Согласно статистике SBA (SmallBusinessAdministration) примерно 80% новорожденных бизнесов не доживают до года.А из выживших 80% закроются в следующие пять лет. Обычно эта информация преподноситься как подтверждение тому, что занятие бизнесом
суть очень рискованное начинание.Однако я интерпретирую цифры немного по-своему.
Для того чтобы получить диплом микробиолога, мне пришлось прослушать несколько абсолютно неинтересных для меня дисциплин – ботаника, зоология, эволюционная биология, палеонтология.И везде было несколько лекций про эволюцию. Основной эволюционный принцип биологической науки - это не «выживает сильнейший», как принято считать, а «survivalofthefittest» - выживает тот, кто приспособился.
Во многих бизнес книгах проходит именно эта линия – изменись или умри.Есть просто замечательные книги, типа BuiltToLast.Отличные книги – бредовые советы. И вот по чему.Вы (и я) – не Бил Гейтс, Майкл Делл или Джек Уолш.Если честно, то мы даже на Брынцалова или Чичваркина не тянем.
Дарвин и SmallBusinessAdministrationоднозначно говорят – большинство субъектов жизни (будь то биологическая или деловая жизнь) вымрут, что бы они не делали и как бы не менялись. Совет «меняйтесь вместе с рынком» хорошо звучит, но не является реализуемым для большинства предпринимателей и предприятий.
Попробуйте сказать это украинским химзаводам, весь бизнес завязан на дешевый газ.Или
мурманским рыбообработчикам, которые 50% сырья брали из Норвегии (импорт норвежской рыбы недавно запретили из-за якобы присутствия тяжелых металлов). Или владельцам маленьких мобильных салонов, которых теснят Евросеть, Связной, Dixie, Divizion и другие.Давайте честно – большинство из них просто вымрут.
Разумеется, сия неутешительная статистика не означает, что нечего в бизнес лезть.
Бухай водяру и сдавай лом цветных металлов, жизнь жестока. Наоборот.Просто, как мне кажется, прежде чем начать новое дело, надо сказать себе – может выгорит, может не выгорит, но скорее всего, даже в случае успеха, через пять лет я буду зарабатывать деньги совсем другим способом.
Другими словами, я пропагандирую бизнес-шизофрению.С одной стороны, стоит уделить значительное время и мозгоресурсы тому, как максимально быстро расти
и развиваться.С другой стороны, надо честно сказать себе – даже если я преуспею в этом бизнесе, через пять-десять лет наверняка источник заработка у меня будет совсем другой.
В нашем местном калининградском бизнесе я вижу это сплошь и рядом. Хороший знакомый моего отца, господин Петухов, продал ХЭЛП-Кириши и пять бензоколонок Лукойлу, а на вырученные деньги купил элеватор, несколько тысяч гектар земли, мэйафлауревские комбайны по сто тыщ евро каждый
и теперь возглавляет успешный аргохолдинг с многомиллионным (долларовым) оборотом. Человек понимал, что его топливный бизнес был обречен.
Владелец другой заправки, Бинекс, продался Роснефти и нашел себе другое пристанище – фитнес центр.Если даже Лисовский поменял шоу бизнес на курочку-рябу, то месседж тут должен быть понятен.Если ты (Вы, я, они, дядя Толя) не имеешь четкой стратегии выхода из создаваемого бизнеса, то велик шанс
остаться у разбитого корыта.
Теперь представьте типичный российский бизнес средней руки, производящий что-то вроде майонеза, кетчупа, пива, мебели, да не важно чего.Как строится стратегия?Если она (стратегия) присутствует, то это, как правило, стратегия экспансии.Это достаточно правильно с логической точки зрения.Сегодня мы займем 3% в сегменте низкокалорийного майонеза, через год 5%,
через два мы запустим национальный брэнд, под которым объединим майонезы, кетчупы и соусы, и пойдем в регионы.
Проблема такого подхода заключается в том, что она игнорирует «окружающую среду». Что будет, если придет крупный зарубежный игрок?Или если супермаркет запустит свой privatelabelмайонеза и отдаст лучшие места на полках
ему. Те, кто занят производством игр знают, как быстро меняются реалии рынка. Рынок схлопывается моментально.
Несомненно, жертвовать ростом не нужно.Надо просто корректировать планы в соответствии с меняющейся действительностью. Потому что глупо тратить все ресурсы, чтобы увеличить свою долю с 5% до 7% на рынке, где стагнация и большая конкуренция. Правильный выход в данной ситуации вполне может быть продажа бизнеса, если это возможно.А если нет, то заняться новым делом, не тратя время и нервы на старый.
Если у вас есть собака, то вы меня поймете.Вы наверняка любите свою собаку, кормите ее и возите к ветеринару.Но вне зависимости от вашей любви, собаки редко живут дольше 12-14 лет.Это их продолжительность жизни.Намного длиннее жизни среднего бизнеса. Это и есть закон вымирания бизнеса.Через
несколько лет многие из нас будет заняты в совершенно ином бизнесе, нежели сейчас.