Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Off-line интервью Бориса Стругацкого от 15/07/2001


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО

Борис Натанович!
Вот еще вопрос, который, надеюсь, Вам пока не задавали. Термин Странники - это намек на Вагнера или случайность? Я знаю, что Вы не интересуетесь музыкой, но все же напомню. В Кольце Нибелунгов Вотан, царь богов, посещает Землю переодетый, под именем Странник. В частности, в целях воспитания сына. Говорит загадками и совершает поступки с точки зрения людей необъяснимые, и вообще неопределимые как ПОСТУПКИ. Совпадение или намек?

Владимир Романовский < PnNBr@aol.com>
New York, U.S. - 07/15/01 20:05:51 MSK

Безусловно, сопадение. Нам слово Странники показалось привлекательным, я думаю, потому, что сочетало в себе два замечательные смысла: "странствующие" и "странные". Никакого третьего смысла в этом слове мы не видели. И о Вотане, разумеется, слыхом не слыхали, будучи людьми, в оперной музыке мало образованными.


Здравствуйте, Борис Натанович!
Вопрос: считаете ли Вы книги, написанные вместе с Вашим братом, лучше, чем те, которые Вы писали один, или нет?

Андрей < apines@rambler.ru>
Падерборн, Германия - 07/15/01 20:06:16 MSK

Я считаю, что "Поиск" попадает в первую десятку книг АБС. Может быть, даже в первую полудюжину. Серьезная книга.


И скажите, пожалуйста, удобно ли это - писать вдвоем?

Андрей < apines@rambler.ru>
Падерборн, Германия - 07/15/01 20:06:40 MSK

Только вдвоем писать и удобно. В одиночку писать - все равно, что нагруженный воз толкать, причем в гору.


Ув. Борис Натанович!
У меня несколько вопросов:
1. Приходят ли к Вам персонажи из Ваших книг?
(Не буквально, конечно, я же не сумашедший. В мыслях, может - во снах). Бывает ли так, что Вы с ними мысленно спорите? Было ли так, когда писалась та или иная книга? Было ли после? Если да, то кто из персонажей Вас беспокоит больше остальных? Почему?

Михаил Шейнкман < msheink@yahoo.com>
Балтимор, Usa - 07/15/01 20:06:58 MSK

Это все - "литература". Персонажи - они и есть персонажи. И нечего их одухотворять. Спорить можно с собой. С соавтором. Но не с персонажем.


2. Вдохновляет ли Вас это интервью на "новые подвиги" - книги, романы?

Михаил Шейнкман < msheink@yahoo.com>
Балтимор, Usa - 07/15/01 20:07:15 MSK

Нет.


3. Бывает ли так, что Вы чувствуете что образы, Вами созданные, живут сами по себе, а Вы, объясняя тот или иной аспект их поведения, скорее импровизируете, чем знаете?

Михаил Шейнкман < msheink@yahoo.com>
Балтимор, Usa - 07/15/01 20:07:16 MSK

Нет, конечно. Это все красивые выдумки - о персонажах, которые живут, якобы, собственной жизнью. Есть автор; есть игра его воображения; есть "роль", которую он играет, воображая себя собственным персонажем. И больше нет ничего, о чем стоило бы говорить.


Здравствуйте, Борис Натанович!
Такой вопрос: в какое время и место попал бы Андрей Воронин, если бы захотел вернуться в Город?

Алексей < elomer@mail.ru>
Хабаровск, Россия - 07/15/01 20:07:27 MSK

Я не думаю, что в Город можно было попасть, "захотев". Надо, чтобы тебе это "предложили". Так что "время и место" никакого отношения к делу не имеют.


Уважаемый Борис Натанович!
Пишет Вам давний (еще со времен "Шесть спичек") поклонник Вашего творчества.
Речь пойдет о Теории Воспитания.
Душа целиком и полностью за нее, но вот ум говорит вот что:
Представим себе первобытное племя. Совершенно очевидно, что выжить оно может только при жесткой власти Вождя. Также представляется очевидным, что претендовать на эту власть и бороться за нее должны очень немногие - два-три человека максимум. А для того, чтобы власть могла действовать, все остальные члены племени должны жить по принципу - "Кто взял палку - тот и пан". Разумеется, в племени должен быть и Бунтарь - против любой власти, Творец - один человек, но не больше, и прочие - тоже по одному. А остальные - та самая масса...
И это соотношение поддерживается, вероятно, теми же природными силами, которые определяют количество рождающихся мальчиков и девочек. Сможет ли воспитание что-то изменить? Например, сделать всех Творцами? Да и нужно ли это?

Сергей Каменшиков < ksniko@aport2000.ru>
Красноярск, Россия - 07/15/01 20:07:46 MSK

О том и речь, чтобы обрисованную вами ситуацию изменить. Например, сделать всех творцами. Эта задача, сама по себе, не кажется мне совершенно фантастической - особенно, если слово "творец" перестать писать с большой буквы. (Не пишем же мы слово "работа" с большой буквы). А вот нужно ли это - это вопрос! Если не нужно, то все останется прежним - до тех пор, пока не понадобится сделать всех творцами. Или увлеченными работниками. Или носителями какого-то таланта. Понадобится ли? Не знаю. До сих пор как-то обходились.


Уважаемый Борис Натанович!
Вот Вы несколько раз говорили в этом интервью, что религия - прибежище слабых. А кого Вы можете назвать слабым? Вот, например, три героя Вашего киносценария к фильму Тарковского, Писатель, Профессор и Сталкер, кто из них "сильный", а кто "слабый"?

Андрей < zanov@fromru.com>
Россия - 07/15/01 20:08:05 MSK

Каждый из них слаб по-своему. Но по-настоящему религиозным является, конечно, только Сталкер. Потому что в этой жизни у него нет ничего, кроме веры в Зону.


И еще один вопрос к Вам, Борис Натанович, может быть, не очень серьезный.
В "Граде обреченном" Андрей между прочим говорит замечательный афоризм: "Вас всех упомнишь, забудешь, сколько водка стоит". Это - народное или авторство принадлежит кому-то из АБС?

Андрей < zanov@fromru.com>
Россия - 07/15/01 20:08:27 MSK

По-моему, мы это сами придумали. Хотя, конечно, полной гарантии дать не могу.


Уважаемый Борис Натанович!
Прошу поделиться Вашим мнением о Бруно Беттельгейме. Это австрийский психолог, который провел несколько лет в нацистском конц.лагере и там создал теорию Воспитания (построенную на контрасте с "воспитанием" у наци). В 1944 году он стал директором клиники для детей с нервными расстройствами при Чикагском университете и там реализовал свои идеи. Прочитав статью о нем здесь: http://lib.ru/PSIHO/maksimow.txt, я увидел что-то до боли знакомое в подходе к воспитанию детей. Не читали ли Вы его? Если да, то скажите, насколько его точка зрения близка к Вашей?

Михаил Орлов < ollo@runa.ru>
Москва, Россия - 07/15/01 20:08:36 MSK

Я ничего не знаю об этом человеке, а потому и точки зрения никакой не имею. К сожалению.


Здравствуйте, Борис Натанович! У меня такой вопрос. Использовали ли вы когда-нибудь чужую идею?

Юлия Сергеева < sys@dsi.ru>
Иркутск, Россия - 07/15/01 20:08:53 MSK

Никогда. Разве что случайно, по неведению.


Еще. Один из вопросов "Моцарта и Сальери" - это вопрос соотношения труда и случайности в таланте. Так, на ваш взгляд, талант- это некий напрасный и случайный дар или результат упорного труда? Или не то и не другое?

Юлия Сергеева < sys@dsi.ru>
Иркутск, Россия - 07/15/01 20:09:17 MSK

Талант это, безусловно, "случайный дар". Искра Божья. Счастливое сочетание генов.


Еще. Не могу разобраться, о ком труднее писать - о людях или не-людях. Иногда очень трудно описать поведение животного. Но сделать человека живым - еще труднее. Как добиться, чтобы люди были живыми?

Юлия Сергеева < sys@dsi.ru>
Иркутск, Россия - 07/15/01 20:09:45 MSK

Это - главная задача писателя. Никакого алгоритма действий здесь не существует. Либо дано вам, либо нет. И еще - метод проб и ошибок. Если "дано", - рано или поздно наткнетесь на правильное решение задачки.


Часто замечала, что от редактирования произведение или статья только страдает. Как нужно редактировать, чтобы не калечить, а улучшать написанное? Это очень важный вопрос.

Юлия Сергеева < sys@dsi.ru>
Иркутск, Россия - 07/15/01 20:09:53 MSK

Ну, это Вам должно "сердце подсказать". Редактирование - это то же писание. Перечитай написанное и прислушайся: лучше стало или нет? Другого способа не существует.


Я люблю книги, но иногда мне становится не по себе - зачем я собираю их так же, как коллекционер? Ведь все можно прочитать в библиотеке, в Инете и т.д. Почему люди так любят книги, бумажные, настоящие?

Юлия Сергеева < sys@dsi.ru>
Иркутск, Россия - 07/15/01 20:10:23 MSK

Это - от воспитания. Семья, друзья, знакомые - они и приучают к книге. Или НЕ приучают. Кому как повезет. Нам с Вами, видимо, повезло.


Борис Натанович! Ни одну книгу в моей жизни я не перечитывал столько раз, сколько "Хромая судьба". Это однозначно шедевр. Вот мой вопрос: В ХС у вас промелькнул один, не знаю как выразиться, термин, что ли... "талант читателя". Для серьезного писателя этот самый талант, как я догадываюсь, стоит не на последнем месте. Хотелось бы узнать, по Вашему мнению, в целом российский читатель талантлив?

NomaD < nomadic@aport.ru>
Москва, Россия - 07/15/01 20:10:31 MSK

"В целом" читатель не может быть талантлив или бесталанен. Как и народ. А что среди россиян полным-полно талантливых читателей - это, по-моему, очевидно. Уже просто потому, что талантливых писателей полным-полно.


Уважаемый Борис Натанович.
Если можно, сперва небольшая цитата из "ПиП", а затем вопрос. Цитата - "Несколько человек в ярких и, прямо скажем, легкомысленных нарядах беседовали о чем-то посреди зала. И голоса у них были под стать нарядам-развязные. громкие до неприличия. И вдруг они разом замолчали, как-будто их кто-то выключил. Гаг обнаружил, что все они смотрят на него... Нет, не на него. На Корнея. Улыбки сползали с лиц, лица застывали, взгляды опускались - и вот уже никто больше не смотрит на Корнея, вообще никто больше не смотрит в их сторону, а Корней знай себе вышагивает мимо них в полной тишине, словно ничего этого не заметив".
Вопрос - Почему такая странная реакция? Предыдущий текст ответа не дает, последующее развитие сюжета - тоже. Для себя я ответил так (даже не ответил, а "притянул за уши") - это все бывшие "гигандийцы" - имперцы и алайцы вперемешку, вывезенные Корнеем с Гиганды (зачем?), боящиеся Корнея (почему?),обязанные Корнею (за что?). Но на ! каком языке они тогда между собой разговаривают? Так ли это? Какова была Ваша мысль?

Романовскому
Спасибо за Ваше столь быстрое разъяснение (по поводу реакции), но только оно ничем не лучше моего (также "притянуто за уши"). Ну посудите сами:
1. Госпиталь, фойе, несколько человек (около 10) - кто они? 2-3 врача, 2-3 пациента, 2-3 посетителя. И все они знают, кто такой Корней (а он был здесь не более 2-х раз, включая этот - по тексту, прошло всего 5 дней)? Таблички на груди "Я - Прогрессор" у него, очевидно, не было. Остается предположить, что профессия "оставила печать на его лице".

Александр Забурский < azabur@msn.com>
Daly City, США - 07/15/01 20:10:48 MSK

Гораздо проще предположить, что Корнея знает только один из них. Увидел, буркнул что-нибудь неприязненное, краткое, но всеми остальными однозначно понятое, и вот результат: обнаруженная ничего не понимающим Гагом странная реакция.


2. По этому и остальным произведениям не заметно, что прогрессорство столь уж социально непрестижно - так, что никто не одобряет (и даже как-то брезгует) этот род деятельности.

Александр Забурский < azabur@msn.com>
Daly City, США - 07/15/01 20:11:11 MSK

Прогрессоры образуют "свой", "узкий круг". Мы, насколько я помню, нигде (кроме "Парня") не показывали их вне этого круга.


Кстати, доктор, лечащий Гага, относится к Корнею вполне адекватно.

Александр Забурский < azabur@msn.com>
Daly City, США - 07/15/01 20:11:21 MSK

Насколько я помню, подразумевалось, что доктор сам из прогрессоров. Во всяком случае, он работает и общается с ними достаточно давно и регулярно.


Архив ответов БНС в off-line интервью можно найти на http://www.rusf.ru/abs/int0000.htm. Задать свой вопрос Борису Стругацкому можно на http://www.rusf.ru/abs/guestbk.htm, в крайнем случае, вопрос можно послать по адресу: bvi@rusf.ru, при этом весьма желательно сообщить страну и город проживания отправителя вопроса.

БВИ.




http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное