Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Все о культуре Волгограда: интервью, рецензии, обзоры... Елена Образцова: 'Любовь всегда права!'


Информационный Канал Subscribe.Ru

Другие материалы на сайте «ЕЖИдневник» 

Alёna Батьковна

Любовь всегда права!

— считает легендарная певица Елена Образцова
Елена Образцова. Интервью.
Полная версия интервью, опубликованного в «Телегазете»

Фото Alёnы Батьковны

Елена Образцова в Волгограде«Не любит, нет, не любит…» — последние замирающие звуки горестной любашиной жалобы заставили меня на замереть на месте, затаив дыхание, а потом, после окончания арии почему-то на цыпочках проскользнуть в на удивление пустой зал, где Елена Образцова уже практически заканчивала свою первую репетицию из двух запланированных на этот день. Последняя пара десятков минут, заполненная многократным проигрыванием одного и того же отрывка, комментариями дирижёра, просьбами и шутками самой певицы, пролетели как один миг — и вот сцена уже сиротливо опустела, а я, вспомнив, что мне было назначено прийти вечером, уже на вторую репетицию, неловко оправдываюсь перед организаторами за самоуправство, в котором они меня, впрочем, нисколько не обвиняют. И только я собираюсь произнести: «До вечера» — и уйти, как распахивается дверь машины. Миг — и я оказываюсь внутри, напротив Образцовой. И мы вновь разговариваем. Конечно, о музыке.

— Елена Васильевна, не могу не спросить: какие у вас впечатления от репетиции и нашего оркестра? Оправдали выданные им авансы?

— Оркестр потрясающий — сыгранный, выровненный. У вас замечательные гобоист, валторнисты — я просто в восторге от них всех! Это большие Музыканты, люди, которые действительно делают Музыку, а не просто отбывают повинность. Я им всем очень благодарна…

— Вы всё-таки отказались от планов спеть в концерте 4-й акт «Кармен». Почему?

— Говорят, что для меня нет тенора. Очень жалко, потому что я очень хотела спеть этот 4-й акт. У вас в городе есть оперный театр? Если меня позовут и найдут в напарники хорошего тенора, я обязательно ещё приеду к вам петь Кармен!

— У нас эта опера идёт в театре «Царицынская опера» и совсем недавно «отреставрирована» учеником Дмитрия Бертмана (главный режиссёр московского театра «Новая опера», с которым одно время тесно сотрудничал волгоградский оперный театр — Прим. автора) — Сергеем Куницей, у которого, кстати, есть фотография, на которой вы изображены вместе. Вам не приходилось с ним сталкиваться в профессиональной деятельности?

Елена Образцова в роли Графини (Пиковая дама) Волгоград— Нет, я его совершенно не помню…

— Он ставил у нас ещё и «Риголетто» — очень спорный спектакль, который вызвал в своё время довольно большой резонанс и у критиков, и у любителей музыки. Правда, в нашем городе обошлось без скандала и акций протеста — в отличие от Большого театра в день премьеры «Детей Розенталя»…

— Сразу могу сказать, что очень плохо отношусь к подобным вещам и никакого хулиганства в классической музыке не признаю. Похулиганить можно в оперетте или джазе, а классика — это классика, и классическую музыку портить ни в коем случае нельзя. Есть виды искусства, которые должны сохранять такую форму, которая была заложена в них изначально — как раз к ним и относится опера. Для экспериментов, пожалуйста, берите музыку, написанную современными композиторами, и делайте с нею что хотите и как хотите — хоть вниз головой ставьте, я это буду только приветствовать! Что же касается «Детей Розенталя»… Есть столько прекрасной музыки, которую ещё не поставили ни Большой, ни другие театры, что именно в этой опере и именно на этой площадке никакой необходимости не было — тем более, что она не даёт радости ни сердцу, ни уму. Способно ли это произведение поднять духовный и культурный уровень нашего общества? Я в этом сомневаюсь. Не скажу, что принципиально против подобных явлений, но сама бы я предпочла увидеть какую-нибудь новую оперу Доницетти или Беллини.

— Вы являетесь своего рода творческим «долгожителем». Остались ли на сегодняшний день неисполненные творческие мечты, неспетые партии?

— Для меццо-сопрано я уже спела всё, что хотела. Вот Розину в «Севильском цирюльнике» спела бы с удовольствием, но у меня нет движения в голосе, и сколько я ни пыталась выучить партию, у меня ничего не получалось, так что эту затею я забросила. Если не дано, то с этим уже ничего не поделаешь. Другая моя мечта — Тоска, тоже написанная, увы, не для моего голоса. Я разучила из неё только одну арию, и пела её, надо признать, очень плохо. Много раз возвращалась к ней, Караян (известный дирижёр — Прим. автора) предлагал мне её записать, Дзефирелли (режиссёр, у которого в фильме-опере «Кармен» снималась Елена Образцова) — снять фильм, но всё время идеи эти откладывались «на потом». И к лучшему — не надо упорствовать в том, для чего тебе не даны силы Богом.

— Дмитрий Хворостовский, который недавно был у нас в Волгограде, признался, что и спел Грязного в «Царской невесте» на сцене, и поучаствовал в записи этой оперы только для того, чтобы преодолеть себя — хотя и оценивает эту работу как слабую. Он был неправ в этом своём упорстве?

Елена Образцова в Волгограде— У нас, артистов, иногда бывают такие моменты. Правда, заканчивается это обычно неважно. Был такой великий, гениальный тенор Атлантов с замечательными «низами» в голосе. Когда однажды мы с ним по молодости исполняли арии из «Дона Карлоса» (опера Верди — Прим. автора), он спел Родриго, партию для баритона — ему тоже хотелось таким образом самоутвердиться. И он сделать этого не смог: спел, но радости от этого не было ни ему, ни публике. Так что, я считаю, лучше совсем не экспериментировать.

— А если всё же экспериментируешь, нужно ли увековечивать такие попытки в записи?

— Знаете, я сама в своё время приняла участие в записи, которую сейчас пытаюсь разыскать — спела все женские партии в «Пиковой даме», в том числе и сопрановые (ведь в них нет недоступных мне высоких нот), даже меняла тембр… в качестве моих партнёров выступали Атлантов и Мазурок. Эта запись в своём роде уникальна. Она была сделана на «Мелодии» и долгое время находилась в их ведении, а сейчас куда-то пропала. Я бы её очень хотела найти. Думаю, если этот «эксперимент» найдётся и будет выпущен — это будет очень интересно.

— Часто артистам ближе персонажи, которые являются их прямой противоположностью, и мягкий, добрый в жизни человек больше всего любит играть злодеев. А вы?

— А меня так много, во мне столько всего разного намешано, что мне от этого множества нужно просто избавляться — и всё это подобно вулкану извергается мною на публику, в любом из образов.

— Но один из ваших самых любимых образов, как вы сказали в нашей прошлой беседе — Любаша из «Царской невесты». Героиня, которую часто даже в описании либретто упрощают до «ревнивой и мнительной злодейки». Вы согласны с такой трактовкой?

— Нет, это совсем неправильно. Любаша — очень любящая женщина, отдавшая все свои душу и сердце возлюбленному, пошедшая ради своей любви на величайшую жертву, а вовсе никакая не злодейка. И когда она просит зелье для этой несчастной Марфы — это момент затмения рассудка, момент, когда она живёт только чувствами, эмоциями (к слову — просит она «…такого зелья, чтоб не совсем сгубило человека, а извело бы только красоту — и то не вдруг, а понемногу» — Прим. автора)… Я вообще всегда выступаю адвокатом своих персонажей (улыбается). Имела ли она право защищать свою любовь такими методами? Я вообще не люблю, когда произносят слово «право», особенно в делах, которые касаются любви. Любовь — чувство от Господа, и плохого в нём ничего быть не может.

— Исполнительницей какого репертуара вы сами себя считаете — музыка какой «национальности» вам ближе всего?

— Я безумно люблю немецкую музыку — это музыка потрясающей сложности и красоты — много её пою: Шумана, Брамса, Вагнера. И пою, так скажем, неплохо. Но всё же понимаю, что далеко не «открытие» в этой музыке, тем более, что немецкого языка я не знаю, и буквально каждое слово мне приходится переводить, чтобы понять, выучить и спеть. Это очень большая работа. Скоро я, кстати, буду петь концерт Листа, перед которым просто преклоняюсь.

Очень свободно и легко чувствую себя в итальянском репертуаре, Верди — это просто мой бог. Испанская музыка мне тоже удаётся, за её исполнение я даже получила медаль Гранадоса… Ещё французская, конечно — я много перепела её в опере. В этих трёх «репертуарах» — итальянский, испанский, французский — я чувствую себя легко и раскрепощённо, понимаю, что и для чего я делаю. А вот немецкую музыку должна очень много слушать, прежде чем исполнить.

Елена Образцова в Волгограде— А что для вас первично в музыке — техническая сторона или текст и внутреннее содержание?

— Знаете, я сейчас не думаю о том, как спеть и «взять», техника у меня, что называется, «на автомате». Самое главное, что должен знать певец, выходя на сцену — зачем он на неё выходит и что он хочет сказать людям. Если сказать ему нечего — незачем и на сцену выходить, никакая техника тебе всё равно уже не поможет.

— В последнее время, как мне кажется, у нас наблюдается тенденция к вытеснению русской оперы иностранной, в частности итальянской. Такое впечатление, что и театры не очень охотно ставят оперы русских композиторов — также как и зрители хуже ходят на них. Или я ошибаюсь, и это «болезнь» исключительно волгоградская?

— Да, думаю, что вы абсолютно правы. И дело здесь, видимо, в том, что практически вся русская музыка очень печальная, грустная — и в то же время сложная. Если её воспринимать по «горизонтали», то она кажется не такой уж трудной, но если ощутить «вертикаль» и увидеть все те проблемы, которые стоят за словами и за музыкальной фразой — она теряет всю эту кажущуюся простоту. Русскую музыку может петь только очень глубокий артист — знающий и умеющий чувствовать… Знаете, совсем недавно я поняла, что очень счастливый человек, потому что дожила до того возраста, когда имею право петь старинные русские романсы: я прожила долгую и очень наполненную жизнь, моя душа многое испытала, были в моей жизни и трагедии, и страдания, и радости, и влюблённости — и это всё переходит в музыку, в мой голос, отражается на исполнении… А ведь воспринимать русскую музыку столь же трудно, сколько и петь — поэтому и не любят её ставить. Итальянская же музыка написана в высоком диапазоне, она очень яркая и броская, проходит на высоком эмоциональном накале — и для исполнителя, и для публики. Отсюда аплодисменты и успех.

— Ну и последний вопрос. Елена Васильевна, как вы относитесь к мнению, что провинции, рабочему городу не нужен свой оперный театр, и для любителей искусства будет вполне достаточно хороших аудио- и видеозаписей, а также гастролей «профессиональных» столичных театров?

Елена Образцова в Волгограде— Никогда не думала об этом раньше, спасибо, что озадачили — теперь у меня будет повод задуматься… Мой вам легкомысленный, чисто эмоциональный ответ: есть такие провинциальные театры, которые просто необходимо закрывать, потому что низкий уровень исполнения отвращает от оперы как искусства целый пласт населения, и это очень плохо. С другой стороны, люди всё же должны знакомиться с оперой… Поэтому театры я бы всё же оставила. Ведь у нас в России очень много талантливых людей, которые не могут найти себе работу — их и необходимо на конкурсной основе командировать в наши «города и веси». Но если бы я была директором театра, то никогда не стала бы держать труппу: на месте люди успокаиваются, «жиреют» и начинают халтурить. На постоянной основе, как мне кажется, должны работать только оркестр, хор и дирижёр — непременно очень хороший дирижёр. А солистов надо набирать на конкурсной основе — на конкретный спектакль, под конкретную постановку. Если в ходе первого конкурса не подобралась труппа — конкурс объявляется вновь. Или ставится та опера, под которую у меня есть в данный момент хорошие исполнители, ведь, согласитесь, какая может быть «Кармен» — и без Кармен? Плохие же певцы у меня бы ни за что не пели — даже в самом захудалом театре на дальней окраине. Почему? Потому что они разрушают нашу культуру.

Последний, очень короткий разговор с Еленой Васильевной состоялся уже поздно вечером после концерта:

— Елена Васильевна, самый последний вопрос: что с нашими донскими Песнями?

— Мне передали кассету с записями. Теперь буду учить…

И, вернувшись за свой столик, я увидела нашего известного мецената Лану Евгеньевну Ермияеву, с горящим от радости взглядом объявившую: «Образцова дала предварительное согласие на то, чтобы спеть в Царицынской опере «Кармен»… Почему-то меня эта новость не удивила. А вас?


Все комментарии (цензурные и по возможности грамотные) рассматриваются в порядке живой очереди, принимаются к сведению и даже публикуются на сайте. Так что если тебе есть что сказать по поводу вышепрочитанного — мыль сюда!!! ;)

Архив рассылки

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: lit.writer.texty
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное