Книга имеет подзаголовок «Волшебный остров» и является продолжением «Танатонавтов» и «Империи ангелов».
Очень любопытная книга-игра. Пожалуй, самое интересное – это та легкость, с которой Вербер облекает в форму шутки свои ответы на очень серьезные вопросы…
Об эволюции природыи общества, о морали и выживании, о божественном вмешательстве… И о том, что оно не очень-то нужно…
Проблему, составляющую основу романа, можно сформулировать так: к чему ведет эволюция? Есть ли у нее цель? В чем она может состоять?
Как вы понимаете, для того, чтобы ответить на такие вопросы, желательно быть богом (разумеется, с маленькой буквы); точнее – учеником в школе богов. Что ж, школа богов – это уже довольно комично.
В книге много сюжетных линий, и они очень разветвлены. Отслеживать их все вэтом отзыве, на мой взгляд, не имеет смысла. Основная же линия такова: действовавшие в предыдущих книгах сериала Мишель Пэнсон, Эдмонд Уэллс, Рауль Разорбак, Фредди Мейер и Мэрилин Монро (так, автор! Я сам к ней неравнодушен…) проходят весьма
своеобразное обучение вместе с большой группой других… кого? Бывших людей? Бывших ангелов? Они учатся создавать и совершенствовать целый мир, а в роли наставников выступают греческие боги: Гефест, Посейдон, Арес, Деметра…
От мертвых камней – к первобытным океанам. От первых одноклеточных – к рыбам, динозаврам, животным…
Откуда берется человек? Вербер благоразумно оставляет вопрос открытым. Эволюция же людей строится, по Верберу, на понятии тотема. Вряд ли стоит тревожить здесь тени великих антропологов.
Скажем проще: есть люди-черепахи (консервативные, скрытные, осторожные), люди-осы (свободные, свирепые и очень дружные амазонки), люди-крысы (завоеватели и поработители), люди-муравьи (трудолюбивые и сплоченные)… А ещё есть люди-дельфины (дружелюбные, интеллектуальные, творческие). Но кто же из них наследует землю?
Каждый бог руководит (очень неявно) своим племенем, стараясь превратить его в народ, в нацию; не дать его уничтожить или поработить. А также – стараясь помочь победить всех других. Любым путем? Любой ценой?
В финале книги игра не заканчивается… Впереди, очевидно, самое главное.
У книги очень сложная, интересная композиция, иногда делающая роман (кстати, почти детективный) похожим на научную работу – по естественным (или гуманитарным?) наукам.
В заключение – несколько слов о новых авторских находках.
Первое: новая загадка (вспомните книгу о муравьях).
«Это лучше, чем Бог.
Это хуже, чем дьявол.
У бедных это есть.
А у богатых нет.
А если это съесть, то умрешь.
Что это?»
]Ответа Вербер не дает…
Второе: размышления о сущности насилия, о том, насколько человек к нему склонен – и о разрушительности его, в конечном счете. Может, слишком оптимистичные, но – убедительные. Тихо радуюсь…
Третье: красивое развитие двух сквозных верберовских тем: крысы (темное, страшное, но – неимоверно живучее начало) и муравьи (деятельное, дружное и… нечеловеческое).
И, наконец, дельфины – как образ потерянного рая, зов прекрасного прошлого, которое может, да; -все же может! – стать светлым будущим…
Алексей Гетманцев
Читайте рецензии на книжные новинки на сайте gogol.ru.