Писать о книгах Крайтона и легко, и трудно. Причина ясна – классик жанра. Жанра, с одной стороны, скучноватого, негибкого; а с другой стороны – обладающего немалым числом верных почитателей. Речь идет о технотриллере.
Написал ли Крайтон и на этот раз технотриллер? И да, и нет. Если точнее, то «Государство страха» – авантюрный роман на реальной основе. И очень неортодоксальный. Настолько, что его едва ли хоть кто-нибудь причислит к классическим технотриллерам.
В основе технотриллера всегда лежит одна и та же идея (на мой взгляд, позаимствованная из сказок) – роковое открытие или изобретение, грозящее всему миру непредсказуемыми (точнее – катастрофическими) последствиями. Здесь открытие тоже есть; о нем (вот оно!) знают многие, но молчат… А вот почему – об этом и книга.
Загрязнение окружающей среды – скучный, так как общеизвестный, факт. Глобальное потепление и неприятные погодные явления, вызванные парниковым эффектом, таяние ледников и подъем уровня моря – об этом уже многие годы трубят масс-медиа. С этими негативными явлениями борются экологические организации; и некоторые из них – самыми радикальными методами. Так и должно быть. Ведь речь идет о будущем всей планеты! Но…
Миллиардер Джордж Мортон финансирует деятельность одной крупной организации, занятой экологическими проблемами. Во главе организации – юрист Николас Дрейк. Ещё один юрист, Питер Эванс, выступает связующим звеном…
Неожиданно появляется главный герой – знакомьтесь, Джон Кеннер. Вроде весь на виду – профессор физики, известный альпинист. Однако пробелы в его биографии наводят на разные мысли – особенно людей, умеющих читать между строк….
Ради полноты картины – несколько дам, так или иначе связанных с главными героями; все они красавицы, спортсменки, и почти все – умницы. Как видите, места для развития сюжета – хоть отбавляй.
Смысл же происходящего приходится искать, как младенца в капусте – на то и триллер. Гибнет несколько ученых… Почему? Кто-то через Интернет (и не только) скупает очень специфическое технологическое оборудование, а ещё – взрывчатку. Зачем?
Этого я вам не расскажу, а то читать не будете. Но общий смысл в том, что защита природы – это идея. А «идея, овладевая массами, становится реальной силой» (В.И.Ленин). И этой силой можно управлять. Кто, как и зачем управляет ей? Кто пытается управлять нами? К чьим нестерильным рукам пристают гигантские суммы, которые разные благотворители тратят на экологию? Может быть, это скучные вопросы – но автор не дает читателю заскучать. Есть и другие вопросы; более, скажем так, сюжетные – Мортон погиб? Или его
убили? Политкорректность – это правда нашего века или простая дурость? Есть людей – это всегда нехорошо или как?
Сюжет книги, как и положено, увлекателен: Калифорния, Париж, Гренландия, Антарктида, острова в Тихом океане… Смертельная опасность, хитроумные ловушки, смелость и хладнокровие. Да, это настоящий триллер!
Не все герои удались автору одинаково: например, и Мортон, и Дрейк, и многочисленные красавицы (они же «железные леди») малость ходульны; это роли для голливудских фильмов, а не литературные персонажи. Впрочем, Крайтон есть Крайтон. Но есть и явные удачи: Эванс – очень человечный, живой, чувствующий, сомневающийся… Истинный шедевр автора – актер Тед Брэдли, напыщенный кретин, поющий с чужого голоса и интересующийся только собой. Ненависть Крайтона к фигурам, подобным Брэдли, поистине безгранична (видно,
немало они попили авторской крови при экранизации его книг). Джон Кеннер выставляет Брэдли идиотом, одна из дам его уделывает, как Господь черепаху; а ближе к финалу политкорректного придурка заживо съедают дикари. И написана эта сцена так, что позавидовали бы и Стивен Кинг, и Чак Паланик.
Голос же самого автора двойственен: с одной стороны, это подборка реальных документов, из которой следует, что никакого глобального потепления не происходит, а влияние человека на окружающую среду почти не изучено. С другой стороны, за него говорит эксцентричный, но правдивый профессор Хоффман: «Страх присутствует в обществе, затрагивает все аспекты его существования. Постоянно… Политикам нужен страх, чтобы контролировать население… Средствам массовой информации нужны страшные истории, чтобы привлекать
и удерживать внимание публики… Именно таким образом функционирует современное общество. Постоянно создает новые страхи».
Ещё более (по крайней мере, не менее) интересны высказывания Хоффмана о кризисе университетов. По моему скромному мнению, не в бровь, а в глаз! В заключение профессор помянет Джорджа Оруэлла – прямо как черта к ночи.
В романе Крайтона хэппи-энд будет: яркий пример торжества «нового тоталитаризма», кстати. Ведь без этого – кто ее купит? Немногие. А фильм? Не поставят точно. Итак, в книге – да. Благородный Кеннер спасет мир; Мортон, Эванс и другие глубоко задумаются, и – все будет хорошо.
А вот в жизни… Тоталитаризм духа торжествует нагло и в открытую. Несогласные ещё есть. Их голоса еле слышны за ревом медиа-проповедников…