Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Лучшие рецензии на лучшие книги


Артуро Перес-Реверте «Кавалер в желтом колете»

rev.jpg                                                                                                                                        М., ЭКСМО, 2006
(пер. с исп. А. Богдановского)

Вновь пишу о книге Переса-Реверте; а писать об его книгах, и об этой в частности,- очень приятно. Но… Беллетристами были и Дюма, и Киплинг, и Конан-Дойль. Беллетристика строится на сюжете, герое и антураже. По крайней мере, это ходячее мнение. Но вот хорошая беллетристика – это ещё и мощная тема, и ненавязчивая глубина, и голос времени, сплетающийся с голосом автора… Хорошая беллетристика, тем более историческая – это знание описываемой эпохи. А ещё, как и любая литература, это – стиль…
Все это в «Кавалере…» есть. Тема книги – империя; империя без прикрас. Не идея «великого государства», а реальная Испания XVII века – блеск и нищета, гордость и подлость, дуэли и инквизиция…Барокко. Причудливое, дисгармоничное, трагическое. Все слишком, все чересчур, все – на излете, на закате, в шаге от смерти. О  XVII веке надо писать в начале XXI. Пока ещё не поздно.
Проблема «человека и империи» решалась в литературе очень по-разному, но если вдуматься – то всегда в негативе. Как ни странно, но здесь сходятся Бродский и Дюма, Уэллс и Перес-Реверте. Империи служат, а она – давит. Империей гордятся, а ей правят ничтожные идиоты. Ее спасают, за нее гибнут, а она награждает кукишем с маслом, а то и чем похуже.
Идея защиты своего «я» в книге прослеживается достаточно четко. Ну а ещё – словесность. Это выход; и тогда, и сейчас…
Старинный, но вечно молодой жанр авантюрного романа, во-первых, дает автору много чисто сюжетных возможностей, во-вторых, позволяет (хотя это  может показаться странным) прерывать ход действия преинтереснейшими авторскими отступлениями. Система героев любопытна тем, что ключом к ней выступает герой-рассказчик - молодой человек по имени Иньиго Бальбоа (интересно, кстати: кем он приходится тому Бальбоа, что прославился в Америке?). Образ Иньиго постоянно двоится: автор иногда «забывает», что за него говорит испанский дворянин, живший более 300 лет тому назад – и очень молодой впридачу. Этот странный эффект отменно украшает повествование. Как главного героя автор аттестует капитана Диего Алатристе. Но, честно говоря, он главный в сюжете – и не более того. Уж очень «без страха и упрека». А потому смахивает, извините, на Ахилла из относительно недавней голливудской «Трои»; а то и вовсе на Терминатора… Но это я так, злословлю по привычке.
В высшей степени интересна «тусовка» испанских литераторов того времени – Франсиско Кеведо, Луис де Гонгора, Лопе де Вега, Педро Кальдерон…С ними и бессмертная тень автора «Дон Кихота». Тот же эффект двойственности – люди (живые, страстные, грешные) и писатели – создатели испанской классики, авторы «золотого века». Точно и емко обрисованы второстепенные персонажи: король и королева, министр-герцог Оливарес, заговорщик Малатеста…Ну и, конечно, дамы: фрейлина Анхелика де Алькесар (возлюбленная Иньиго), актриса Мария де Косар (пружина всей интриги), чудесная Каридад Непруха (шедевр переводчика!).
Итак: Заговор с целью убийства короля. Стоит ли король того, чтоб из-за него рисковали жизнью, честью и свободой? Едва ли… Но капитан Алатристе – честный человек, дворянин и солдат. Иньиго Бальбоа – тоже. И поэтому заговорщики и потенциальные цареубийцы будут посрамлены. В конце – после головокружительных погонь, жестоких схваток, мелькания шпаг, кинжалов, плащей, вееров… Стихи прочитаны, добро торжествует. «Занавес падает, пьеса окончена» - как сказал когда-то Генрих Гейне. Под занавес король говорит главному герою: «Я желаю вам удачи, капитан… Если Вас когда-нибудь захотят повесить или удавить гарротой, обратитесь к королю… Отныне и впредь Вы получаете право быть обезглавленным как идальго и кабальеро».
Конец этой истории. Конец пятой книги о приключениях Диего Алатристе; книги о прекрасном и неимоверно жестоком времени, о медленно гибнущей великой империи и о немеркнущей великой литературе.
Что ж, подождем продолжения – с теми же живыми и выразительными персонажами, с таким же увлекательным сюжетом, магическим очарованием эпохи и блестящим стилем настоящего мастера, действительно хорошего беллетриста.


 А.Гетманцев
Наконец-то заработал по-новому наш сайт gogol.ru ! Приходите, размещайте Ваши материалы - будьте нашим автором!

В избранное