Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

От дикого Запада до далекого Севера


Информационный Канал Subscribe.Ru

От дикого Запада до далекого Севера
(Через язык - к истокам разумной жизни) - 16.

У Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ), негосударственное научно-исследовательское учреждение и научно-просветительское объединение Центра Социально-культурной Адаптации (ЦСкА) http://www.zovu.ru/yaz

Погрешности восприятия и компас!?

Здравствуйте! Контрольное письмо получила. Я читаю ваши 4 рассылки, и та информация, что вы даёте, либо совпадает с моими мыслями, делая их более осознанными, либо заставляет задуматься о том, что раньше ускользало от внимания. Взглянуть иначе. Вообще понять, что же я думаю на самом деле, проверить, насколько мне это близко. Кстати, с тех пор как начала читать ваши материалы, я нахожу темы, которые вы затрагиваете, во многих других источниках. У меня даже возникало такое ощущение, что все рассылки, которые я получаю (вплоть до музыкальных новостей)), об одном и том же! ... . Мария М. (02.02.2004)

Наверное, в этом ощущении есть что-то обоснованное. Потому что мы тоже, о чем бы ни говорили - о Золотом веке, о языке, о проблемах личности или о развитии сознания - везде стараемся придерживаться актуальности в том смысле, чтобы можно было свериться в Пути сейчас. В обыденной жизни очень много таких мелочей, которые по миллиметру отклоняют нас от верного направления, а в сумме из этих миллиметров получаются многие метры и километры. И потом удивляемся, а как же это мы пришли в другое место - туда, куда не хотели?! Мы стараемся говорить о том, что вы видите вокруг и слышите, но так, чтобы можно было убрать эти миллиметры погрешностей. Кроме этого, еще есть Вы, Ваш взгляд на вещи, и то, что именно Вы ищете... Вот вам и эффект "одного и того же". Не зря же мы говорили, что стараемся дать "компас"!

С уважением, Команда ЗоВУ


(информацию по заказу компакт-диска "Возрождение Человека" см. http://www.zovu.ru/cd.htm, а кто уже имеет диск, но еще не на "второй ступени" РИТМа, пишите о себе: zovu@baza-r.ru)

Сегодня на наших рассылках следующие публикации:

1. "XXI век и психология людей новой цивилизации-2" - 12. Дети приходят для Сотворения.

2. "Властелин Времени-2" - 13. Нужно ли бороться за равенство?

3. "Назад в Будущее-2" - 16. Есть ли у Любви смысл?

4. "От дикого Запада до далекого Севера" - 9. Важное напоминание о процессе познания (из рассказов о языке).

5. "РИТМ. Вторая ступень" - 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. 2. "НАМ ДАНЫ ТОЛЬКО МЫ САМИ".

Важное напоминание о процессе познания - 2

(Из рассказов о ЯЗЫКЕ)

* * *

... ... ...В таких письмах, в которых, в отличие от абстрактно-моральных рассуждений о "правильной" или "научной" "филологии" и о том, кто насколько "научен", чувствуется подлинная озабоченность судьбами языка, народа, Родины, памятью предков и преемственностью поколений и т.д. Чувствуется забота о том драгоценном наследии предков, которое смотрит на нас из глубины столетий. Но не почувствовали мы эту искреннюю гражданскую заботу о языке и Родине в других "возмущенных" нашим "поведением" письмах, как бы их авторы не пытались нас заверить в своей "лояльности" к "науке", языку и народу. Не понятно, почему они уверяют нас в том, что только они настоящие филологи, или только они, в отличие от таких болтунов, вроде нас, заботятся об основе (или инфраструктуре) жизни? Не совсем уверены в необходимости того, что они сегодня делают? …

Поэтому мы призываем всех читателей сохранять хладнокровие и трезвость. А если кому нужно, то работать над собой и психологически (тренинги пройти, или внимание развивать и т.д.). Пригодится в жизни! Потому что за эмоциями люди часто теряют ход мысли и вычитывают из текста только то, что им хочется вычитать, а не то, что там на самом деле написано. Остальное просто пропускается мимо глаз и ушей. Например, в одном письме автор вычитал из нашей статьи слово "примитивный" вместо написанного "опустошенный", в другом письме другой читатель вычитал "исследование" вместо написанного "работа". И таких примеров "невнимательности" или "эмоциональной ослепленности" предостаточно, если перечислять (но зачем?). Но ведь у слов есть свои значения и смыслы, и такие разные слова существенно меняют ход мысли, смысл сказанного! И заинтересованным эмоциональным авторам это, скорее всего, очень даже известно. Вот вам и конкретные примеры "логичности" со стороны людей, считающих себя грамотными или даже профессионалами в языке. Но это пока мелочи, если их не начинают возводить в принцип. Понятно, что нам всем нужно совершенствоваться.

Именно в предвидении таких "бурных" реакций, чтобы люди могли максимально "не волноваться" (не выходить из себя, а оставаться в рамках хотя бы приличия, если не трезвости) мы так долго и основательно подступали к теме, давали обстоятельные предваряющие материалы: введение, список источников, предисловие и соглашение с читателями на тему, о чем и как мы будем говорить…

И все равно этого оказалось мало. Почему? Надо было "готовить" к восприятию еще? (Но в качестве такой подготовки могут быть наши предыдущие рассылки, которые выходят по сей день!) А ведь совершенно трезво было бы заинтересоваться глубже, с самого начала, с первых рассылок (есть у нас такие читатели, которые нашли нас только сейчас, но запросили компакт-диск, чтобы узнать все с самого начала). Если это для кого-то не та информация, то можно было отписаться и уйти. Но кто же научил лезть в драку или писать вызывающие письма и требовать поменять ход рассуждений и степень научности так, как хочется лично ему, не взирая на тысячи других читателей? Филологию или психологию, историю или литературу кому-то лично из разгневанных и обиженных "за науку" авторов писем к нам в частную собственность что ли предоставили? Почему другие не могут говорить о них так, как им хочется? Или демократия понимается, как "запретить" и "не пущать"?

Достаточно того, насколько вы сумели создать себе свою личную науку "филологии" или "психологии". А если не достаточно - пополняйте знания. Спор с кем-то не прибавит вам знания. Спор - это не познание. Нет какой-то общей науки, одинаковой для всех. Это большая иллюзия, насаждаемая в неблаговидных социальных целях. Любая наука существует в отдельно взятых сознаниях людей, а не абстрактно и вообще. Насколько кое-кто из резких полемистов еще далек тогда от настоящего познания, если не хочется признать, что каждому из нас в этом мире даны для жизни только мы сами?! Каждому.

Или, если взглянуть на это психологически, некоторые люди просто читают тексты: не вникая в содержание, а так, в качестве интеллектуальной каши (надо же ум подкармливать какой пищей, чтобы было чем его занять)? В поиске знакомых мыслей для внутреннего диалога личности - в качестве подтверждения или опровержения в разговоре с самим собой. А затем осуществляется элементарно простой, давно уже всем привычный психологический "перенос": переносят - через письма и обращения к слушателям или читателям - свой внутренний диалог во внешний - "общественный" - план. Поэтому тем, кто проскочил наши предварительные обоснования так же невнимательно, как стал эмоционально реагировать, советуем вернуться к ним и перечитать внимательнее. Эмоции - это не плохо. Дело в другом. Вдруг выяснится, что вы просто не в ту аудиторию попали и не ту лекцию слушаете? Зачем драгоценное время жизни терять на пустые разборки? И требовать публичных объяснений, когда остальные ожидают другого.

Ведь мы четко обозначали, что рассылка начата по просьбе тех, кто читает нас не один год. До сих пор мы рассказывали им о жизни человеческой и восприятии жизни с трех сторон, и очень обстоятельно, а не в двух словах (транслируются три темы, три наших рассылки), а теперь стали им же говорить о том же самом еще с одной стороны, с четвертой - со стороны ЯЗЫКА. Возникла такая потребность, на которую много наших читателей, как вы понимаете, имеют такое же право, как и авторы опубликованных и неопубликованных горячих писем и отзывов. И отвлекать внимание всей аудитории на ненужные диспуты это было бы просто не хорошо.

Согласитесь, что можно попасть и впросак, когда оказываешься в чужом монастыре со своим уставом и начинаешь прислушиваться к тому, что тут говорят. Конечно, мы понимаем некоторое недоумение тех, кто только что узнал о наших работах, только что подошел и видит все это пока что только с одной стороны. Это вполне простительная вещь в то время, когда тут на предмет смотрят с четырех разных сторон и ведут четыре темы, четыре рассылки одновременно об одном - о жизни и осмысленном восприятии жизни. И то не для всего населения планеты в обязательном порядке, а только для тех, кого именно постановка вопроса таким образом интересует. Как это и случилось, к примеру, с одним филологом "романо-германской" специализации, который любит писать стихи на английском и которого прямо-таки "выбесила" наша "ненаучность" и "сектантские амбиции".

Так что позвольте напомнить всем тем, кто так же попал не в ту аудиторию, что, во-первых, "научная" литература по языкознанию находится в научных библиотеках и библиотеках вузов в разделе "языкознание", а не тут. Что, во-вторых, ради того, чтобы пересказывать учебники и монографии известных и малоизвестных филологов из этих библиотек, мы не стали бы касаться этой темы, так как у нас есть дела поважнее (поэтому "научно" и "общепринятыми терминами" предлагаем "подискутировать" в другом месте, на специализированных языковых ресурсах сети интернет или в среде таких же "научных сотрудников", которых эта тема волнует именно в том ключе, каком и вас, хоть "синхронически", хоть "диахронически", и это, как вы понимаете, совершенно нормально и тактично, а не предосудительно, а заодно можете поинтересоваться, что есть вообще "Хронос", т.е. Время - и научно, и не научно - по нашим материалам: см. "Властелин Времени"). И мы не можем уделять этим спорам столь много внимания, потому что наши постоянные читатели уже просят продолжать работу дальше и не встревать в дискуссии.

В-третьих, преимущественно многое, нынче "научное", раньше пробивало себе дорогу как "ненаучное", и неизвестно еще, что будет считаться научным в языкознании через пару десяток лет. Особенно если учесть, что сейчас происходит много качественных изменений, а не количественных, как это преимущественно было в предыдущие столетия. Зато известно, как все новое клеймили "научными методами", как "противное" науке, в течение многих веков и так же продолжают встречать новое и по сей день. Пока новое не устаревает и не становится на старости лет "научным".

Поэтому лучше остудить пыл и работать с материалом конструктивно: полезно и нужно - берите и пользуйтесь, не нужно - ищите в другом месте. Чтобы все было своевременно. Но не перестает удивлять только одно: что заставляет вступать в перепалку там, где это не так уж и уместно, и называть это "предложением сотрудничества"? Не будет же здравомыслящий требовать от дворника того, что сможет сделать только слесарь! И не пойдет за колбасой в магазин, где торгуют книгами. И не ругает книжников за то, что у них нет колбасы, а на обед они едят не колбасу, а котлеты или только овощной салат. Когда люди здраво и адекватно оценивают обстановку и действуют соответственно, многие возможные конфликты не то, что быстро исчерпываются, а даже не возникают.

И вообще, мы знаем, что мы делаем, и нас (и думаем, тех тысяч читателей, которые нас давно читают, - тоже) мало волнует, в какую науку вписывается или не вписывается то, что мы говорим. Жизнь, она гораздо шире даже всех наук вместе взятых. А мы не в НИИ работаем, чтобы блюсти какие-то ритуалы, не нами установленные. Нас интересует практическая жизнь и вопросы здравой адаптации в ней. А современные многочисленные научные учреждения, судя по тому, что в них сегодня, как и вчера, не всегда благополучная атмосфера для живого творчества, она, видимо, часто не интересует. Мы не призваны защищать или критиковать науку. Более того, мы все получали образование в одной системе с вами, и мы пользуемся наукой настолько, насколько видим такую возможность. И не надо противопоставлять нас науке, потому что еще не известно, кто больше для нее старается: мы или те, кто ей поет дифирамбы "по уставу" или по личным убеждениям. Цыплят по осени считают.

Поэтому мы естественно приветствуем конструктивные материалы, похожие на опубликованное в этой статье письмо, и стараемся поддерживать такую линию, полезную, как нам пишут наши читатели, "для корректировки мировоззрения в русло взвешенного реализма" (Андрей Т.). И не надо от нас ожидать того, чего мы вам не обещали. Хотя мы, конечно, чисто психологически, понимаем и то, как легко и незаметно мы все часто виним всех окружающих в своих собственных неоправданных ожиданиях. В силу того, что пренебрегаем зачастую психологическими знаниями, как и языковыми. Поэтому и целесообразно подходить к вопросам познания основательно, шире и глубже, чем это может быть сделано в рамках какой-то одной науки. Именно за это нас и ценят наши давние и постоянные читатели. И мы стараемся оправдывать их ожидания.

 

(Продолжение следует)

Чтобы дать оценку этому выпуску, голосуйте по этому адресу: http://www.zovu.ru/opros.asp . Это важно для продолжения рассылки.
Все новички, незнакомые с нашими рассылками, и те, кто нас читает давно, но хочет перейти на вторую ступень РИТМ, могут получить всю информацию, необходимую для того, чтобы "догнать" остальных. Достаточно заказать CD "Возрождение Человека". (полную информацию по заказу компакт-диска "Возрождение Человека" см. http://www.zovu.ru/cd.htm)

До следующих встреч! пишите ваши отзывы и просто письма на: zovu@baza-r.ru с обязательной темой "РИТМ, язык, выпуск № ... " (в зависимости от того, к какому выпуску относится ваше письмо), чтобы письмо не потерялось среди остальной поступающей к нам почты. Пресс-центр ЗоВУ. 2003.

.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное