Б. Акунин и Г. Чхартишвили «Кладбищенские истории»
М., Колибри, 2006
Захватывающе интересная книга. Если вдуматься, очень неровная, может быть, даже дисгармоничная. Как принято говорить – сложная. Сложность эта отнюдь не бросается в глаза; даже наоборот. Ах, Боже мой! Какая тема – кладбища, могилы, смерть – ужасы и сентиментальщина, беспроигрышный рецепт. Людей ведь ничто так не волнует, как секс и смерть.
Да ещё этот двухголовый монстр вместо автора – Акунин (на грани самопародии) и Чхартишвили (старательно демонстрирующий как свою эрудицию, так и свою «искренность»). Не книга, а ящик Пандоры, но…из сувенирного магазина. Лаковая шкатулочка.
Итак, Чхартишвили пишет документальные, хотя и «личные» очерки о старых кладбищах. А после каждого очерка – рассказик Акунина; с одной стороны – жутковатый (а как же!), с другой – комический (все-таки развлекалово, хотя и претендующее на высокий полет).
Старое Донское кладбище в Москве – это там, где могила Чаадаева с пугающе-короткой надписью… В двух шагах от него просидела в яме, на цепи, много-много лет Салтычиха.
О ней (точнее, о призраках) следует рассказик Акунина. Честно говоря, на грани фола… но прикольно.
Хайгейтское кладбище в Лондоне. На нем лежит жена Данте Габриэля Росетти, она же натурщица Эверетта Миллеса – Элизабет Сиддал. Но это для эстетов и культурологов.
А ещё там похоронен Карл Маркс. Чхартишвили прошелся по биографии этого деятеля без всякой жалости (что вполне понятно).
Но впрямую весь негатив по поводу Маркса выплеснут в соответствующей истории Акунина. Маркс-вампир обрисован страстно и убедительно, единственный возможный упрек автору – не слишком ли много ненависти к в общем-то забытому герою позавчерашних дней?
Пер-Лашез в Париже – кульминация всей книги. Эдит Пиаф, Айседора Дункан, Жерар де Нерваль, Оноре де Бальзак, Марсель Пруст, Гийом Аполлинер – некрофильско-культурологическая оргия; плюс ещё несколько забавных кладбищенских анекдотов с сексуальным уклоном…
Отдельно, особняком – могила Джима Моррисона. Честно сказать, из-за нее, а ещё из-за могилы Бунина всерьез жалею, что не побывал пока на Пер-Лашез. Впрочем, мое отношение к Моррисону в корне отличается от авторского, а о Бунине Чхартишвили-Акунин счел возможным и вовсе не упомянуть…
Он пишет о другой, самой посещаемой и самой скандальной могиле на Пер-Лашез. О могиле Оскара Уайльда. В этой связи вспоминается старый анекдот: «Армянское радио спрашивают: «Правда ли, что Чайковский был гомосексуалистом?» А оно отвечает: «Да. Но мы его любим не только за это».
Для меня Уайльд – автор «Портрета Дориана Грея» и «Счастливого принца», «Как важно быть серьезным» и «Кентервильского привидения»; а такжепрекрасных стихов и отточенных афоризмов.
И поэтому когда Акунин строит очередной рассказик на гомосексуальности покойного литератора, это вызывает, мягко говоря, недоумение. Рассказ в принципе неплохо написан, но брутален и открыто нравоучителен. Так что – незачет. Да, читается взахлеб, но – гадость.
На Иностранном кладбище в Иокогаме Чхартишвили демонстрирует свои познания япониста, а Акунин пристегивает к этому очерку очень эстетичный и мистичный детективчик «про Фандорина». Выходит действительно мило.
Грин-Вуд в Нью-Йорке дает Чхартишвили пищу для размышлений об Америке и американском обществе. Странно, что к этим изящным экзерсисам присовокуплен рассказ Акунина, который исчерпывающе характеризуется словами его же главного героя: «howkitschy».
Еврейское кладбище на Масличной горе, что называется, десакрализовано. Это просто место, где правоверные иудеи ждут Суда; что-то вроде зала ожидания на вокзале или в аэропорту… Точка зрения странная, но небезынтересная. Последний в книге рассказик Акунина – легкое, но ощутимое издевательство над образом самого себя. Не очень смешной смех, не очень страшная смерть…
Ещё раз скажу – книга читается просто идеально, она и развлекательна, и познавательна.Странная, но вполне настоящая беллетристика. Но по прочтении возникает и никуда не девается (как я нистарался) вопрос – что и зачем я все-таки прочел?