Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Еврейские мотивы" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Октябрь 2002 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
5
|
6
|
||
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
8
|
10
|
11
|
12
|
13
|
|
14
|
15
|
17
|
18
|
20
|
||
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
27
|
|
28
|
30
|
31
|
Автор
Статистика
377 подписчиков
0 за неделю
0 за неделю
Из протоколов тель-авивских мудрецов
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Эли Корман ЧЕГО НЕ МОЖЕТ ВОЛАНД
Пассажир ночного автобуса смотрит в окно. Он видит огни, прохожих, стены с вывесками. И это значит, что окно - прозрачно. Но он видит и себя, видит салон автобуса, видит других пассажиров, видит, наконец, противоположное окно, а в нем - огни, стены с вывесками, прохожие... И это значит, что окно - зеркально. Но если он смотрит внимательно, он видит царапину на стекле, налет грязи, застывший пузырек воздуха, он может оценить толщину стекла и его крепость. Литература подобна окну автобуса. Через нее можно познавать внешний мир (прозрачность), а можно себя (зеркальность). И еще при желании можно познавать внутреннее строение самой литературы. Поговорим о замечательном афоризме Воланда: "Рукописи не горят". Это высказывание оторвалось от породившего его текста, стало крылатым. Не беремся полностью объяснить, в чем его сила. Но одну частную причину укажем. Сразу вслед за произнесением афоризма следует его зримое подтверждение: появляется восстановленная рукопись. Воланд восстановил рукопись! "Всесилен, всесилен!" - восклицает Маргарита. Рукопись сожгли, но она восстановлена, и потому - "рукописи не горят". И только одна маленькая ложка дегтя, только одна. Жаль, но мы вынуждены ее добавить: рукопись восстановлена не полностью. Какой, собственно, роман написал Мастер? Как он называется? Сколько в нем глав, каковы их названия, порядок следования и, наконец, где тексты глав? Название романа неизвестно. Как неизвестно название написанной Иваном Бездомным поэмы об Иисусе, и имя автора неизвестно. Или, если угодно, его имя - Мастер. Но какова природа этой неизвестности? Не является ли неизвестность результатом умышленного сокрытия? "Она гладила рукопись ласково... и поворачивала ее в руках, оглядывая со всех сторон, то останавливаясь на титульном листе, то открывая конец". Ах, значит, есть титульный лист? А на нем, как положено, имя автора и название романа? Надо полагать. Но прочесть это нам не дано. Желтый, в дешевом издании, Будто я вижу роман. Даже прочел бы название, Если б не этот туман. В стихотворении Анненского речь идет о сне. Что ж, давайте продолжим аналогию со сном. Спящему кажется, что он вот-вот прочтет название. Оно есть, но прочесть его пока что не удалось. Туман мешает. На деле же названия нет. А туман нагнан исключительно для того, чтобы у спящего была благовидная оправдательная причина, почему он не прочел название. То же и с титульным листом романа о Пилате. Лист - пуст. Но если он пуст, то как же этого не видит Маргарита? А очень просто. Структурное сознание - сознание высокого уровня (а, значит, невидимое) прокралось в сознание Маргариты и создало там "слепое пятно" невнимательности. Маргарита, может, и видит, что титульный лист пуст, но не придает этому значения. "Ах, помню, помню! - вскричал Иван. - Но я забыл, как ваша фамилия!" Ах, как кстати забыл Иван фамилию собеседника! Собеседник, видите ли, отказался от своей фамилии, не хочет ее называть, вот поэтому забывчивость Ивана очень, понимаете, кстати. И забывчивость Ивана, и невнимательность Маргариты индуцированы, наведены структурным сознанием. Формально в "Мастере и Маргарите" лишь две главы вставного романа: "Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа" и "Погребение". Глава "Понтий Пилат" - это рассказ Воланда литераторам, глава "Казнь" - пересказ кем-то (повествователем?) сна Ивана. При этом ясно, что на самом деле это никакой не сон. Например, известно, что в настоящем сне спящий не может читать мысли людей, снящихся ему. А вот Ивану "снятся" мысли Левия Матвея. Но, поскольку стилистически главы "Понтий Пилат" и "Казнь" соотносятся с главами "Как прокуратор..." и "Погребение", и все четыре резко отличаются от всего остального текста - то мы, так и быть, не будем мелочными. Будем считать, что все четыре главы принадлежат вставному роману и расположены в нем в том же порядке, что и в объемлющем, то есть в "Мастере и Маргарите". Прекрасно. Но вот с названиями вставных глав такой идиллии уже не будет. В самом деле: роман состоит из двух частей. Нумерация глав сквозная. Номера глав образуют единый числовой ряд, и здесь неважно, относится глава к объемлющему тексту или ко вставному. Но в таком случае то же самое должно иметь место и для названий глав. Иными словами, названия всех глав образуют единый текст одного (первого) уровня и, стало быть, все принадлежат объемлющему тексту! А теперь обратим внимание на явление, возникающее всякий раз (а всего четыре раза), когда очередной массив вставного романа погружается в объемлющий текст. 1. Воланд начинает рассказ о давних событиях в Ершалаиме: "все просто: в белом плаще   Глава вторая ПОНТИЙ ПИЛАТ В белом плаще с кровавым подбоем..." Нет, не все просто: почему Воланд пропустил заглавие? Мы помним, что заглавия романа о Пилате принадлежат объемлющему, а не вставному тексту. Стало быть, глава, рассказываемая Воландом (ведь он рассказывает главу из романа!) имеет, скорее всего, другое название. Пусть другое, но ведь имеет! А Воланд его пропустил. Разумеется, Воланд волен рассказывать с любого места, и никто ему не указ, но все-таки сделаем для себя зарубку: заглавие пропущено. 2. Повествователь начинает описывать сон Ивана: "и снилось ему, что солнце уже снижалось над Лысой горой... ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ КАЗНЬ Солнце уже снижалось над Лысой горой..." Опять заглавие пропущено. А ведь мог повествователь написать что-то в таком роде: "и снилась ему казнь. Да, снилось ему, что солнце уже снижалось над Лысой горой". И опять-таки: никто повествователю не указ, но все же, все же, все же... Вторая зарубка. 3. Маргарита читает уцелевший фрагмент сгоревшей рукописи: "...тьма, пришедшая со Средиземного моря... Маргарите хотелось читать дальше, но дальше ничего не было, кроме неровной угольной бахромы". Правильно. Лист обгорел снизу, и дальше - бахрома. А вот сверху он вроде бы не обгорел, и непосредственно перед словом "тьма" должно находиться название главы, а Маргарита его пропустила. Впрочем, возможно, что название находилось на предыдущем листе (титульном листе главы), сгоревшем полностью. Возможно. Все возможно. А мы, на всякий случай, сделаем третью зарубку. 4. Маргарита читает восстановленную рукопись: "и сколько угодно, хотя бы до самого рассвета, могла Маргарита шелестеть листами тетрадей, разглядывать их и целовать и перечитывать слова: - Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город... Да, тьма... ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЯТАЯ КАК ПРОКУРАТОР ПЫТАЛСЯ СПАСТИ ИУДУ ИЗ КИРИАФА Тьма, пришедшая со Средиземного моря..." Ну, а теперь-то почему Маргарита пропустила название? Четвертая зарубка. Да, беда с этими рукописями: как не до конца они сгорают, так не до конца и восстанавливаются. Причем если наибольшее сопротивление огню оказывает текст нулевого уровня, то наибольшее сопротивление восстановлению оказывают тексты высших уровней: названия глав, название всего текста, имя автора. Может быть, так происходит потому, что тексты высших уровней составляют как бы покрытие основного текста, и потому сгорают первыми и невосстановимо? А может быть, текстов высших уровней и не было? Может быть, Мастер выполнил то, что хотел, но не посмел сделать манновский Серенус Цейтблом - написал текст без разделителей, одним потоком? О нет, прокуратор, не так. И огонь тут ни при чем, и Мастер написал все как положено. Но структурное сознание знало, что тексту Мастера предстоит быть погруженным в некий объемлющий текст и, стало быть, подвергнуться уплощению. Вот оно и провело уплощение. И проследило, чтобы нигде никакой фрагмент уничтоженных текстов высших уровней не всплыл. "Это была какая-то глава из середины романа, не помню какая". Конечно, Мастер не помнит: структурное сознание знает свое дело. И в тот момент, когда Воланд восстанавливал рукопись, оно, "стоя за его спиной и выглядывая из-за плеча", позаботилось о том, чтобы был восстановлен лишь нулевой уровень. И Воланд, всесильный Воланд, не заметил подлога! Ибо он, при всем своем могуществе, всего лишь персонаж нулевого уровня, к тому же не получивший - в отличие от того же Цейтблома - филологического образования. Теперь мы знаем, что не сожжение виновато в отсутствии высших уровней романа о Пилате. Но оно, сожжение, выполняет маскировочную функцию. Если у читателя возникают вопросы; "Почему вставной роман дается фрагментами?", "Почему у вставного романа нет названия?", то подсказывается ответ: потому, что он был сожжен. Сожжение - это ширма, за которой прячется структурное сознание. У сожжения есть и скрытая сюжетная функция: уничтожение улики. Ведь в доносе Алоизия Могарыча упоминается "нелегальная литература", а ею может быть только роман Мастера - ведь именно им интересовался Алоизий. Благодаря тому, что улика уничтожена, Мастер отделывается лишь тремя месяцами заключения. А все-таки: почему вставной роман распался на три массива? Ну, во-первых, потому, что нужно по возможности соблюдать единство места и времени, и каждое такое единство оформлять в отдельную структурную единицу. Во-вторых, потому, что это помогает избежать дурацких ляпсусов, вроде такого: "Было около десяти часов утра. Солнце уже снижалось над Лысой горой..." В десять часов утра солнце поднимается, а не снижается. Последняя фраза главы "Понтий Пилат" и первая фраза главы "Казнь", будучи поставлены рядом, выглядят странно, и потому их надо разнести по разным главам, да и сами главы отодвинуть друг от друга. А раз главы друг от друга отодвинуты, то мотивировка появления в них вставного текста должна быть у каждой своя: в одном случае что-то рассказывает Воланд, в другом - что-то снится Ивану. Как видим, потребности структурного сознания обеспечиваются сюжетными ходами. Структурное сознание выше сюжетного! Из школьного курса алгебры мы помним выражение: "привести к виду, удобному для логарифмирования". И теперь можем ответить на вопрос "Зачем горят рукописи?" Рукописи горят, ветшают, пересказываются дословно или "близко к тексту" и претерпевают прочие неприятности и метаморфозы, чтобы в конце концов принять "вид, удобный для логарифмирования", то есть для погружения в объемлющий текст. Рукописи умирают, чтобы возродиться. "Смерть для жизни новой". ЧИСЛО И БУМАГА
"...ваш роман вам принесет еще сюрпризы".
Булгаков. "Мастер и Маргарита" Как размеры раздвинутой "до черт знает каких пределов" квартиры N 50 соотносятся с размерами этой же квартиры в ее нормальном состоянии, так подлинная романная роль Воланда и его слуг соотносится с их лежащей на поверхности сюжетной ролью. Нечистая сила излучает дьявольскую энергию, пронизывающую текст и создающую в нем интереснейшие явления, скрытые от читательского глаза и могущие быть обнаруженными лишь при целенаправленном поиске. Ниже речь пойдет об одном из таких явлений. * * * "Чисел не ставим, с числом бумага станет недействительной". Перед нами - еще одно проявление неистощимого и неповторимого булгаковского юмора. Юмор - это прекрасно; смех продлевает жизнь. Но попробуем все же разобраться: что смешного в реплике Бегемота? Если не сумеем разобраться и ни к чему не придем, то ничего не потеряем: с нами останется булгаковский юмор. В реплике Бегемота нелепой и смешной кажется сама мысль, что возможна связь между недействительностью документа и числом (датой) в нем. Ведь наоборот же! - число придает документу конкретность, вещность, осязаемость, убедительность... Словом, документ становится еще более документальным, не так ли? В общем-то это так, если речь идет о документе в "обычном", "реальном" мире. Хотя и здесь есть вероятность того, что число ошибочно или даже умышленно ложно (то есть что документ - фальшив). Но мир "Мастера и Маргариты" обычным не назовешь, ибо в нем действует нечистая сила, которая ОТКАЛЫВАЕТ НОМЕРА. Поэтому с ходу оценить бегемотовский афоризм невозможно. Нужна проверка. Итак, есть утверждение: наличие в бумаге (в документе) числа делает ее недействительной. Подвергнем это утверждение экспериментальной проверке, а именно: проследим судьбу "бумаг с числом". При этом, раз уж мы беремся за дело, то расширим задачу. Будем понимать слово "число" буквально, то есть как любое число. Оно может быть датой, а может быть бухгалтерским реквизитом договора или, скажем, номером паспорта. Или, допустим, типографским реквизитом на бланке для телеграммы. Или еще: на этом же бланке - почтово-телеграфным реквизитом. Или - номером денежной купюры. И т.д. * * * Договор о сеансах магии в Варьете - исчез. Афиши о сеансах - за ночь заклеены другими афишами. Письмо Лиходеева Босому - исчезло из портфеля Босого. Договор о съеме квартиры N 50 - то же. Паспорт Воланда - то же. Деньги за съем - то же. Контрамарка - то же. 400 рублей взятки - превратились в доллары. Червонцы сеанса черной магии - превратились в: а) бутылочные этикетки (у шофера и Кузьмина) б) пчелу (у шофера) в) резаную бумагу (у Сокова). Дневная выручка Варьете - превратилась в доллары и другую иностранную валюту. Запись о Могарыче в домовой книге застройщика - стерта Коровьевым. История болезни Мастера - сожжена Коровьевым. Паспорт Поплавского - брошен на пол. "Там кому попало выдают паспорта. А я б вот, такому как вы, не выдал". То есть, по сути, признан недействительным. Об этом говорит и непомерно большой номер "отделения": 412-й. Телеграмма Поплавскому о смерти Берлиоза - "Ваше присутствие на похоронах отменяется. Потрудитесь уехать к месту жительства". Фактически телеграмма отменена. Телеграммы в Варьете из Ялты - отобраны у Варенухи Бегемотом и Азазелло. Их копии в Ялте - исчезли. Червонцы, данные Азазелло Аннушке за возврат подковки, - превратилась в доллары. Документы, резолюции на которые наложены пустым костюмом, - физически остаются в целости, но по сути недействительны, "безголовы, как костюм". Паспорта Мастера и Маргариты, сберкнижка Маргариты - оказываются ненужными, ибо Мастер и Маргарита вскоре переселятся в иной мир, где документов не спрашивают. А вот два документа, чисел не содержащие, - прощальная записка Маргариты мужу и напечатанное Геллой удостоверение для Николая Ивановича (по поводу которого Бегемот и выдал свой бессмертный афоризм) - никуда не исчезли и благополучно поступили в распоряжение организации, ведущей следствие. Оказывается, что афоризм Бегемота - не просто отвлеченность (пусть даже блестящая), а - наиреальнейшая истина! Стоит отметить, что неприятности постигают тех персонажей романа, чья деятельность связана с деловыми бумагами, с числами или деньгами: редактор журнала и председатель правления МАССОЛИТа Берлиоз; экономист-плановик Поплавский; финдиректор Римский; администратор Варенуха; директор Лиходеев; буфетчик Соков; председатель зрелищной комиссии Прохор Петрович; служащий этой же комиссии барон Майгель; председатель акустической комиссии Семплеяров; служащие городского зрелищного филиала в Ваганьковском переулке; члены домоуправления дома N 302-бис; профессор медицины, практикующий врач Кузьмин; прокуратор Иудеи Пилат; работник меняльной лавки Иуда. Еще стоит отметить, что даже те документы с числами, к созданию которых причастны Воланд и его свита, - даже они оказываются недействительными: телеграмма Поплавскому послана Бегемотом по приказу Воланда; паспорт Мастера вручен Мастеру Коровьевым. И все-таки есть один "документик", уцелевший, выстоявший в этой фантасмагории уничтожения, - "документик", предъявленный Никанору Ивановичу перед обыском. За этим "документиком" стоит настолько могущественная организация, что даже Воланд и его присные предпочитают не вступать с ней в открытый конфликт. * * * До сих пор мы говорили о "бумагах" небольших и узкоцелевого назначения. Но ведь есть еще одна - огромная - "бумага", изобилующая числами: роман Мастера о Пилате! И есть, если угодно, еще одна, совсем уже огромная: весь роман "Мастер и Маргарита"! Как там обстоят дела с числами? Все числа "Мастера и Маргариты" можно разделить на два класса: а) числовые реквизиты документов и деловых бумаг (о них шла речь выше), б) все остальные числа. Числа класса "а" не даются явно (исключение - номер "отделения", выдавшего паспорт Поплавскому, да и то номер дан явно лишь потому, что он нереален), об их существовании можно лишь догадываться. Принято, например, что на бланках телеграмм присутствуют телеграфные и типографские реквизиты - ну, так и на телеграммах из Ялты в Варьете они тоже, стало быть, есть. Числа класса "б" либо даются явно, конкретно: "на Патриарших прудах появились двое граждан", "квартира эта - N 50 - давно уже пользовалась... странной репутацией", либо легко могут быть восстановлены в своей конкретности (числа складного метра в портфеле Босого). Числа класса "а" делают недействительным документ, в котором они присутствуют, числа класса "б" - нет. Числа класса "а" суть идентификационные номера документов (или бланков, на которых документы исполнены), они суть служебные пометы материального мира, его клеймо. Материальный мир не склонен признавать реальность потустороннего мира - и именно это обстоятельство не нравится Воланду и его слугам и обрекает документы на недействительность. Числа же класса "б" служебными пометами не являются, на них нет клейма материального мира, они чисты перед Воландом - и не приносят вреда своим документам. Больше того, некоторым из чисел класса "б" доверено даже быть носителями некой тайной информации. Прежде чем начать доказывать последнее утверждение, скажем несколько слов о некоторых особенностях "Мастера и Маргариты". Роман создавался в эпоху полного господства в СССР атеизма и материализма - и в пику им. Роман воскрешает к новой жизни не только евангельские сюжеты, но и такие - казалось бы, давно и прочно забытые - учения, как черная магия (кстати, один из вариантов заглавия романа: "Черный маг"), астрология (астрологическое гадание Воланда на Берлиоза: "Меркурий во втором доме... луна ушла... шесть - несчастье... вечер - семь..."), масонство (двойное "М" в названии романа, "М" на шапочке Мастера, само слово "Мастер", означающее ступень в масонской иерархии и т.д.). Да что учения! против материализма и суеверия хороши! - суеверие "Черный кот" (Бегемот), суеверие "Подкова" (подарок Воланда Маргарите). После сказанного не покажется странным, что в романе присутствует и нумерология - правда, в весьма специфическом варианте. Например, в романе часто - назойливо часто - слишком часто, чтобы это могло быть случайностью, - встречаются особые, значимые числа 7 и 12. Встречаются либо в своем первозданном виде, либо в закодированном. Кодировка же состоит в том, что число относится к одному из трех типов: а) кратно особому, б) отличается от кратного особому на 1 (в ту или другую сторону), в) сумма цифр числа кратна особому либо отличается от кратного особому на 1. ЗНАЧИМОЕ ЧИСЛО 12 В "МАСТЕРЕ И МАРГАРИТЕ" 1. Размеры людских коллективов 1.1. 12 литераторов собрались на заседание, вести которое должен был Берлиоз. 1.2. 12 следователей вели следствие по делу о безобразиях, учиненных шайкой Воланда. 1.3. Примерно 300 человек шли за похоронной машиной на похоронах Берлиоза. 300 = 12 х 25 1.4. "Сто двадцать одну Маргариту обнаружили мы в Москве". 121 = 12 х 10 + 1 2. Номера домов, квартир, комнат 2.1. Под "нехорошей квартирой" расположена квартира Чумы-Аннушки, имеющая номер 48. 48 = 12 х 4 2.2. Критик Латунский проживает в "Доме Драмлита" в квартире N 84 84 = 12 х 7 Номера квартир Аннушки и Латунского получаются друг из друга перестановкой цифр, и сумма этих цифр равна 12. 2.3. Во время погони за Воландом Ивану вдруг пришло в голову, "что профессор непременно должен оказаться в доме № 13 и обязательно в квартире 47". 47 = 12 х 4 - I + 13 = 12 x 1 + 1 (чертова дюжина) ________________ 60 = 12 х 5 (5 - возраст девочки, открывшей дверь) 2.4. В психиатрической клинике номера палат, в которые поместили Мастера, а также лиц, пострадавших от проделок шайки Воланда, притягиваются, как к магниту, к числу 120: Иван Николаевич Бездомный - 117 Мастер.................... - 118 Никанор Иванович Босой ... - 119 Жорж Бенгальский.......... - 120 120 = 12 х 10 2.5. Сообщая по телефону компетентным органам, что Никанор Иванович спекулирует валютой, Коровьев назвался "жильцом означенного дома из квартиры номер одиннадцать". 11 = 12 - 1 2.6. "Римский обнаружен в номере четыреста двенадцатом гостиницы "Астория", в четвертом этаже". То есть: 4-й этаж, 12-й номер. А рядом (в 13-м? 13 = 12 + 1; в 11-м? 11 = 12 - 1) "остановился заведующий репертуаром одного из московских театров". 3. Размеры денежных сумм 3.1. В общей сложности Босой получил от Коровьева 5400 рублей: 5000 рублей по договору плюс 400 рублей взятки. 5400 = 12 х 450 3.2. "На сто девять рублей наказали буфет". 109 = 12 х 9 + 1 Здесь налицо ошибка Булгакова: поскольку все фальшивые бумажки - червонцы, то сумма, на которую наказали буфет, должна быть кратна 10. 3.3. "- У вас сколько имеется сбережений? [......] - Двести сорок девять тысяч рублей ... 249000 = 12 х 20750 3.4. Бухгалтер Варьете Василий Степанович поехал "сдать вчерашнюю кассу - 21711 рублей". 2 + 1 + 7 + 1 + 1 = 12 3.5. "Восемнадцать тысяч долларов ... хранил Сергей Герардович в городе Харькове". 18000 = 12 х 1500 В свою очередь: 1500 = 12 х 125 Поэтому окончательно: 18000 = 12 х 12 х 125 3.6. Тридцать тетрадрахм получил Иуда во дворце Каифы. Сколько же это драхм? "Тетра" означает "четыре". 30 х 4 = 120 120 = 12 х 10 4. Время суток Многие события романа происходят в окрестности 12 часов - дня или ночи. 4.1. Около полуночи опечатали комнату Берлиоза. 4.2. В полночь 12 литераторов, не дождавшись Берлиоза, спустились в ресторан. 4.3. Около 11 часов утра Лиходеев очнулся в квартире N 50. 4.4. В 11-00 начался разговор с Воландом. 4.5. В 11-20 Лиходеев говорил по телефону с Римским. 4.6. Около половины двенадцатого он оказался в Ялте, что сделало окончательно невозможным некий визит, назначенный на 12 часов: "кажется, вчера и неизвестно где он стоял с салфеткой в руке и пытался поцеловать какую-то даму, причем обещал ей, что на другой день, и ровно в полдень, придет к ней в гости". 4.7. Около половины двенадцатого очнулся Иван в клинике. 4.8. В 11-30 Лиходеев явился в ялтинский угрозыск. 4.9. В начале первого Никанор Иванович сбежал от досаждавших ему жильцов и проник в "нехорошую квартиру". 4.10. В полночь Варенуха-вампир проник в кабинет Римского. 4.11. На следующий день, в пятницу, Маргарита проснулась около полудня. 4.12. В полночь состоялся великий бал у Сатаны. 5. Разное 5.1. Номер легиона. Перед праздником в Ершалаим вошла когорта Двенадцатого Молниеносного легиона. 5.2. В разговоре с Афранием Пилат клянется "пиром двенадцати богов". 5.3. Номер телефона. "Наобум позвонили в комиссию изящной словесности по добавочному № 930 и, конечно, никого там не нашли". 9 + 3 + 0 = 12 5.4. Дата разговора. "Прилетело воспоминание о каком-то сомнительном разговоре, происходившем, как помнится, двадцать четвертого апреля вечером". 24 = 12 х 2 5.5. Номера глав. Глава "Черная магия и ее разоблачение" имеет, естественно (или, если угодно, сверхъестественно) номер 12. В названиях трех глав романа упоминается Мастер. Номера двух из них связаны с числом 12. Глава "Явление героя" имеет номер 13. 13 = 12 + 1 Глава "Извлечение мастера" имеет номер 24. 24 = 12 х 2 5.6. Рассказывали, что Анфиса (домработница прежней хозяйки квартиры № 50) носила на груди в мешочке 25 бриллиантов. 25 = 12 х 2 + I 5.7. Воробушек "клюнул в стекло фотографии, изображающей полный университетский выпуск 94-го года". 9 + 4 = 13 13 = 12 + 1 5.8. "Пойду приму триста капель эфирной валерьянки". Триста человек за гробом Берлиоза. Каждому - по капле валерьянки, через плакальщика Коровьева. 300 = 12 х 25 5.9. "И вот заходит ко мне в буфет молодой человек, дает червонец, я сдачи ему восемь с полтиной..." 8 руб. 50 коп. 8 + 5 + 0 = 13 = 12 + 1 5.10. Расположим имена нечистых в алфавитном порядке: Азазелло (8 букв) Бегемот (7) Воланд (6) Гелла (5) Коровьев (8), Фагот (5). Бросаются в глаза три обстоятельства: а) первые четыре имени начинаются с первых четырех букв алфавита, далее следует двойной скачок в направлении к концу алфавита: К - Ф. Иными словами, нам дают понять, что все буквы алфавита - и, стало быть, все слова языка; все, что можно выразить на языке, - все это находится под властью нечистой силы; б) выписанные имена образуют стишок-считалку. Азазелло рифмуется с Геллой, Бегемот с Фаготом. И только Воланд не рифмуется ни с кем: он "выше этого". в) Азазелло + Гелла = 13 Бегемот + Воланд = 13 Коровьев + Фагот = 13 * * * Любопытно, что описанная здесь (и далее) нумерология очень напоминает гематрию - толкование смысла слов по числовому значению составляющих их букв. В частности, в еврейской гематрии существует (и имеет специальное название) метод добавления единицы к уже подсчитанному числовому значению слова. Да и вообще, метод сокрытия (шифрования) значимых чисел настолько глубоко укоренен в мировой культуре, что стал почти неразличимым и не воспринимается как метод шифровки. Соответственно, не осознается и потребность в дешифровке. Приведем два примера. 1. "Тысяча и одна ночь". 1001 = 1000 + 1 Значимость числа 1000 - от выбора десятичной системы счисления: 1000 = 10 х 10 х 10 2. "Тридевятое царство". 39 = 40 - 1 Значимость числа 40 - от религиозных представлений: 40 лет скитаний евреев после выхода из Египта; 40 дней поста Иисуса в пустыне; на сороковой день душа умершего окончательно расстается с телом ("сороковины") и т.д. Применяемое нами прибавление/вычитание единицы есть не что иное, как реконструкция процесса шифрования, которое Булгаков применял в своем главном романе. Эта реконструкция шифрования является одновременно и дешифрованием, то есть выявлением значимых чисел. ЗНАЧИМОЕ ЧИСЛО 7 В "МАСТЕРЕ и МАРГАРИТЕ" 1. Вернемся в гостиницу "Астория". Почему Римский укрылся в 12-м номере - понятно. Но почему на 4-м этаже? А потому, что 4 + 1 + 2 = 7 2. А почему вообще - "Астория"? Потому что в слове "Астория" - 7 букв (то же - "Садовая" и "Варьете"). 3. Римский - финансовый директор, Поплавский - экономист-плановик. Быть может, сходство занятий является причиной того, что "номер отделения", выдавшего паспорт Поплавскому - 412-й - совпадает с "номером номера", где укрылся Римский. И опять-таки: 4 + 1 + 2 = 7 4. Для членов Массолита строится 7 дач. 5. Надпись на двери в "Доме Грибоедова": "Кассы N 2, 3, 4, 5". Одной комнате приписано несколько номеров. Для такого случая никаких правил мы не предусмотрели. Поэтому просто поиграем с цифрами: 2 + 3 + 4 + 5 = 14 = 7 x 2 2 x 3 x 4 x 5 = 120 = 12 x 10 2345 = 7 x 335 3542 = 7 x 506 5432 = 7 x 776 4235 = 7 x 605 2345 + 5432 = 7777 3542 + 4235 = 7777 6. Никанор Иванович проживает в квартире № 35. 35 = 7 х 5 7. Номера квартир в "Доме Драмлита" притягиваются к числу 84, содержащему в себе оба наших особых числа. 84 = 12 х 7. Номера же этажей - 6, 7, 8 - группируются вокруг числа 7. Хустов живет в 80-й квартире на 6-м этаже. Двубратский - в 81-й там же. Квант и Бескудников живут соответственно в 82-й и 83-й квартирах на 7-м этаже. Латунский - в 84-й на 8-м. Число 7 тесно связано с нечистой силой и "нехорошей квартирой". 8. Воландова боль в колене вызвана контактом с "одной очаровательной ведьмой" в 1571 году. 1 + 5 + 7 + 1 = 14 14 = 7 х 2 9. "Лет через триста это пройдет". Отсчет ведется от 1929 года как времени действия "московских" глав романа (см. нашу статью "Свидетель находит автора"). Стало быть, "это пройдет" в 1929 + 300 = 2229 году. Логично предположить, что боль в колене возникла в том же 1571 году. Сколько же лет она будет длиться? 2229 - 1571 = 658 658 = 7 х 94 10. Воланд подписал (или внушил, что подписал) с Лиходеевым контракт на 7 выступлений. 11. Соответственно и сумма, причитающаяся Воланду за выступления, кратна семи: 35000 = 7 х 5000 12. Доказательство существования дьявола Воланд именует "седьмым доказательством". Делает он это в главе, носящей название "Седьмое доказательство". 13. "- Колода эта таперича, уважаемые граждане, находится в седьмом ряду у гражданина Парчевского..." 14. "...канделябр с гнездами в виде когтистых птичьих лап. В этих семи золотых лапах горели толстые восковые свечи". То есть глава "При свечах" могла бы называться "При семи свечах", что поставило бы ее в один ряд со множеством других подобных названий: "Седьмой крест" (А.Зегерс), "Семеро против Фив" (Р.Олдингтон), "Седьмая печать" (И.Бергман), "Великолепная семерка", "Семеро смелых", "На семи ветрах", "Семь невест ефрейтора Збруева", "Семь невест для семи братьев" и т.д. 15. После бала ста королей, во время праздничного ужина, Азазелло и Бегемот стреляют в семерку пик. 16. Трамвай, зарезавший Берлиоза, поворачивал "с Ермолаевского на Бронную". "Ермолаевский" - 12 букв, "Бронная" - 7. То есть трамвай поворачивал к числу, более четко связанному с нечистой силой. 17. "Умрет он через девять месяцев, в феврале будущего года, от рака печени, в клинике Первого МГУ, в четвертой палате". 1-й МГУ, 4-я палата. Конструируется число 14. 14 = 7 х 2 "в феврале будущего года". Февраль - 2-й месяц года. "214" либо "142" 2 + 1 + 4 = 7 либо 1 + 4 + 2 = 7 "через девять месяцев" 2149 = 7 х 307 либо 9142 = 7 х 1306 18. Перед вселением Берлиоза и Лиходеева в квартиру № 50 она стояла пустой и запечатанной 7 дней. 19. "- Король на клетке г-два, - не глядя на доску, сказал Воланд. То есть G2. Буквой "G" обозначается седьмой слева (если смотреть со стороны белых) вертикальный ряд шахматной доски. 20. Рассмотрим текст телеграммы о смерти Берлиоза. Первая фраза ("Меня только что зарезало трамваем на Патриарших") состоит из 7 слов. Всего же в телеграмме 13 слов, если без подписи, и 14 - если с подписью. Итак, имеем тройку чисел: 7, 13, 14. Первое является делителем одного из последующих; числа 7 и 13 суть числа повышенной значимости. Теперь точно так же рассмотрим текст записки Маргариты мужу. Первая фраза ("Прости меня и как можно скорее забудь") опять-таки содержит 7 слов. Всего же слов 28 (без подписи), 29 (с подписью). Тройка чисел: 7, 28, 29. И опять: первое число есть делитель одного из последующих. Но на сей раз лишь одно число есть число повышенной значимости. Что ж, от Маргариты и нельзя многого требовать: ее ведьминский стаж еще очень невелик. 21. Глава "Нехорошая квартира" имеет номер 7. 22. Сама квартира имеет номер 50. 50 = 7 х 7 + 1 23. Она находится в 6-м подъезде. 6 = 7 - 1 24. А подъезд находится в доме № 302-бис. "Бис" означает "два". Стало быть, 302-2. 3 + 0 + 2 + 2 = 7 * * * Впрочем, можно и по-другому толковать номер дома на Садовой и номер "нехорошей квартиры". В замечательной статье "Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита", опубликованной в Израиле еще в 1978 г., но до сих пор сохраняющей свое значение, Борис М.Гаспаров пишет об особой роли числа "5": действие происходит в мае, пятом месяце года, над храмом горят два пятисвечия, горят лампы в десяти кабинетах одного учреждения, Пилат - пятый прокуратор Иудеи, пяти равна сумма цифр номера "нехорошей квартиры" (5 + 0 = 5) и сумма цифр номера дома на Садовой (3 + 0 + 2 = 5), десяти равна сумма цифр номера палаты Мастера (1 + 1 + 8 = 10). К этому добавим от себя, что а) дверь в квартиру 47 в доме N 13 открыла Ивану "девочка лет пяти"; б) Иван просил милицейского дежурного прислать "пять мотоциклетов с пулеметами"; в) Воланд, согласно договору с Босым, платит 5000 рублей за проживание в квартире № 50; г) Лиходеев телеграммой из Ялты запрашивает пятьсот рублей; д) в квартире Латунского пять окон; е) "нехорошая квартира" находится на пятом этаже; ж) в ней пять комнат (столько же у Бескудникова в Перелыгино и у Маргариты с мужем в особняке); з) в ней живут Воланд, Коровьев-Фагот, Азазелло, Бегемот и Гелла - пять нечистых; и) в ней действует пятое измерение; к) "Две с половиной тысячи человек в театре вскрикнули как один". Число зрителей есть квадрат номера "нехорошей квартиры": 2500 = 50 х 50 И для них "сладко запела" Гелла: "- Герлэн, Шанель номер 5..."; л) буфетчик Соков хранил свои сбережения в пяти сберкассах; м) роман о Пилате перепечатан машинисткой в пяти экземплярах. Число Гаспарова "5" связано с особыми числами 7 и 12 простым соотношением: 5 = 12 - 7 Особость же самого числа 5 определяется его связью с основанием системы счисления: 5 = 10 : 2 Приведем теперь третью - самую интересную и, по-видимому, наиболее близкую к истине - трактовку номера дома на Садовой. В этой трактовке слово "бис" понимается не как "два" (то есть не как прибавление двойки), а как "дважды" (то есть как умножение на два, причем умножается, конечно, не последнее слагаемое, а вся сумма), - что, во-первых, полностью соответствует смыслу слова "бис", а во-вторых, приводит к числу "10": (3 + 0 + 2) х 2 = 10 Но к этому же числу приводит, как мы видели у Гаспарова, "гематрия" номера палаты Мастера: 1 + 1 + 8 = 10 Совпадение гематрий говорит о смысловой связи. Иными словами, приведенная в нашей статье "Свидетель находит автора" ("22", № 121) мысль о том, что подлинной целью визита в Москву дьявольской делегации (поселившейся в доме № 302-бис) является спасение Мастера (обитающего в палате № 118), - эта мысль получает подтверждение методом "булгаковской гематрии". * * * Иногда тайный смысл числа раскрывается обратным - справа налево - прочтением его десятичной записи: а) "...потрясающее по своей художественной силе описание похищения пельменей, уложенных непосредственно в карман пиджака, в квартире № 31", то есть 13, чертова дюжина; б) "...оказалась у зеркала... женщина средних лет и тут же сказала, что можно записаться только на девятнадцатое, не раньше" 91 = 7 х 13 (И снова ошибка Булгакова: 19-е число - воскресенье, неприемный день); в) в МАССОЛИТе 3111 литераторов. Число 1113 состоит из двух двузначных соседей канонического числа 12. * * * Отметим, наконец, что в романе "Мастер и Маргарита" закодировано число "666" - визитная карточка Воланда: "- Девять месяцев, - задумчиво считал Воланд, - двести сорок девять тысяч... Это выходит круглым счетом двадцать семь тысяч в месяц?" Выполнив деление, получаем бесконечную десятичную дробь с периодом 666, причем это число примыкает к десятичной точке также и слева: 249000 : 9 = 27666.(666) Воланд сам указал место, где следует искать его визитную карточку. И выбор места не случаен: последняя глава первой части, практически между первой и второй частями, то есть в ЦЕНТРЕ романа. Нам дают понять, что во всем романе нет ничего и никого более важного, чем Воланд. |
Тель-Авивский Клуб литераторов
- самая известная в русском Израиле литературная мастерская, где подвергаются бескомпромиссному обсуждению произведения современников. Тель-Авив, ул. Каплан 6, Дом Писателя Журнал "22"
- cтарейший израильский литературный журнал. Двадцать пять лет на слуху, последний из могикан, но в отличной форме Солнечный остров
- израильский литературно-художественный альманах |
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||