Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Маркетинг В Маленьком Городе

  Все выпуски  

Маркетинг В Маленьком Городе


Nobody Knows Shit - О Детях И Голубях

Спонсор месяца - ГлавМед - теперь еще и писатель :)

Если вам хочется занятся самостоятельным саморазвитием, то позвольте рассказать вам две истории, которую донесут до вас одну важную идею (о том, что у вас нет выбора - либо вы начнете самостоятельно строить картину мира, либо вам придется верить в ЧГПДЛ - "чужое говно, придуманное другими людьми".) Это, собственно, и есть интеллектуальная независимость.

Факт первый - почти все книги о воспитании детей - чушь (кому интересны детали, читайте Стивена Пинкера или Левита). Это настоящая проблема для психологов, которые совсем недавно обнаружили, что все теории о воспитании детей - высосаны из пальца. Как такое произошло? А вот так.

Давным давно психологи начали изучать "семейную динамику". И оказалось, что в семьях, где папа много бьет сына, вырастает сын, который тоже бьет кого-то. А в семье, где мама много читает ребенку, вырастает умный ребенок. Эти эксперименты и наблюдения проводились много лет, и все подтверждало то, что должно было подтверждаться. Все было ясно - не бейте детей, читайте им книжки, и все будет путем. Но вдруг пришел один мудак и сказал - а что если просто в семье, где папа агрессивен, растет агрессивный ребенок, а в умной семье - умный ребенок?

Психологи почесали репу, решили, что они все равно правы, но гипотезу все равно надо протестить. Как протестить данную гипотезу? Достаточно просто, как оказалось. Есть идентичные близнецы, разлученные в детстве (особенно много таких было в военное время). Есть разнояйцевые близнецы, живущие в одной семье (дети одного возраста, от одной мамы и папы, но генетически не идентичные). И, наконец, есть приемные дети (генетически все разные, но НЕ от одной мамы и папы, которые воспитываются в одной семье).

Всем им (и родителям) дали длинные и скучные тесты и анкеты, изучали всех и вот что оказалось. 50% поведения детей контролируется ГЕНЕТИКОЙ (есть один известный случай про близнецов, которых разлучили сорок лет назад. Когда они случайно встретились, они оба были почти идентично одеты в похожую одежду и у обоих была странная привычка чихать в лифте, чтобы пугать других). 10% поведения - это семья. 40% поведения - это окружение, культура и шанс.

Достоверно известно следующее - реально можно повлиять на судьбу собственных детей, почти со 100% долей вероятности, если бить их регулярно, насиловать или положить в кроватку и не подходить к ним вообще(а бухать на кухне). То есть НАВРЕДИТЬ ребенку - реально и это будет иметь продолжительное негативное влияние.

Можно ли помочь ребенку? К сожалению сотен тысяч мамаш, которые растят своих "индиго-детей" и "бейби-моцартов" - нет. Если вы выполняете свои родительские обязанности (кормите, играетесь, любите своих детей), то ваши дети (статистически говоря) вырастают такими же, как и у мегаозабоченных родителей, которые покупают кубики Никитина, заставляют их читать в 3 года, водят чадо в Вальдорфовскую школу, занимаются гимнастикой, катаются на лошадях, нанимают гувернанток и так далее.

Причем, самое западло такое - если вы хороший родитель, но отдадите ребенка в плохую школу, или вы живете в плохом районе, вероятность того, что ваш ребенок начнет моделировать поведение своих гопников-сверстников ГОРАЗДО выше, чем то, что он будет вести себя как-ботаники родители.

Мы все (как родители) не хотим в это верить. Но это реально так - так что можете выкинуть все книги про то, как растить ребенка-индиго в топку.

Причем тут голуби, спрашивается. Был такой чувак, психолог бихейворист Б.Ф. Скиннер. Грубо говоря, он заставлял голубей выполнять нужные ему задания, в обмен на то, что он их кормил или вознаграждал иным способом. Бихейворизм, как оказалось, тоже имеет свои ограничения, и (заслуженно) вышел из моды, но есть один эксперимент (Superstition in the Pigeon), на который стоит обратить внимание.

Скиннер был хорошим ученым. Поэтому он взял своих любимых голубей и решил кормить их без всяких условий "по рандому" (случайным образом). Причем, он даже не давал знать сотрудникам заранее, когда кормить - только непосредственно перед кормлением, чтобы рандом был как в лучших одесских магазинах.

Скиннер обнаружил интересную вешь - если голубь перед кормлением делал что-то (например, стоял на левой ноге или мотал головой), то после кормления он начинал делать это еще больше. Даже хотя кормление было реально случайным, голуби связывали это с предыдущим поведением. Скиннер придумал новую теорию о том, что "голуби суеверны" и про "adventitious reinforcement", которую потом (опять же весьма заслуженно) подставили под сомнение, но тут нашелся очередной мудак-психолог, который подумал о людях вместо голубей.

Голубиное поведение обнаружили в человеке НО! только там, где высока роль шанса. Что я имею ввиду. Психологи заметили, что если взять АБСОЛЮТНО НОРМАЛЬНОГО человека и поместить его в ситуацию неопределенности (заставить играть на бирже или в казино), то каким-то "магическим" образом, у него начинают формироваться предрассудки и суеверия (счастливый пятачек, счастливый галстук, несчастливый крупье и так далее). Почти у всех! Автоматически!

Самое интересное, что только там, где велика роль шанса, это поведение обостряется. Спорт, охота, рыбалка, скачки, торги, сдача экзаменов, и так далее. Например, охранники в супермаркете, сидящие на окладе, не имеют ни магической униформы, ни ритуалов. А профессиональные футболисты - почти всегда имеют свои ритуалы.

Теория такая - человеческий мозг (без специальной подготовки) не может легко работать со случайностью. Мы не запрограммированы на случайные события. Если ты видишь медведя, то надо делать ноги, особо не думая. Если ты будешь думать о случайности событий, тебя сожрут. Поэтому когда происходит случайное событие, мы часто ищем ему объяснение. Есть люди, которые на полном серьезе будут вам говорить, что ВООБЩЕ НИЧЕГО случайного не бывает и не может быть, хотя это не так. Но так устроен головной мозг.

К чему я это все говорю?

Если вы всерьез намерены искать СВОЕ СОБСТВЕННОЕ объяснение происходящему, то ваш (и мой) мозг в условиях неопределенности и незнания выдавать многочисленные "голубиные" теории, по поводу того, почему денег раньше не было, а сейчас есть (классический пример - фильм Секрет, который построен по принципу голубиной теории, когда вам предлагается триггер, который будет потом все объяснять, что происходит в вашей жизни). Это первая мысль.

Вторая мысль - вполне возможно, что почти все психологические-культурные-экспертные теории, голубиные по своей природе - они дают объяснения событиям, которые по большей части случайны или не предсказуемы.

Я, конечно, могу ошибаться, но если NOBODY KNOWS SHIT является истинной в подавляющем количестве случаев в определенной "сфере народного хозяйства", то осознание того, что предложенные объяснения в виде курсов и учебников не более чем "высер мозгов" и встроенная нейронная ошибка, дает вам огромное преимущество в этой сфере.

P.S. Дети - цветы жизни.

P.P.S. Кстати, важно не впадать в конспирологический экстрим, и не отвергать все подряд, просто потому что до этого допер кто-то другой. Немножечко мы все-таки знаем, а в реальной науке мы знаем даже достаточно много.

Спонсор месяца - ГлавМед - теперь еще и писатель :)

В избранное