Жилищное право:
актуальные вопросы законодательства
Рассылка ведется редакцией электронного журнала «Жилищное право: актуальные вопросы законодательства» www.gilpravo.ru. На сайте доступен 1-й выпуск журнала.
Новости
О формах ежеквартальной отчетности застройщиков
В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 27.10.2005№ 645«О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства» приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 12.01.2006№ 06-2/пз-н были утверждены Методические указания по заполнению форм ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной
с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
Отчетность составляется на основе индивидуальных данных застройщика, данных о создаваемых объектах недвижимости, а также данных бухгалтерского учета и отчетных документов застройщика. Отчетность должна в полном объеме отражать сведения, предусмотренные в формах отчетности застройщика.
Сведения о многоквартирном доме или ином объекте недвижимости, строящемся (создаваемом) застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства должен отражать индивидуальные сведения о каждом создаваемом застройщиком объекте недвижимости, получении застройщиком разрешительной документации на осуществление строительства данного объекта, информацию о привлечении и использовании денежных средств участников долевого строительства, а также заемных средств и их суммарное выражение в денежном
эквиваленте за отчетный период.
Сведения о заключенных договорах участия в долевом строительстве, отражаются в отчете о многоквартирном доме или ином объекте недвижимости, строящемся (создаваемом) застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства, на основании данных застройщика о заключенных договорах.
О плате за пользование лифтами
В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса РФ и п. 3 постановления Правительства РФ от 30.07.2004№ 392«О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг» структура платежей за жилое помещение включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, плату за техническое обслуживание общих коммуникаций, технических
устройств, в том числе лифтов, приборов учета, а также технических помещений жилого дома.
Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению работы по обслуживанию лифтового хозяйства входят в комплекс жилищных услуг. Стоимость этих работ входит в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения, рассчитываемой на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц. Общее имущество многоквартирного дома распределяется и оплачивается соразмерно занимаемой общей площади. Таким образом, гражданин оплачивает часть издержек по содержанию общего имущества жилого дома, которая приходится на занимаемую
им общую площадь.
Следует отметить, что основанием для включения в оплату гражданам услуги за пользование лифтами должно являться условие фактического пользования этой услугой. Федеральным законом от 09.01.1996№ 2-ФЗ«О защите прав потребителей» определено, что потребитель - это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары, работы, услуги, а исполнитель - организация, оказывающая услуги потребителям, и в обязательном
порядке представляющая потребителю информацию о правилах и условиях безопасного использования товаров, работ, услуг.
Нормативные правовые акты, регламентирующие взаимоотношения между гражданами, проживающими в многоквартирных домах, и собственником жилищного фонда в качестве одного из основных критериев оплаты за жилье устанавливают факт пользования данной жилищной услугой. В связи с этим, по мнению Росстроя, жители первых этажей зданий могут быть освобождены от соответствующего платежа.
Конкретное принятие решений о порядке расчетов платы населением за обслуживание лифтового хозяйства, порядок ее взимания (в расчете на 1 кв. м общей площади жилья или с 1 человека в месяц) остаются за органами местного самоуправления для государственного и муниципального жилищного фонда, за органами управления многоквартирным домом для собственников жилья.
Собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Налогообложение
О налоге на доходы от уступки права
В соответствии со ст. 382 Гражданского кодекса РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона. Уступка права требования представляет собой перемену лица (стороны) в обязательстве, но не меняет предмет обязательства.
Право требования является имущественным правом. В соответствии с положениями п. 2ст. 38 Налогового кодекса РФ имущественные права не относятся к имуществу, и, следовательно, имущественный налоговый вычет, предусмотренный пп. 1п. 1ст. 220 НК РФ, к доходам от продажи имущественных прав не применяется независимо от давности приобретения таких прав.
При этом следует иметь в виду, что в соответствии с положениями ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.
Такой выгодой, например, может являться разница между суммой выручки, которую налогоплательщик получит на основании договора уступки права требования на получение в собственность квартиры, и суммой платежа по договору, на основании которого он такое право приобрел.
Таким образом, объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц в данном случае будет являться указанная в предыдущем абзаце выгода в денежной форме. В таком случае налоговую декларацию о сумме полученного дохода следует подавать в налоговый орган по месту жительства (см.: письмо ФНС России от 23.12.2005№ 04-2-03/205).
О применении налоговых ставок по земельному налогу в отношении земельных участков, предоставленных (приобретенных) для жилищного строительства
Статьей 394 Налогового кодекса РФ для исчисления земельного налога определены две предельные величины налоговых ставок в размере 0,3 процента и 1,5 процента от налоговой базы, применяемые на условиях, установленных данной статьей.
В частности, предельная величина налоговой ставки в размере 0,3 процента применяется в отношении земельных участков, предоставленных для жилищного строительства (в том числе предоставленных в собственность).
Вместе с тем, в соответствии с Земельным кодексом РФ земельные участки могут приобретаться в собственность, а также предоставляться в собственность физическим и юридическим лицам из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Так, ст. 15 Земельного кодекса РФ установлено, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом РФ, федеральными законами
не могут находиться в частной собственности.
На основании ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.
Принимая во внимание указанные положения Земельного кодекса РФ, Минфин России полагает, что при исчислении земельного налога положения ст. 394 Налогового кодекса РФ должны одинаково применяться в отношении земельных участков, предоставленных или приобретенных для жилищного строительства.
Таким образом, предельную величину налоговой ставки земельного налога в размере 0,3 процента следует применять в отношении земельных участков, как предоставленных, так и приобретенных для жилищного строительства.
Кроме того, Минфин России считает, что аналогичный подход следует применять при реализации положений п. 15 и 16 ст. 396 Налогового кодекса РФ, предусматривающих применение повышающих коэффициентов при исчислении земельного налога (см.: письмо Минфина России от 27.12.2005№ 03-06-02-02/108).
(Источник:письмо Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 01.12.2005 № ЮТ-5030/03)