V-RATIO ДАЙДЖЕСТ теория и практика Новой Реальности
При подготовке данной рассылки я естественно (почему "естественно" - чуть позже) полез в собственный бумажник, чтобы проверить наличие там дисконтных карт. Обнаружилось две карты из двух разных видео-салонов и две из продуктовых супермаркетов. С видео-салонами вообще отдельная песня. Там любят брать деньги за оформление карты, а и иногда еще и просят денег в залог, подразумевая, что как только у меня на руках окажется пара «халявных» кассет или DVD-дисков, я сразу ударюсь в бега.
С продуктовыми – сложнее. В первом магазине на кассе полгода висело объявление с призывом получить дисконтную карту. Карта: а) стоила 300 рублей, б) их не было. И только когда напротив открылся еще один супермаркет, оттянув часть клиентов, карты волшебным образом
появились. Теперь я наслаждаюсь скидкой в 5%. Кстати, о конкуренте. Там ситуация еще интереснее. Чтобы получить карту, надо купить товара сразу на 1500 рублей. Накопительная система не работает. Я могу каждый день 365 раз в году покупать чего-то на 1400 рублей, трясти толстой стопкой чеков и получить в ответ лишь стеклянный взгляд кассира. Я – «плохой клиент». Могу зайти один раз в жизни оставить полторы тысячи и уйти с картой в качестве «хорошего клиента». Естественно, никто и никогда не смотрел, что именно я покупаю, когда, или почему. На кассе тупо отнимают 5% от чека и все. Хотя нет, вру! Один раз подарили десятирублевую шоколадку.
А ведь в обоих магазинах уже скопился огромный объем информации о тысячах клиентов и миллионах покупок. Что они делают с этой информацией? Скорее всего – ничего. Что с ней можно сделать? Ответ в статье «Когда лояльность покупателей ведет к убыткам».
Программы лояльности могут быть прибыльны, но лишь при правильном использовании. Раджив Лал, профессор маркетинга из Гарварда, рассказывает, где и как ошибаются продовольственные магазины. Но Вы можете все сделать правильно, если научитесь эффективно использовать уже имеющуюся у вас информацию.
80-90 процентов всех продаж совершается по дисконтным карточкам. 65-70 процентов покупателей имеют карточки. Если у ритейлера эти цифры ниже, значит его программа неэффективна. Значит у него не достаточно информации. Если у вас нет информации по 20-25 процентам продаж, значит, у вас есть проблема. При таком количестве клиентов, совершающих покупки без карточек, вам приходится строить бизнес, работающий с двумя различными группами клиентов. Одни использует карту. О других вы почти ничего не знаете. Без информации вы не сможете так же качественно их обслуживать. Первая задача рителейра – добиться необходимых цифр и получить необходимую информацию.
Неспособность добиться прорывных инноваций в ходе постоянных улучшений существующего бизнеса широко распространена – эта проблема стала настоящим полем битвы для лучших управленческих умов. Десятилетиями ученые выдвигали теории, пытающиеся объяснить эту загадку и предложить решение. Многие утверждают, что выхода нет, что устоявшиеся компании просто не имеют гибкости необходимой для освоения новых территорий.
Однако некоторые компании довольно успешны, и, что самое интересное, всем им свойственны одни и те же черты. В частности, они разделяют новые исследовательские подразделения и традиционные, позволяя там развиваться разным процессам, структурам и культурам. В то же время они поддерживают тесные связи на уровне высшего руководства. Другими словами они управляют разделением организации через интеграцию управленческой команды.
Часто можно услышать, что распространение технологических инноваций предшествует способности общества справиться с ними. В случае с маркетингом, интервал времени между возникновением новых технологий (которые мы определяем как инструменты, методы и способы лучше, чем раньше, справиться с той же задачей) и способностью маркетологов использовать их составляет ровно 30 лет.
Маркетинг – не обязательно неизбежное зло, каким описал его старый брюзга Джон Уонамейкер. При использовании маркетинг-микс моделирования он может превратиться во вполне доходное дело.
Согласно данным рекрутинговой фирмы из Чикаго Spencer Stuart, средний срок нахождения в должности директора по маркетингу составляет всего 23.6 месяцев. Фирма также выяснила, что если взять сто ведущих американских компаний, то только в 14% из них директора по маркетингу занимают свой пост более трех лет, а половина от числа всех директоров по маркетингу работают в своей должности менее года.
Вращающаяся дверь в офисе директора по маркетингу означает огромное количество начатых и незаконченных стратегий и программ. Это плохо для брэндов. Это мешает маркетингу стать более ответственным – директоров увольняют, прежде чем стратегия даже успевает начать внедряться на практике. Это плохо для бизнеса. Более того, это показывает продолжающуюся нацеленность на немедленные результаты среди высших руководителей, которые требуют радикальных улучшений через один – два квартала. Это плохо для всех.