Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

От дикого Запада до далекого Севера


Информационный Канал Subscribe.Ru

От дикого Запада до далекого Севера
(Через язык - к истокам разумной жизни) - 15.

У Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ), негосударственное научно-исследовательское учреждение и научно-просветительское объединение Центра Социально-культурной Адаптации (ЦСкА) http://www.zovu.ru/yaz

Что получают "второкурсники" РИТМа?

Наши читатели из наших объявлений давно уже знают, что "второкурсники" РИТМа имеют еще три наших книги, которых в рассылках не было: "Психология счастья", "Вероятностная личность", "Исповедь счастливчика, или пси-метод маленького волшебника" и ряд сборников, в качестве образцов художественного или иного творчества. Ведь мы ценим именно творческое мастерство во всех областях (наш институт так называется!)! Все это они получили на компакт-диске "Возрождение Человека".

Теперь "второкурсники" читают в дополнительной рассылке для них: "Основные положения социокультурной адаптации и сохранения здоровья в современных условиях", "Основы предпринимательства переходного периода" и созданную по их просьбам работу "Нам даны только мы сами", а также др. статьи и ответы на письма.

СКОРО начнется трансляция нового материала для практики самопознания и ориентации в ступенях познания: "КАК СТАТЬ СОВЕРШЕННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ". Эта информация тоже создается по заявкам читателей и будет доступна всем, кто перешел или уже переходит на "вторую ступень" РИТМа.

С уважением, Команда ЗоВУ

(информацию по заказу компакт-диска "Возрождение Человека" см. http://www.zovu.ru/cd.htm, а кто уже имеет диск, но еще не на "второй ступени" РИТМа, пишите о себе: zovu@baza-r.ru)

Сегодня на наших рассылках следующие публикации:

1. "XXI век и психология людей новой цивилизации-2" - 11. Когда родители не понимают ребенка.

2. "Властелин Времени-2" - 12. Что есть "хорошо" или "плохо"?

3. "Назад в Будущее-2" - 15. Можно ли философствовать о Любви?

4. "От дикого Запада до далекого Севера" - 8. Лад, Лада, Сладость... (из рассказов о словах)

5. "РИТМ. Вторая ступень" - 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. 2. "НАМ ДАНЫ ТОЛЬКО МЫ САМИ".

ЛАД, ЛАДА, СЛАДОСТЬ...

(Из рассказов о СЛОВАХ)

 

... ... ...Опять же по данным из разных источников получаем, что буква "Д" и соответственно звук "Д" (тоже имеют варианты: например, по твердости-мягкости) обозначают "движение, изменение", т.е. имеется смысл: "направленного изменения, осмысленного движения, чего-то делания". Заметьте, издревле и по сей день (согласно сотням различных источников) символизируется в этом знаке некая "душевность, одухотворенность, огненность, разумность" этого ДВИЖЕНИЯ. Наверное, для этого имелись основания, которые мы в последующем, при работе с другими словами, еще постараемся найти.

Ну, вот мы и дошли, наконец, до целостного корня "ЛАД" или "ЛАДА" (пары мужского и женского рода). Многие слова изначально так и шли парами. Вам не кажется, на основе уже выше изложенного, что это слово действительно изначально идет именно со своим смыслом, а не с какими-то словарными определениями и толкованиями? Можно ли теперь удивляться тому, что ЛАД - (Ср. Гармония) это одно из центральных понятий в древней системе смыслов и происходит от древнего "ЛА + Д (А)" в смысле "обустроенный мир". Смотрите, как это есть на разных уровнях: есть нечто высшее, "небесное", разумный смысл "лад". Он, постепенно спускаясь на землю, образует средний уровень: "клад" (к+лад), как нечто оформленное, установленное. А дальше, на нижнем уровне, эти установления реализуются среди людей, в социуме, как определенный "уклад" (у+к+лад).

ЛАД имеет много значений, в том числе: 1) гармония, соразмерность (ЛАДность, сЛАженность, скЛАДность); 2) порядок, установление и поддержание определенного жизненного порядка или способа жизнебытия (укЛАД, вЛАДение, обЛАДание, вЛАсть). Отсюда и производные слова: ЛАДить, сЛАДить, сЛАДость, насЛАждение и т.д.

Имели наши древние предки на такое толкование право или нет? На основе выше приведенных звуков и звукосочетаний мы даже сами можем поупражняться и переводить на современный порядок эти старые слова. Для нас в этом случае "ЛАД" может иметь разные значения: 1) источник начального движения, 2) распространение от истока одухотворенности, 3) начало разумного сотворения и т.д.

Но прежде всего тут напрашивается ЛАД как именно изначально определенный и космически обусловленный порядок, определенная иерархия, выстроенность, которую нельзя смешивать и перепутывать (наглядно, это такая же строгая закрепленность, строй, например, как лады на деке гитары). Это "соразмерность компонентов". И еще целый ряд осмысленных значений можно расписывать. При этом "ЛАДА", конечно же, может быть 1) пространством одухотворения, 2) рожденной в разумности, 3) вместилищем души и т.д. Много значений и формулировок для словотворчества в конкретных условиях.

Нужно ли говорить о том, что исторически ЛАДА - (вост.славянское) это "богиня любви"? Точно так же и ЛАД - "бог любви". Ведь еще раньше, в Древнем мире, божественность понималась как высший уровень мастерства, а не в современном религиозном значении. И "боги" тогда были чем-то вроде нынешнего "социального слоя, сословия, касты" и обозначали "посвященность в знания" высокого уровня. От этих же слов идут и встречающиеся в некоторых старых источниках значения, типа: "лата" - "прекрасная небесная женщина" (не отсюда ли происходят названия "latina", "Латвия", "латыш" и даже защитная одежда "латы", отсюда дальше "латать" и т.д.). Или же слово "лад" - "желать, играть" или "ладон" (др.славянское) "дракон", хранитель Ирийского (райского) сада. Но это все уже более поздние осмысления (арийские, славянские, латинские, греческие и т.д.), а не первые. О первых смыслах мы сегодня можем только догадываться и пытаться реконструировать.

И теперь, наверное, безоговорочно понятно, что первоначальный смысл слова "СЛАДОСТЬ" не имеет никакого отношения к современному ощущению вкуса сахара. Скорее, это будет (смотрите, что мы писали выше) приблизительно "состоянием или пребыванием в неком первоначальном, гармоничном состоянии" ("слад", "с+лад", "со+ладость", "с+ладить"). Синонимами могут быть еще "слаженность", "ладность" в одном из значений. Можно еще составить такие же близкие формулировки. Не случайно мы иногда шутим, говоря, что "шоколад - это биохимический заменитель счастья". Что-то вроде наркотика для вкусовых рецепторов. Вместо настоящей СЛАДОСТИ ЖИЗНИ в первоначальном смысле. И это тоже следствие современного упрощения как сознания, так и образа жизни людей. Когда воспоминания о прежней гармонии высокой жизни остались только в приятных вкусовых ощущениях и примитивном слюновыделении.

Это не значит, что в жизни Древних "сладкого" в современном значении отродясь не было. Было, было много, и было гораздо больше и качественнее, чем сейчас, но, к примеру, "медовый" вкус назывался медовым, а не сладким. Так что стоит задуматься, откуда и почему такие уродующие живой строй языка ПЕРЕНОСЫ значений и смыслов. А этих запутывающих переносов больше всего именно в словарях.

Кстати, мы все радуемся словарям и говорим об их полезности, но почти не задумываемся над тем, для чего они создавались, словари. Как не задумывались над этим и многие составители словарей. Словари "объективно" создавались для распространения "простоты" речи, для закрепления и стандартизации "достигнутых" в речи "ошибок", чтобы продолжать разрушать язык дальше, до следующего словаря. Мы понимаем, что полезная функция для людей, пытающихся увидеть весь словарный объем, у словарей есть. Особенно при той жалкой языковой грамотности, какую у нас имеет большая часть специалистов с высшим образованием, не говоря уж об остальном простом населении. Однако вреда от них - даже в современных условиях - больше, чем пользы. Чтобы увидеть это неуклонное упрощение, достаточно сопоставить несколько поколений словарей, например, от словаря Даля до самого последнего толкового словаря наших дней. Но на самом деле не было и нет необходимости в словарях, если язык соответствует постигаемой природе, и люди получают "образование" с языком вместе, вживую, шаг за шагом, посвящение за посвящением в естественные знания о Природе и Вселенной.

* * *

(Продолжение следует)

Чтобы дать оценку этому выпуску, голосуйте по этому адресу: http://www.zovu.ru/opros.asp . Это важно для продолжения рассылки.
Все новички, незнакомые с нашими рассылками, и те, кто нас читает давно, но хочет перейти на вторую ступень РИТМ, могут получить всю информацию, необходимую для того, чтобы "догнать" остальных. Достаточно заказать CD "Возрождение Человека". (полную информацию по заказу компакт-диска "Возрождение Человека" см. http://www.zovu.ru/cd.htm)

До следующих встреч! пишите ваши отзывы и просто письма на: zovu@baza-r.ru с обязательной темой "РИТМ, язык, выпуск № ... " (в зависимости от того, к какому выпуску относится ваше письмо), чтобы письмо не потерялось среди остальной поступающей к нам почты. Пресс-центр ЗоВУ. 2003.

.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное