Создадим дистрибуцию будущего, опираясь на опыт прошлого и настоящего
Добрый день.
Cегодня в выпуске мы продолжим тему управления персоналом в рамках построения качественной дистрибуции. Мы получили много откликов по прошлому выпуску рассылки. Приведем один из вопросов, поступивших нам от подписчиков. К слову сказать, это один из вопросов, наиболее часто поступающих нам от дистрибуторов:
Подскажите, пожалуйста, что же все-таки лучше: мотивировать ТП или ТРТ?
Компания-производитель автомасел выделяет 5 000 у.е для проведения акции по увеличению ТРТ и объема продаж. Кого же все-таки лучше мотивировать в данном случае для получения эфективного конечного результата?
Свои рекомендации дает Сергей Жмурко, консультант по внедрению технологий Качественного Построения Дистрибуции.
Поздравляю! Вам удалось решить первую задачу — найти ресурс в виде суммы инвестиций. Но, как оказывается, решение второй задачи — куда их направить — представляет не меньшую трудность.
Решение такой задачи невозможно
без четкого понимания цели, и, как я понял из вопроса, эта цель — повышение объема отгрузок. Именно отгрузок, а не объема продаж. Если бы речь шла об объеме продаж, другими словами, об объеме приобретаемого товара, то рассматривался бы вариант инвестирования во всю цепь распределения продукта, в том числе на конечных потребителей. Ни торговый персонал, ни заказчики (ТРТ) не «употребляют» товар
в таких количествах. Они способны лишь сократить расстояние между продуктом и конечным потребителем.
А что понимается под «эффективностью»? Осмелюсь предположить, что речь идет о скорости (положительной динамике) изменения валовых показателей — объема отгрузок. То есть о резком увеличении этих показателей.
Но вернемся к конкретному вопросу. Итак, задача — увеличить объем
отгрузок, стратегия — за счет увеличения количества активных заказчиков (ТРТ), ресурсы — 5 000 у.е., инструмент — действия ТП….
У обоих вариантов есть как достоинства, так и недостатки.
1. Мотивировать ТП
Достоинства:
Инвестиция направляется «внутрь» компании — на развитие процесса дистрибуции;
Скорость. Возможность получения «быстрого» результата. Требует малых временных затрат для увеличения объема отгрузок.
Гибкость. При невыполнении объема продаж можно быстро пересмотреть систему поощрения.
Оперативность. Возможность оперативной оценки результатов. Данный вариант дает возможность быстро заменить персонал.
Недостатки:
Активизированные ТРТ, после выплаты вознаграждения ТП, могут быть «потеряны» в следующем периоде.
При большом количестве задач у ТП дополнительный бонус не будет стимулировать ТП. Дополнительные задачи могут «запутать» ТП.
Конфликт интересов различных производителей в «товарном портфеле»
Зависимость от человеческого фактора. Если вы управляете объемом продаж через материальную мотивацию торговых представителей, то вы инвестируете деньги в личность. В этом случае торговый представитель выстраивает личные взаимоотношения с заказчиком. Что произойдет, если он завтра уйдет из компании? Сможете ли вы получить результат, который получали раньше?
2. Мотивировать ТРТ.
Достоинства:
Скорость. Возможность получения «быстрого» результата.
Недостатки:
Активизированные ТРТ, после выплаты вознаграждения, могут быть «потеряны» в следующем периоде.
Инвестиция направляется на налаживание взаимоотношений с заказчиком, а не на развитие дистрибуции и продукта. Хорошие взаимоотношения не означают большой объем продаж.
Возможность манипулирования и «шантажа» со стороны заказчиков.
Туманность» перспективы в улучшении результатов.
Возможность использования аналогичных действий со стороны конкурентов.
Зависимость от человеческого фактора. Если вы управляете объемом продаж через материальную мотивацию заказчика, то вы по-прежнему инвестируете деньги в личность. Что произойдет, если он завтра уволится? Сможете ли вы получить результат, который получали раньше?
Если выбирать из двух предложенных вариантов, то я бы выбрал первый, так как он «более управляем». Но будьте готовы к тому, что в любом случае вы через какое-то время будете жалеть о сделанном выборе.
Я не утверждаю, что предложенные варианты плохи. В конце концов, эти варианты характеризуют существующую стратегию распределения (продаж) данного продукта на данной территории. Я лишь призываю посмотреть на более широкие перспективы для вашей компании и продукта, которые откроются, если Вы измените стратегию продаж и расширите фокус внимания на всю цепь распределения. Ведь деньги, которые выделил производитель,
можно использовать и чтобы повысить Вашу собственную мотивацию по выстраиванию эффективного бизнес-процесса донесения продукта по назначению — конечному потребителю. Примите это как дополнительный вариант. Именно в этом и есть предназначение дистрибутора, именно этим он может максимально влияет не только на рост объема отгрузок, но и на увеличение объема потребления продукта. Насытьте розницу продуктом, и вы увидите
реальный эффект и для своей компании, и для производителя. Сделайте это, обеспечьте такой результат не разово, а последовательно и стабильно. Правда, в этом случае, предстоит отказаться от «перекладывания» ответственности на ТП или ТРТ, а взять ее на себя, осознанно и добровольно. Не только полномочия, а ответственность как личный мотив.
P. S. Интересно, что бы Вы сами делали по-другому, приняв предлагаемый дополнительный вариант как решение? Разве размер денежного вознаграждения повлиял бы на Ваши действия?
Если Вы стремитесь выстроить управляемую систему продаж на своей территории, мы приглашаем Вас к диалогу на страницах нашего форума. Создадим дистрибуцию будущего, опираясь на опыт прошлого и настоящего!