Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Off-line интервью Бориса Стругацкого от 26/12/2000


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО

Уважаемый Борис Натанович!
Во время прямого чат-общения, организованного "Компьютеррой", Вы обмолвились, что как минимум дважды Ваши сновидения были использованы в ваших произведениях. О каких случаях идет речь?

Вадим Аносов < avad@comail.ru>
Москва, Россия - 12/26/00 21:06:42 MSK

Случаев использования сновидений было несколько, но сейчас я помню только два. Во-первых, это Красное Здание из "Града обреченного" - "дом, который пожирает людей". А во-вторых, фраза, которая всплыла во сне, и которую я кое-как нацарапал в темноте на клочке бумаги; утром, после редактуры она зазвучала так: "муки совести переносимы".


Уважаемый Борис Натанович, здравствуйте, т.е. - здоровья Вам!
Цитата из интервью:
"...есть лишь НИЧТО ДО и НИЧТО ПОСЛЕ, и жизнь твоя имеет смысл лишь до тех пор, пока ты не осознал это до конца".
Вы: "Подписываюсь обеими руками. Так оно все, к сожалению, и есть. Увы. И осознать это не так уж и трудно".
И что делать? Как дальше? Что с Вами было, когда вы поняли это?

Лида < lidaa@rambler.ru>
Москва, Россия - 12/26/00 21:07:10 MSK

Как видите, ничего особенного. К этой мысли надо привыкнуть, как привыкаем мы ко многим и многим печальным фактам и истинам. Никогда мне не стать богатым, как Билл Гейтс. Умным, как Эйнштейн. Добрым, как мать Тереза... И так далее - до бесконечности.


Здравствуйте, Борис Натанович!
Можно вопрос? Как Вам пришла в голову схема растормаживания гипофиза и иммунной системы?

Яндыбаев Владислав < yandy@mail.ru>
Уфа, Россия - 12/26/00 21:07:21 MSK

Совершенно не помню. И, между прочим, вовсе не уверен, что она пришла в голову именно МНЕ. Может быть, АНу. Такого рода "идеи" любому писателю приходится изобретать часто и быстро, если он пишет фантастическую прозу. Штучки-дрючки эти, не имея, как правило, никакой самостоятельной ценности, несут чрезвычайно важную художественную нагрузку: они создают достоверный антураж, без которого цена любой фантастике - дерьмо.


Еще один вопрос, если можно. Почему в своих произведениях Вы так мало описываете биологию человека и медицину будущего?

Яндыбаев Владислав < yandy@mail.ru>
Уфа, Россия - 12/26/00 21:07:26 MSK

По двум причинам. Во-первых, мы ничего в этом не смыслили. А во-вторых, это никогда не было нам интересно.


Уважаемый Борис Натанович!
Мой вопрос связан с развернувшейся в последнее время дискуссией по поводу рассмотрения Думой законопроекта о символике Российской Федерации, а именно: с гимном и открытым письмом творческой интеллигенции к президенту В.В.Путину, которое Вы подписали. В письме говорится:
"Затея возвратить в государственный обиход музыку бывшего советского гимна вызывает у нас отвращение и протест.Эта мелодия - один из самых ярких символов ушедшей эпохи. Никакой новый текст не сможет стереть намертво приставшие к музыке Александрова слова, прославляющие Ленина и Сталина...
миллионы сограждан никогда не станут уважать гимн, попирающий их убеждения и оскорбляющий память жертв советских политических репрессий...
Использовавшаяся до этого в качестве гимна "Патриотическая песнь" Глинки кажется более приемлемым вариантом, поскольку стала символом восстановления связи времен...
Мы - дети России - живем и хотим жить дальше в стране, имеющей гимн, при звуках которого не стыдно вставать".
Хочу заметить, что я не оправдываю репрессии и все плохое, что было в Советском Союзе.
Вопрос у меня заключается в следующем.
Прошедшее десятилетие пренесло немало страданий и горя нашему с вами народу.
Вы слышали про так называемый "руский крест", про то, что в 1994 году в России число умерших людей превысило число рождающихся?
Существуют оценки людских потерь за это время, складывающиеся из числа умерших людей "сверх нормы" и числа неродившихся детей, вычисленные из сравнения числа умерших и родившихся в девяностых и в восьмидесятых годах уходящего столетия. По этим оценкам страна не досчиталась порядка 18 миллионов человек. Под какой гимн вставали бы эти люди?
С другой стороны, обращаю Ваше внимание на огромное число беспризорных детей, появившихся за последнее десятилетие. Как по Вашему, знают ли они вообще, какой гимн в стране пока еще существует, и под какой гимн они должны вставать?
За чертой бедности живет по официальным данным около 40 % населения. Сюда относятся сейчас почти все бюджетники, а также немалая часть творческой интеллигенции... Как должна относиться к гимну на музыку Глинки эта часть населения, живущая за чертой бедности благодаря горе-реформаторам, которые набирались реформаторского опыта, экспериментируя над страной?
Под какой гимн должны вставать все перечисленные мной миллионы?

Самарин С.А. < saleko@chat.ru>
Екатеринбург, Россия - 12/26/00 21:07:29 MSK

Видимо, Вы хотите сказать, что он должны вставать под гимн Александрова? Вот странная идея!


Многоуважаемый Борис Натанович!
В очередной раз перечитал "Поиск предназначения" и вспомнил несколько вопросов, которые давно хотелось задать Вам, если бы была такая возможность - и вот такая возможность есть:-)
1. Что за фальшивые усы появляются у Стаса после того, как его накачали параморфином? (И кстати, что это такое - параморфин?)

Николай Эдельман < nedelman@ints.ru>
Москва, Россия - 12/26/00 21:07:49 MSK

Насколько я помню, это выдумка идиота генерала Малныча: замаскировать усыпленного Стаса под некоего не относящегося к делу старика - на случай, если нагрянет охрана кандидата в президенты. Он же полный дебил, этот Малныч - попал в жуткое положение, когда высшие тайны стали известны постороннему, и совершенно не знает, что теперь делать.


2. Какую работу для Стаса надыбал Сашка Калитин в Москве? (И откуда у него перед смертью взялась куча денег?)

Николай Эдельман < nedelman@ints.ru>
Москва, Россия - 12/26/00 21:08:05 MSK

Честно говоря, этого я уже не помню. Да это и не существенно для сюжета.


3. Почему Предназначение ничего не имело против того, чтобы отпускать Стаса из Ленинграда летом в отпуск? Оно знало, что в этот момент приступа у Виконта не будет? Но почему Оно тогда не пожелало отпустить его на конференцию в Бомбей, куда его хотел послать Каманин?

Николай Эдельман < nedelman@ints.ru>
Москва, Россия - 12/26/00 21:08:07 MSK

Гипотеза "о нежелании отпускать Стаса далеко от Виконта" есть не более, чем гипотеза. Совершенно не исключаю, что поведение Рока управлялось гораздо более сложными факторами.


4. Странный персонаж - Пола. Внезапно возникает и так же внезапно пропадает. Она играет в романе какую-то неявную роль, или же, может, должна была играть по первоначальному замыслу?

Николай Эдельман < nedelman@ints.ru>
Москва, Россия - 12/26/00 21:08:25 MSK

Совершенно случайный персонаж - возлюбленная из далекого детства, кусочек прежней счастливой жизни счастливого мальчика.


5. "Баскер" - это от "собаки Баскервилей"? И не придумано ли это существо под влиянием зловещих историй о питбулях и ротвейлерах?

Николай Эдельман < nedelman@ints.ru>
Москва, Россия - 12/26/00 21:08:36 MSK

Баскеры, разумеется, от собаки Баскервиллей, но к питбулям и ротвейлерам никакого отношения не имеют - они гораздо страшнее и опаснее.


6. И, наконец, главный вопрос - что же случилось со Стасом в лесу, куда он поехал "по грибы"? Моя версия - он решил поставить "окончательный эксперимент", чтобы раз и навсегда установить, опекает ли его Предназначение или нет: заехал в чащобу, приковался к дереву, облил себя бензином и попытался себя поджечь - и беглые уголовники явились как спасители. Прав ли я?

Николай Эдельман < nedelman@ints.ru>
Москва, Россия - 12/26/00 21:08:49 MSK

Не совсем. Стас хотел убить себя (за то, что убил собственную жену и нерожденных детей) - причем не просто убить, но - "замучить", как он сам об этом мельком говорит. Однако же, как и следовало ожидать, Рок был начеку - зажигалка не сработала, пришлось двое суток простоять (гадя под себя) прикованным, пока не освободили его солдаты, ищущие беглых. Всю остальную историю Стас придумал, из чувства естественного стыда не желая никому рассказывать правды. Да и кто бы понял эту правду?


Уважаемый Борис Натанович, Вы считаете, что музыка Александрова неприемлема и что она раскалывает общество. Но в той же Франции "Марсельезу", которая в начале своей жизни вызывала не меньшее разделение мнений у французов, несколько раз отменяли как гимн, несколько раз переписывали и, как результат, спустя какое-то время представить Францию без гимна - Марсельезы невозможно.
Может ли случиться так, что спустя несколько поколений музыка Александрова станет уважаемым символом России?
Что она потеряет свой нынешний антураж?
(Ведь французы не вспоминают про гильотины при пении гимна).

Лобачев Илья < ilja@soliddesign.spb.ru>
СПб, Россия - 12/26/00 21:08:53 MSK

Вполне допускаю. Более того, я уверен, что если гимн Александрова продержится в России еще одно только поколение, через двадцать лет никто и не вспомнит о его происхождении. Это соображение, впрочем, не отменяет главного: сегодня, сейчас принять гимн Александрова - значит, признать, что старое и страшное никуда не ушло и может быть возвращено в любой момент. Не сам по себе гимн Александрова страшен - страшно то, что символизирует его возвращение.


Уважаемый Борис Натанович, доброго Вам здоровья, и - в который раз - большое спасибо за внимание к простым читателям. Знали бы Вы, как материалы чата пошли в дело на форуме! Давно такого не было... Я, к сожалению, не смог присутствовать, но вопросы заготовил - маленькие и совершенно бессистемные. Если позволите, я задам их здесь, не дожидаясь нового "прямого эфира" (будет ли он?). Надеюсь, пестрота не покажется Вам чересчур докучливой (в чате она была бы уместна, а тут - не знаю).
1. Сейчас на форуме идет дискуссия об интеллигенции, не очень, правда, бурно. О Вашем понимании этого явления вопрос уже был недавно, поэтому спрошу чуть о другом: были ли Вы или Аркадий Натанович знакомы, скажем, с Лихачевым и насколько тесно? Влияли ли подобные знакомства на Ваши произведения или вообще на мировоззрение? Насколько реальна, как Вам кажется, встреча, способная в корне изменить взгляды человека на мир? По-моему, это значительно более вероятно, чем та же ситуация в случае с книгой.

Антон Светличный < aesech@mail.ru>
Ростов-на-Дону, Россия - 12/26/00 21:09:15 MSK

Лихачеву меня представляли, но это была совершенно случайная встреча, мы не обменялись и парой слов. АН был знаком с многими знаменитыми людьми, но близок был разве что с Владимиром Высоцким - они дружили домами. Однако же таких людей, встреча с которыми "в корне меняла наши взгляды на мир", в нашей жизни не случилось. Да и не очень верю я во встречи такого рода. Не чистая ли это "литература"?


2. В последнее время периодически всплывает мысль о средствах к существованию. Если вопрос не покажется Вам некорректным, то - не могли бы Вы раскрыть свои источники доходов? Может ли сейчас прокормить творческая профессия, или обязательны дополнительные заработки? Как совмещать необходимость уединиться для созидательной деятельности и другую необходимость - ежедневно ходить на службу? Как все это происходит у Вас? И, кстати, не слишком ли мешают добровольно принятые обязанности по off-line интервью? Не бывало ли такого, что приходится отрываться от работы для выполнения каких-то мелких (в сравнении с Творчеством), необязательных, и никому, в сущности, не нужных дел? Как боретесь с раздражением в подобных случаях (если оно есть)?

Антон Светличный < aesech@mail.ru>
Ростов-на-Дону, Россия - 12/26/00 21:09:20 MSK

Я живу почти исключительно на гонорары от переизданий произведений АБС. Иногда удается продать право экранизации на какую-нибудь повесть. Определенный доход до сих пор приносят издания АБС за рубежом (хотя в 90-х их стало раза в три меньше, чем было в 80-х). В общем жизненный уровень мой в постперестроечные годы не упал, а может быть, даже и несколько повысился. Вообще же жить профессиональному писателю очень трудно. Это утверждение одинаково верно и для СССР, и для заграницы, и для нынешней России. Надо быть либо ОЧЕНЬ популярным, либо ОЧЕНЬ плодовитым. Во всех других случаях на гонорары прожить почти невозможно.


3. Знакомы ли Вы с книгами Н.И.Козлова ("Философские сказки", "Истинная правда" и др.)? Если да, то как считаете - допустима ли параллель с "Градом Обреченным"? Не в стиле, конечно, и не в прямых заимствованиях (Боже упаси, он вполне самостоятельно мыслящий человек), но в некоей общей оценке реальности - последовательном развенчании всех и всяческих идеалов (апофеоз абсолютного сомнения, к чему и должна была прийти "фаустианская" культура Европы), идеологий, систем etc. Даже форма похожа: там - сказки, совсем не похожие на фольклор; здесь - притча, тоже весьма далекая от евангельских, например, прообразов.

Антон Светличный < aesech@mail.ru>
Ростов-на-Дону, Россия - 12/26/00 21:09:38 MSK

Этой книги я не читал. И даже, по-моему, ничего о ней не слышал.


4. И еще одна книга: Стругацкий Владимир Ильич. К полюсам Земли. - Л.: Лениздат, 1984. Не родственник ли Ваш? (Вообще, своеобразное сочетание: "Стругацкий" - и вдруг "Владимир Ильич"). А часто ли Вам встречались в жизни однофамильцы? Не похоже, чтобы фамилия была очень популярной (хотя Светличных, вопреки ожиданию, встречаю в совершенно разных местах где-то раз в 2-3 года). И, кстати, не выясняли ли Вы этимологию своей фамилии?

Антон Светличный < aesech@mail.ru>
Ростов-на-Дону, Россия - 12/26/00 21:09:48 MSK

Владимир Стругацкий - петербурский журналист. Мы с ним как-то встречались - симпатичный парень. Никакого родственного отношения ко мне не имеет. Хотя однажды (это было лет 30 назад) я встречался еще с одним Стругацким, так он меня уверял, что все Стругацкие - родственники. Не спорю. Но это меня никогда не интересовало, я и с настоящими (хотя и отдаленными) родственниками отношений не поддерживаю. И этимология нашей фамилии мне неизвестна. Знаю только, что в 20-х годах был очень популярен польский писатель Анджей Струг.


5. Последнее. Не планируют ли в серии ЖЗЛ том об АБС (или даже два - о каждом в отдельности)? Есть ли такой человек, о котором Вам хотелось бы написать книгу (туда или просто так)? Кто он?

Антон Светличный < aesech@mail.ru>
Ростов-на-Дону, Россия - 12/26/00 21:10:09 MSK

Я знаю о том, что такую книгу планируют (вот уже не первый год) издать в Питере. А сам бы я (если бы пороху хватило) написал бы книгу о нашем отце, как мы с АН и планировали лет 40 назад. Но пороху, скорее всего, не хватит.


Здраствуйте, БН. Присоединяюсь ко всем тем добрым словам , которые уже были сказаными в Ваш адрес.
От себя хотел бы спросить: как должны вести себя очень одаренные природой люди с окружающими? Ведь им просто не интересно с ними?

Виктор Грогуль < grogul@rambler.ru>
Киев, Украина - 12/26/00 21:10:37 MSK

Вы ошибаетесь. Каждый человек интересен. По-своему. Было бы желание узнать его поближе. Вот такого-то желания зачастую и не хватает, но никакого отношения к "одаренности-неодаренности" это не имеет.


И еще. В одном из предисловий к книге "Время учеников" Вы описали идею книги - о городе, в котором люди живут как в кругах ада, в зависимости от своего интеллекта, положительных качеств, социальной пользы и т.д.
Мне интересно ваше мнение, вот если рассудить серьезно:
Возможна ли в будущем подобная форма социальной организации. Ведь та форма, при которой живем мы с вами, тоже ИСТОРИЧЕСКАЯ.

Виктор Грогуль < grogul@rambler.ru>
Киев, Украина - 12/26/00 21:10:54 MSK

Теоретически, да, возможна. Практически - вряд ли. Зачем? Наше общество и так значительно стратифицировано: люди из разных "референтных" групп почти не встречаются друг с другом.


Уважаемый Борис Натанович!
Я уже задавал Вам вопросы, но сейчас появились новые, и они "чешутся".
1. В какой степени АБС ощущали сходство с Максимом Каммерером на Саракше (Мак - это сила!).

Владимир Полищук < vpoly@ic.osu.ru>
Оренбург, Россия - 12/26/00 21:10:58 MSK

Ни в какой. Мы его просто выдумали.


2. Создалось впечатление, что в 60-е годы Ваша политическая позиция была "левее" той, которую занимала власть, а сейчас она "правее", чем у власти. Какой в этом смысл?

Владимир Полищук < vpoly@ic.osu.ru>
Оренбург, Россия - 12/26/00 21:11:05 MSK

Вы знаете, понятия "право-лево" в политике нынче так перепутались, что рассуждать в этих терминах почти невозможно. Кроме того, политическая позиция нынешней власти достаточно неопределенна: то она объявляет продолжение либеральных реформ, то возвращает гимн сталинских времен... Что же касается политической позиции АБС, то она окончательно сформировалась в конце 60-х и больше не менялась. Я уже много раз писал здесь об этом.


3. Почему, на Ваш взгляд, всех так задела проблема гимна, тогда как герб крепостнического государства с чертой оседлости, имперский по сути, не вызвал обсуждения?

Владимир Полищук < vpoly@ic.osu.ru>
Оренбург, Россия - 12/26/00 21:11:20 MSK

И об этом я тоже писал. Возвращение гимна Александрова символизирует возвращение к тоталитарному государству, что вполне реально и ОЧЕНЬ опасно. Возвращение к царским символам символизирует всего лишь историческую преемственность новой и старой России, и никаких опасений (у меня, в частности) не вызывает. Хотя я и предпочел бы, например, Георгия Победоносца, а не двуглавого орла.


Архив ответов БНС в off-line интервью можно найти на http://www.rusf.ru/abs/int000 0.htm. Задать свой вопрос Борису Стругацкому можно на http://www.rusf.ru/abs/guestb k.htm, в крайнем случае, вопрос можно послать по адресу: bvi@rusf.ru, при этом весьма желательно сообщить страну и город проживания отправителя вопроса.

БВИ.




http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное