характеристики потенциальных потребителей, либо же среды, в которой они живут.

В случае благоприятного исхода зародыш образуется и необходимо идти дальше. Следующий этап – вынашивание, что означает, как и живых существ, рынок надо вынашивать. Вынашивание состоит в обеспечении условия для развития рынка. Развитие рынка подразумевает рекламирование продукта и другие способы продвижения. Это очень важный этап. Если родители не будут заботиться о рынке должным образом он так и останется зародышем, не превратится в организм.

Когда приходит срок – рынок рождается. Рождение рынка – это ситуация когда он начинается развиваться сам по себе. Суть этой ситуации состоит в том, что существующие потребители начинают рассказывать о продукте всем, кто его еще не потреблял. За счет этого рынок начинает расти уже без участия его родителей. Армия потребителей очень быстро увеличивается, а вместе с ней растет и сам рынок. При этом рынок, как и некоторые другие живые существа, может заботиться сам о себе уже сразу же после рождения.

Однако, мир не такой уже и дружелюбный для рынков. Это вынуждает родителей, несмотря на самостоятельность рынка, все-таки заботится о нем. Забота состоит в его защите от родителей других рынков, которые на языке маркетинга называются конкурентами. Пищи для рынка, которой выступают потребители, всегда мало, а значит, за нее необходимо бороться. Сами рынки, пока они не окрепли, вступать в конкурентную борьбу могут не всегда, вот тут и приходят на помощь родители, у которых просыпаются «материнские инстинкты».

Любой родитель хочет, чтобы его дитя достигло больших успехов. Но дитя то в начале свое жизни не имеет опыта, а значит и не знает как вести себя в той или иной ситуации. Для того чтобы наставить дитя на путь истинный его надо воспитывать. Воспитание рынка – это следующий этап. Суть этого этапа состоит в том, чтобы привить рынку нужные качества и дать ему нужное направление развития. Только в таком случае родитель может быть уверен в том, что получит отдачу от рынка. Если родитель этого не сделает, то рынок может подвергнуться влиянию «улицы» и стать неуправляемым. Неуправляемость означает то, что рынок будет делать все, что он захочет сам, а родитель не сможет вернуть средства, которые он в него вкладывал.

Точно также как и в мире людей, в мире рынков хорошие рынки получаются только у хороших родителей. Если вы хотите получить хороший рынок, надо стать хорошим родителем. Только так можно получить дитя, которое будет вам приносить доходы. Других способов нет. Если родитель сделает что-то не так, как описано в этой статье, он не получит хорошее дитя, которое будет приносить ему прибыли.

Итак, становится очевидным, что если вы хотите начать что-то продавать, вам, прежде всего, надо заиметь рынок. Если у вас нет рынка, то продавать товары или услуги некому. Чтобы заиметь рынок, вам необходимо его зачать, выносить и воспитать. Других способ получить хороший рынок для своей продукции просто не существует. Есть, конечно, еще один способ обзавестись рынком – «усыновить» его. Данный путь самый легкий, но в тоже время самый непредсказуемый, ведь понятно, что хороший родитель не бросит хороший рынок. Если какой-то рынок оказывается бесхозным, то он либо плохой и поэтому его бросили, либо его родители сами далеко не положительны, а значит, в итоге и рынок может принести вам много проблем.

Получить больше информации о новой концепции маркетинга – ноомаркетинг, Вы сможете, если посетите сайт www.noomarketing.net

Задать вопрос автору данной рассылку, Вы можете перейдя по ссылке задать вопрос. Ответ на него Вы получите в одном из ближайших выпусков рассылки.

До встречи!

Консультант по маркетингу и бизнесу

Павел Бернович


В избранное