V-RATIO ДАЙДЖЕСТ теория и практика Новой Реальности
Хорошая новость: некоторые американские компании научились оценивать эффективность своего маркетинга. Плохая новость: их опыт не универсален, в каждом конкретном случае потребовалось создавать уникальные системы, учитывающие особенности бизнеса.
Этот вопрос столь же стар, как и сам бизнес: Как компания может быть уверена, что она тратит правильный объем средств на правильный маркетинг, результатом чего станут продажи большего количества товаров или услуг, повышение прибыльности и, в перспективе, повышение стоимости компании? Некоторые маркетологи, особенно работающие в секторе фасованных потребительских товаров или директ-маркетинговых фирмах, способны с определенной точностью оценить эффект от денег, потраченных на рекламу в газете или на сокращение цен. Но в целом маркетинг всегда являлся в большей мере искусством, чем наукой. Корпорации тратят миллиарды на маркетинг, не имея никаких инструментов для оценки того, как стоимость брэнда или имидж марки, или осведомленность влияют на конечную прибыль.
Менеджер по маркетингу Марси Рот приписывает успех компании тому, что они обратились к сегменту рынка, недополучающему услуг. «Это зрелая отрасль, ее насыщение близко к 60%, и единственным сегментом, к которому можно было пробиться, была молодежь», - говорит она.
Virgin Mobile нацелилась на удовлетворение этого сегмента. Путем полевого исследования и через интернет, компания разработала план, как удовлетворить потребности молодежного сегмента (15-24 года) не только через ценообразование, но и при помощи полностью брэндированного продукта, напрямую «общающегося» к пользователю.
Рот описала шесть характеристик, общих для большинства молодых людей, и как именно Virgin Mobile апеллирует к этим характеристикам со своими продуктами.
Через три года после внедрения программы Six Sigma компания ServiceMaster (продажа и обслуживание систем кондиционирования и отопления) по-прежнему расставляла приоритеты для разных программ по старинке – рассылала команды по всей компании в поисках мест, где можно было бы быстро увеличить прибыль.
Команда маркетологов задалсь целью понять, что именно хотели бы клиенты. Исследование уровня удовлетворенности показало, что для клиентов наиболее важны качество обслуживания, скорость, удобство и профессионализм. А вовсе не цена.
Исследование, в ходе которого были рассмотрены 23 брэнда товаров для дома, косметических средств, продуктов питания и напитков, использовало метод анализа маркетинг-микса от Information Resources Inc. Оказалось, что только 18% из них дают положительный возврат на инвестиции в ТВ в краткосрочной перспективе (год или меньше). И менее половины (45%) таких инвестиций окупается в долгосрочной перспективе.
«Я думаю, что все эти компании начинают смотреть на маркетинг как на следующего кандидата на сокращение», - говорит аналитик Эндрю Шор, автор доклада. «На протяжении последних 50 лет индустрия СМИ собирала с компаний нечто вроде НДС. И лично мне сейчас кажется, что мы стоим на пороге революции, чей девиз звучит так: «Это больше не работает».
На протяжении уже более чем десяти лет мы показываем нашим клиентам, насколько важно быть не похожими на других. И вот пару месяцев назад (весеннее обострение, надо полагать) мы вдруг крепко задумались, а чем собственно мы сами отличаемся от всех прочих консультантов? От заклятых друзей и закадычных врагов. От наших конкурентов и тех, кто себя таковыми считает. Ведь чем-то же отличаемся? Иначе наши трудовые книжки лежали бы не у кадровиков в сейфе, а на бирже труда.
Первый список наших отличий, составленный нами самими, был, мягко говоря, излишне комплиментарным. Судя, по нему консультанты из McKinsey не имели в V-RATIO никаких шансов (кроме, разве что, приема звонков и варки кофе). Пришлось обратиться за помощью к нашим клиентам, благо есть к кому. Они подумали, посовещались внутри себя и представили свой список, который после небольшой литературной обработки мы и приводим ниже.
НАШИ ОТЛИЧИЯ
V-RATIO Business Consulting не похожа на другие компании, консультирующие высших руководителей. Сами клиенты отмечают, что наибольшее положительное влияние на их бизнес мы оказываем благодаря нашим особым взглядам и подходам:
1. Стоимостной подход. Мы убеждены, что только стоимость для собственника (которая, в упрощённом виде, - улучшение ключевых экономических показателей на долгосрочную перспективу) может вести к устойчивому росту конкурентоспособности. Рассмотрение каждой конкретной проблемы с точки зрения стоимости – главное, что мы стремимся привнести в каждый проект.
«V-RATIO показывает, где лежат деньги», - Олег Ландин (Ростсельмаш)
2. Уход от привычных стандартов. Следование среднеотраслевым стандартам поведения не может вести к достижению выдающихся результатов. Вот почему мы стремимся помочь руководству компании найти и всячески развивать уникальные для каждой компании «прибыльные отличия» от конкурентов.
«Нам стало ясно, нельзя зарабатывать больше других, делая все, как другие», - Дмитрий Сычев (АО "Весна")
3. Консалтинг, оставляющий наследие. Мы заботимся о том, чтобы помочь клиентам развить собственные навыки поиска эффективных решений. Потребность и умение мыслить по-новому зачастую оказываются более важным и долгосрочным результатом, чем решение конкретной проблемы.
«Наш проект завершился, а компания продолжает меняться», - Константин Воробьев (Ремстройкомплект)