Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости законодательства Украины от LIGA Online


Служба Рассылок Subscribe.Ru


Регистрация для доступа к документам находится здесь: http://www.liga.kiev.ua/register


http://www.liga.net




Возвратная финпомощь в свете нового законодательства


Имеет ли право предприятие, не относящееся к финансовым учреждениям, без приобретения лицензии осуществлять операции по предоставлению финансовой помощи на возвратной основе своим работникам, и может ли оно получать финансовую помощь от физических лиц (работников или учредителей)?

 

Свою консультацию по данному вопросу Юрий Иванов строит на основании различных норм Закона Украины "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг" (далее - Закон N 2664). В первую очередь автор приводит определение финансовой услуги и обращает внимание на то, что финансовая помощь на возвратной основе отсутствует в законодательно закрепленном перечне финансовых услуг. Вместе с тем, автор отмечает, что пп. 4 и пп. 6 п. 1 ст. 4 Закона N 2664 "к финансовым услугам отнесены соответственно привлечение финансовых активов с обязательством относительно последующего их возврата и предоставление денежных средств в заем, в том числе и на условиях финансового кредита". 

Далее, исходя из нормы, закрепленной в ст. 5 Закона N 2664, Ю. Иванов заключает, что юридическое лицо, которое не относится к финансовым учреждениям, не может ни привлекать фин! ан! совые активы на возвратной основе (то есть получать финансовую помощь), ни предоставлять средства в заем. "Однако, по мнению автора, эта проблема все же не была однозначно урегулирована в Законе N 2664, в котором можно найти некоторые аргументы и в пользу более либерального подхода."

Во-первых, "обязательным условием для отнесения юридического лица к финансовым учреждениям является внесение его в Государственный реестр, который в настоящее время еще не создан. Срок, в течение которого такой реестр должен быть создан, определен п. 2 и п. 3 Заключительных положений Закона N 2664... То есть по меньшей мере 15 месяцев (без учета времени, необходимого для при! ня! тия Президентом Украины соответствующего Указа и для фактического создания уполномоченного органа) остается до того момента, когда финансовые учреждения могут быть внесены в Государственный реестр". 

Во-вторых, "пунктом 4 Заключительных положений установлено, что финансовые учреждения, созданные до вступления в силу этого Закона, обязаны привести свою деятельность в соответствие с его требованиями в течение одного года со дня введения Государственного реестра финансовых учреждений. Поэтому полностью соответствовать требованиям Закона N 2664 финансовые учреждения смогут только через два с лишним года. При этом требовать, чтобы нормы Закона N 2664 выполнялись юридическими лицами, которые не относятся к финансовым учреждениям, непосредственно со дня вступления в силу Закона N 2664 было бы, по меньшей мере, странным и нелогичным". 

В-третьих, "согласно п. 4 ст. 5 Закона N 2664 возможность и порядок предоставления отдельных финансовых услуг юридическими лицами, которые по своему правовому статусу не являются финансовыми учреждениями, определяются законами и нормативно-правовыми актами государственных органов, которые осуществляют регулирование деятельности финансовых учреждений и рынков финансовых услуг, изданными в пределах их компетен! ци! и. А в соответствии с п. 2 ст. 5 исключительное право или другие ограничения по предоставлению отдельных финансовых услуг устанавливаются законами о деятельности соответствующего финансового учреждения и нормативно-правовыми актами государственных органов, которые осуществляют регулирование рынков финансовых услуг. То есть Законом N 2664 все же предусмотрена возможность предоставления финансовых услуг не только финансовыми учреждениями, хотя соответствующих нормативно-правовых актов пока нет".

В-четвертых, "с точки зрения экономической логики, ограничение круга юридических лиц, имеющих право привлекать финансовые активы с обязательством относительно последующего их возврата, только финансовыми учреждениями (исключительным видом деятельности которых является пред! ос! тавление финансовых услуг) представляется, по меньшей мере, странным. Если буквально следовать такому ограничению, то тем самым исключается любая возможность привлечения финансовых активов на возвратной основе (в том числе и на условиях финансового кредита) любыми юридическими лицами, которые не относятся к финансовым учреждениям".

На основании вышесказанного автор резюмирует: "вопрос о возможности получения и предоставления финансовой помощи на возвратной основе юридическими лицами, которые не относятся к финансовым учреждениям, требует дополнительных разъяснений, и, в первую очередь, от Комитета ВРУ по вопросам финансов и банковской деятельности". 

"Исчерпывающий перечень услуг, которые предоставляют финансовые учреждения и которые подлежат лицензированию, приведен в ст. 34 Закона N 2664." 

Таким образом, Ю. Иванов! д! елает вывод: "предоставление предприятием финансовой помощи на возвратной основе лицензированию не подлежит". 

Что касается получения финансовой помощи на возвратной основе от физических лиц, то автор считает, что данная финансовая услуга относится к лицензируемым видам деятельности. "Правда, получить такую лицензию в настоящее время невозможно, поскольку отсутствуют как сами лицензионные условия, так и уполномоченный орган, который должен выдавать лицензии финансовым учреждениям." 

 

"Бизнес - Бухгалтерия. Право. Налоги. Консультации", 29 ноября 2001 г., N 48/2 (463), с. 48 (www.buhgalteria.com.ua)

Дата подготовки 30.11.2001
ИАЦ "ЛИГА"

 Наш телефон: (044) 5738200
E-mail: admin@liga.kiev.ua


Copyright © 1991 - 2001 Информационно-аналитический центр "ЛИГА". Все права защищены.
Интернет-поддержка: компания "УкрСат"







http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное