Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО

Вопрос: Добрый день!
Скажите, а как для себя Вы отвечаете на вопрос, поставленный Баневу на встрече с детьми - "каким Вы хотели бы видеть будущее и нас в нем?" /цитирую смысл по памяти/.

Сергей < susserg@yahoo.com>
Москва, Россия - 07/05/00 15:48:54 MSD

"Какими вы хотели бы нас видеть в будущем?" Этот вопрос, действительно, был задан мне, когда году эдак в 65-м я выступал перед учениками одной из "колмогоровских" школ Ленинграда. Равно как и впоследствии Банев, я был этим вопросом повергнут в глубокий шок и ответил, помнится, банальностями (как и он). Я и сегодня не знаю точного и краткого ответа. Проще всего было бы ответить что-нибудь вроде: станьте такими, как Горбовский... или Максим... или Атос-Сидоров. Это было бы кратко, но, боюсь, не слишком точно. Можно было бы набрать букет нравственных дефиниций - "честными", "добрыми", "трудолюбивыми" - но это было бы чрезвычайно длинно, да и не точно тоже. Поэтому попытаюсь так: "Хотел бы, чтобы вы нашли в себе свой Главный Талант, и чтобы всю жизнь ваша работа была для вас источником наслаждения и радости". Сойдет?


Вопрос: Здравствуйте Борис Натанович!
Мой вопрос будет таким. Случайно ли личная жизнь ваших героев отходит во всех (или почти во всех) произведенииях не на второй или третий, а даже, наверное, на десятый план? Некоторое исключение - "Хромая судьба" - моя любимая книга. На мой взгляд, личная жизнь сильно влияет на мировоззрение, характер и многое другое. А вы что думаете по этому поводу?

Максим (Prince) < trushinmp@mrsu.ru>
Саранск, Россия - 07/05/00 15:51:03 MSD

Сюжеты большинства наших книг построены таким образом, что места для личной жизни героев там просто не остается. Например, потому, что действие длится всего один-два-три дня. Или потому, что сюжетная линия так напряжена, что все "постороннее" способно только помешать читателю. Впрочем, когда это было по нашему мнению можно и нужно, мы "личной жизни героев" отнюдь не чурались. Во всяком случае, намеки на нее есть почти везде. Что же касается влияния на характер и мировоззрение, то такое влияние безусловно имеет место и, зачастую, является решающим. Другое дело, что АБС-то интересовались, как правило, совсем другими факторами влияния - таковы уж "законы жанра".


Вопрос: А что Вы думаете о творчестве Стивена Кинга?
Я понимаю, конечно, что это конвейер, но читается и неплохо.

Alex Sam < tehmash@ppi.psc.ru>
Psk, Россия - 07/05/00 15:52:27 MSD

По-моему, это дьвольски талантливый и умелый писатель. Некоторые вещи у него просто превосходны - "Кэрри", например. Если бы он еще поменьше писал, - цены бы ему не было. Но ему, видимо, просто не интересно разрабатывать обнаруженную "жилу смысла" вглубь - он снимает сливки (вершки) и тут же берется за новую жилу. Именно поэтому он так знаменит, так богат, и до такой степени презираем Высоким Литературоведением.


Вопрос: Здравствуйте, Борис Натанович! Хотел бы Вас спросить: как Вы относитесь к творчеству Юлиана Семенова. Перечитывая цикл о Максиме Каммерере, невольно возникают паралели с известной эпопеей о Максим Максимовиче Исаеве (Штирлице). Хладнокровное убийство Штирлицем агента Клауса несколько перекликается с "устранением" Абалкина.
Или совпадения?

Константин < shutow@mail.tomsknet.ru>
Томск, Россия - 07/05/00 15:54:09 MSD

С большим удовольствием читал практически все, что было у Юлиана Семенова опубликовано. Прежде всего, разумеется, - цикл романов и повестей об Исаеве-Штирлице. Семенов фактически создал в СССР совершенно новый тип романа - "шпионский достоверный", - то, что не удавалось сделать у нас никому, ни до него, ни даже после. Но убийство Абалкина к убийству Клауса никакого, конечно, отношения не имеет. Там же все другое - и мотивы, и цели, и, естественно, сами обстоятельства.


Вопрос: Здравствуйте, Уважаемый Борис Натанович.
Я хочу задать вопрос по "Пикник на обочине".
Знаете, подобная мысль возникла у меня после прочтения ВГВ. Зона - это точно порождение пришельцев? В книге несколько ответов - "Их даже очень много, выбирайте любой", - говорит Валентин. А может быть это выходкой гомеостатического мироздания? Или это не совместимые вещи? А может быть, это мироздание иного мира?
Спасибо Вам и Вашему брату за Ваши произведения, они учать мыслить и фантазировать, если бы не они, передо мной бы так и тянулись глухие кривые окольные тропы.

Александр Продан < talisman@selena.kherson.ua>
Херсон, Украина - 07/05/00 15:58:02 MSD

Снова и снова повторяю я вам: "Не создавайте новых сущностей без крайней на то необходимости". (Так называемая "бритва Оккама" - очень полезный гносеологический принцип).


Вопрос: вопрос из области психиотрии: правда ли что лев абалкин стремился к смерти?

WADIM ORLOV < joker13_11_8@mail.ru>
Ижевск, Россия - 07/05/00 16:04:18 MSD

Никакого отношения к психиатрии наш Абалкин не имеет. Это совершенно (на зависть!) здоровый во всех отношениях человек, находящийся, правда, в состоянии сильнейшего стресса. Но стремится он не к смерти, разумеется, а - выражаясь выспренне - к правде. Тоже, впрочем, достаточно небезопасное занятие.


Вопрос: Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович!
Хочу задать Вам еще несколько вопросов, связанных одной темой.
Два с половиной тысячелетия назад Конфуций сказал: "Знак и символ управляют миром, а не слово и не закон".
В произведениях писателя АБС "символы" встречаются достаточно часто, начиная с "газета - символ родной планеты" (СБТ) и "Символ счастья и веселья - Структуральнейший лингвист" (ПКБ), заканчивая АБС-премией - "символом любого артефакта вообще".
1. А как вообще относился расставшийся с нами писатель АБС к символике?

Валерий КОРОЛЮК < koroluk@fesma.ru>
Владивосток, Россия - 07/05/00 16:07:19 MSD

Должен Вас огорчить: в общем-то - никак. Никогда сколько-нибудь серьезно на эти темы мы не задумывались.


Вопрос: 2. К эмблематике?

Валерий КОРОЛЮК < koroluk@fesma.ru>
Владивосток, Россия - 07/05/00 16:08:29 MSD

Аналогично. По-моему, это занятие для людей специфически настроенных: любовь к значкам, эмблемам, орденам... Впрочем, помнится, было время, когда пределом моего тщеславия было: заполучить значок "гимнаст второго разряда" (о большем я не мечтал) и с этим значком пойти на свиданку.


Вопрос: 3. К геральдике?

Валерий КОРОЛЮК < koroluk@fesma.ru>
Владивосток, Россия - 07/05/00 16:11:11 MSD

То же самое. Вследствие абсолютной беспородности своей, вероятно.


Вопрос: 4. Какое место эти "околоисторические дисциплины" занимали в его творчестве?

Валерий КОРОЛЮК < koroluk@fesma.ru>
Владивосток, Россия - 07/05/00 16:12:04 MSD

Специально - никакого. Случайно - использовались иногда по мере необходимости: для характеристики действующих лиц.


Вопрос: 5. И как лично Вы к ним относитесь, или для Вас это, как прозвучало в одном из ответов - "завитушки, виньетки и прочие художественные излишества"?

Валерий КОРОЛЮК < koroluk@fesma.ru>
Владивосток, Россия - 07/05/00 16:13:00 MSD

"Завитушки и виньетки".


Вопрос: 6. Если бы Вам пришлось составлять герб писателя АБС, то что Вы изобразили бы на его щите?

Валерий КОРОЛЮК < koroluk@fesma.ru>
Владивосток, Россия - 07/05/00 16:14:33 MSD

Последний раз составлением герба я занимался классе в 9-м. Обнаружилось вдруг, что имена-фамилии всех самых любимых мною людей (мамы, брата, некоей девочки...) начинаются на буквы "А" и "С". Естественно, гербом моим тут же стали взаимопереплетенные буквы "А" и "Б", окаймленные буквой "С". С тех пор я больше этими пустяками не занимался никогда.


Вопрос: 7. Как (в представлении писателя АБС) выглядели "многочисленные золотые ЭМБЛЕМЫ", которыми было "изукрашено" тело "настоящего СИМВОЛА старой империи, СИМВОЛА великого прошлого, СИМВОЛА былого могущества - Личного Его Императорского Высочества Принца Кирну Четырех Золотых Знамен Именного Бомбовоза "Горный Орел" (ОО)?

Валерий КОРОЛЮК < koroluk@fesma.ru>
Владивосток, Россия - 07/05/00 16:16:25 MSD

Не берусь это описать (слишком длинно) или нарисовать (таланта не хватит). Это были - МОЩНЫЕ эмблемы.


Вопрос: 8. Умел ли и любил ли рисовать Аркадий Натанович?

Валерий КОРОЛЮК < koroluk@fesma.ru>
Владивосток, Россия - 07/05/00 16:17:36 MSD

И умел (на мой взгляд), и любил (по крайней мере, лет до 20-ти). Сохранилась целая папка его детских иллюстраций к "Войне миров", "Арктании" и по мотивам фильма "Гибель сенсации".


Вопрос: 9. А Вы лично?

Валерий КОРОЛЮК < koroluk@fesma.ru>
Владивосток, Россия - 07/05/00 16:18:31 MSD

Будучи верным последователем Старшего Брата, я, разумеется, тоже много и с удовольствием рисовал. Но получалось у меня (на мой взгляд) значительно хуже.


Вопрос: Здравствуйте, дорогой Борис Натанович!
Сперва позвольте мне дополнить Ваши ответы на вопросы Алексея Поповича от 1 июля таким замечанием: отрицательная среднегодовая температура и огромные просторы свойственны не только России, но и Канаде, однако последняя почему-то считается процветающей страной... Значит, предпосылки рассуждений АП неверны, а значит - неверны и выводы его.
А теперь, позвольте задать вопрос: город будущего в Полдне не с новосибирского Академгородка писался ли? Я там на днях побывал (впервые) и мне показалось очень похоже: много зелени, лес кругом, тропинки простые :)

Константин Михайленко < const@mail.ru>
Уфа, Россия - 07/05/00 16:20:33 MSD

В Новосибирском Академгородке я впервые побывал в 1970-м году. К этому времени все уже было написано. Думаю, что и АБС, и строители Академгородка просто исходили из одних и тех же представлений о "городе будущего". Тем более, что представления эти вполне банальны и не содержат в себе никаких художественных или социологических откровений.


Вопрос: Доброго здоровья, уважаемый Борис Натанович!
К сожалению, не успел в полном объеме ознакомиться с архивом, поэтому приношу извинения, если подниму уже обсуждавшийся вопрос.
Во-первых, хотел предложить еще одну аналогию между творчеством АБС и Станислава Лема. У Лема в "Големе XVII" в одной из своих лекций суперинтеллект утверждает (причем довольно подробно распространяется на эту тему), что человечество однажды достигнет уровня развития, при котором для дальнейшей своей эволюции люди должны будут отказаться от себя. Станут суперчеловеками, но перестанут быть людьми. Рассуждения эти во многом схожи с ВГВ.

Геннадий < WhCrow@yahoo.com>
Киев, Украина - 07/05/00 16:23:36 MSD

Но здесь же нет ничего такого уж необычайного. Довольно банальный ход мыслей - и у Лема, и у АБС. В чисто поэтическом (не научном) плане о том же говорил Ницше за сто лет до нас.


Вопрос: Во-вторых, вопрос, вызванный перечислением русских писателей, которых стоит читать. Из обсуждения я понял, что Вы хорошо знакомы с творчеством Бориса Штерна. Борис Натанович, если это не секрет, расскажите, пожалуйста, о взаимоотношениях АБС и Штерна, а также о Вашем отношении к трем произведениям Штерна: "Безумный король", "Записки динозавра" и "Эфиоп" (я не сваливаю эти произведения в одну кучу, наоборот, сознательно выбрал самые яркие из разных периодов творчества).

Геннадий < WhCrow@yahoo.com>
Киев, Украина - 07/05/00 16:25:46 MSD

Штерн был одним из лучших писателей Третьего поколения и, безусловно, самым своеобычным из них - ни на кого не похож, никому не подражал, всегда был сам по себе. Я его очень любил - и как человека, и как писателя, а роман "Эфиоп" считаю своеобразной вершиной всей фантастики 90-х годов.


Вопрос: Уважаемый Борис Натанович!
Складывается впечатление, что Вы довольно прохладно относитесь к экранизациям Ваших книг, однако Вам с братом все же приходилось писать сценарии - а к Пикнику, кажется, их вообще было около десятка! Лично я просто брежу кино и мечтал бы когда-нибудь написать стоящий сценарий. Отсюда следующие вопросы:
1) Было ли Вам сложно писать сценарии, как вы подходили к их написанию, может быть, Вы использовали какие-то особые приемы, придерживались каких-то правил?

Антон < tchijova@atlant.ru>
Питер, Россия - 07/05/00 16:42:19 MSD

Правило (специфически сценарное) одно: все, что вы пишете, должно быть ВИДНО. Чем больше таких "ясно видимых" деталей вы вставите в текст, тем легче будет режиссеру, тем более он будет вам благодарен. В остальном законы те же, что и при написании, скажем, повести.


Вопрос: 2) Как вы вообще относитесь к сценариям - как к совершенно особой литературной форме со своими собственными законами и правилами или пренебрежительно - как к некоей поделке без каких-либо достоинств?

Антон < tchijova@atlant.ru>
Питер, Россия - 07/05/00 16:43:10 MSD

Это безусловно самостоятельная литературная форма, способная вызвать самое серьезное профессиональное уважение. См. например, сценарий Володина к "Осеннему марафону" - это же маленький шедевр, лучшее, может быть, из всего, что написал этот замечательный автор!


Вопрос: 3) И, наконец, как по-Вашему - имеет ли вообще смысл начинающему автору писать сценарии - или это бегство от проблем, а, может, даже просто лень?

Антон < tchijova@atlant.ru>
Питер, Россия - 07/05/00 16:43:51 MSD

Начинать надо ВСЕГДА с рассказов. Это - мое глубокое убеждение, результат многолетних наблюдений за собственной работой и за работой сотни "начинающих". НаУчитесь (если) писать рассказы, - все остальное станет вам подвластно.


Архив ответов БНС в off-line интервью можно найти на http://www.rusf.ru/abs/int000 0.htm. Задать свой вопрос Борису Стругацкому можно на http://www.rusf.ru/abs/guestb k.htm, в крайнем случае, вопрос можно послать по адресу: bvi@rusf.ru, при этом весьма желательно сообщить страну и город проживания отправителя вопроса.

БВИ.




http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное