Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Литература для всех

  Все выпуски  

Литература для всех


Литература для всех

Произведения молодых авторов

Ведущие рассылки: 
Алина Панова и Highlander
Адрес эл. почты:
newsletter@bk.ru
11 января 2010 г. Выпуск №22

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Новости рассылки

Анонс сайта "Неизвестный гений"

ПРОИЗВЕДЕНИЯ АВТОРОВ

ПРОЗА:
Жанна! Неизвестная история (фрагменты романа)
Свидание. Отрывок из романа "Одинокая звезда"
Автобусные истории

ПОЭЗИЯ:
Ода златовласке
Сибирские магистрали (Красный проспект)
31/12/09

СОВЕТЫ АВТОРАМ
Советы опытных литераторов

 

Новости рассылки

Анонс сайта "неизвестный гений"

Дорогие авторы! Для Вас еще одно интересное объявление от нового партнера рассылки: сайта "Неизвестный гений". Он посвящен работам как писателей, так и художников, музыкантов, изобретателей и т.д. Посещаемость сайта очень хорошая - по 200 человек в день. Так что рекомендую посетить и зарегистрироваться:).

С уважением,
Highlander
Со-ведущий рассылки.

Неизвестный гений (URL: http://neizvestniy-geniy.ru/)

Дорогие друзья! Кто из нас, обладая умением рисовать, писать стихи, сочинять музыку, желая поделиться своими произведениями с другими людьми, не задавался вопросами: Как стать известным? Как стать знаменитым? Как стать богатым благодаря своим талантам? Мы поможем вам реализовать свои мечты.

Наш сайт посвящен всем неизвестным и непризнанным гениям и просто талантливым людям (или тем, кто таковыми себя считает :) ). Представьте ситуацию: человек умеет очень хорошо и талантливо рисовать, или лить из металла красивые статуэтки, но у него нет возможности организовать собственную выставку и вообще донести свои творения до широкой общественности. Наша задача - помочь таким людям.

Загружайте к нам свои произведения, чтобы ваши таланты могли оценить по достоинству другие люди. Каждый имеет право разместить на сайте любые свои произведения, если они не противоречат правилам сайта. И каждый имеет право оставить рецензию и комментарий на эти произведения, если они не содержат ненормативной лексики и личных оскорблений. Не ждите на нашем сайте профессиональной критики и разборки ваших произведений по косточкам, сайт задумывался не для этого. У нас нет и не будет никакого специального жюри и группы экспертов, оценивающих ваши работы. Идея в том, чтобы показать срез творчества обычных людей и их отношение к нему. Реклама и ссылки на наш арт-портал будут размещены на сайтах крупных издательств, в журналах, посвященных искусству и шоу-бизнесу, а также во всех основных поисковых системах. Вас и ваши произведения смогут увидеть двенадцать миллионов пользователей Рунета! И чем черт не шутит, может, именно вам выпадет шанс, и вашим произведением заинтересуется известный музыкальный продюсер, владелец картинной галереи, частный коллекционер, режиссер или главный редактор серьезного издательства. Всё в ваших руках! Дерзайте! Ведь мы знаем, что под лежачий камень вода не течет, если ничего не делать, ничего и не получишь. Ну а если вы признанный мэтр и мастер, мы будем очень рады видеть вас у себя, чтоб вы могли установить своим творчеством высокую планку для начинающих гениев.

Желаем вам удачи, креатива и творческих успехов!

Главный редактор, Андрей Стрижинский.

Наверх


ПРОИЗВЕДЕНИЯ АВТОРОВ

Проза

 

Жанна! Неизвестная история (фрагменты романа)

Автор - Джавидан Гулиев. Данные книги: Азербайджан, г. Баку, изд-во "Мутарджим", 2009. ISBN 978-9952-28-029-6. © Джавидан Гулиев (продолжение. Начало в №№19 - 21 от 25.11.09, 07.01.10 и 09.01.10).

Париж, Дворец Барбетт, 23 ноября 1407 года

– За нашего ребенка, пусть все будет так, как мы хотим! – Изабелла подняла бокал красного вина.

На столе оставалось то, что еще час назад было скромным ужином – остатки куропатки, фазана в зажаренном с хрустящей корочкой поросенке, птицы и вина. Людовик был одет в свою шелковую рубашку, на Изабелле было легкое платье. Все было по-домашнему интимно.

– Да будет так! Я даю слово, наш ребенок ни в чем не будет нуждаться, получит самое лучшее воспитание, Изабелла! – с этими словами Людовик осушил свой бокал.

– Луи, ты чудо. Знаешь, там, откуда я родом есть обычай – пить напитки по-особенному, – улыбнулась Изабелла.

– Как по-особенному? – весело спросил Людовик.

– Я сейчас покажу. Налей себе вина, – сказала Изабелла. Людовик опустошил бутылку. – Теперь возьми бокал, и скрести свою руку с моей, вот так, – она придвинулась к нему, – а теперь согни в локте, как я и пей.

Они выпили, глядя друг другу в глаза.

– Этот обычай называется брудершафт, – сказала Изабелла.

– Брудер что? – не понял Людовик.

– Это означает «братство».

– Не нравится мне этот обычай, я не хочу быть твоим братом, – разочарованно произнес Людовик. Изабелла громко рассмеялась.

– А после надо поцеловаться, – сказала она, хитро улыбаясь. – Теперь тебе нравится?

– Теперь – да! – ответил он. – Мне интересно, – сказал Людовик после поцелуя. – Что у тебя под платьем?

– Ничего, – рассмеялась Изабелла.

– Это не так, я проверю, – сказал он, немного заплетающимся языком. Изабелла захихикала. Людовик поднялся и взял ее на руки, она даже вскрикнуть не успела, и понес ее из комнаты в коридор. Дойдя до спальни, он пнул ногой дверь и вошел внутрь, не пошатываясь, хотя они распили шесть бутылок вина, а пил все больше он.

Через два часа Людовик встал с постели и оделся.

– Уходишь? – раздался за его спиной голос Изабеллы. Он обернулся.

– Я думал, ты спишь, – сказал он тихо. – Мне пора домой, все-таки семейный статус обязывает. Спасибо тебе, все было великолепно, – он нежно поцеловал ее в губы.

– Вопрос в том, кого больше благодарить, – рассмеялась она.

– Тебя, всегда и только тебя! Я думал, что знаю тебя, но сегодня ты меня удивила. Нет предела совершенству! – сказал он, обняв ее и глядя в глаза.

– Ах, как вы галантны, Ваше Высочество! – кокетливо воскликнула Изабелла.

– Как вы прекрасны, Ваше Величество! – ответил Людовик. – Сладких снов, любимая!

– Когда ты придешь? – спросила она с деланной тоской, полушутя.

– Скоро, завтра. Вернее, уже сегодня утром, – ответил он, посмотрев в окно на начинающийся рассвет.

Она рассмеялась. Еще раз поцеловав Изабеллу, Людовик вышел в коридор. Проходя мимо комнаты, в которой спал их ребенок, он на секунду остановился. Потом осторожно открыл дверь и неслышно вошел внутрь. На кровати спала кормилица, розовощекая полная женщина. Пройдя мимо нее на цыпочках, Людовик подошел к маленькой кроватке ребенка. Дитя мирно спало. Людовик с улыбкой разглядывал длинные тонкие ресницы, аккуратный носик, пухлые щечки и розовые губки.

– Сладких снов, ангелочек и да благословит тебя Господь! – тихо произнес Людовик, приложив палец к своим губам, а потом к губам младенца. Затем перекрестил его и также неслышно вышел из комнаты.

Людовик вышел из дворца и сев на своего черного боевого скакуна, направился к себе по Старой храмовой улице. Почти сразу он услышал цокот копыт у себя за спиной. Герцог оглянулся через плечо и различил в темноте силуэт всадника. У него возникло нехорошее предчувствие. Вдруг впереди из-за поворота показался еще один всадник.

– Я герцог Орлеанский! – вскричал Людовик, думая, что это грабители. Но они не остановились. Западня, понял он и, пришпорив коня, помчался навстречу второму всаднику. Людовик успел вытащить шпагу из ножен, когда заметил, что всадник вооружен секирой. К тому же, его грудь защищала броня. Шпагой нанести точный удар по незащищенной части движущейся мишени было гораздо сложнее, чем рубить секирой человека без брони. Еще через мгновение он услышал резкий свист справа и ощутил сильную боль в плече, как будто огонь прошелся по его правой стороне. Всадник отрубил ему часть плеча и руку. Людовик рухнул на землю вместе с конем. Конь быстро вскочил и бросился галопом прочь. Герцог беспомощно лежал на мощеной улице, быстро теряя кровь. В темноте раздавались его крики. Всадник, нанесший роковой удар, вернулся и, спешившись, подошел к умирающему герцогу. Второй остановился чуть поодаль, не слезая с коня.

– Людовик Орлеанский, я узнал твой плащ, – произнес убийца с явным удовольствием.

– Кто ты? – спросил Людовик, превозмогая адскую боль, изо всех сил стараясь не потерять сознание. Рыцарь наклонился к нему.

– Теперь и я узнал тебя, Рауль д’Аржетонвилль, служака Иоанна Бургундского, – прохрипел Людовик. – Ты плохо поработал, я еще жив, так докончи же дело!

– Последняя воля умирающего, – равнодушно сказал тот и достав свой меч, всадил его Людовику в грудь. Герцог судорожно дернулся всем телом и затих. Его убийца закрыл ему глаза, а второй сообщник облил смолой и поджег, пытаясь скрыть следы преступления. Затем оба всадника спешно ретировались. Через некоторое время вновь послышался цокот копыт. Это вернулся конь герцога. Он так и стоял до утра над обгоревшим телом хозяина, когда его обнаружили горожане. Маховик кровавой распри, которая станет причиной смерти многих и вскоре расколет страну на два враждующих лагеря, был запущен. 

* * *

 Париж, дворец Барбетт, 6 января 1408 года[1]

 Герцог Карл долго смотрел в окно. Погода в этот вечер была такая же плохая, как и вчера – дул все тот же пронзительный ветер, круживший на улице поземку из пыли и мелкого мусора. Герцог был подавлен. После убийства его отца Людовика Орлеанского по приказу Иоанна Бесстрашного прошло чуть больше двух недель. Соперничество двух принцев крови зашел слишком далеко. Отряды арманьяков стягивались к Парижу, чтобы навсегда закрыть вопрос о хозяине престола, и герцог Бургундский решил физически устранить их вожака, герцога Орлеанского. Но коварное убийство вопреки всем законам государства и дворянской чести не сошло ему с рук. Вдова герцога Валентина Висконти публично обвинила Иоанна в смерти мужа. Он пытался оправдаться через своих подданных, которые утверждали, что один из них сам вызвался наказать Людовика за оскорбление своего сюзерена – связь Людовика с женой герцога Бургундского, которой он публично хвастался. Иоанн Бургундский даже проливал, как говорили, «горючие слезы» на похоронах Людовика. Но ничего не вышло, и бургундскому герцогу пришлось в спешке покинуть столицу.

Таковы были события, предшествовавшие этой январской ночи, когда во дворец Барбетт прибыл Карл Орлеанский, сын Людовика. Всегда эмоциональный и экспрессивный, в эти дни герцог проявил удивительное спокойствие. Он не проронил ни единой слезы, лишь был «мрачнее ночи и молчалив как скала», перешептывались между собой слуги. Сложная политическая ситуация, а тут еще долг чести – новорожденный ребенок королевы, требовали полного сосредоточения. Напротив, Изабелла рыдала все дни после трагического известия и еще не раз ее плач был слышен в стенах дворца. Сейчас она спала, вернее, забылась в тяжелом сне от усталости и горя. Карл перешел в комнату по соседству с королевской, чтобы умыться и переодеться и поразмышлять о том, что делать дальше.

Его размышления прервал стук в дверь. В комнату вошла Жанна. Она была в черном платье с черной вуалью, спадавшей ей на лицо с эннена того же цвета.

– Не закрывайте дверь, – тихо сказал Карл. Затем продолжил громко, чтобы слышали слуги, среди которых могли быть соглядатаи короля или бургундского герцога. – Это были печальные недели, я хочу поблагодарить вас за то, что вы были с королевой в столь тяжелое для нее время.

– Прошедшие дни – печальное время и для меня. Вы потеряли отца, моя королева в горе, и я не могу сомкнуть глаз в эту черную ночь, – проговорила Жанна горестно. – Ваше Высочество, не сочтите за неуважение, но мне тяжело здесь оставаться, – продолжила она громче. – Я бы хотела вернуться к себе в имение, если позволите, и если позволит королева. Перед отъездом я бы хотела еще раз выразить ей, как я сопереживаю ее горю, и проститься.

– Благодарю за сочувствие, мадам и прошу великодушно принять от меня и королевы эту награду, – Карл достал из тумбы, стоящей у стены, кошелек, туго набитый монетами, и подошел к Жанне. Она взяла кошелек со словами благодарности. – Однако королева отдыхает после тяжелейших дней в ее жизни, не будем же ее беспокоить. Я извинюсь и попрощаюсь с ней за вас, – он говорил нарочито громко. – Я не хочу, чтобы вы путешествовали ночью одна, поэтому отдам распоряжение своим людям, чтобы они сопровождали вашу карету до места назначения.

Карл понизил голос, глядя ей в глаза. – Не надо сейчас будить королеву. Ступайте и сделайте то, что должны.

Жанна откланялась и молча вышла из комнаты. Почти сразу из соседней комнаты донеслись стоны. Карл быстро прошел к королеве. Нельзя было, чтобы именно сегодня она оставалась одна даже на секунду.

– Как вы себя чувствуете, Ваше Величество? – Карл подошел к Изабелле. Она открыла красные от слез глаза с припухшими веками. Он стоял, склонившись над ней – все тот же взгляд, те же волосы и черты лица, только значительно моложе.

– Как вы похожи, – проронила Изабелла тихо.

– Ваше Величество, простите за мои слова, у нас мало времени. Нам надо действовать в сложившихся обстоятельствах. Я здесь по долгу сына и брата.

Изабелла поняла его. Речь шла о ее младенце, которому Карл приходился сводным братом.

– Вы хотите покровительствовать нашему с Луи ребенку, это очень благородно с вашей стороны, Карл, – она взяла его за руку. Он опустил голову.

– Я сделаю то, что должен – но я не смогу сделать то, что обещал вам мой отец, – сказал он с сожалением.

– О чем вы говорите, Карл?

– Прошу вас, Ваше Величество, выслушайте меня. Положение весьма шаткое. Герцог Бургундский укрылся в своей вотчине, но он непременно попытается вернуть утраченные позиции. Вас слишком многое связывало с моим отцом, Иоанн использует это, чтобы скомпрометировать вас в обществе и тень подозрения обязательно падет на это невинное дитя. Король слишком подвержен мнению своего окружения и склонен верить слухам, а уж правде он поверит тем более. Если даже герцог Бургундский не преуспеет, при дворе всегда найдутся те, кому вы будете мешать, и кто сможет нашептать королю нужные слова в минуты, когда он бывает особенно уязвим. Вы не можете оставить младенца у себя.

Лицо Изабеллы исказилось в страдании.

– Нет, только не это, вы не можете отнять у меня моего ребенка! – воскликнула она с надрывом в голосе. Карл быстро произнес, пока у нее вновь не началась истерика. – Прошу вас еще раз, выслушайте меня. Оставлять ребенка с вами очень опасно для вас и для самого дитя. Последствия этого непредсказуемы, вы и сами это понимаете. Я не смогу защитить младенца, пока он находится вне моих владений.

– Тогда быть может, его заберете вы, и мы с вашей матушкой будем гостить друг у друга периодически, пока не станет возможным вернуть мое дитя. Мы с ней подруги, это же можно устроить, – в голосе Изабеллы чувствовалась мольба.  Карл покачал головой.

– Увы, Ваше Величество, я понимаю, о чем вы говорите, но я не мой отец, матушка не примет, тем более по моей просьбе, в семью еще одного чужого ребенка. Она уже приняла когда-то маленького Жана по желанию моего отца, и ей это решение далось очень нелегко. Но… есть одна возможность, – Карл сделал паузу.

– Говорите, прошу вас! – нетерпеливо произнесла королева.

– Ребенка надо увезти туда, где о нем никто не будет знать, куда не доберутся ни соглядатаи короля, ни кто-либо другой из ваших и наших врагов. Официально будет заявлено о смерти младенца[2]. На самом деле мы используем Жанну д’Арк, ее родственники живут в нашем владении в Барском герцогстве. Я слышал, что родственники дамы Жанны – Жак д’Арк и его жена, Изабелла де Вутон, весьма достойные и уважаемые люди, им можно доверять.

– Да, да, я знаю о них, – задумчиво сказала она. Слова Карла подействовали на нее, она взяла себя в руки и немного успокоилась. – Мне нужно подумать.

– Чем скорее вы решитесь, тем лучше, время работает против нас, Ваше Величество. Я уже все подготовил для отъезда Жанны с младенцем. Прошу вас, соглашайтесь, больше такого шанса может не представиться.

Королева молча смотрела куда-то вперед. Глаза у нее были затуманены слезами, но она держалась. Изабелла всегда была сильной и быстро принимала решения. Но такое решение ей принимать еще не приходилось. Выбор был трудный, вернее, его не было вовсе: оставить ребенка фактически означало убить его. До него все равно бы добрались, это было лишь делом времени. Но отдать дитя означало потерять возможность увидеть его навсегда. Ведь даже потом никто не поверил бы, что ребенок родился от безумного короля, а для замужней женщины, тем более королевы, родить ребенка вне брака было позором. И участь такого ребенка была бы незавидна.

Изабелла перевела взгляд на Карла. Тот был весь в напряжении, ожидая ответа, стоя у изголовья кровати.

– Я согласна, – сказала она спокойным, но каким-то чужим голосом. Карл видел, как ей трудно. – Прошу лишь об одном. Передайте Жанне этот платок, пусть он всегда будет с ребенком. Так я буду чувствовать связь с моим дитя, – с этими словами Изабелла дала Карлу белый шелковый платок с вышитой на нем монограммой в виде буквы «И» с венчающей ее королевской короной.

– Ваше желание будет сейчас же исполнено, Ваше Величество, – Карл был растроган. Взяв платок, он направился к двери.

– Карл, – позвала его королева. Он обернулся.

– Ваш отец гордился бы вами. А я никогда не забуду то, что вы делаете для меня, – сказала королева с благодарностью в голосе. «И ведь ему всего шестнадцать», подумала она.

– Это дело чести, Ваше Величество, – произнес Карл.

Этот ребенок был плодом любви королевы и герцога. Для Карла, как и для любого дворянина, было совсем неважно, появилось ли дитя на свет в законном браке или вне его. Дело чести…

Карл выполнил обещание, данное королеве. Отдав необходимые распоряжения, он вернулся в комнату по соседству с королевской и подошел к окну. Через десять минут Карл увидел, как от дворца отъехала карета в сопровождении офицеров и сержантов, одетых в цвета Орлеанского дома.


 

[1] Новый год в описываемую эпоху начинался на Пасху, т.е. в двадцатых числах марта. Таким образом, например, декабрь предшествовал январю того же года и по тогдашнему календарю описываемые события происходили 6 января 1407 года.

[2] Согласно «Всеобщей истории французского королевского дома», написанной секретарем и специалистом по родословным при пэрах короны аббатом Клодом де Вилларе, 10 ноября 1407 года у королевы Изабеллы родился ребенок, который скончался в тот же день. В первом издании летописи в 1764 году ребенок назван Филиппом, но в изданиях 1770 и 1783 годов значится девочка по имени Жаннетта. После смерти аббата его сотрудники возвратились к первоначальной версии о мальчике Филиппе. Это имя и вошло в официальную историю королевского дома. Однако возможно, таким образом пытались скрыть рождение принцессы-бастарда, чтобы не бросать тень на королевскую династию.

(Продолжение следует)

Наверх

Свидание. Отрывок из романа "Одинокая звезда"

Автор - Ирина Касаткина

А Маринка, чем ближе становилась суббота, тем сильнее волновалась. Какая будет погода? Что она наденет? Вроде, в брюках и куртке неудобно на свидание идти. Ах, какое она недавно видела пальто из искусственной замши! С такой красивой отделкой под кожу. Длинное, с пояском и роскошными пуговицами. То, что надо. Но цена!
Так что же надеть? В старое пальто она уже не влезает. Куртку и юбку? Фи, как некрасиво! Да, проблема!
И тут мать будто прочла ее мысли:
— Дочка, холодно становится. Надо бы тебе новое пальто купить — старое уже никуда не годится. Ты бы присмотрела, что по душе.
— Мам, я присмотрела. Только оно ужасно дорогое. Но такое красивое!
— Ну сколько?
Когда Маринка назвала цену, мать даже охнула. Но тут же сказала:
— Ну что ж. Ты уже заневестилась — тебе одеваться надо. Добавлю из денег, что отцу на костюм откладывала. Походит в старом, может, быстрее на работу устроится. Беги, купи, пока не продали.
Так у Маринки появилось новое пальто. Когда она надела его и сапожки на каблучках, купленные весной, да покрутилась перед зеркалом, даже отец одобрительно крякнул. Хороша, ничего не скажешь!
Наконец, пришла суббота. С утра зарядил нудный дождь и, похоже, надолго. Но и он не испортил Маринке настроения. Весь день она летала, как на крыльях. Даже Гена упрекнул:
— Не светись. Не показывай, что ты счастлива — сглазят. Веди себя, как будто ничего особенного не происходит.
— Гена прав, — думала Маринка, наряжаясь. Она постаралась спрятать поглубже рвущуюся из нее радость и с равнодушным видом вышла из дому. По дороге в парк она изо всех сил старалась идти медленнее, чтобы прийти позже него, - но ноги сами так и несли ее.
Дима пришел задолго до назначенного времени. По мере приближения стрелки часов к пяти он все сильнее волновался. Придет или не придет? Она так безразлично разговаривала с ним по телефону. Вдруг у нее уже кто-то есть?
Он стоял под зонтом, держа в руке темно-красную розу на длинной ножке, купленную у входа в парк. Дождь усилился, и аллеи парка опустели. Он посмотрел на часы. Пять. А ее нет. Наверно, не придет, дождя испугается.
Он собрался позвонить - и вдруг увидел ее. Она неспешно шла под красным зонтом в роскошном длинном пальто — такая тоненькая, румяная, необыкновенно хорошенькая. Он протянул ей розу и, целуя в ладошку, заглянул в глаза. И сразу почувствовал ее волнение, а почувствовав его, успокоился. Она взволнована, значит, ждала этой встречи не меньше него. Значит, он ей небезразличен, очень даже небезразличен. И никого другого у нее нет. Какое счастье!
Он взял ее под руку, и, прижав к себе, спросил:
— Что Мариночка предпочитает: прогулку под этим уютным дождиком или, может, посидим в кафе "Золотой колос"? Там сегодня почти никого — я заглядывал.
— Пойдем на нашу скамейку, — предложила Маринка.
— Прекрасная идея! Но она же мокрая. Не идея — скамейка.
— Ну и что? У меня два больших целлофановых кулька есть — постелим. А под зонтиками не промокнем.
— Что ж, раз так — пошли.
Они спустились вниз. Листья с деревьев уже почти облетели и золотым мокрым ковром лежали на земле. Кругом не было ни души. Они постелили Маринкины кульки и сели, сдвинув зонты. Так они сидели некоторое время молча, слушая шум дождя и наслаждаясь тишиной и уединением.
Наверно, это самые прекрасные минуты в моей жизни, — думала Маринка. Интересно, есть ли кто-нибудь на свете счастливей меня? Как хорошо с ним просто сидеть и молчать.
Если я ее сегодня не поцелую, — думал Дима, — буду последним дураком. Но не сейчас. Сейчас мы немного поболтаем. Пусть расскажет, чем занималась эту неделю: какие успехи в школе, что нового написала. Девушки любят, когда интересуются их делами.
— Мариночка, я всю неделю о тебе думал, — начал он, и это было правдой. — Утром встаю и говорю мысленно: "Доброе утро, Мариночка! Удачного дня". Вечером ложусь и думаю: "Спокойной ночи, дорогая! Счастливых снов" Как ты считаешь, что бы это значило?
Что ему ответить? Ждет, что я сейчас растаю. Только без глупостей! — подумала Маринка, замирая от счастья. А что бы посоветовал Гена? Он бы сказал: преувеличивает.
— Я думаю, ты преувеличиваешь, — ответила она, погрузив нос в розу и опустив глаза, чтобы они не выдали ее радости.
Да, эта девочка не похожа на остальных. С ней надо держать ухо востро. И Дима решил переменить тему.
— Ну как зачеты? Все посдавала?
— Спасибо, хорошо. Даже лучше, чем ожидала. Физичка пятерку в четверти поставила. Теперь надо жать, чтобы было пять в аттестате. В прошлом году у меня даже трояки случались. - Спасибо Гене! — мысленно поблагодарила она друга. Если бы не его шпора, не видать мне этой пятерки, как своих ушей без зеркала.
А Дашенька стала бы клясться: "Ничего не могла учить, все время о тебе мечтала!", — подумал Дима.
— А обо мне вспоминала? — прямо спросил он и замер. Что она ответит? А главное, каким тоном. Жаль, нельзя заглянуть ей в глаза, - сидит, опустив реснички. Скромница! Ничего — он в них сегодня еще заглянет.
— Держись! — приказала себе Маринка. — Не растекайся по паркету, как сказал бы Гена.
— Конечно, вспоминала, — сдержанно ответила она, стараясь не смотреть на него. — Ты же звонил. Ну как, выбрал что-нибудь из моих тетрадок?
— Выбрал и не одно. Там есть детское стихотворение "Песенка про щенка" — ну, просто, отличное. Само поется. И еще несколько. Сейчас мелодии подбираю.
— О, про щенка мы еще в детском саду пели. На фестивале детской песни. Я сама тогда мелодию придумала. Даже приз получили — пять коробок конфет. Мы ими тогда объелись. И по телевизору нас показывали.
Она вспомнила, как все восхищались Леночкой, — какая она была красивая на экране. И как ей, Маринке, было обидно - ведь песню сочинила она, а не Ленка.
— А новые стихи написала?
— Всего одно. Некогда было. Может, на каникулах сочинятся.
— А как ты их сочиняешь? Долго думаешь или сразу? Я, когда начинаю подбирать рифму, думаю-думаю, и иногда ничего на ум не приходит. Беру первую попавшуюся. Из-за этого песни такие корявые получаются.
— Нет, у меня иначе. Иногда совсем не пишется — даже боюсь, что больше уже и не сочиню ничего. А потом вдруг как нахлынет! Помнишь, как у Пушкина: "минута и стихи свободно потекут". Именно так — свободно. Хватаю, что под руку попадется, и пишу, пишу. Почти ничего потом переделывать не приходится. Одно-два слова, и все.
— Да, у тебя талант. Зря ты не идешь на литфак. Погубишь его, потом пожалеешь. Программистов много, а хороших поэтов — раз-два и обчелся.
— А жить как? Кто сейчас поэзию покупает? Нет, надо специальность получить - которая прокормить сможет. А стихи и так можно сочинять, между делом. Пушкин вон литфака не кончал, а стал великим поэтом.
— Тут, я думаю, ты не права. Во-первых, Александр Сергеевич получил великолепное, по тем временам, гуманитарное образование. Во-вторых, литфак дал бы тебе знания, которые ты сама нигде не получишь. Как твой отец говорит: ты бы стала на ступеньку выше именно в творчестве. Лучше бы писала и тематика твоих стихов расширилась бы. Но решать, конечно, тебе.
— Нет, Дима, я пойду в Политех. Стихи не моя профессия. Буду писать ради собственного удовольствия. Может, повезет — книжку издам. Когда-нибудь. Пусть люди читают. Если повезет.
— Жаль. Ну прочти мне стихотворение, что на этой неделе написала. О чем оно?
— Оно о людях, которые, когда были молоды, любили друг друга, а потом поссорились и расстались. И она представляет себе их встречу через много лет. Вот послушай:

Когда-нибудь мы станем старше вдвое.
Пройдут года. Промчится много лет.
И может быть, мы встретимся с тобою.
Узнаем мы друг друга? Или нет?

Наверно, да. Ты станешь взрослым дядей.
И в жизни каждый свой отыщет путь.
Мы встретимся. И, друг на друга глядя,
Мы вспомним то, что больше не вернуть.

— Стоп! — остановил ее Дима. — Дальше не читай. Не хочу, чтобы у нас с тобой так было. Это слишком грустные стихи. Дочитаешь их когда-нибудь в другой раз.
Они опять помолчали. Каждый думал о своем.
Дождь усилился, и стало быстро темнеть.
— Пойдем, Мариночка, в кафе, — встал Дима, — что-то холодно стало. Да и сыро. Как бы ты не простудилась. Выпьем по чашечке кофе с пирожным.
— Только недолго, — согласилась Маринка, — отец не любит, когда я поздно возвращаюсь. А для него темно, значит, поздно.
— Всего только половина седьмого. Часа полтора у нас еще есть?
— Ну часик.
Они пошли в кафе, посидели там, потом медленно прошлись в полном одиночестве по аллеям парка. Дождь лил, как из ведра. Маринка представила тревогу родителей, поглядывающих на темные, залитые струями дождя окна, и заторопилась домой.
Они дошли до середины двора и остановились под старым кленом. Фонарь над ее подъездом не горел — лампочку опять разбили мальчишки. Они регулярно разбивали ее и почему-то не трогали у соседнего, где жили Гена и Лена. Там сияла "кобра", да так ярко, что освещала весь двор.
Дождь ненадолго перестал. Они сложили зонты. Он взглянул на ее напряженное лицо и притянул за поясок к себе. Она стояла, бессильно опустив руки и глядя на него испуганными глазами. Он обнял ее и коснулся губами ее сжатых губ.
Совсем девочка! — подумал Дима. Даже нецелованная. Как приятно!
— Мариночка, а зачем же поджимать губки? — спросил он, любуясь ее смятением. — Я же именно их поцеловать хочу. И зажмуриваться необязательно — это совсем не страшно. Ну-ка, давай еще раз попробуем.
Он снова притянул ее к себе и крепко поцеловал в губы, которые она теперь перестала прятать. Но заглянув ей в глаза, увидел, что они полны слез.
— Мариночка, а почему эти самые прекрасные в мире глазки вот-вот заплачут? Тебе неприятно? Тогда скажи — я не буду.
Он ужасно расстроился - до того, что чуть сам не заплакал. Как ее понимать? Думал, она будет рада.
— Дима, ты меня любишь? — дрожащим голосом спросила Маринка.
— Конечно, люблю! — уверенно воскликнул он. — А почему ты спрашиваешь?
— Я думала: сначала в любви объясняются, а только потом целуют, — не глядя на него, прошептала она. — А у нас все наоборот.
— Так вот в чем дело! Но разве поцелуй не означает признание в любви? Я люблю тебя, очень люблю — не сомневайся! — У Димы, просто, камень с души свалился. Значит, она все же влюблена, как он и думал.
— Я люблю тебя, люблю, люблю, люблю! — повторял он, целуя ее в мокрые щеки, губы, лоб. — Не плачь, пожалуйста, все будет так, как ты захочешь. Мы всегда будем вместе.
Успокоившись, она сама, привстала на цыпочки и, вытянув губы, неумело поцеловала его. Потом он ее. Потом снова она. Потом они обнялись и долго стояли, наслаждаясь этими чудесными мгновеньями. Расставаться не хотелось никак.
Наконец, Маринка опомнилась. Подняла голову и с ужасом увидела в освещенном кухонном окне силуэт отца.
— Все, Дима, сейчас он меня убьет, — пробормотала она. Губы не слушались ее, так нацеловалась. — Димочка, я побегу, ладно? Созвонимся. - И, высвободившись из его объятий, понеслась наверх.
Дверь открыла мать. Не говоря ни слова, она ушла на кухню. С видом, не сулившим ничего хорошего, в коридор вышел отец.
— Кто он? — грозно спросил отец, и у Маринки от страха подкосились коленки. Он все видел. Что сейчас будет! Точно убьет.
Ну и пусть! Она вдруг разозлилась. В конце концов, ей семнадцатый год. Она уже не маленькая девочка, которую ставят в угол. Она влюблена и имеет на это право.
— Мой знакомый! Из сорок седьмой школы. А что? — с вызовом спросила она.
— Как его зовут? И кто его родители?
— Дмитрий Рокотов. Папа полковник, как ты. Только еще не в отставке. Мама завуч в его школе. И я его люблю — так и знай.
— А не рано ты начала этим заниматься? Может, сначала хоть в институт поступишь?
— Ничем таким я не занимаюсь! — У Маринки от возмущения на щеках выступили красные пятна. — И в институт поступлю, можешь не сомневаться. Он, кстати, тоже туда собирается. Лучший программист города. Победитель олимпиады, между прочим.
— Митя, иди сюда, — позвала мать из кухни. — Оставь ее в покое. Раздевайся, дочка, небось, вся промокла.
— Ничего я не промокла, я же с зонтом.
Маринка разделась, прошла в свою комнату и выглянула в окно. Он стоял на том же месте и, задрав голову, смотрел на ее окна. Счастливо засмеявшись, Маринка постучала в стекло и помахала ему рукой. Он послал ей воздушный поцелуй и только тогда пошлепал по лужам к воротам. В душе у него все пело.
Как хорошо все сложилось! — радовался Дима. — Какая чудесная девушка! Чистая, как росинка. Повезло мне. Теперь такая девушка редкость. Буду с ней встречаться. А потом, может, и женюсь. Надо ее с мамой познакомить — она в людях разбирается, как никто другой. Если одобрит, точно женюсь. Года через три. Или два.
А у Маринки зазвонил телефон.
— Мой совет: до обрученья не целуй его, — голосом Мефистофеля пропел Гена. — Ну, как ты? Вся в процессе?
— Подглядывал? — взмутилась Маринка. — Как не стыдно!
— Зачем подглядывать? Я любовался открыто. Вы же стояли, как на сцене. А все жильцы — как на галерке. Сплошной театр! Ну давай, рассказывай.
— Гена, все замечательно! Он мне в любви объяснился. Представляешь?
— Сам объяснился? Как это было?
— Ну, он меня поцеловал - а я спросила: "Ты меня любишь?" А он сказал: "Ну конечно, люблю, очень люблю!" И еще повторил: "Люблю, люблю, люблю!"
— Значит, напросилась?
— Гена, ну зачем ты так? Все настроение испортил. Почему напросилась? Я же его за язык не тянула. Он говорит: раз целую, значит, люблю.
— Ничего это не значит. Целовать это одно, а любить — совсем другое. Мало ли кто кого целует.
— А ну тебя. Тебе просто завидно — вот что я тебе скажу. Он меня любит — я в этом уверена. Ты бы видел, какое у него было счастливое лицо.
— А он тебя не спросил, любишь ли ты его?
— Нет, а зачем? Это же и так видно.
— Все равно, плохо, что не спросил. Лучше, если он будет хоть чуть-чуть в этом сомневаться.
— Вот уж чего-чего, а притворяться я не умею. Ну тебя! Не хочу больше слушать.
И она положила трубку.

Наверх

Автобусные истории

Автор - karina Bondarenko

Отрывок Первый
Умывшись, и одевшись, девушка вышла из квартиры. С утра валил снег, холодный воздух морозил пальцы, которые сжимали маленькую сумочку девушки, стали коченеть. Вокруг кружили снежинки, которые напоминали ее звездочки. Чихнув, девушка прошла по проспекту и подошла к остановке. Подождав около получаса, на конец подъехал 12 автобус. Встав у окна, она засмотрелась на пейзаж у набережной, снег красиво покрывал аллеи, на мостовой толстой коркой лежит лед. Услышав, как произносят название остановки, она обернулась и увидела Марка своего соседа, который жил напротив ее квартиры. Она отлично помнила их первую встречу, это было поздняя весна.

Она только приехала в город и собиралась навестить свою квартиру, в которой жили ее родители, только подойдя к своему подъезду из, соседнего , выбежал паренек лет 15, подбежав к двери около которой я стояла он крикнул чтобы я открыла дверь и срочно пропустила его вперед, я видела как на ветру развиваются его недлинные волосы цвета персика, плотно сжатые губы и красивые зеленые глаза, на миг задержались на мне.

Так вот прошла наша первая встреча, после этого знакомства с красивым парнем.

Прошло несколько дней, потом мои родители пригласили своих друзей в гости , и среди них был он. Я сидела на диване и внимательно наблюдала за ним. Вскоре меня подозвала мама и представила меня тебе - Марк знакомься, это моя дочь Мария. - Марк - представился он , и наклонившись поцеловал мою руку.

Да это было раньше, сейчас уже не то. Марк нашел себе девушку, и они оба счастливы. Я нашла себе парня. У меня и у тебя все хорошо. Но с тех пор, как я узнала, что ты собираешься жениться , я провалилась в воспоминания о нашей первой встрече. Подойдя ко мне ты даже не узнал. Я забыла , как правильно дышать, мое сердце то стучало, то замирало от такой близости. Твои карие глаза были обращены в сторону окна. В котором, виднелась Церковь .Я сразу поняла , о чем он думал. Автобус повернул налево, я не успела схватится ,за поручи и стала падать, слава господи, кто то меня схватил и прижал к себе, не дав упасть. Я посмотрела на своего спасителя, и была поражена, тем, кто меня держал. Волосы цвета персика падали мне на лицо, прикрывая глаза. А когда автобус повернулся, на право я увидела карие глаза , которые с печалью смотрели на меня. Я потянулась к Марку и вздохнула аромат персика его волос. Он смотрел на меня, так пронзительно, что я задрожала всем телом, хотя в автобусе и в одежде было жарко. Несмотря на, то, что нас окружают люди, мы потянулись друг к другу. При обняв меня он нежно посмотрел и стал о чем то рассказывать. Ты говорил, что очень расстроен тем, что твой лучший друг увел у тебя невесту и то, что ты остался ни с чем. Я тоже была не в себе, узнав что мой парень меня бросил Марк убрал мои волосы с лба и нежно прикоснулся своими губами ее губ. Поцелуй длился не долго, оторвавшись от его губ, я посмотрела на него и сказала ему то ,что должна была сказать давным - давно "Люблю тебя"
Мы были счастливы, в этот день. Потому что признались друг другу.

Наверх


Поэзия

 

Ода златовласке

Автор - Грешный ангел ....

Подруге

В жизни у каждого есть те люди, перед которыми нестыдно просыпаться с утра с колтунами на голове, нестыдно ходить в пижаме с мишками, нестыдно быть без макияжа, нестыдно есть шоколад тоннами, нестыдно смеяться как ребёнок и смотреть мультфильмы. Эти люди не будут делить твои поступки на плохие и хорошие, что бы осудить или осмеять тебя, эти люди просто будут рядом, утешат если нужно, прижмут к себе и не отпустят, такие люди будут любить тебя такой какая ты есть. Такие люди и называются друзьями...
У меня тоже есть такой человек. Подруга, я хочу чтобы ты знала, как бы ты не поступила, чего бы не сделала - я всегда буду с тобой.

(Ксении посвящается)
Во сне я вижу золотые косы,
А наяву – лишь ночь и тишина.
Я вижу на траве серебряные росы
И вспоминаю я твои глаза.
Я помню, как смотрела ты печально,
Ну разве можно взгляд такой забыть?!
И подойдя, ты будто бы случайно,
Позволила тебя мне полюбить.
-------------------­--------------------­---
Вот уже где-то соловей щебечет –
Я вспоминаю голос нежный твой,
Я помню, как бежала мне на встречу,
А я тогда был просто сам не свой.
Я помню тот волшебный, чудный вечер,
Как в моих жилах закипала кровь,
Как долго провожал тебя домой.
Как жаль, что было всё последней встречей,
Как жаль, что оказалось всё игрой.
(Стихотворение написано от лица молодого человека)

Наверх

Сибирские магистрали (Красный проспект)

Автор - Косарев Олег, © Олег Юрьевич Косарев 2008

В темноту с тротуара мелькает беззвучно витрина,
Там по телику – двое прилипли друг к дружке взасос.
И скучает патруль милицейский, маяча повдоль магазина,
Примеряясь: вот где б, у кого б стрельнýть папирос.

Говорила мне мама про то, что зимой день короткий,
А тем паче в Сибири, где хлад да бураны ни зги,
Что в безвременье свет фонарей околотка
Вразнобой пляшет, путнику спутав шаги…

Над проспектом прямым, над проспектом центральным,
Над продуто-зияющим снова луна,
Над прямым, словно rectum, нагим, инфернальным
Двухпудовою гирею виснет она.

Города-городища повдоль, вширь на мёрзлых болотах.
Стылых сумерек вопль – открытость пустых мостовых.
Где-то там, за рекою, в живучих заботах
Частоколом дымят жерла труб заводских.

Ах ты, мамочка-мама, седое родное сердечко,
На проспекте на миг я в часовню зайду.
Там поставлю под вечер пред образом свечку,
Пусть горит светик – в ночь, в пустоту, в стынь-беду.

Осень, 2008 г.

Наверх

31/12/09

Автор - ПрЫнЦ АпЕлЬсИн

Нетерпеливо ожидая,
Когда уйдешь и скрипнет дверь.
Трясясь, от бешенства сгорая,
Молю постыдно:"Просто верь."

В оборванных оставив строчках,
Искомканные клочья фраз.
Не зная, как поставить точку.
Всё заново, в который раз.

Вернешься, взглянешь обвиняя,
Не обернусь, уйду грубя
Оставив подпись:"Обнимаю.
Твой. С ненавистью. Навсегда."

Наверх


СОВЕТЫ АВТОРАМ

СОВЕТЫ ОПЫТНЫХ ЛИТЕРАТОРОВ

Предоставлено Highlander, со-ведущим рассылки. Оригинал статьи взят с литературного портала Сочинитель.Ру

1. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА:

Не существует полноценного учебника креативного (творческого) письма (хотя на Западе выпускаются книги, претендующие на обладание таким статусом). Литературное творчество - интимнейший процесс. И для каждого автора он настолько своеобычен, оригинален, что... В общем, нет и не может быть Свода правил творчества. Но существуют некоторые законы, нарушить которые - значит сделать ошибку. Их много, но от следования одному из них можно уйти, талантливо следуя другому, - это так. Произведение может быть состоятельным при том, что его автор не уделил должного внимания выполнению некоторых, казалось бы, незыблемых основ литературного процесса. И поэтому - повторюсь, - нет профессионального Свода правил для литератора. Знание автора о креативном процессе складывается из мозаики сведений, которые стекаются к нему отовсюду. В чем-то это мистический процесс. Порой нужное знание приходит именно тогда, когда оно необходимо, а до этого для автора оно как бы не существовало. Поэтому просто читайте, учитесь, думайте, делайте выводы - все подряд.
Вот некоторые из таких правил-законов-советов.

МОТИВ, ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Из статьи редактора научно-фантастического журнала "Порог" Алексея Корепанова "Винегрет для начинающих":
"Неплохо бы, по-моему (и не только по-моему!), прежде чем приступать к работе над текстом, определиться, ЧТО вы, собственно, хотите сказать своим произведением. Зачем пишете? Чтобы поставить проблему? Указать путь ее решения? Привлечь внимание к чему-то, о чем-то предупредить? Просто развлечь?"

ПЕРВАЯ ФРАЗА

Из работы М.Веллера "Технология рассказа":
"Первая фраза. Эта проблема заслуживает самостоятельного исследования. Вопрос "Как начать?" довлеет над автором постоянно. Важность первой фразы отмечена многими и давно. Первая фраза - это камертон, задающий звучание всей вещи.
Иногда первая фраза просто хороша сама по себе и долго живет в памяти писателя невостребованной: ее не к чему приспособить. Постепенно звучание ее расширяется, она обрастает дополнительным смыслом, возникает паутина ассоциаций, из которых постепенно прорисовывается контур рассказа, созвучного этой фразе. В такой ситуации первую фразу можно уподобить паровозу, вытягивающему из темного тоннеля поезд рассказа. (Подобный вариант создания рассказа родствен рождению стихов, методу поэтическому, эмоционально-ассоциативному, когда один оборот, одна строка вызывает за собой к жизни последующие строфы.)
Бывает наоборот: рассказ в общем готов, но без хорошей первой фразы ему не хватает определенности, энергичности, - поезду не хватает того самого паровоза. Иногда подолгу, мучительно, порой безуспешно ищет автор эту сакраментальную фразу.
Есть старый рецепт: из уже готового рассказа вообще выбросить начало, первый абзац или даже страницу-две - тогда фраза, оказывающаяся первой, уже несет в себе общую тональность и энергию рассказа, поскольку к этому месту автор уже "расписался", стиль рассказа обрел определенность. Пожалуй, это годится для большинства рассказов - но только не для тех, где звучание слова, отточенность языка имеют большое значение. В настоящей короткой прозе каждое слово и каждый знак должны стоять на единственно возможном месте.
А порой у писателя имеется в загашнике запас хороших фраз, годящихся для зачинов, и он "прицепляет" к уже готовому рассказу подходящее начало. Пусть даже оно грубовато стыкуется с последующим материалом рассказа - читатель этого не заметит и примет как должное: если фраза хороша, смачна, соответствует общему духу рассказа, можно не слишком заботиться о тщательной шлифовке швов и стыков текста: резкий мазок в живописи предпочтительнее гладенького размазывания красок.

Основные типы первых фраз можно, пожалуй, перечислить:

а) Экспозиционная. Первой же фразой автор старается ввести читателя в курс дела как можно полнее: называется и характеризуется герой, указывается место и время действия, так что сразу становится понятно, о чем пойдет речь. Например: "На исходе холодного сентября начальник геодезической партии Иван Петров ожидал в таймырской тундре вертолет, который должен был вывести их на материк". Это сразу настраивает на обстоятельное, объективное повествование. Начало обстоятельное, вразумительное, богатое информацией и бедное эмоциями, интонационно нейтральное. Это самый простой, азбучный ход, к которому охотно прибегают начинающие авторы.

б) Пейзажная. Описывается место действия, обычно с привнесением настроения. Также удобное начало: та печка, от которой легко танцевать в любую нужную сторону. Пейзаж может быть мрачным или светлым, городским или "природным". Обычно последующие фразы и абзацы соединяются с ним по принципу внутреннего созвучия, но возможен и принцип контраста: яркий луг - мрачное действие и т.п.

в) Автобиографическая. Когда рассказ ведется от первого лица, просто напрашивается начало вроде: "Тогда-то я был там-то и делал то-то". "Однажды, возвращаясь домой, я увидел, как по лестнице поднимали рояль". Дальше можно познакомиться с владельцем рояля, а можно вспоминать, как в армии сержант заставил музыкантов тащить рояль на шестой этаж, или как рассказчик был на фортепианном концерте, или как в детстве его заставляли учиться музыке и т.п. Первый вариант - "однажды со мною случилось то-то" - пожалуй, наипростейший из всех существующих: так часто пишут графоманы, тут большого ума не требуется. Хотя все зависит от того, что же будет дальше...

г) Биографическая. Без особых ухищрений начинают с описания прошлого или настоящего главного героя. Вариант усложнен, если начинают с биографии второстепенного героя. ("Роберт Кон был когда-то чемпионом Принстонского колледжа в среднем весе". - Хемингуэй.) Вариант еще более усложнен, если герой вообще не имеет отношения к действию, а связь здесь - ассоциативная, или для контраста, или для достижения юмористического эффекта.

д) Характеристика. Первой же фразой характеризуется герой, как правило - центральный. ("Я человек больной. Я злой человек..." - Достоевский.) Иногда, подбираясь к главному исподволь, автор начинает с характеристики второстепенного героя. Такой зачин сразу дает причинную, психологическую мотивировку будущих действий.

е) Сентенция. Выгодна тем, что дает и мысль, и настроение, и предупреждение о необходимости читать внимательно: может быть актуальной или вечной, веселой или печальной, нарочито-наивной или скорбной. "Беды, как известно, идут полосой". Опасность тут в том, что легко впасть в напыщенность и банальность, показаться претенциозным.

ж) Портрет. Один из традиционных и испытанных видов зачина. Обычно, опять же, относится к главному герою, но не обязательно. Может быть стилистически разнообразным: серьезным, сатирическим, фантастическим, юмористическим и т.д.

з) Деталь. Первая фраза - словно взгляд через увеличительное стекло на какой-то один предмет, одну черту - будь то обгорелое дерево, или какой-то звук, или злые глаза чьи-то, или денежная купюра и т.д. Деталь такая обычно броская, резкая, примечательная - хотя и здесь может быть наоборот, автор специально подчеркивает заурядность, обыденность того, что описывает. Деталь, выпяченная в первой фразе, приобретает символическое значение, ассоциативно переносимое на дальнейшее повествование.

и) Действие. Автор берет быка за рога, отбрасывая всяческие предисловия и начиная прямо с какого-то момента происходящих событий. "Сидоров осторожно закрыл дверь и с чемоданом в руке спустился по лестнице". Плюс в том, что на первых порах читатель гарантирован от скуки: рассказ динамичен. Трудность в том, что обстановку, обстоятельства и проч. автор теперь должен давать через детали, штрихи, отдельные фразы. Это позволяет сделать рассказ более емким, лаконичным, придать изображаемому зримость и глубину: текст несет в себе опорные точки, по которым каждый читатель чуть по-своему видит происходящее. Поскольку обстановка вначале еще не ясна, то первая фраза действует несколько интригующе, обещает и дальше динамичность, вызывает желание узнать, в чем же дело. Чтобы не обмануть интерес читателя и выдержать весь рассказ на уровне хорошего начала, требуется несомненный профессионализм.

к) Концентрат действия. Выражается простым нераспространенным предложением: подлежащее плюс сказуемое, два слова, никаких подробностей. Предмет действия может быть главный и второстепенный. Главный - "Самолет взлетел", "Траулер тонул", "Николаев упал". Предполагает в последующих фразах напряженность интонации, лаконичность, динамизм, логическое развертывание действия. Второстепенный - "Падал снег", "Солнце село", "Мороз крепчал". Последний зачин высмеян сто лет назад Чеховым в "Ионыче" как отчаянный штамп, и однако, как заметил Вамбери, "старые истины самые верные - они испытаны временем". Начинающий писатель должен знать штампы, чтобы избегать их; настоящий писатель не должен бояться ничего. Штамп-то он штамп, а действует эффективно. Разумеется, все средства художественного языка по мере развития и распространения их употребления теряют свою свежесть, стираются, пользоваться ими становится как бы неприличным: "Это плохо, потому что банально". Но есть тот уровень языка, который не может стать банальным: краткая передача информации.

л) Сильное действие. Предыдущий вариант, но распространенный дополнением и обстоятельством. Излюбленный зачин короля нашей коммерческой беллетристики Валентина Пикуля: "Лошади рушили фургоны в воду", "Ветер рвал плащи с генералов". Штамп, отшлифованный до блеска. Безошибочно выигрышное начало. Слияние элементов действия, пейзажа, экспозиции, поданное с предельной экспрессией. (Ах, и Пушкин любил начинать так: "Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова". - "Пиковая дама".)

м) Эмоциональная фраза. Может выражаться восклицанием, междометиями, отдельными словами или одним повторяемым словом, чьей-то репликой. "Ox... Как же теперь...", "Ура! Отлично!", "Ну же ты и осел...", "Теперь он не выкрутится?" - и т.п. Предваряет эмоционально сходную сцену или же продолжается объяснением того, с чем связаны и кем по какому поводу высказаны данные эмоции".

(Продолжение следует)

Наверх



В избранное