Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Что пишут об эсперанто

  Все выпуски  

Что пишут об эсперанто


Служба Рассылок Subscribe.Ru

ЧТО ПИШУТ ОБ ЭСПЕРАНТО
выпуск 24

 

Л. Троцкий.

ДЕЛО БЫЛО В ИСПАНИИ

...
Hotel de Paris, очень скромная гостиница провинциального типа. Никто не
говорит по-французски. Я объясняюсь посредством самой первобытной мимики.
Испанка Эмилия не знает также языка эсперанто, которого, впрочем, не знаю и
я (увы, она, как оказалось, не читает даже и по-испански), но при помощи
своих десяти пальцев удовлетворительно объясняет мне цены, которые
оказываются выше всяких предположений. Когда я пытаюсь выразить ей эту
простую мысль изображением ужаса на своем лице, она скалит крепкие зубы,
после чего я вынужден все же платить.
...
Бельгиец написал книгу о сахарном производстве и знает немного китайский
язык. У него лицо пастора, но порочного. Происхождения явно фламандского, но
по культуре и симпатиям - валлон. Когда не должен будет больше добывать
средства к жизни, - так он рассказывает, - то займется созданием нового
языка. Эсперанто его не удовлетворяет. Новый язык необходим: ни в одной
нации он не находил до сих пор достаточно читателей для своих книг.

 

В тюрьмах и ссылке Сталин провел в общем около восьми лет, но поразительное
дело: ему так и не удалось за этот срок овладеть ни одним иностранным
языком. В бакинской тюрьме он пробовал, правда, изучить немецкий язык, но
бросил это безнадежное дело и перешел на эсперанто, утешая себя тем, что это
язык будущего. В области познания, особенно лингвистики, малоподвижный ум
Сталина искал всегда линии наименьшего сопротивления. В конце февраля 1917
г. (по старому стилю) побеждает революция. Сталин возвращается в Петроград.
...
Лев Троцкий: Иосиф Сталин. Опыт характеристики

 

Н.К.КРУПСКАЯ ПРОТИВ ЭСПЕРАНТО

"Всякое искусственное построение какой-то интернациональной культуры будет
весьма убого. Попытки создать искусственный интернациональный язык вроде
эсперанто или интернациональное искусство путем сборника интернациональных
песен, о чем мы читаем в книге Ваганьяна, крайне наивны, обнаруживают
поверхностное понимание того, что такое культура".
"Доклад о национальной и интернациональной культуре" (1927 г.).

"Именно потому, что язык непрерывно связан с переживаниями людей, с их
бытом, мировоззрением, так трудно создать искусственный язык вроде
эсперанто. Этот язык, выдуманный в кабинете, а не выросший в жизни, беден и
жалок. В лучшем случае он годен будет для сношений, но трудно себе
представить, чтобы когда-нибудь люди убеждали в чем-либо других на
эсперанто, чтобы юноша говорил первые слова любви любимой девушке на
эсперанто, чтобы мать пела своему ребенку колыбельную песню на эсперанто.
Трудно себе это представить. Международное братство куется в борьбе, народы
сближает общая борьба, а не искусственный язык".
"Пусть заговорят страницы детских книг" (1930 г.).

"Очень многие социалисты увлекаются идеей создания международного языка.
Например, Педагогический Интернационал, возникший в Париже, придает
совершенно исключительное значение изучению международного языка
(эсперанто). Однако, как ни заманчива идея создать международный язык, к
этому вопросу надо относиться с большой осторожностью. Международный язык -
нечто книжное, искусственное. Живой язык складывается сотнями лет, он имеет
массу оттенков, богатство выражений, оборотов. И чем культурнее нация, чем
ярче была ее история, чем полнее жизнь, тем богаче язык, тем лучше он может
передавать человеческие чувства и мысли. Искусственный язык намного беднее,
деревяннее, суше. Все деловые сношения, всякое естественное общение между
людьми различных наций будет поэтому вестись на каком-нибудь из живых
языков, а искусственный язык останется достоянием лишь небольшой группы лиц.
Если бы даже ввести эсперанто в школу, это имело бы мало значения, так как,
за неимением практики, приобретенные в школе знания эсперанто быстро
забывались бы, а при столкновении с действительностью, каждый раз
оказывалось бы нужным знание живого языка. Поэтому тратить время на изучение
детьми в школе эсперанто не имеет смысла, надо изучать языки передовых
наций, наиболее распространенные по земному шару, языки, на которых имеется
наиболее богатая научная и социалистическая литература".
"О преподавании иностранных языков" (1923 г.).

 

МАКСИМ ГОРЬКИЙ ОБ ЭСПЕРАНТО

"Консервативная мысль упрямо доказывает, что эсперанто - утопическая затея.
Живая, закономерно развивающая действительность, не торопясь, но все более
решительно опровергает мнение консерваторов.
...Говорят, что язык не развивается искусственно. Я не эсперантист, но я
знаю, что этот искусственный язык, развиваясь довольно быстро, становится
совершенно естественным явлением, ибо он отвечает необходимости для
современных людей найти, создать общепонятный язык...
Можно ли отрицать, что язык, единый для всех, даст могучий толчок процессу
культурного развития? Нельзя. Значит, следует признать необходимым создание
и развитие такого языка."
("Вестник Работника Искусств", 1921 г.)

"Стремление создать язык, единый для всех людей, - одно из тех дерзких до
безумия стремлений, которые всегда служили, ныне служат и всегда будут
служить делу организации мира по воле человека и для безграничного развития
способностей человека. Неоспоримо, что, говоря одним языком, трудовое
человечество значительно быстрее поняло бы единство своих интересов."
("Известия ЦК Союза Эсперантистов", 1928 г.)


    Тем, кто возражает против искусственного общечеловеческого языка как
против утопии, Максим Горький напоминал, что утопии все чаще "превращаются в
рабочие гипотезы науки. Ныне [в 20-е годы] к делу осуществления утопии
присоединяется много тысяч и миллионов людей и ныне единый международный
язык необходим человечеству более, чем когда-либо раньше... Говорят: "язык
не развивается искусственно"... Я глубоко убежден, что организованная воля
масс вполне способна превратить "искусственное" в естественное..."
    В другом месте Горький писал: "Мне кажется, что мы, люди, вправе
сказать: все то, что нами называется "культурой", вся та "вторая природа",
которая создается нашей наукой, техникой, искусством, словом все то, что
отводит нас от животных, - все это "искусственно"... Для человека, -
насколько он животное, - естественно лакать или пить горстью, ходить голым,
рычать, но вовсе не естественно выдумывать Прометея, Фауста, Дон-Кихота. Мы
все живем в домах, городах, среди вещей, сделанных силою нашего разума и
воображения, нашей волей для того, чтобы жизнь была легче и приятнее нам.
Если в людях возникает создание необходимости говорить всем на одном языке -
это тоже будет сделано. Все на земле создается напряжением нашей воли,
нашего воображения, нашего разума. Человеку пора внушить себе: я все могу.
Не нужно бояться никаких дерзновений и безумств в области труда и
творчества..."
Максим Горький. Об искусственности языка (письмо белорусским эсперантистам).
1928 г.

 

Отчет о внеочередном экстренном заседании чрезвычайной Партийной комиссии
по Русскому языку

Москва, Кремль, 18 ноября 1999 г
---------------------------
Товарищи!
Все вы знаете, что группа "реформаторов" -- Щекн и Кстати -- навязали Партии
дискуссию о реформе русского языка. Товарищ Щекн при этом приводит такой
аргумент: на местах (в Интернете), все равно уже пользуются какими-то
смайликами и черточками. А товарищ Кстати вообще никаких аргументов не
приводит: он просто отрабатывает заказ своих заокеанских хозяев.
Как на этот вопрос смотрит Партия?
Состояние Интернета сейчас сугубо промежуточное. В то время как по
изобразительным возможностям компьютер значительно опередил традиционную
бумажную полиграфию, Интернет от нее чудовищно отстает. Но недалек тот день,
товарищи, когда он обогатится всеми теми возможностями, которые выработало в
этой области человечество, и мы сможем вот здесь, на этом нашем форуме,
рисовать, помещать чертежи, фотографии и видеофильмы, а не только убогие
смайлики, как предлагает нам товарищ Щекн (смех в зале).
Рассмотрим вопрос с другой стороны. Каково влияние интернета на национальный
вопрос? В свое время книгопечатание, зафиксировав нормы написания, -- до той
поры расплывчатые, текучие и постоянно подлаживающиеся под особенности
местных говоров -- способствовало формированию современных языков и
национальных государств. Теперь на очереди стоит вопрос о выработке языка
всемирного общения -- и соответственно формирования новой, доселе невиданной
Всемирной общности людей (бурные аплодисменты).
Что нам в этих условиях предлагает товарищ Кстати? Он предлагает нам на
радость двоечникам устроить реформу под лозунгом "как слышится так и
пишется" (выкрики: "Долой!", "Не хотим!"). Что можно ответить товарищу
Кстати? Только одно: мелко плаваете, дорогой товарищ! (Смех и оживление в
зале.) Вопрос надо ставить шире.
Было бы неправильным уже сейчас ставить вопрос о немедленной выработке
всемирного языка, как это предлагают иные горячие головы. Необходим
переходный период, во время которого будет выработан всемирный алфавит,
который вберет в себя все лучшие буквы национальных алфавитов. Товарищ
Кстати правильно ставит вопрос о замене буквы "и" на i с точкой. Буква
"и" -- это буква отжившая, она досталась нам в наследство от прошлого. А вот
с буквой "l", хотя она тоже позволила бы нам сэкономить много древесины, нам
не по пути. Ну никак не отличить ее от единицы и от прописной буквы "I". Вот
и зарубежные товарищи с ней мучаются (голос в зале: "О, та, ми отчень
мутчаемсья"). Ее должна заменить буква "Л". Не нужно экономить на удобствах
трудящихся.
По праву гордится Русский народ и буквой "Ш". Эта буква пришла к нам из
коптского алфавита, а копты скопировали ее непосредственно с египетского
иероглифа точно того же начертания. Вот какого древнего происхождения наш
алфавит! (Аплодисменты.) А что приходится делать зарубежным товарищам, чтобы
изобразить эту букву? -- Писать по два, а то и по три знака! Так что букве
"Ш" -- прямая дорога во Всемирный алфавит.
Всемирный алфавит избавит нас от бесчисленных "русификаторов",
"германизаторов" и "фрацускизаторов", на которых только наживаются
транснациональные картели, а трудящимся от них никакого толку. Люди всей
земли, независимо от цвета кожи и политических убеждений смогут пользоваться
одной и той же таблицей ASCII.
Вот какова позиция партии по вопросу о реформе орфографии.

В зале овация. Депутаты встают. Звучат здравицы в честь мудрого партийного
руководства.

http://speakrus.narod.ru/

 

архив рассылки "Что пишут об эсперанто"
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23

konkordo@itl.lv



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное