Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Из протоколов тель-авивских мудрецов


Информационный Канал Subscribe.Ru


Лит. рассылка Клуба литераторов Тель-Авива и альманаха "Солнечный остров"


Эли Корман

ЧЕГО НЕ МОЖЕТ ВОЛАНД



     Пассажир ночного автобуса смотрит в окно. Он видит огни, прохожих, стены с вывесками. И это значит, что окно - прозрачно.
     Но он видит и себя, видит салон автобуса, видит других пассажиров, видит, наконец, противоположное окно, а в нем - огни, стены с вывесками, прохожие... И это значит, что окно - зеркально.
     Но если он смотрит внимательно, он видит царапину на стекле, налет грязи, застывший пузырек воздуха, он может оценить толщину стекла и его крепость.
     Литература подобна окну автобуса. Через нее можно познавать внешний мир (прозрачность), а можно себя (зеркальность). И еще при желании можно познавать внутреннее строение самой литературы.
    
     Поговорим о замечательном афоризме Воланда: "Рукописи не горят". Это высказывание оторвалось от породившего его текста, стало крылатым.
     Не беремся полностью объяснить, в чем его сила. Но одну частную причину укажем. Сразу вслед за произнесением афоризма следует его зримое подтверждение: появляется восстановленная рукопись. Воланд восстановил рукопись! "Всесилен, всесилен!" - восклицает Маргарита. Рукопись сожгли, но она восстановлена, и потому - "рукописи не горят".
     И только одна маленькая ложка дегтя, только одна. Жаль, но мы вынуждены ее добавить: рукопись восстановлена не полностью.
     Какой, собственно, роман написал Мастер? Как он называется? Сколько в нем глав, каковы их названия, порядок следования и, наконец, где тексты глав?
     Название романа неизвестно. Как неизвестно название написанной Иваном Бездомным поэмы об Иисусе, и имя автора неизвестно. Или, если угодно, его имя - Мастер.
     Но какова природа этой неизвестности? Не является ли неизвестность результатом умышленного сокрытия?
     "Она гладила рукопись ласково... и поворачивала ее в руках, оглядывая со всех сторон, то останавливаясь на титульном листе, то открывая конец".
     Ах, значит, есть титульный лист? А на нем, как положено, имя автора и название романа? Надо полагать. Но прочесть это нам не дано.
      Желтый, в дешевом издании,
      Будто я вижу роман.
      Даже прочел бы название,
      Если б не этот туман.

     В стихотворении Анненского речь идет о сне. Что ж, давайте продолжим аналогию со сном. Спящему кажется, что он вот-вот прочтет название. Оно есть, но прочесть его пока что не удалось. Туман мешает.
     На деле же названия нет. А туман нагнан исключительно для того, чтобы у спящего была благовидная оправдательная причина, почему он не прочел название.
     То же и с титульным листом романа о Пилате. Лист - пуст.
     Но если он пуст, то как же этого не видит Маргарита? А очень просто. Структурное сознание - сознание высокого уровня (а, значит, невидимое) прокралось в сознание Маргариты и создало там "слепое пятно" невнимательности. Маргарита, может, и видит, что титульный лист пуст, но не придает этому значения.
     "Ах, помню, помню! - вскричал Иван. - Но я забыл, как ваша фамилия!" Ах, как кстати забыл Иван фамилию собеседника! Собеседник, видите ли, отказался от своей фамилии, не хочет ее называть, вот поэтому забывчивость Ивана очень, понимаете, кстати. И забывчивость Ивана, и невнимательность Маргариты индуцированы, наведены структурным сознанием.
     Формально в "Мастере и Маргарите" лишь две главы вставного романа: "Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа" и "Погребение". Глава "Понтий Пилат" - это рассказ Воланда литераторам, глава "Казнь" - пересказ кем-то (повествователем?) сна Ивана. При этом ясно, что на самом деле это никакой не сон. Например, известно, что в настоящем сне спящий не может читать мысли людей, снящихся ему. А вот Ивану "снятся" мысли Левия Матвея.
     Но, поскольку стилистически главы "Понтий Пилат" и "Казнь" соотносятся с главами "Как прокуратор..." и "Погребение", и все четыре резко отличаются от всего остального текста - то мы, так и быть, не будем мелочными. Будем считать, что все четыре главы принадлежат вставному роману и расположены в нем в том же порядке, что и в объемлющем, то есть в "Мастере и Маргарите".
     Прекрасно. Но вот с названиями вставных глав такой идиллии уже не будет. В самом деле: роман состоит из двух частей. Нумерация глав сквозная. Номера глав образуют единый числовой ряд, и здесь неважно, относится глава к объемлющему тексту или ко вставному. Но в таком случае то же самое должно иметь место и для названий глав. Иными словами, названия всех глав образуют единый текст одного (первого) уровня и, стало быть, все принадлежат объемлющему тексту!
     А теперь обратим внимание на явление, возникающее всякий раз (а всего четыре раза), когда очередной массив вставного романа погружается в объемлющий текст.
     1. Воланд начинает рассказ о давних событиях в Ершалаиме: "все просто: в белом плаще
     Глава вторая
ПОНТИЙ ПИЛАТ
     В белом плаще с кровавым подбоем..."


     Нет, не все просто: почему Воланд пропустил заглавие? Мы помним, что заглавия романа о Пилате принадлежат объемлющему, а не вставному тексту. Стало быть, глава, рассказываемая Воландом (ведь он рассказывает главу из романа!) имеет, скорее всего, другое название.
     Пусть другое, но ведь имеет! А Воланд его пропустил. Разумеется, Воланд волен рассказывать с любого места, и никто ему не указ, но все-таки сделаем для себя зарубку: заглавие пропущено.
     2. Повествователь начинает описывать сон Ивана: "и снилось ему, что солнце уже снижалось над Лысой горой...
    
     ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ
     КАЗНЬ
    
     Солнце уже снижалось над Лысой горой..."

     Опять заглавие пропущено. А ведь мог повествователь написать что-то в таком роде: "и снилась ему казнь. Да, снилось ему, что солнце уже снижалось над Лысой горой".
     И опять-таки: никто повествователю не указ, но все же, все же, все же... Вторая зарубка.
     3. Маргарита читает уцелевший фрагмент сгоревшей рукописи: "...тьма, пришедшая со Средиземного моря...
     Маргарите хотелось читать дальше, но дальше ничего не было, кроме неровной угольной бахромы".
     Правильно. Лист обгорел снизу, и дальше - бахрома. А вот сверху он вроде бы не обгорел, и непосредственно перед словом "тьма" должно находиться название главы, а Маргарита его пропустила. Впрочем, возможно, что название находилось на предыдущем листе (титульном листе главы), сгоревшем полностью. Возможно. Все возможно. А мы, на всякий случай, сделаем третью зарубку.
     4. Маргарита читает восстановленную рукопись: "и сколько угодно, хотя бы до самого рассвета, могла Маргарита шелестеть листами тетрадей, разглядывать их и целовать и перечитывать слова:
     - Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город... Да, тьма...
    
     ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЯТАЯ
     КАК ПРОКУРАТОР ПЫТАЛСЯ СПАСТИ ИУДУ ИЗ КИРИАФА
    
     Тьма, пришедшая со Средиземного моря...
"
     Ну, а теперь-то почему Маргарита пропустила название? Четвертая зарубка.
     Да, беда с этими рукописями: как не до конца они сгорают, так не до конца и восстанавливаются. Причем если наибольшее сопротивление огню оказывает текст нулевого уровня, то наибольшее сопротивление восстановлению оказывают тексты высших уровней: названия глав, название всего текста, имя автора. Может быть, так происходит потому, что тексты высших уровней составляют как бы покрытие основного текста, и потому сгорают первыми и невосстановимо?
     А может быть, текстов высших уровней и не было? Может быть, Мастер выполнил то, что хотел, но не посмел сделать манновский Серенус Цейтблом - написал текст без разделителей, одним потоком?
     О нет, прокуратор, не так. И огонь тут ни при чем, и Мастер написал все как положено. Но структурное сознание знало, что тексту Мастера предстоит быть погруженным в некий объемлющий текст и, стало быть, подвергнуться уплощению. Вот оно и провело уплощение. И проследило, чтобы нигде никакой фрагмент уничтоженных текстов высших уровней не всплыл.
     "Это была какая-то глава из середины романа, не помню какая". Конечно, Мастер не помнит: структурное сознание знает свое дело. И в тот момент, когда Воланд восстанавливал рукопись, оно, "стоя за его спиной и выглядывая из-за плеча", позаботилось о том, чтобы был восстановлен лишь нулевой уровень.
     И Воланд, всесильный Воланд, не заметил подлога! Ибо он, при всем своем могуществе, всего лишь персонаж нулевого уровня, к тому же не получивший - в отличие от того же Цейтблома - филологического образования.
     Теперь мы знаем, что не сожжение виновато в отсутствии высших уровней романа о Пилате. Но оно, сожжение, выполняет маскировочную функцию. Если у читателя возникают вопросы; "Почему вставной роман дается фрагментами?", "Почему у вставного романа нет названия?", то подсказывается ответ: потому, что он был сожжен. Сожжение - это ширма, за которой прячется структурное сознание.
     У сожжения есть и скрытая сюжетная функция: уничтожение улики. Ведь в доносе Алоизия Могарыча упоминается "нелегальная литература", а ею может быть только роман Мастера - ведь именно им интересовался Алоизий. Благодаря тому, что улика уничтожена, Мастер отделывается лишь тремя месяцами заключения.
     А все-таки: почему вставной роман распался на три массива?
     Ну, во-первых, потому, что нужно по возможности соблюдать единство места и времени, и каждое такое единство оформлять в отдельную структурную единицу. Во-вторых, потому, что это помогает избежать дурацких ляпсусов, вроде такого:
     "Было около десяти часов утра.
     Солнце уже снижалось над Лысой горой...
"
     В десять часов утра солнце поднимается, а не снижается. Последняя фраза главы "Понтий Пилат" и первая фраза главы "Казнь", будучи поставлены рядом, выглядят странно, и потому их надо разнести по разным главам, да и сами главы отодвинуть друг от друга. А раз главы друг от друга отодвинуты, то мотивировка появления в них вставного текста должна быть у каждой своя: в одном случае что-то рассказывает Воланд, в другом - что-то снится Ивану.
     Как видим, потребности структурного сознания обеспечиваются сюжетными ходами. Структурное сознание выше сюжетного!
     Из школьного курса алгебры мы помним выражение: "привести к виду, удобному для логарифмирования". И теперь можем ответить на вопрос "Зачем горят рукописи?"
     Рукописи горят, ветшают, пересказываются дословно или "близко к тексту" и претерпевают прочие неприятности и метаморфозы, чтобы в конце концов принять "вид, удобный для логарифмирования", то есть для погружения в объемлющий текст.
     Рукописи умирают, чтобы возродиться.
     "Смерть для жизни новой".
    



ЧИСЛО И БУМАГА

"...ваш роман вам принесет еще сюрпризы".

Булгаков. "Мастер и Маргарита"




     Как размеры раздвинутой "до черт знает каких пределов" квартиры N 50 соотносятся с размерами этой же квартиры в ее нормальном состоянии, так подлинная романная роль Воланда и его слуг соотносится с их лежащей на поверхности сюжетной ролью.
     Нечистая сила излучает дьявольскую энергию, пронизывающую текст и создающую в нем интереснейшие явления, скрытые от читательского глаза и могущие быть обнаруженными лишь при целенаправленном поиске.
     Ниже речь пойдет об одном из таких явлений.
    
     * * *
    
     "Чисел не ставим, с числом бумага станет недействительной". Перед нами - еще одно проявление неистощимого и неповторимого булгаковского юмора.
     Юмор - это прекрасно; смех продлевает жизнь. Но попробуем все же разобраться: что смешного в реплике Бегемота? Если не сумеем разобраться и ни к чему не придем, то ничего не потеряем: с нами останется булгаковский юмор.
     В реплике Бегемота нелепой и смешной кажется сама мысль, что возможна связь между недействительностью документа и числом (датой) в нем. Ведь наоборот же! - число придает документу конкретность, вещность, осязаемость, убедительность... Словом, документ становится еще более документальным, не так ли?
     В общем-то это так, если речь идет о документе в "обычном", "реальном" мире. Хотя и здесь есть вероятность того, что число ошибочно или даже умышленно ложно (то есть что документ - фальшив).
     Но мир "Мастера и Маргариты" обычным не назовешь, ибо в нем действует нечистая сила, которая ОТКАЛЫВАЕТ НОМЕРА. Поэтому с ходу оценить бегемотовский афоризм невозможно. Нужна проверка.
     Итак, есть утверждение: наличие в бумаге (в документе) числа делает ее недействительной. Подвергнем это утверждение экспериментальной проверке, а именно: проследим судьбу "бумаг с числом". При этом, раз уж мы беремся за дело, то расширим задачу. Будем понимать слово "число" буквально, то есть как любое число. Оно может быть датой, а может быть бухгалтерским реквизитом договора или, скажем, номером паспорта. Или, допустим, типографским реквизитом на бланке для телеграммы. Или еще: на этом же бланке - почтово-телеграфным реквизитом. Или - номером денежной купюры. И т.д.
    
     * * *
    
     Договор о сеансах магии в Варьете - исчез.
     Афиши о сеансах - за ночь заклеены другими афишами.
     Письмо Лиходеева Босому - исчезло из портфеля Босого.
     Договор о съеме квартиры N 50 - то же.
     Паспорт Воланда - то же.
     Деньги за съем - то же.
     Контрамарка - то же.
     400 рублей взятки - превратились в доллары.
     Червонцы сеанса черной магии - превратились в:
     а) бутылочные этикетки (у шофера и Кузьмина)
     б) пчелу (у шофера)
     в) резаную бумагу (у Сокова).
     Дневная выручка Варьете - превратилась в доллары и другую иностранную валюту.
     Запись о Могарыче в домовой книге застройщика - стерта Коровьевым.
     История болезни Мастера - сожжена Коровьевым.
     Паспорт Поплавского - брошен на пол. "Там кому попало выдают паспорта. А я б вот, такому как вы, не выдал". То есть, по сути, признан недействительным. Об этом говорит и непомерно большой номер "отделения": 412-й.
     Телеграмма Поплавскому о смерти Берлиоза - "Ваше присутствие на похоронах отменяется. Потрудитесь уехать к месту жительства". Фактически телеграмма отменена.
     Телеграммы в Варьете из Ялты - отобраны у Варенухи Бегемотом и Азазелло.
     Их копии в Ялте - исчезли.
     Червонцы, данные Азазелло Аннушке за возврат подковки, - превратилась в доллары.
     Документы, резолюции на которые наложены пустым костюмом, - физически остаются в целости, но по сути недействительны, "безголовы, как костюм".
     Паспорта Мастера и Маргариты, сберкнижка Маргариты - оказываются ненужными, ибо Мастер и Маргарита вскоре переселятся в иной мир, где документов не спрашивают.
    
     А вот два документа, чисел не содержащие, - прощальная записка Маргариты мужу и напечатанное Геллой удостоверение для Николая Ивановича (по поводу которого Бегемот и выдал свой бессмертный афоризм) - никуда не исчезли и благополучно поступили в распоряжение организации, ведущей следствие. Оказывается, что афоризм Бегемота - не просто отвлеченность (пусть даже блестящая), а - наиреальнейшая истина!
     Стоит отметить, что неприятности постигают тех персонажей романа, чья деятельность связана с деловыми бумагами, с числами или деньгами:
     редактор журнала и председатель правления МАССОЛИТа Берлиоз;
     экономист-плановик Поплавский;
     финдиректор Римский;
     администратор Варенуха;
     директор Лиходеев;
     буфетчик Соков;
     председатель зрелищной комиссии Прохор Петрович;
     служащий этой же комиссии барон Майгель;
     председатель акустической комиссии Семплеяров;
     служащие городского зрелищного филиала в Ваганьковском переулке;
     члены домоуправления дома N 302-бис;
     профессор медицины, практикующий врач Кузьмин;
     прокуратор Иудеи Пилат;
     работник меняльной лавки Иуда.
     Еще стоит отметить, что даже те документы с числами, к созданию которых причастны Воланд и его свита, - даже они оказываются недействительными: телеграмма Поплавскому послана Бегемотом по приказу Воланда; паспорт Мастера вручен Мастеру Коровьевым.
     И все-таки есть один "документик", уцелевший, выстоявший в этой фантасмагории уничтожения, - "документик", предъявленный Никанору Ивановичу перед обыском.
     За этим "документиком" стоит настолько могущественная организация, что даже Воланд и его присные предпочитают не вступать с ней в открытый конфликт.
    
     * * *
    
     До сих пор мы говорили о "бумагах" небольших и узкоцелевого назначения. Но ведь есть еще одна - огромная - "бумага", изобилующая числами: роман Мастера о Пилате! И есть, если угодно, еще одна, совсем уже огромная: весь роман "Мастер и Маргарита"! Как там обстоят дела с числами?
     Все числа "Мастера и Маргариты" можно разделить на два класса:
     а) числовые реквизиты документов и деловых бумаг (о них шла речь выше),
     б) все остальные числа.
     Числа класса "а" не даются явно (исключение - номер "отделения", выдавшего паспорт Поплавскому, да и то номер дан явно лишь потому, что он нереален), об их существовании можно лишь догадываться. Принято, например, что на бланках телеграмм присутствуют телеграфные и типографские реквизиты - ну, так и на телеграммах из Ялты в Варьете они тоже, стало быть, есть.
     Числа класса "б" либо даются явно, конкретно: "на Патриарших прудах появились двое граждан", "квартира эта - N 50 - давно уже пользовалась... странной репутацией", либо легко могут быть восстановлены в своей конкретности (числа складного метра в портфеле Босого).
     Числа класса "а" делают недействительным документ, в котором они присутствуют, числа класса "б" - нет.
     Числа класса "а" суть идентификационные номера документов (или бланков, на которых документы исполнены), они суть служебные пометы материального мира, его клеймо. Материальный мир не склонен признавать реальность потустороннего мира - и именно это обстоятельство не нравится Воланду и его слугам и обрекает документы на недействительность.
     Числа же класса "б" служебными пометами не являются, на них нет клейма материального мира, они чисты перед Воландом - и не приносят вреда своим документам.
     Больше того, некоторым из чисел класса "б" доверено даже быть носителями некой тайной информации.
     Прежде чем начать доказывать последнее утверждение, скажем несколько слов о некоторых особенностях "Мастера и Маргариты".
     Роман создавался в эпоху полного господства в СССР атеизма и материализма - и в пику им. Роман воскрешает к новой жизни не только евангельские сюжеты, но и такие - казалось бы, давно и прочно забытые - учения, как черная магия (кстати, один из вариантов заглавия романа: "Черный маг"), астрология (астрологическое гадание Воланда на Берлиоза: "Меркурий во втором доме... луна ушла... шесть - несчастье... вечер - семь..."), масонство (двойное "М" в названии романа, "М" на шапочке Мастера, само слово "Мастер", означающее ступень в масонской иерархии и т.д.).
     Да что учения! против материализма и суеверия хороши! - суеверие "Черный кот" (Бегемот), суеверие "Подкова" (подарок Воланда Маргарите).
     После сказанного не покажется странным, что в романе присутствует и нумерология - правда, в весьма специфическом варианте. Например, в романе часто - назойливо часто - слишком часто, чтобы это могло быть случайностью, - встречаются особые, значимые числа 7 и 12. Встречаются либо в своем первозданном виде, либо в закодированном. Кодировка же состоит в том, что число относится к одному из трех типов:
     а) кратно особому,
     б) отличается от кратного особому на 1 (в ту или другую сторону),
     в) сумма цифр числа кратна особому либо отличается от кратного особому на 1.
    
     ЗНАЧИМОЕ ЧИСЛО 12 В "МАСТЕРЕ И МАРГАРИТЕ"
    
     1. Размеры людских коллективов
     1.1. 12 литераторов собрались на заседание, вести которое должен был Берлиоз.
     1.2. 12 следователей вели следствие по делу о безобразиях, учиненных шайкой Воланда.
     1.3. Примерно 300 человек шли за похоронной машиной на похоронах Берлиоза.
     300 = 12 х 25
     1.4. "Сто двадцать одну Маргариту обнаружили мы в Москве".
     121 = 12 х 10 + 1
    
     2. Номера домов, квартир, комнат
     2.1. Под "нехорошей квартирой" расположена квартира Чумы-Аннушки, имеющая номер 48.
     48 = 12 х 4
     2.2. Критик Латунский проживает в "Доме Драмлита" в квартире N 84
     84 = 12 х 7
     Номера квартир Аннушки и Латунского получаются друг из друга перестановкой цифр, и сумма этих цифр равна 12.
     2.3. Во время погони за Воландом Ивану вдруг пришло в голову, "что профессор непременно должен оказаться в доме № 13 и обязательно в квартире 47".
     47 = 12 х 4 - I
     +
     13 = 12 x 1 + 1 (чертова дюжина)
     ________________
     60 = 12 х 5 (5 - возраст девочки, открывшей дверь)
     2.4. В психиатрической клинике номера палат, в которые поместили Мастера, а также лиц, пострадавших от проделок шайки Воланда, притягиваются, как к магниту, к числу 120:
     Иван Николаевич Бездомный - 117
     Мастер.................... - 118
     Никанор Иванович Босой ... - 119
     Жорж Бенгальский.......... - 120
     120 = 12 х 10
     2.5. Сообщая по телефону компетентным органам, что Никанор Иванович спекулирует валютой, Коровьев назвался "жильцом означенного дома из квартиры номер одиннадцать".
     11 = 12 - 1
     2.6. "Римский обнаружен в номере четыреста двенадцатом гостиницы "Астория", в четвертом этаже". То есть: 4-й этаж, 12-й номер.
     А рядом (в 13-м? 13 = 12 + 1; в 11-м? 11 = 12 - 1) "остановился заведующий репертуаром одного из московских театров".
    
     3. Размеры денежных сумм
     3.1. В общей сложности Босой получил от Коровьева 5400 рублей: 5000 рублей по договору плюс 400 рублей взятки.
     5400 = 12 х 450
     3.2. "На сто девять рублей наказали буфет".
     109 = 12 х 9 + 1
     Здесь налицо ошибка Булгакова: поскольку все фальшивые бумажки - червонцы, то сумма, на которую наказали буфет, должна быть кратна 10.
     3.3. "- У вас сколько имеется сбережений?
     [......]
     - Двести сорок девять тысяч рублей ...
     249000 = 12 х 20750
     3.4. Бухгалтер Варьете Василий Степанович поехал "сдать вчерашнюю кассу - 21711 рублей".
     2 + 1 + 7 + 1 + 1 = 12
     3.5. "Восемнадцать тысяч долларов ... хранил Сергей Герардович в городе Харькове".
     18000 = 12 х 1500
     В свою очередь: 1500 = 12 х 125
     Поэтому окончательно:
     18000 = 12 х 12 х 125
     3.6. Тридцать тетрадрахм получил Иуда во дворце Каифы. Сколько же это драхм? "Тетра" означает "четыре".
     30 х 4 = 120
     120 = 12 х 10
    
     4. Время суток
     Многие события романа происходят в окрестности 12 часов - дня или ночи.
     4.1. Около полуночи опечатали комнату Берлиоза.
     4.2. В полночь 12 литераторов, не дождавшись Берлиоза, спустились в ресторан.
     4.3. Около 11 часов утра Лиходеев очнулся в квартире N 50.
     4.4. В 11-00 начался разговор с Воландом.
     4.5. В 11-20 Лиходеев говорил по телефону с Римским.
     4.6. Около половины двенадцатого он оказался в Ялте, что сделало окончательно невозможным некий визит, назначенный на 12 часов: "кажется, вчера и неизвестно где он стоял с салфеткой в руке и пытался поцеловать какую-то даму, причем обещал ей, что на другой день, и ровно в полдень, придет к ней в гости".
     4.7. Около половины двенадцатого очнулся Иван в клинике.
     4.8. В 11-30 Лиходеев явился в ялтинский угрозыск.
     4.9. В начале первого Никанор Иванович сбежал от досаждавших ему жильцов и проник в "нехорошую квартиру".
     4.10. В полночь Варенуха-вампир проник в кабинет Римского.
     4.11. На следующий день, в пятницу, Маргарита проснулась около полудня.
     4.12. В полночь состоялся великий бал у Сатаны.
     5. Разное
     5.1. Номер легиона. Перед праздником в Ершалаим вошла когорта Двенадцатого Молниеносного легиона.
     5.2. В разговоре с Афранием Пилат клянется "пиром двенадцати богов".
     5.3. Номер телефона. "Наобум позвонили в комиссию изящной словесности по добавочному № 930 и, конечно, никого там не нашли".
     9 + 3 + 0 = 12
     5.4. Дата разговора. "Прилетело воспоминание о каком-то сомнительном разговоре, происходившем, как помнится, двадцать четвертого апреля вечером".
     24 = 12 х 2
     5.5. Номера глав. Глава "Черная магия и ее разоблачение" имеет, естественно (или, если угодно, сверхъестественно) номер 12.
     В названиях трех глав романа упоминается Мастер. Номера двух из них связаны с числом 12.
     Глава "Явление героя" имеет номер 13.
     13 = 12 + 1
     Глава "Извлечение мастера" имеет номер 24.
     24 = 12 х 2
     5.6. Рассказывали, что Анфиса (домработница прежней хозяйки квартиры № 50) носила на груди в мешочке 25 бриллиантов.
     25 = 12 х 2 + I
     5.7. Воробушек "клюнул в стекло фотографии, изображающей полный университетский выпуск 94-го года".
     9 + 4 = 13
     13 = 12 + 1
     5.8. "Пойду приму триста капель эфирной валерьянки".
     Триста человек за гробом Берлиоза. Каждому - по капле валерьянки, через плакальщика Коровьева.
     300 = 12 х 25
     5.9. "И вот заходит ко мне в буфет молодой человек, дает червонец, я сдачи ему восемь с полтиной..."
     8 руб. 50 коп.
     8 + 5 + 0 = 13 = 12 + 1
     5.10. Расположим имена нечистых в алфавитном порядке:
     Азазелло (8 букв)
     Бегемот (7)
     Воланд (6)
     Гелла (5)
     Коровьев (8), Фагот (5).
     Бросаются в глаза три обстоятельства:
     а) первые четыре имени начинаются с первых четырех букв алфавита, далее следует двойной скачок в направлении к концу алфавита: К - Ф. Иными словами, нам дают понять, что все буквы алфавита - и, стало быть, все слова языка; все, что можно выразить на языке, - все это находится под властью нечистой силы;
     б) выписанные имена образуют стишок-считалку. Азазелло рифмуется с Геллой, Бегемот с Фаготом.
     И только Воланд не рифмуется ни с кем: он "выше этого".
     в) Азазелло + Гелла = 13
     Бегемот + Воланд = 13
     Коровьев + Фагот = 13
    
     * * *
    
     Любопытно, что описанная здесь (и далее) нумерология очень напоминает гематрию - толкование смысла слов по числовому значению составляющих их букв. В частности, в еврейской гематрии существует (и имеет специальное название) метод добавления единицы к уже подсчитанному числовому значению слова.
     Да и вообще, метод сокрытия (шифрования) значимых чисел настолько глубоко укоренен в мировой культуре, что стал почти неразличимым и не воспринимается как метод шифровки. Соответственно, не осознается и потребность в дешифровке. Приведем два примера.
     1. "Тысяча и одна ночь".
     1001 = 1000 + 1
     Значимость числа 1000 - от выбора десятичной системы счисления:
     1000 = 10 х 10 х 10
     2. "Тридевятое царство".
     39 = 40 - 1
     Значимость числа 40 - от религиозных представлений: 40 лет скитаний евреев после выхода из Египта; 40 дней поста Иисуса в пустыне; на сороковой день душа умершего окончательно расстается с телом ("сороковины") и т.д.
     Применяемое нами прибавление/вычитание единицы есть не что иное, как реконструкция процесса шифрования, которое Булгаков применял в своем главном романе. Эта реконструкция шифрования является одновременно и дешифрованием, то есть выявлением значимых чисел.
    
     ЗНАЧИМОЕ ЧИСЛО 7 В "МАСТЕРЕ и МАРГАРИТЕ"
    
     1. Вернемся в гостиницу "Астория". Почему Римский укрылся в 12-м номере - понятно. Но почему на 4-м этаже? А потому, что
     4 + 1 + 2 = 7
     2. А почему вообще - "Астория"?
     Потому что в слове "Астория" - 7 букв (то же - "Садовая" и "Варьете").
     3. Римский - финансовый директор, Поплавский - экономист-плановик. Быть может, сходство занятий является причиной того, что "номер отделения", выдавшего паспорт Поплавскому - 412-й - совпадает с "номером номера", где укрылся Римский. И опять-таки:
     4 + 1 + 2 = 7
     4. Для членов Массолита строится 7 дач.
     5. Надпись на двери в "Доме Грибоедова": "Кассы N 2, 3, 4, 5". Одной комнате приписано несколько номеров. Для такого случая никаких правил мы не предусмотрели. Поэтому просто поиграем с цифрами:
     2 + 3 + 4 + 5 = 14 = 7 x 2
     2 x 3 x 4 x 5 = 120 = 12 x 10
     2345 = 7 x 335
     3542 = 7 x 506
     5432 = 7 x 776
     4235 = 7 x 605
     2345 + 5432 = 7777
     3542 + 4235 = 7777
     6. Никанор Иванович проживает в квартире № 35.
     35 = 7 х 5
     7. Номера квартир в "Доме Драмлита" притягиваются к числу 84, содержащему в себе оба наших особых числа.
     84 = 12 х 7.
     Номера же этажей - 6, 7, 8 - группируются вокруг числа 7.
     Хустов живет в 80-й квартире на 6-м этаже.
     Двубратский - в 81-й там же.
     Квант и Бескудников живут соответственно в 82-й и 83-й квартирах на 7-м этаже.
     Латунский - в 84-й на 8-м.
     Число 7 тесно связано с нечистой силой и "нехорошей квартирой".
     8. Воландова боль в колене вызвана контактом с "одной очаровательной ведьмой" в 1571 году.
     1 + 5 + 7 + 1 = 14
     14 = 7 х 2
     9. "Лет через триста это пройдет".
     Отсчет ведется от 1929 года как времени действия "московских" глав романа (см. нашу статью "Свидетель находит автора"). Стало быть, "это пройдет" в
     1929 + 300 = 2229
     году.
     Логично предположить, что боль в колене возникла в том же 1571 году. Сколько же лет она будет длиться?
     2229 - 1571 = 658
     658 = 7 х 94
     10. Воланд подписал (или внушил, что подписал) с Лиходеевым контракт на 7 выступлений.
     11. Соответственно и сумма, причитающаяся Воланду за выступления, кратна семи: 35000 = 7 х 5000
     12. Доказательство существования дьявола Воланд именует "седьмым доказательством". Делает он это в главе, носящей название "Седьмое доказательство".
     13. "- Колода эта таперича, уважаемые граждане, находится в седьмом ряду у гражданина Парчевского..."
     14. "...канделябр с гнездами в виде когтистых птичьих лап. В этих семи золотых лапах горели толстые восковые свечи".
     То есть глава "При свечах" могла бы называться "При семи свечах", что поставило бы ее в один ряд со множеством других подобных названий: "Седьмой крест" (А.Зегерс), "Семеро против Фив" (Р.Олдингтон), "Седьмая печать" (И.Бергман), "Великолепная семерка", "Семеро смелых", "На семи ветрах", "Семь невест ефрейтора Збруева", "Семь невест для семи братьев" и т.д.
     15. После бала ста королей, во время праздничного ужина, Азазелло и Бегемот стреляют в семерку пик.
     16. Трамвай, зарезавший Берлиоза, поворачивал "с Ермолаевского на Бронную". "Ермолаевский" - 12 букв, "Бронная" - 7. То есть трамвай поворачивал к числу, более четко связанному с нечистой силой.
     17. "Умрет он через девять месяцев, в феврале будущего года, от рака печени, в клинике Первого МГУ, в четвертой палате".
     1-й МГУ, 4-я палата. Конструируется число 14.
     14 = 7 х 2
     "в феврале будущего года". Февраль - 2-й месяц года.
     "214" либо "142"
     2 + 1 + 4 = 7 либо 1 + 4 + 2 = 7
     "через девять месяцев"
     2149 = 7 х 307 либо 9142 = 7 х 1306
     18. Перед вселением Берлиоза и Лиходеева в квартиру № 50 она стояла пустой и запечатанной 7 дней.
     19. "- Король на клетке г-два, - не глядя на доску, сказал Воланд.
     То есть G2. Буквой "G" обозначается седьмой слева (если смотреть со стороны белых) вертикальный ряд шахматной доски.
     20. Рассмотрим текст телеграммы о смерти Берлиоза. Первая фраза ("Меня только что зарезало трамваем на Патриарших") состоит из 7 слов. Всего же в телеграмме 13 слов, если без подписи, и 14 - если с подписью.
     Итак, имеем тройку чисел: 7, 13, 14.
     Первое является делителем одного из последующих; числа 7 и 13 суть числа повышенной значимости.
     Теперь точно так же рассмотрим текст записки Маргариты мужу.
     Первая фраза ("Прости меня и как можно скорее забудь") опять-таки содержит 7 слов. Всего же слов 28 (без подписи), 29 (с подписью).
     Тройка чисел: 7, 28, 29.
     И опять: первое число есть делитель одного из последующих. Но на сей раз лишь одно число есть число повышенной значимости.
     Что ж, от Маргариты и нельзя многого требовать: ее ведьминский стаж еще очень невелик.
     21. Глава "Нехорошая квартира" имеет номер 7.
     22. Сама квартира имеет номер 50.
     50 = 7 х 7 + 1
     23. Она находится в 6-м подъезде.
     6 = 7 - 1
     24. А подъезд находится в доме № 302-бис. "Бис" означает "два". Стало быть, 302-2.
     3 + 0 + 2 + 2 = 7
    
     * * *
    
     Впрочем, можно и по-другому толковать номер дома на Садовой и номер "нехорошей квартиры". В замечательной статье "Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита", опубликованной в Израиле еще в 1978 г., но до сих пор сохраняющей свое значение, Борис М.Гаспаров пишет об особой роли числа "5": действие происходит в мае, пятом месяце года, над храмом горят два пятисвечия, горят лампы в десяти кабинетах одного учреждения, Пилат - пятый прокуратор Иудеи, пяти равна сумма цифр номера "нехорошей квартиры" (5 + 0 = 5) и сумма цифр номера дома на Садовой (3 + 0 + 2 = 5), десяти равна сумма цифр номера палаты Мастера (1 + 1 + 8 = 10).
     К этому добавим от себя, что
     а) дверь в квартиру 47 в доме N 13 открыла Ивану "девочка лет пяти";
     б) Иван просил милицейского дежурного прислать "пять мотоциклетов с пулеметами";
     в) Воланд, согласно договору с Босым, платит 5000 рублей за проживание в квартире № 50;
     г) Лиходеев телеграммой из Ялты запрашивает пятьсот рублей;
     д) в квартире Латунского пять окон;
     е) "нехорошая квартира" находится на пятом этаже;
     ж) в ней пять комнат (столько же у Бескудникова в Перелыгино и у Маргариты с мужем в особняке);
     з) в ней живут Воланд, Коровьев-Фагот, Азазелло, Бегемот и Гелла - пять нечистых;
     и) в ней действует пятое измерение;
     к) "Две с половиной тысячи человек в театре вскрикнули как один". Число зрителей есть квадрат номера "нехорошей квартиры":
     2500 = 50 х 50
     И для них "сладко запела" Гелла: "- Герлэн, Шанель номер 5...";
     л) буфетчик Соков хранил свои сбережения в пяти сберкассах;
     м) роман о Пилате перепечатан машинисткой в пяти экземплярах.
    
     Число Гаспарова "5" связано с особыми числами 7 и 12 простым соотношением:
     5 = 12 - 7
     Особость же самого числа 5 определяется его связью с основанием системы счисления:
     5 = 10 : 2
     Приведем теперь третью - самую интересную и, по-видимому, наиболее близкую к истине - трактовку номера дома на Садовой. В этой трактовке слово "бис" понимается не как "два" (то есть не как прибавление двойки), а как "дважды" (то есть как умножение на два, причем умножается, конечно, не последнее слагаемое, а вся сумма), - что, во-первых, полностью соответствует смыслу слова "бис", а во-вторых, приводит к числу "10":
     (3 + 0 + 2) х 2 = 10
     Но к этому же числу приводит, как мы видели у Гаспарова, "гематрия" номера палаты Мастера:
     1 + 1 + 8 = 10
     Совпадение гематрий говорит о смысловой связи. Иными словами, приведенная в нашей статье "Свидетель находит автора" ("22", № 121) мысль о том, что подлинной целью визита в Москву дьявольской делегации (поселившейся в доме № 302-бис) является спасение Мастера (обитающего в палате № 118), - эта мысль получает подтверждение методом "булгаковской гематрии".
    
     * * *
    
     Иногда тайный смысл числа раскрывается обратным - справа налево - прочтением его десятичной записи:
     а) "...потрясающее по своей художественной силе описание похищения пельменей, уложенных непосредственно в карман пиджака, в квартире № 31",
     то есть 13, чертова дюжина;
     б) "...оказалась у зеркала... женщина средних лет и тут же сказала, что можно записаться только на девятнадцатое, не раньше"
     91 = 7 х 13
     (И снова ошибка Булгакова: 19-е число - воскресенье, неприемный день);
     в) в МАССОЛИТе 3111 литераторов.
     Число 1113 состоит из двух двузначных соседей канонического числа 12.
    
    
     * * *
    
    
     Отметим, наконец, что в романе "Мастер и Маргарита" закодировано число "666" - визитная карточка Воланда:
     "- Девять месяцев, - задумчиво считал Воланд, - двести сорок девять тысяч... Это выходит круглым счетом двадцать семь тысяч в месяц?"
     Выполнив деление, получаем бесконечную десятичную дробь с периодом 666, причем это число примыкает к десятичной точке также и слева:
     249000 : 9 = 27666.(666)
     Воланд сам указал место, где следует искать его визитную карточку.
     И выбор места не случаен: последняя глава первой части, практически между первой и второй частями, то есть в ЦЕНТРЕ романа. Нам дают понять, что во всем романе нет ничего и никого более важного, чем Воланд.
    



Тель-Авивский Клуб литераторов

- самая известная в русском Израиле литературная мастерская, где подвергаются бескомпромиссному обсуждению произведения современников. Тель-Авив, ул. Каплан 6, Дом Писателя



Журнал "22"

- cтарейший израильский литературный журнал. Двадцать пять лет на слуху, последний из могикан, но в отличной форме



Солнечный остров
- израильский литературно-художественный альманах


Рассылки Subscribe.Ru
Новости Cолнечного Острова
Подзорная Труба
Из протоколов Тель-Авивских мудрецов

Пишите нам:
rassylka-telav@yandex.ru





http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное