Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Право

  Все выпуски  

Право - Новости


Номер выпуска рассылки: 223 Дата выпуска рассылки: 2006-06-20 Количество подписчиков: 4464
Право

 

Интернет - проект "BSM-pravo"
редактор выпуска Сергей БАСТРЫГИН
bsm-pravo@rambler.ru

новости >> консультации >> практика >> новости >> консультации >> практика >>


Приглашаем к сотрудничеству юридические фирмы, практикующих юристов, адвокатов.
В выпусках рассылки Вы можете разместить свои материалы по вопросам права, ответить на вопросы подписчиков рассылки.
Об условиях размещения можно узнать направив письмо
на bsm-pravo@rambler.ru



Премьер-министр Республики Беларусь письменно обратился к Председателю
Правительства России с просьбой оказать содействие в урегулировании ситуации, связанной с арестом ФТС России в марте 2006г. партии белорусского сахара.

Как сообщает Российский союз сахаропроизводителей, премьер-министр Республики Беларусь С.Сидорский письменно обратился к Председателю Правительства России М.Фрадкову с просьбой оказать содействие в урегулировании ситуации, связанной с арестом ФТС России в марте 2006г. партии белорусского сахара.
В письме сообщается, что в результате применения несогласованных методик проведения экспертизы белорусский сахар был определен как тростниковый, несмотря на то, что действовавшие на момент поставки документы ФТС России позволяли классифицировать его как свекловичный и действия белорусских производителей соответствовали требованиям российского законодательства. В сложившейся ситуации оптимальным решением проблемы был бы возврат сахара белорусским производителям и согласование единой методики проведения экспертизы происхождения сахара, чтобы в дальнейшем избежать спорных ситуаций такого рода.
Такой исход конфликта с задержанием 30 вагонов белорусского сахара таможней РФ действительно был бы наилучшим выходом. Ведь забракованные Роспотребнадзором вина и вовсе в канализацию выливали...
«Виртуальная таможня» 08.06.2006.

ЕВРОзона для авто

Будет ли экологический сертификат для транспорта заменен "налогом на выхлоп"
Не успели утихнуть страсти, разгоревшиеся с появлением в России первого технического регламента и возникшими при этом сложностями в получении экологических сертификатов на ввоз подержанных иномарок, как, по слухам, готовится новый сюрприз. Якобы уже сформированы предложения по введению в стране экологического налога.
Напомним, что с 22 апреля этого года Федеральная таможенная службы (ФТС) запретила ввоз в Россию подержанных иномарок, не соответствующих экологическому стандарту "Евро-2". Именно с этого дня в России вступил в действие первый технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ". В регламенте, в частности, говорится, что владельцы ввозимых в Россию подержанных иномарок должны подтверждать их "на чистоту" специальным экологическим сертификатом. Однако на деле протестировать каждое авто на экологическую пригодность оказалось непросто. Ситуация накалилась.
На таможенных границах, особенно в Калининграде и на Дальнем Востоке "зависли" тысячи нерастаможенных иномарок. Для того чтобы распутать ситуацию, в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) разработали временные, до 1 сентября 2006 года, таблицы соответствия автомобилей экологическим классам "Евро-2", "Евро-3" и "Евро-4". Этой таблицей таможенники ныне руководствуются, разрешая судьбу тех или иных иномарок. Правда, несмотря на существование таблицы, вопросов у покупателей подержанных иномарок меньше не стало. Этих вопросов прибавилось, когда люди прослышали про экологический налог. С просьбой прокомментировать ситуацию "РГ" обратилась в Ростехрегулирование.
Григорий Элькин, РУКОВОДИТЕЛЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ:
- Введение новых налогов вне полномочий нашего агентства. Однако со временем, на мой взгляд, должен быть введен дорожный налог, дифференцированный в соответствии с экологическим классом автомобиля. Во многих развитых странах он давно существует. И если вы ездите на экологически "грязной" машине, то платите большие деньги.
Одна из целей технического регламента состоит в том, чтобы в документах на автомобиль постепенно появился экологический класс. У нас же такой графы в паспорте транспортного средства ни на "мерседес" 2006 года выпуска, ни на "жигули" выпуска 1997 года нет. Тем временем сегодня в крупных городах России уже свыше 70 процентов вредных выбросов в атмосферу производят автомобили. Однако введение европейских норм выбросов в России проводится с отставанием на 6-8 лет от государств, являющихся мировыми лидерами автомобилестроения. Как известно, в мире уже действуют нормы "Евро-3", "Евро-4", "Евро-5".
Впрочем, как известно, первый шаг мы все-таки сделали. В России введен первый технический регламент, требования которого как раз и соответствуют международному экологическому стандарту "Евро-2". И сегодня все отечественные производители выпускают автомобили соответствующие техническому регламенту (исключение составляет лишь "Ока"). Хочу отметить, что технический регламент распространяется только на автотранспортные средства, впервые вводимые в обращение на территории России. На автомобили, эксплуатирующиеся в стране до 22 апреля 2006 года, он не распространяется.
Действительно, в первые две недели введения техрегламента в Калининградской области сложилась особенно напряженная обстановка с таможенным оформлением подержанных автомобилей, для которых требуется подтверждение соответствия и определение экологического класса. До 1 июля в область должно быть ввезено дополнительно по льготному режиму более 8 тысяч подержанных автомобилей. Определенные проблемы возникли и в Дальневосточных регионах. Для снятия напряжения было принято решение о временной, до 1 сентября 2006 года, упрощенной процедуре подтверждения соответствия автомобильной техники требованиям "Евро-2".
Что это значит? Определение экологического класса и внесение в паспорт транспортного средства сведений о нем проводятся на основе таблицы, разработанной Ростехрегулированием совместно с ФГУП "НАМИ". В ней приведена информация о соответствии экологическим классам выбросов автомобильной техники в зависимости от года выпуска и страны происхождения. Временный порядок не требует от частных автовладельцев дополнительных бумаг и затрат.
В тех случаях, когда автомобиль "не попадает" в таблицу, автовладелец имеет право обратиться за выдачей сертификата. В самых сложных случаях проверка занимает не больше суток. То есть "проблемную" машину ставят на подъемник, эксперты анализируют, есть ли у нее соответствующие системы нейтрализации выхлопных газов, катализаторы. После владельцу выдается либо сам сертификат, либо мотивированный отказ в выдаче сертификата. Введение временного порядка позволило разрядить обстановку. К концу мая импорт автомобилей вошел в нормальное русло.
Понятно, что всех сейчас волнует вопрос: "А что будет после 1 сентября, когда закончится срок действия временной упрощенной процедуры подтверждения соответствия требованиям технического регламента?" Мы сейчас над этим работаем и в ближайшее время подготовим предложения. Наша позиция - ввоз подержанных иномарок для личного пользования физических лиц должен быть максимально упрощен.
Для эффективного применения технического регламента в Ростехрегулировании создан оперативный штаб, в который вошли также сотрудники Минпромэнерго, Федеральной таможенной службы, Госавтоинспекции. К началу действия технического регламента на территории России было аккредитовано 37 органов по сертификации. В начале мая открыты еще 50 центров выдачи сертификатов. На наиболее загруженных таможенных постах (в первую очередь в Калининградской области) были выделены помещения и открыты точки приема заявок на выдачу сертификатов. В работу по мониторингу ситуации вместе с таможней включились центры стандартизации и метрологии, подведомственные Ростехрегулированию. К сожалению, представители наиболее "острых" регионов, где больше всего растаможивается подержанных иномарок, не проявили должной инициативы, и это во многом стало причиной узких мест в первые недели действия регламента.
Кстати, хочу напомнить, что помимо техрегламента с 1992 года введены Правила сертификации автомототранспортных средств, распространяющиеся на новые автомобили. В них включены требования к безопасности конструкции, в том числе и экологические показатели. С 1998 года действует новая, усовершенствованная редакция правил сертификации. Если автомобиль соответствует всем установленным требованиям, на него оформляется "Одобрение типа транспортного средства", которое служит основанием для регистрации в Госавтоинспекции. Повышение требований обязательной сертификации помогло привести показатели отечественной автомобильной техники в соответствие с международным уровнем. Если бы эта работа не проводилась, то, условно говоря, только в 2005 году с производства могли бы быть сняты 385 тысяч легковых и грузовых автомобилей.
«Российская газета» 09.06.06

Самую полную информацию о перемещении товаров через границу РФ можно получить только в таможенных органах

Таможенное ведомство ведет статистику внешней торговли России с 1994 года. В чем специфика таможенной статистики рассказала полковник таможенной службы Лариса Герасимова, которая возглавляет этот отдел в СЗТУ РФ
- Лариса Юрьевна, что стоит за статданными по внешней торговле?
- Чтобы понять, какие процессы характеризуют публикуемые данные, надо знать, по каким параметрам они сформированы. Возьмем такую страну, как Нидерланды: ее доля в экспорте товаров из РФ составляет более 32%. Это означает, что при декларировании в таможенных органах региона значительной части товаров в качестве страны назначения указаны Нидерланды. Мы экспортировали туда в основном сырье: цветные металлы, минеральные продукты.
Но если взять распределение экспорта не по стране назначения, а по стране продажи (с которой заключен контракт), мы получим, что доля Нидерландов в общем объеме экспорта Северо-Запада РФ - менее 1%. А вот доля Швейцарии в экспорте Северо-Запада как страны назначения - 4,6%, а по стране продажи - более 44%.
Большая разница? Если показатель `по стране назначения` характеризует товарные потоки при экспорте, то показатель `по стране продаж` - финансовые потоки.
А сравнение данных, полученных разными методами, дает возможность сделать выводы об особенностях торговли отдельных стран с Россией. Нидерланды - это перевалочная база для наших товаров, которую используют другие страны в торговле с нами, например Швейцария. Швейцария тоже закупает у нас товары в основном для перепродажи. Для своих нужд она ввозит лишь небольшое количество российских товаров. Другой пример, как товары уходят в оффшорные зоны. Доля Кипра в экспорте - всего 0,2%, Британских Виргинских островов - 0,5%. Казалось бы, немного. Но если посмотреть по торгующей стороне, то доля этих зон уже более 21%. Как видим, достаточно большое количество товаров закупают фирмы, зарегистрированные только в этих двух оффшорных зонах.
- Можно ли проследить, куда товар доставляют?
- Это проблема общая для всех стран, так как продавец товара может не знать конечный пункт назначения отправляемого товара. Но есть статистика международной торговли. Многие международные организации этим занимаются, например Статистическое управление ООН. Статистика международной торговли на основе данных разных стран об импорте из какой-либо страны уточняет данные об экспорте этой страны. Мы также поставляем данные во многие международные организации. Есть у нас двусторонние соглашения об обмене информацией с Китаем, со странами ЕС, СНГ. Это так называемая зеркальная статистика, одной из задач которой является сравнение данных о взаимной торговле стран-партнеров.
- Делаете ли вы прогнозы развития внешней торговли в регионе?
- Да, мы строим годовые прогнозы по основным товарным потокам и в целом по экспорту и импорту.
В 2005 году внешнеторговый оборот СЗТУ составил $66,8 млрд, по сравнению с 2004 годом, рост - 147%, а наш прогноз на 2005-й был 130%. Цена на нефть оказалась выше, чем закладывали в нашу модель развития внешней торговли.
В связи с притоком валюты покупательная способность в России выросла, увеличился и импорт. Причем возросший спрос на качественные дорогостоящие товары спровоцировал увеличение их ввоза. В результате резко поднялись таможенные платежи и отчисления СЗТУ в федеральный бюджет. Все эти тенденции характерны и для 2006 года.
«Экономика и Время» (Санкт-Петербург) 14.06.2006.

Началась разработка законопроекта о предотвращении импорта и сбыта контрафактной продукции

В июне началась разработка законопроекта о предотвращении импорта и сбыта контрафактной продукции. До конца 2006 года этот документ намечено принять и ввести его в действие с начала будущего года.
По данным Международного комитета по интеллектуальной собственности за май 2006 года, если в США почти треть товаров выпускается с нарушениями всевозможных прав и качественных параметров, в ЕС - свыше трети, то в России - минимум 80 процентов. Как показали результаты майского (2006 г.) исследования ROMIR-monitoring, почти половина россиян считают, что чаще всего в РФ подделывают алкоголь. Но подробный "рейтинг" подделок в России, по данным Роспатента, ныне таков (по степени убывания доли поддельного ассортимента в сбытовой сети):
1. Продукты питания: консервы, колбасные, табачные изделия, кофе, чай, растительное и сливочное масло.
2. Алкогольная продукция и минеральные воды.
3. Промышленные товары: трикотажные, швейные и чулочно-носочные изделия.
4. Товары бытовой химии, игрушки, парфюмерия и косметика.
5. Интеллектуальная собственность (CD и DVD-музыка, фильмы, компьютерные игры и программное обеспечение).
6. Лекарственные препараты.
"Пока легальная продукция не будет доступна большинству покупателей, о борьбе с пиратством говорить бессмысленно", - подчеркнул президент РФ на совещании с правительством 3 апреля. В. Путин считает ужесточение наказания за пиратство односторонней мерой: "Нужно снижать цены на легальную продукцию - тогда контрафакта не будет". Но замминистра культуры и массовых коммуникаций РФ Леонид Надиров на недавнем заседании правительства РФ отметил: "Мы до сих пор не представляем себе, сколько в стране производится контрафактной продукции, какова география производства, сколько украдено денег и сколько недоплачено налогов". А по данным Роспатента, государственный бюджет ежегодно теряет за счет оборота поддельной продукции до 30 миллиардов рублей. И уже который год.
Контрафакт подразделяется на "фейк" и "контрафакт". "Фейк" - бессовестная, что называется, подделка. Пример: кое-как сляпанные джинсы, которые выдают себя за родное "дитя" Levi s. Контрафакт - то, что произведено с соблюдением многих, а, может, и всех технологических норм, но с нарушением законов о собственности и товарном знаке.
Существенную часть, например, нелегальных дисков давно штампуют те же заводы, что днем легально производят продукцию известных фирм. Следовательно, главный козырь лицензионной продукции - качество - при хорошо поставленном "параллельном деле" не более чем миф. Единственное различие - цена, которая у пирата, естественно, значительно ниже, ибо он не платит налогов и лицензионных сборов.
Главное направление реализации контрафакта - оптовые поставки в регионы. Контакты здесь отлажены в течение многих лет. Другой вектор развития контрафакта - наработка новой клиентской базы. Это для дельцов особенно важно в двух столицах, где борьба с нелегалами ведется активнее, чем в глубинке. Здесь на помощь "черному бизнесу" приходят современные технологии. Существует множество труднодоступных интернет-форумов, где вовсю идет оптовая торговля. Не нужно сбрасывать со счетов и доверительные личные контакты контрафактных дельцов с руководителями торгующих организаций.
Уже активно и плодотворно подделывают даже авиадвигатели: как заявил недавно Константин Ивушкин, генеральный директор одного из крупнейших в РФ машиностроительных заводов (в Москве), "мы очень обеспокоены значительным количеством контрафактной продукции на рынке, особенно авиатехнологической". Основной продуцент таких изделий - работающие без лицензий авиаремонтные предприятия, число которых ныне не поддается учету. А это, подчеркнем, одна из давних проблем на переговорах по вступлению России в ВТО в качестве "рыночной" страны.
В Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии уверены: наиболее действенным механизмом борьбы с контрафактом могла бы стать обязательная общероссийская стандартизация и жесткие санкции за ее несоблюдение. Это агентство планирует разработать систему учета нарушений технических регламентов, создать базу данных по отличительным признакам продукции конкретных производителей. Но сколько ни наклеивай на каждый, например, компакт-диск специальную марку, откуда возьмутся отличительные признаки, если "плохой" товар гонит та же легальная фабрика?
Экспертный совет по правовому регулированию и защите интеллектуальной собственности при Комитете Госдумы РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму предлагает, например, возбуждать уголовное дело, если у продавца найден хотя бы один пиратский диск, а не 500, как требует нынешнее законодательство. С такой позицией солидарны "силовики". Но есть и другая точка зрения. "Зачастую пиратами становятся малые предприниматели, которых вынуждает к этому реальность, - считает аналитик Сергей Борисов. - Налоговая система давно заставляет предпринимателей уходить в тень. Предлагаемое же увеличение срока наказания с пяти до шести лет (то есть преступление будет квалифицироваться как тяжелое) не выбьет из-под ног у "пиратов" пока благодатную экономическую почву. Более того, такая борьба может придать им ореол мучеников и только усилить интерес покупателей".
Тем временем контрафакт уже проник и в технологию производства высококачественных товаров благодаря опять-таки импорту поддельного, зато дешевого оборудования. По экспертным оценкам, доля таких поставок в общем импорте Россией оборудования достигает минимум 25 процентов.
«Российская Газета » 14.06.2006.

И своей радиации хватает

Недавно в Совете Федерации состоялось расширенное заседание Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии на тему "Оценка рисков облучения населения России в результате поставок украинской металлопродукции, изготовленной с использованием радиоактивно загрязненного металла из зоны отчуждения Чернобыльской АЭС".
Чтобы оценить степень риска облучения россиян из-за радиоактивного металла, с Украины на заседание комитета были приглашены представители профильных федеральных министерств и ведомств, эксперты из научных и общественных организаций.
Открыл заседание комитета его председатель Виктор Шудегов, подчеркнувший актуальность заявленной темы и наличие противоречивых официальных и альтернативных данных. "Очень много металла ввозится в Россию с Украины в виде металлолома и готового проката, который может быть изготовлен из радиоактивного металла, а должного контроля не существует", - отметил В. Шудегов. Необходимо проанализировать всю информацию и принять все меры, подчеркнул он, чтобы не допустить ввоз на территорию России потенциально опасной радиоактивной металлопродукции с территории Украины.
С докладом выступил член Совета Федерации Хусейн Чеченов, изложивший основные точки зрения на данную проблему. Они оказались противоречивыми. Министерство промышленности Украины полностью отрицает возможность вывоза и переработки радиоактивно загрязненного металлолома из чернобыльской "зоны отчуждения". Таможенные службы Украины и России также не фиксировали случаи перемещения металлопродукции, загрязненной радиоактивными веществами. Однако Генпрокуратура Украины высказывает серьезную обеспокоенность фактами вывоза радиоактивного металлолома из чернобыльской зоны. По данным заместителя генпрокурора Украины Татьяны Корняковой, на протяжении двух лет коммерческим структурам выдаются лицензии на вывоз металла из зоны отчуждения. В этой связи было возбуждено 32 уголовных дела, 200 должностных лиц привлечены к административной ответственности. Представители Росатома считают, что опасность вполне реальна, так как контроль осуществляется только за наличием гамма-частиц, а радиоактивные альфа-частицы можно обнаружить только при специальной проверке каждого металлоизделия. У таможенных служб нет технической возможности и необходимого оборудования для проверки ввозимых грузов на наличие альфа-излучений, отметил Х.Чеченов. Главный вывод, который был сделан в его докладе: по ряду причин не обеспечивается контроль за качеством ввозимого металла из Украины.
На заседании комитета отмечалось, что на государственной границе РФ с Украиной функционируют 10 железнодорожных пунктов пропуска, из них стационарными таможенными системами обнаружения делящихся и радиоактивных материалов (ДРМ) оснащены только 4 пункта пропуска. Из 25 действующих автомобильных пунктов пропуска стационарными таможенными системами обнаружения ДРМ оснащены 24 пункта. В решении Комитета СФ сенаторы обращаются к Правительству с предложением поручить Федеральной таможенной службе России совместно с Минфином и МЭРТ в кратчайшие сроки обеспечить системами обнаружения все таможенные пункты на границе с другими государствами, и в первую очередь с Украиной.
До внедрения специальной системы сертификации ввозимой из Украины металлопродукции сенаторы считают целесообразным наложить мораторий на ее поставки в Россию.
«Парламентская газета» 14.06.2006

Белоруссия требует равноправия для своего сахара на российском рынке

Россия хочет сохранить высокие цены на сахар на внутреннем рынке, поэтому намеренно препятствует ввозу белорусского сахара, считает глава таможенного комитета Белоруссии Александр Шпилевский. Об этом он заявил во вторник в Минске.
По словам Шпилевского, таможенных складов для ввоза белорусского сахара в России должно быть несколько, а не один, как сейчас. По его мнению, российская сторона намеренно подавляет конкурентоспособность дешёвого белорусского сахара, обвиняя его поставщиков в демпинге.
Шпилевский назвал "мягко говоря, скользкой ситуацию, когда существует только один таможенный склад, собственником которого является не российское государство, глава Российского союза сахаропромышленников".
"По сахару можно долго спорить, но решение принимают не таможенные службы, а правительства государств", — сказал глава таможенного комитета Белоруссии.
Напомним, что с понедельника Белоруссия восстановила таможенные посты с Россией под предлогом лучшего контроля за реэкспортом и транзитом. Эксперты считают эту акцию ответом Минска на "газоценовой ультиматум" со стороны Москвы.
Характерно, что и в российском посольстве в Минске недовольны нынешней экономической политикой России в отношении Белоруссии.
"Задержание белорусскими таможенниками на белорусско-литовской границе большой партии табачных и алкогольных изделий, следующих через Беларусь в Калининград, является симметричным ответом на сахарную проблему, не очень качественно поднятую российской стороной", — заявил журналистам в Минске в воскресенье посол России в Белоруссии Александр Суриков.
"Несколько десятков вагонов с белорусским сахаром задержали в Сибири, затем отправили их обратно в Москву, несмотря на то, что нормативы, требующие обязательного прохождения белорусского сахара через таможенный склад, были приняты уже после отгрузки этого сахара. Белорусская сторона, понятное дело, обиделась и сделала ответный шаг", — пояснил российский посол.
«АНН» 14.06.2006

Транзитные сигареты под конвоем

Белоруссия поставила временные посты на границе с Россией
Вчера власти Белоруссии сообщили о решении установить таможенные посты на границе с Россией. Их задача, как сообщается, контролировать транзит подакцизных грузов: спирт, сигареты и тому подобное.
- Государственный таможенный комитет и Департамент охраны МВД Белоруссии приняли решение установить временные посты во избежание нарушений белорусского законодательства в области транзита подакцизных грузов через территорию Белоруссии, - сообщили в департаменте охраны МВД Белоруссии. - На всех грузовых погранпереходах на белорусско-российской границе будут нести службу на посту по одному сотруднику белорусской таможни и департамента охраны.
По белорусским правилам, которые были введены в конце 90-х годов, подакцизные товары могут передвигаться транзитом по территории страны только в сопровождении специального конвоя. Де-юре это положение распространяется и на российские грузы. Несколько недель назад белорусские таможенники задержали девять большегрузных автомобилей с сигаретами, которые следовали через Белоруссию в Калининград без конвоя.
- Такая ситуация произошла из-за того, что белорусско-российская граница, в отличие от белорусско-польской и белорусско-украинской, является прозрачной, - утверждают в МВД Белоруссии. - Российская сторона не считала обязательным предупреждать об этом грузоперевозчиков. Отсутствие же на пропускных пунктах белорусских таможенников приводило к тому, что нарушение закона обнаруживалось уже далеко от границы.
Согласно белорусским нормам за сопровождение одной большегрузной автомашины с подакцизным товаром за километр взимается один доллар. Одну-две фуры должен сопровождать по республике один служебный автомобиль департамента охраны, в котором находятся два сотрудника, колонну из трех - шести большегрузных автомобилей сопровождает один служебный автомобиль с тремя-четырьмя сотрудниками департамента охраны. Колонну из семи - десяти большегрузных автомобилей сопровождают один или два служебных автомобиля, в которых находятся по четыре-пять сотрудников департамента охраны. Вот такие нехитрые правила.
Теперь на постах на границе белорусские таможенники и сотрудники департамента охраны будут информировать водителей грузовиков о правилах и в случае необходимости здесь же заключать договора на конвой.
- Речь не идет об установлении таможни на границе, - сказал представитель государственного таможенного комитета Белоруссии Владимир Пехтерев. - Речь идет о создании мобильных групп, в состав которых входят представители таможенного комитета, которые осуществляют на главных трассах в любом месте выборочный контроль за перемещением подакцизных товаров, товаров из третьих стран...
В МВД Белоруссии особое внимание обратили на то, что посты будут действовать временно, "пока белорусская и российская стороны не решат эту процедуру законодательно. На момент подписания номера официальных комментариев от российской стороны еще не поступало.
Досье"РГ"
В январе 1995 года Беларусь и Россия подписали соглашение о таможенном союзе. Согласно договору, президенты России и Белоруссии подписали указы об отмене таможенного контроля на российско-белорусской границе - каждый со своей стороны. Теперь, по информации белорусской стороны, временные посты будут действовать до тех пор, пока на законодательном уровне не будет разработан механизм информирования российских грузоперевозчиков о необходимости заказывать конвой для передвижения по территории Белоруссии.
«Российская газета» 14.06.2006

Герман Греф пойдет на повышение?

В правительстве грядут новые перестановки
Премьер-министр Михаил Фрадков задумал новую реформу правительства. Об этом "Известиям" рассказал высокопоставленный чиновник из Белого дома. Во-первых, у премьера появятся новые заместители. Кто станет вице-премьерами, пока не решено, но, возможно, этим постом "наградят" главу МЭРТа Германа Грефа. Это будет компенсация за то, что у него отберут вслед за таможней еще и регулирование внешней торговли, т.е. бывший Минторг. Последний достанется главе Минпромэнерго Виктору Христенко. Еще одна новость - ликвидация Росэнерго, которое превратится в один из департаментов Минпрома. Все эти изменения говорят об одном: Михаил Фрадков укрепляет свои позиции администратора и окончательно поставит крест на административной реформе.
Греф без торговли
О том, что в правительстве готовятся к переменам, "Известия" писали уже не раз. Первое официальное тому подтверждение дал премьер-министр Михаил Фрадков пару недель назад на очередном заседании правительства. Виктор Христенко тогда посетовал, что из-за плохой организации внешней торговли снижается конкурентоспособность наших товаров. Премьер отреагировал живо и предложил возродить Минторг (который он сам когда-то возглавлял). Впрочем, Фрадков сразу оговорился, что это мнение сейчас обсуждается "на совсем высоком уровне". А там, на этом самом уровне, считают, что торговая функция не имеет ничего общего с деятельностью Минэкономразвития и было бы неплохо ее вообще выделить и создать для торговли отдельное министерство, по образу и подобию упраздненного министерства внешней торговли. По слухам, сразу после этого обиженный Греф написал заявление об уходе.
Заявление у Грефа не приняли, и сейчас высокопоставленный источник в правительстве рассказал "Известиям", что новое министерство создавать все же не будут. "Идея создания Минторговли возможна, но связана с проблемой кадров, которых нет, чтобы сделать министерство и доказать, что такое ведомство имеет право на жизнь в условиях рынка", - говорит источник. По его мнению, сейчас необходимо детально проанализировать вопрос о том, кому именно из министров передать функции Минторговли. "Я считаю, что отдельного министерства торговли не нужно, а вот где эту функцию почетче сформулировать, получше реализовать, где совместить с промышленностью и экономикой - это вопрос для обсуждения", - уверен чиновник. А так как сейчас перед всем кабинетом министров стоит задача увязать торговлю с производством, самым вероятным претендентом является Минпромэнерго.
Видимо, поэтому премьер на заседании кабинета министров и затеял разговор о создании нового ведомства именно с Христенко, чтобы увидеть его реакцию. Тот, правда, отреагировал крайне спокойно и комментировать возможные перестановки не стал, отметив лишь, что "это некорректно". Единственное, что пока остается неизвестным, как на все эти планы может отреагировать Герман Греф.
Энергетика без агентства
Но не только у МЭРТа отберут часть полномочий. Есть у чиновников еще один объект для гонений. Это Федеральное агентство по энергетике (Росэнерго), которое находится в подчинении все у того же Минпромэнерго. Проблемы в этом ведомстве начались несколько месяцев назад. Тогда появилась информация, что глава Росэнерго Сергей Оганесян, бывший топ-менеджер одной из нефтяных компаний, написал заявление с просьбой освободить его от занимаемой должности. Чуть позже появились слухи, что в отставку Оганесян просится неспроста: Росэнерго собирались ликвидировать и переделать его в отдельный энергетический департамент внутри Минпромэнерго Действительно, с первых дней создания Росэнерго практически не занималось своей профильной деятельностью в полном объеме. Для работников агентства как бы существовала только нефтяная часть российского топливно-энергетического комплекса, а все, что касалось РАО "ЕЭС" и газа, проходило мимо Росэнерго.
Теперь же, как удалось выяснить "Известиям", в российском правительстве вовсю обсуждаются планы по ликвидации Росэнерго и преобразованию его в департамент Минпромэнерго, говорит источник в Белом доме. "Есть смысл влить Росэнерго в министерство, укрепив его", - считает он. Правда, окончательное решение еще не принято. Но оно, по мнению чиновника, не заставит себя долго ждать.
Премьер с заместителями
Все тот же правительственный источник рассказал "Известиям" и еще об одном любопытном моменте. Оказывается, у премьер-министра Михаила Фрадкова в скором времени может появиться еще несколько заместителей. То есть в правительстве может стать на пару вице-премьеров больше. Напомним, что долгое время - с момента своего назначения - глава правительства обходился только одним замом. Им одновременно с премьером был назначен бывший глава бюджетного комитета Госдумы Александр Жуков. Но спустя два года в кабинете министров произвели некоторые перестановки, результатом которых стало назначение первым вице-премьером экс-главы администрации президента РФ Дмитрия Медведева (его направили в правительство управлять реализацией приоритетных национальных проектов). Кроме того, повысили в должности и министра обороны Сергея Иванова - он сохранил за собой свой пост, получив в придачу вице-премьерский кабинет в Белом доме. Но, видимо, этого для эффективного управления страной недостаточно. Поэтому, по сведениям источника, идея назначения новых вице-премьеров сейчас активно обсуждается. Правда, кто может занять эти вакантные позиции, пока не совсем ясно. Этими "счастливчиками" станут, возможно, глава МЭРТа Герман Греф, а может, и президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин. Как пояснил источник, и у премьера, и у его замов сейчас очень много работы, "можно было бы еще одного-двух назначить". Одним словом, административная реформа продолжается.
«Известия» 14.06.2006

Арестованы руководители Ростехнадзора

Как стало известно Ъ, в конце прошлой недели прокуратура Санкт-Петербурга возбудила уголовное дело по статье 290 УК ("взятка") в отношении начальника управления Ростехнадзора по Ленинградской области Валерия Филинова и его заместителя Александра Цакоева. Основанием послужили материалы проверки управления, которую провели оперативники ГУ МВД по Северо-Западному федеральному округу по инициативе ряда энергетических компаний. Сейчас, как сообщили Ъ в горпрокуратуре, господа Филинов и Цакоев арестованы.
Проверка управления Ростехнадзора по Ленинградской области была инициирована общественным объединением энергетических предприятий "Порядок и законность в сфере бизнеса". В мае они обратились в Генпрокуратуру РФ с просьбой проверить законность действий управлений Ростехнадзора по Петербургу и Ленинградской области (Ъ сообщал об этом). Оперативники ГУ МВД по СЗФО отреагировали на сигнал и провели выемку финансово-хозяйственной документации в областном офисе Ростехнадзора. Изучив полученные материалы, прокуратура Петербурга возбудила уголовное дело по статье 290 УК ("взятка") в отношении руководителя областного управления Ростехнадзора Валерия Филинова и его заместителя Александра Цакоева.
Ростехнадзор, напомним, утверждает результаты экспертизы промышленной безопасности различных энергетических объектов - котельных, подстанций и т. д. Помимо этого ведомство согласовывает проведение пусконаладочных работ и проводит приемку объектов в эксплуатацию. Согласно законодательству за выполнение этих работ чиновники не должны взимать с бизнесменов плату. Однако выяснилось, что Ростехнадзор направлял обратившихся предпринимателей за платными консультациями в автономные некоммерческие организации (АНО). Стоимость согласований через АНО по каждому проекту составляла около 300 тыс. рублей. Если предприниматели отказывались от услуг АНО, то рисковали вообще не получить никаких согласований в Ростехнадзоре.
В ходе расследования уголовного дела использование чиновниками Ростехнадзора этой схемы подтвердилось. Оказалось, что господа Филинов и Цакоев дали подчиненным устное распоряжение направлять всех обратившихся бизнесменов в АНО "Промышленная и экологическая безопасность" (ПЭБ). Как следует из материалов дела, на счета ПЭБ в период с июня 2005 года по март нынешнего от коммерсантов поступило более 41 млн рублей. По версии следствия, генеральный директор ПЭБ Андрей Ерофеев передавал часть денег, поступивших на счет АНО, Александру Цакоеву, который, в свою очередь, делил их между инспекторами Ростехнадзора. Как следует из материалов дела, в период с мая 2005 года по май 2006 года Ростехнадзор ежемесячно получал от ПЭБ по 60 тыс. рублей. Сейчас, как сообщили Ъ в прокуратуре Петербурга, руководители управления Ростехнадзора господа Филинов и Цакоев арестованы, а господин Ерофеев отпущен на подписку о невыезде.
Схема с использованием "боковых" фирм, которые осуществляют якобы легальный сбор денег за услуги чиновников, является достаточно распространенной. Так, летом прошлого года в Петербурге разразился скандал вокруг Россельхознадзора ("Под частным контролем", "Надзиратели с большой дороги"). Импортеры товаров животного и растительного происхождения также обратились в прокуратуру с жалобами на поборы со стороны сотрудников Россельхознадзора. Чиновники предлагали бизнесменам проводить экспертизу своих товаров в двух ООО - "Форт" и "Гринвей-Нева". В итоге прокуратура вынесла представление Россельхознадзору, признав действия его чиновников противоправными. Не исключено, что история с Ростехнадзором воодушевит и других предпринимателей, которые могут инициировать проверку других контролирующих ведомств. Ъ будет следить за развитием событий.
«Коммерсантъ» 13.06.2006

Взялись за "серых брокеров" на таможне

74 дела об административных правонарушениях за незаконную деятельность в сфере таможни возбуждено органами прокуратуры Хабаровского края с начала 2006 года.
Как сообщили агентству "Восток-Медиа" в прокуратуре края, речь идёт о деятельности так называемых "серых брокеров" - лиц, которые, имея определённые познания в области таможенного дела, навыки таможенного оформления товаров и необходимое аппаратно-программное обеспечение, за денежное вознаграждение незаконно составляют таможенные декларации. Деятельность "серых брокеров" противоречит требованиям Таможенного кодекса РФ. Экономическая подоплёка деятельности "серых брокеров" очевидна: это выгодно как некоторым участникам внешнеэкономической деятельности, которые не желают содержать в штате специалиста по таможенному оформлению товаров, так и самим "серым брокерам".
В настоящее время более половины дел рассмотрены, виновные привлечены к административной ответственности с назначением наказаний в виде штрафов.
«Приамурские ведомости» (Хабаровск) 14.06.06

Импортные самолёты останутся с пошлинами

Минэкономразвития РФ выступает за сохранение действующих пошлин на импорт почти всех типов иностранных самолетов.
Об этом во вторник вечером сообщили журналистам в департаменте госрегулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела МЭРТа.
Но такая позиция, как сообщало АНН, противоречит требованиям США и некоторых других стран-членов ОЭСР - снизить или даже отменить эти пошлины. Только по самолетам бизнес-авиации (предназначенным для чартерных перевозок VIP-пассажиров) МЭРТ согласно на двухкратное снижение импортной пошлины - до 10%. В ближайшее время, по данным МЭРТа, эти предложения будут внесены в Правительство РФ (но конкретные сроки это ведомство и Федеральная таможенная служба не уточняют).
Что касается других типов самолетов, МЭРТ не готово освободить их импорт от пошлин. Как полагает руководитель упомянутого департамента МЭРТа Г. Баландина, "этот вопрос требует уточнения, ибо принимаются беспрецедентные меры поддержки отечественного авиапрома". Но по имеющимся данным, уровень износа отечественного авиапарка превышает 40%, в том числе по грузовой авиации - минимум 50%.
Износ же основных фондов в авиастроении приближается к 60%-ному уровню. Но транзитный потенциал воздушного пространства РФ и растущий спрос на внутрироссийские авиаперевозки, как и на авиасообщения в экс-СССР, - главная причина лоббирования "западными переговорщиками" фактической отмены Россией ограничений на импорт авиатехники. Отечественные авиастроители по понятным причинам опасаются снижения и, тем более, отмены пошлин, так как это поставит отрасль на грань банкротства.
Руководитель Роспрома Борис Алешин недавно заявил, что "российские авиастроительные концерны просят сохранить действующие ввозные пошлины на самолеты-конкуренты: они написали коллективное письмо, в котором выразили свою точку зрения на эту проблему. Нужно держать пошлины на региональные самолеты".
Российские же авиаперевозчики, по имеющейся информации, заинтересованы в снижении и даже отмене "авиапошлин", ибо машины российского производства пока не могут и в ближайшее время не смогут сравниться с зарубежными аналогами по качественным, в том числе экологическим параметрам.
«Агентство национальных новостей» 15.06.06

И. о. генпрокурора пригодился для мебели

Возобновлено самое громкое дело о контрабанде
дело "Трех китов"
Вчера Генпрокуратура сообщила о начале решительных действий в нашумевшем деле о крупной контрабанде мебели, реализованной в 2000 году в мебельном центре "Три кита", принадлежащем предпринимателю Сергею Зуеву. С санкции суда были арестованы на десять суток господин Зуев, его бывший партнер Андрей Латушкин, черный брокер Андрей Саенко и еще двое посредников в контрабанде. "Их вина была для нас очевидна еще пять лет назад,– сказали Ъ в Федеральной таможенной службе (ФТС),– однако для их ареста потребовалось личное вмешательство Владимира Путина".
Прокурорский разворот
Пять ходатайств в Басманный суд об аресте фигурантов так называемого мебельного дела подписал и. о. генпрокурора Юрий Бирюков. Именно он в 2001-2002 годах был инициатором уголовного преследования тех, кто намеревался посадить за контрабанду Сергея Зуева. С легкой руки господина Бирюкова на скамье подсудимых оказались сначала следователь СК при МВД Павел Зайцев, который "переусердствовал" в расследовании упомянутого дела о контрабанде, а затем два крупных чиновника Государственного таможенного комитета (ныне ФТС): начальник управления таможенной инспекции Александр Волков и первый замначальника управления таможенных расследований и дознания Марат Файзулин. Последние были вскоре полностью оправданы Дорогомиловским судом, а следователя Зайцева Мосгорсуд приговорил со второй попытки (первая также увенчалась оправданием) к двум годам лишения свободы условно, разрешив, впрочем, продолжить работу в СК. Именно Юрий Бирюков, если верить экс-судье Мосгорсуда Ольге Кудешкиной, оказывал по телефону давление на суд, добиваясь вынесения обвинительного приговора следователю Зайцеву, и именно в результате его давления председатель Мосгорсуда Ольга Егорова отобрала дело у судьи Кудешкиной, передав более послушному коллеге.
Но после отставки генпрокурора Владимира Устинова закачалось кресло и под первым его заместителем Бирюковым. Исполняющий обязанности генпрокурора решил, что настало время дать ход делу о мебельной контрабанде.
Об аресте подозреваемых по делу "Трех китов" мебельного магната Сергея Зуева, его бывшего партнера – гендиректора фирмы "Альянс-96" Андрея Латушкина, черного брокера Андрея Саенко и двух посредников в контрабанде – супругов Подсотских в Генпрокуратуре сообщили как о своем выдающемся достижении. Впрочем, обвинение им пока не предъявлено, но это лишь дело ближайших дней. "Следствие,– отмечено в сообщении,– изучило представленные компетентными органами иностранных государств материалы по 50 партиям поставленного товара. Только в упомянутых партиях контрабандным путем в Россию было ввезено около 400 тонн мебели и других товаров общей стоимостью 62 млн рублей".
"При этом (подозреваемыми.–Ъ) не были уплачены таможенные платежи на сумму более 18 млн рублей,– утверждают в Генпрокуратуре.– Общее количество поставок в адрес подставной фирмы 'Лига Марс', через которую осуществлялась контрабанда мебели, составило 378, работа по остальным поставкам продолжается. Следствие подозревает Саенко, Зуева, Латушкина и супругов Подсотских в совершении контрабанды организованной группой в крупном размере и уклонении от уплаты таможенных платежей группой лиц в особо крупном размере. Саенко, Зуев и Латушкин также подозреваются в легализации контрабандных товаров в крупном размере в составе организованной группы на 52 млн рублей".
Свидетели под автоматным огнем
Напомним, что это дело было возбуждено 7 сентября 2000 года, а месяц спустя его принял к производству упомянутый следователь СК Павел Зайцев. Еще через месяц, 10 ноября, к следователю Зайцеву поступил рапорт из УБЭП Московской области о том, что к контрабанде мебели причастны черные брокеры Андрей Саенко и Павел Стрепков, которые специально для этого зарегистрировали по чужому паспорту фиктивную фирму "Лига Марс". На основании этого рапорта следователь Зайцев постановил, в частности, провести обыски дома у Андрея Саенко, а также у его отца Юрия Саенко, проживающего в этом же поселке, и еще у двух его родственников.
А дальше с делом началось что-то невероятное. Генпрокуратура забрала его у следователя Зайцева и начала уголовное преследование против него самого за превышение служебных полномочий при назначении обысков. Одновременно с делом следователя Зайцева ведомство Владимира Устинова предъявило обвинение в превышении полномочий таможенникам ГТК Александру Волкову и Марату Файзулину. Они, по версии Генпрокуратуры, требовали от владельца "Трех китов" Сергея Зуева, чтобы тот уплатил таможенные платежи и штрафы (всего $5 млн) за фиктивную фирму "Лига Марс", через которую шла контрабандная мебель. Примечательно, что на суде по делу таможенников также всплыла фамилия брокера Саенко. Подсудимый Файзулин при допросе на суде заявил: "Сергей Васильевич Зуев – очень сложный человек. Он же мне сам рассказывал, как организовал контрабанду мебели. А помогали ему известные нам черные брокеры Стрепков и Саенко, о своих претензиях к последнему он тоже мне поведал".
На этом же судебном процессе на стороне подсудимых таможенников выступил в качестве свидетеля гендиректор ЗАО "ТПК 'Диском'", президент ассоциации "Мебельный бизнес" Сергей Переверзев. Он сказал суду, что сам ранее работал в мебельном центре "Гранд" вместе с его владельцем Зуевым и поэтому точно знает: как бы ни притворялся господин Зуев лишь арендодателем торговых площадей мебельного центра "Три кита", на самом деле он мебельный импортер. Спустя четыре с лишним месяца после дачи этих показаний господина Переверзева застрелили прямо на больничной койке госпиталя имени Бурденко. Это преступление так и не раскрыто.
А летом 2003 года получил две пули в спину и чудом выжил черный брокер Саенко. Его Mercedes 600 был обстрелян киллером при выезде из его дома в подмосковном поселке Селятино. Это покушение тоже остается нераскрытым; одна из главных версий следствия – расправа с весьма информированным подозреваемым по делу "Трех китов".
Вмешательство президента Путина
На процессе по делу следователя Павла Зайцева свидетели рассказывали о заинтересованности Генпрокуратуры в том, чтобы увести от ответственности мебельных контрабандистов. Так, следователь СК при МВД Виктор Цымбал заявил суду, что руководитель группы оперативного сопровождения этого дела Сергей Киселев доставил в СК сводку прослушанных телефонных переговоров, в которых подозреваемые в контрабанде говорят: "Генпрокуратуре проплачено $2 млн за закрытие дела" и "будем теперь ментам мазать лоб зеленкой". А бывший первый замначальника СК при МВД генерал Сергей Новоселов заявил: "За этим делом кроется конфликт ведомственных интересов – с одной стороны, СК и ГТК, с другой, Генпрокуратуры и ФСБ". (В последней работал заместителем директора Юрий Заостровцев, чей отец руководил охранной фирмой, "крышевавшей" мебельный центр "Три кита".)
В этот конфликт в 2002 году вынужден был по просьбе Госдумы вмешаться Владимир Путин. По его настоянию дело "Трех китов", прекращенное Генпрокуратурой за отсутствием в действиях фигурантов состава преступления, было возобновлено и передано для продолжения расследования прокурору Владимиру Лоскутову, специально прикомандированному из прокуратуры Ленинградской области. Летом 2003 года он провел обыски в офисе "Гранда" и дома у некоторых его сотрудников, которые окружение Сергея Зуева назвало тогда "вполне корректными". Однако перейти к более решительным действиям следователю Лоскутову не давали в течение трех лет.
Подозрения подтвердились
Уже после арестов по делу "Трех китов" следователь Лоскутов заявил журналистам: "Это решение (о передаче ему дела как независимому следователю.–Ъ) было принято из-за больших связей подозреваемых с коррумпированными должностными лицами в правоохранительных органах, препятствующих следствию". По его словам, в ходе расследования дела были неоднократные попытки подкупа следствия с целью предоставления планов расследования и оперативно-розыскных мероприятий в отношении подозреваемых. "На одном из обысков у подозреваемых был изъят план расследования дела",– сообщил господин Лоскутов. "Это очень серьезное дело,– заключил он.– И если бы не поддержка президента России, который держал на личном контроле ход следствия, оно бы не достигло таких результатов".
В ФТС корреспонденту Ъ сообщили, что обо всех фактах мебельной контрабанды, названных вчера пресс-службой Генпрокуратуры, было известно еще пять лет назад, однако "арест Зуева без вмешательства президента был бы невозможным". По словам таможенников, господин Зуев заявлял им: "Мы платить за 'Лигу Марс' не будем – это же явка с повинной". В ФТС надеются, что "политической воли хватит, чтобы довести это дело до суда".
Адвокаты Сергея Зуева были вчера недоступны, а его личный помощник, пожелавший остаться неназванным, заявил, что господин Зуев свою вину никогда не признавал. "А заплатил он ГТК $2,5 млн только потому,– сказал помощник,– что был в предынфарктном состоянии, шесть дней провалялся в больнице под капельницей и считал реальной угрозу таможенников арестовать здания 'Гранда' и 'Трех китов' и забрать их в счет оплаты платежей".
В свою очередь, следователь Павел Зайцев, начинавший расследование мебельного дела и получивший за него условный срок, сказал Ъ: "Это еще не победа. Лично для меня победой была бы моя полная реабилитация, а для государства – осуждение контрабандистов и возмещение нанесенного ими многомиллионного ущерба". А экс-судья Мосгорсуда Ольга Кудешкина, уволенная за "дискредитацию судебной власти" в прессе и пожаловавшаяся на свое увольнение в Страсбургский суд (ее жалоба уже коммуницирована), заявила Ъ: "Я бы хотела думать, что так выполняется указание президента о наведении порядка на таможне. Но возможно и то, что продолжается подковерная борьба. Один из флангов ослабевает, а другой – усиливается".
Ъ продолжит следить за этим делом.
________________________________________
История дела "Трех китов"
13 августа 2000 года сотрудники ГТК закрыли мебельный магазин "Три кита" и арестовали партию мебели, поставленную компаниями ООО "Бастион" и ООО "Лига Марс". Поставщиков обвинили в контрабанде, а владельцу "Трех китов" Сергею Зуеву предъявили $5 млн недоимок по таможенным платежам.
7 сентября 2000 года ГУВД Московской области возбудило уголовное дело о контрабанде через ООО "Лига Марс", в октябре делом занялся следственный комитет при МВД РФ. В ноябре дело затребовала на проверку и закрыла Генпрокуратура РФ. В декабре 2000 года она возбудила уголовное дело против следователя по особо важным делам СК при МВД РФ Павла Зайцева. Ему инкриминировали превышение должностных полномочий при проведении 12 обысков без санкции прокурора и незаконном задержании двух подозреваемых.
24 сентября 2001 года Генпрокуратура возбудила уголовное дело по ст. 286 УК (превышение должностных полномочий) против руководителей правоохранительного блока ГТК. Позже (30 ноября) в качестве обвиняемых по этому делу были привлечены первый замначальника управления таможенных расследований ГТК Марат Файзуллин и начальник таможенной инспекции Александр Волков. 22-23 января 2002 года в качестве свидетелей по делу были допрошены председатель ГТК Михаил Ванин и замглавы ГТК Борис Гутин.
15 октября 2001 года руководство ГТК провело пресс-конференцию, на которой рассказало о раскрытии сети контрабандистов, организатором которой был назван Сергей Зуев. 30 октября 2001 года Центральная оперативная таможня возбудила против Сергея Зуева уголовное дело по ст. 194 УК (уклонение от уплаты таможенных платежей). В октябре Генпрокуратура забрала его у таможенников "для проверки".
В марте 2002 года на основании депутатского запроса Генпрокуратура возобновила дело о контрабанде. Расследовать его поручили прокурору из Ленинградской области Владимиру Лоскутову, которого Владимир Путин лично привлек для разрешения конфликта между Генпрокуратурой и ГТК.
5 сентября 2002 года Мосгорсуд вынес оправдательный приговор следователю Павлу Зайцеву. 25 февраля 2003 года приговор был отменен Верховным судом.
29 мая 2003 года в Москве был убит один из главных свидетелей под делу "Трех китов" со стороны ГП, президент Российской ассоциации импортеров мебели Сергей Переверзев.
4 июня 2003 года Дорогомиловский суд Москвы полностью оправдал Александра Волкова и Марата Файзулина. 30 сентября оправдательный приговор сотрудникам таможни был подтвержден Мосгорсудом.
3 ноября 2003 года Мосгорсуд приговорил Павла Зайцева к двум годам условно с испытательным сроком. 1 декабря 2003 года судья Мосгорсуда Ольга Кудешкина в эфире "Эха Москвы" заявила, что в деле следователя на нее оказывала давление председатель Мосгорсуда Ольга Егорова с целью не допустить оправдательного приговора. В мае 2004 года квалификационная коллегия судей Москвы лишила госпожу Кудешкину полномочий.
«Коммерсант» 15.06.2006.

Задержаны книжные раритеты

Старинные предметы были найдены в автомобиле "Фольксваген-Пассат" на международном автомобильном пункте пропуска "Новые Юрковичи" Климовского таможенного поста при проведении таможенного контроля. Об этом сообщили в пресс-службе Брянской таможни.
Гражданка Молдовы ехала из России на родину. У женщины таможенники нашли печатное издание "Жизнь природы". "Картины физических и химических явлений" из серии сочинений "Вся природа", автор Вильгельм Мейер. Книга издана в 1905 году в типографии книгоиздательского товарищества "Просвещение". Стоимость книжного раритета – полторы тысячи рублей.
Таможенники также нашли церковную книгу, предположительно "Псалтырь", в обложке, выполненной из дерева, обтянутого кожей с частично сохранившимися застежками из металла желтого цвета. Старообрядческий напрестольный крест "Распятие Господне", выполненный из медного сплава со следами двухцветной эмали на лицевой стороне и с текстом молитвы на обратной стороне. Его стоимость – тысяча рублей.
Кроме того, в багаже предприимчивой гражданки нашлись: икона "Святой Николай Чудотворец", стоимостью шесть тысяч рублей. Напрестольный крест и икона изготовлены, предположительно, в начале XX века.
Согласно экспертной справке Брянской государственного объединенного краеведческого музея, все предметы обладают культурной и исторической ценностью. 5 июня по данному факту возбуждено уголовное дело. Молдаванка пояснила, что старинные предметы достались ей по наследству от отца. О том, что их надо декларировать она не знала.
«Брянск.RU» 15.06.2006

Контрабандная печенка

В ходе проведения оперативно-поисковых мероприятий сотрудники Смоленской таможни во взаимодействии с сотрудниками УГИБДД УВД Смоленской области возле п. Липово Краснинского района приостановили фуру с российскими номерами, движущуюся из Белоруссии в Россию. В грузовом отсеке находился товар - печень говяжья свежемороженая в количестве более 20 тонн. Согласно предъявленным документам, печень имела австралийское происхождение, и таможенное оформление было проведено в Балтийской таможне, а пунктом погрузки данного товара был г. Невель Псковской области. Возник естественный вопрос, каким образом фура из Пскова оказалась на трассе Минск - Москва со стороны Белоруссии? Да и из показаний водителей выяснилось позже, что фура предыдущей ночью была загружена не в России, а в Белоруссии, в районе г. Полоцка. Таким образом, получалось, что товар был перемещен через границу РФ и Белоруссию без декларирования и с обманным использованием документов, что квалифицируется как контрабанда. Фура с грузом была помещена на один из складов временного хранения.
Как сообщили в пресс-службе Смоленской таможни, в ходе расследования уголовного дела по этому факту была собрана необходимая доказательная база, и, как итог этой работы, 7 июня Смоленской таможней все необходимые материалы для утверждения обвинительного акта и передачи дела в суд были переданы в прокуратуру.
«ИА REGNUM» 15.06.2006

Ювелиры не оценили подарка таможни

Недавняя отмена таможенных пошлин на импорт оборудования для ювелирных заводов не произвела на участников рынка ожидаемого эффекта: как выяснил "Бизнес", большинство заводов не были проинформированы о поблажке и рискуют не успеть обновить свои мощности - нулевая ставка на ввоз оборудования будет действовать всего семь с небольшим месяцев.
29 апреля вступило в силу постановление правительства РФ "О временных ставках таможенных пошлин в отношении отдельных видов оборудования", на девять месяцев устанавливающее нулевую ставку на импорт заводской техники. Среди прочего (судовое и авиационное оборудование) в перечень "обеспошленных" товаров попало оборудование для ювелирного производства, не имеющее отечественных аналогов,- например, дорогостоящие приборы и аппаратура, основанные на действии оптического излучения (ультрафиолетового, видимой части спектра, инфракрасного).
По оценкам пресс-секретаря Гильдии ювелиров России Владимира Тесленко, пошлина на такое оборудование составляет 20% от его стоимости, и возможность ввезти оборудование с учетом такого дисконта помогла бы предприятиям экономить. С введением нулевой таможенной ставки эксперты гильдии прогнозировали тотальную модернизацию ювелирных производств, а вместе с ней - увеличение объемов производства ювелирных изделий и снижение цен на продукцию для конечных потребителей. Однако за полтора месяца с момента вступления документа в силу никаких видимых изменений на рынке не произошло: цены на изделия, констатирует гендиректор консалтинговой компании "Эксперт-ювелир" Алексей Смирнов, продолжают расти, и ни один из ювелирных производителей не заявил об изменениях в объемах производства.
Как оказалось, многие участники рынка о возможности беспошлинного ввоза попросту не знают. "Вообще-то мы не планировали обновлять мощности, но о возможных послаблениях со стороны таможни ничего не слышали",- удивляется коммерческий директор завода "Русские самоцветы" Галина Голендухина. Менеджеры старейшего в стране Костромского ювелирного завода заявили, что работают преимущественно на отечественной технике, импортного оборудования не получали и не ожидают. Аналогичным был ответ от представителей двух небольших ювелирных предприятий в Москве и Санкт-Петербурге.
"Проблема в том, что девять месяцев - слишком короткий срок для этих послаблений,- считает директор по производству ювелирного холдинга "Адамас" Александр Кайзер.- Пока информация дойдет до всех производителей, потребуется время, еще несколько месяцев могут уйти на заказ оборудования. По-хорошему предприятиям нужно было дать два-три года на возможность провести модернизацию дешевле - за оставшиеся месяцы воспользоваться льготой смогут весьма немногие". Пока механизм еще толком не вступил в действие - результаты будут видны к концу года, полагает гендиректор Русской ювелирной сети Артем Подстрешный.
Но даже если компаниям удастся сэкономить 20% на ввозе оборудования, ожидать сопоставимого снижения цен на изделия для конечного потребителя не стоит, уверен Алексей Смирнов. По его словам, более половины ювелирных производителей закупают оборудование не напрямую, а у пяти-шести крупных дилеров, которым ничто не мешает воспользоваться замешательством компаний, завезти оборудование с дисконтом, но затем продать его заводам с двойной наценкой. "Эта мера не даст эффекта ни самим производителям, ни конечным потребителям",- резюмирует Смирнов. С похожей целью - увеличить производство ювелирных изделий и снизить на них розничные цены - в 2003 году был отменен 5-процентный акциз на ювелирные изделия, напоминает эксперт. Желаемых результатов эта мера не принесла - производство не увеличилось, а розничные цены на продукцию с тех пор выросли на 60%. Таможенная же льгота принесла выгоду единичным участникам рынка.
Коммерческий директор группы компаний "Алмаз-холдинг" Сергей Тихонов сообщил "Бизнесу", что инициатива введения нулевой таможенной ставки на короткий срок принадлежала ГК "Алмаз-холдинг". "У нас довольно крупное собственное производство (компания является совладельцем Красносельского ювелирного завода и ювелирной фабрики "Топаз), мы принимали непосредственное участие в продвижении этой инициативы. И, несомненно, ей воспользуемся",- заключил Тихонов.
«Бизнес» 15.06.2006.

Калининградские депутаты просят Фрадкова поддержать местных автоперевозчиков

Депутаты Калининградской областной Думы направили председателю правительства РФ Михаилу Фрадкову обращение с просьбой поддержать транспортные предприятия Калининградской области, осуществляющие международные перевозки. Как сообщили сегодня, 14 июня, корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе регионального парламента, калининградские законодатели обращают внимание премьер-министра, что после вступления 1 апреля 2006 года в действие федерального закона "Об ОЭЗ в Калининградской области" и внесения в связи с этим изменений в некоторые законодательные акты России, на предприятиях области, входящих в Ассоциацию международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), сложилась критическая ситуация.
В соответствии со статьей 15 данного закона около 2500 автопоездов, оформленных в режиме свободной таможенной зоны, оказались лишены возможности осуществлять международные перевозки по направлению "Европа - Россия" без въезда в Калининградскую область.
В обращении также говорится о многочисленных случаях задержания автопоездов, в частности, на таможенном посту "Невельский" Великолукской таможни, на международных автопереходах "Красная горка" и "Каменный лог". "В результате разрушаются традиционные экономические связи области, калининградские автоперевозчики вытесняются иностранными конкурентами, региональной экономике наносится прямой экономический ущерб", - говорится в письме к Фрадкову.
Депутаты также сообщили премьер-министру, что в целях ослабления негативных последствий нового федерального закона АСМАП совместно с правительством Калининградской области и Минтрансом России подготовил проект постановления правительства РФ "О некоторых мерах государственной поддержки предприятий автомобильного транспорта Калининградской области", который дает право участникам АСМАП до-растаможить автопоезда на РФ в льготном режиме.
Депутаты облдумы попросили Михаила Фрадкова оказать содействие в скорейшем принятии правительством РФ данного постановления и одновременно ходатайствуют о сохранении до вступления в силу вышеназванного постановления прежнего порядка международных перевозок транспортными средствами предприятий региона, оформленными в режиме свободной таможенной зоны, - заключили в пресс-службе калининградской облдумы.
«ИА REGNUM» 15.06.2006

Опасный импорт

Проблема ввоза на территорию РФ радиоактивной металлопродукции, полученной путем переплавки металла из зоны отчуждения Чернобыльской АЭС, неоднократно получала освещение в средствах массовой информации.
Тревога, которую бьют экологи, привлекла внимание представителей законодательной и исполнительной власти. В начале июня на расширенном заседании Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии был рассмотрен доклад экспертов независимых экологических организаций по "оценке рисков облучения населения РФ вследствие бесконтрольного ввоза украинской радиоактивной продукции". В поисках тревожной правды мы решили обратиться с вопросами к председателю Комитета Государственной Думы по экологии Владимиру Грачеву.
Российская газета:
- Владимир Александрович, скажите, пожалуйста, существует ли сегодня угроза поставки на территорию России радиоактивной металла -продукции с территории Украины?
Владимир Грачев:
- Такая угроза, к сожалению, реально существует. Украинское правительство практически не препятствует свободному распространению радиоактивного металла Чернобыльской зоны. Радиоактивный металлолом вывозится в промышленных масштабах и поступает на металлургические предприятия для дальнейшей переработки. Подобных предприятий на Украине очень много, и поэтому реальная угроза попадания на территорию Российской Федерации зараженной металлопродукции чрезвычайно высока. Наш Комитет неоднократно рассматривал эти вопросы, и мы обладаем достоверной информацией по данной проблеме. Кроме того, нет никаких гарантий того, что Россия может эффективно препятствовать ввозу подобной продукции. Во-первых, не все таможенные пункты пропуска укомплектованы соответствующим оборудованием. Во-вторых, наличие соответствующего оборудования на пункте пропуска не гарантирует что оно действительно будет работать. Случаи, когда оно либо выключено, либо неисправно - обыденная практика. И третье, и самое главное: чаще всего это оборудование только способствует личному обогащению сотрудников, которые должны контролировать его работу. К сожалению, сегодня через таможню за деньги можно провезти все, ни для кого не секрет, что на таможне существует даже система негласных тарифов. Эту проблему, в частности, обсуждали на совещании прокуроров: т.е. я основываюсь не на пустых умозаключениях, а на доказанной практике работы таможни.
- Таким образом, получается, что техническое обеспечение ни в коем случае не гарантирует нам безопасности? А как насчет законодательства?
- На бумаге у нас ввоз радиоактивной продукции запрещен. Помимо вышеперечисленных проблем есть еще ряд факторов, которые вызывают у нас обоснованную тревогу. Например, наиболее опасные, долгоживущие, альфа-излучающие изотопы плутония, вошедшие в состав металла путем коррозии, невозможно обнаружить даже имеющимися у таможенников гамма-детекторами. Поэтому нас беспокоит именно бесконтрольность распространения такой металлопродукции, как арматура, балки и особенно водопроводные трубы. Например, во всем железнодорожном составе, который пересекает границу, может быть лишь одна труба, имеющая радиоактивное заражение - обнаружить ее крайне сложно, фактически невозможно, но по этой "грязной" трубе затем пойдет вода для города, для поселка или деревни.
- Я чем это грозит для жителей?
- Загрязнение металла кажется незначительным - буквально отдельные атомы или частички радиоактивно зараженной окалины на внутренней поверхности трубы. Но они имеют свойство накапливаться в организме человека. Опасность даже не в том, что металл сильно "фонит", а в том, что мельчайшие частицы, которые попадут в организм человека, могут вызвать тяжелые онкологические заболевания. Это действительно очень серьезная проблема.
- Скажите, а существуют подтвержденные факты обнаружения зараженной продукции на стройплощадках?
- Да, такие факты есть. Из материалов прокуратуры, докладов экологов, независимых журналистских расследований нам достоверно известны случаи обнаружения радиоактивной металлопродукции в строительстве.
- Недавно в Совете Федерации был рассмотрен доклад экологов. Скажите, те доказательства, которые приведены в этом материале, могут послужить основанием для принятия органами государственной власти реальных мер по предотвращению поставок зараженной украинской металлопродукции? - Я хотел бы выразить отдельную благодарность общественным организациям за то, что они подняли этот вопрос. Наш Комитет также занимался изучением данной проблемы, и мы считаем, что факты, приведенные экспертами общественных экологических организаций, являются достаточным основанием для того, чтобы соответствующие органы власти у нас в стране приняли конкретные меры по предотвращению данной угрозы.
- Какие конкретно меры могут быть приняты?
- Самое главное - ужесточение контроля на самой границе, оборудование всех пунктов пропуска металлопродукции через границу соответствующей техникой и установление вневедомственного, внетаможенного контроля за работой этого оборудования. Далее необходимо вводить радиационный контроль на строительных площадках, особенно общественных зданий - детских садов, школ, больниц, жилых помещений. К сожалению, он у нас еще не на должном уровне. Нормы существуют, но будем откровенны, далеко не все организации, осуществляющие строительные работы, имеют необходимое оборудование для радиационного контроля и порой сознательно не заинтересованы в его наличии, а ведь трубы и металлоконструкции используются и для строительства жилых объектов.
- Для реализации этих мер потребуется время. Между тем за последний месяц на двух крупнейших металлокомбинатах Украины - на Днепропетровском и на "Запорожстали" - были обнаружены крупные партии радиоактивного металла, с уровнем радиации, в 60 раз превышающим норму в первом случае и радиационным фоном в 540 микрорентген в час - во втором. Могут ли уже сейчас быть приняты меры по временному ограничению поставок украинской металлопродукции на территорию России?
- Не только могут, но и крайне необходимы сегодня. Я считаю, что на поставки металлопродукции с Украины должен быть наложен мораторий.
- Что вы скажете о том, что недавно МИД Украины направил письмо российской стороне, в котором доклад экологов о переработке и использовании чернобыльского радиоактивного металла назван инсинуацией, не имеющей под собой реальных оснований?
- На мой взгляд, эти дипломаты ангажированы некими силами, которые в первую очередь вредят интересам самой Украины и ее граждан, и их работу не мешало бы проверить украинской прокуратуре.
- Кстати, недавно заместитель генпрокурора Украины заявила о нарушениях в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС. Можно ли это считать фактическим признанием того, что Украина перерабатывает и использует загрязненный металл? То, что как раз МИД Украины отрицал в своем письме.
- Бесспорно можно считать, потому я и склонен больше доверять правоохранительным органам, нежели дипломатам, которые в интересах политических и дипломатических ходов могут те или иные факты излагать по-разному. В прокуратуре все четко - установлено нарушение закона, возбуждено уголовное дело, точка. Загрязненный металл попадает на комбинаты Украины и с огромной долей вероятности может попасть в виде металлопродукции и в нашу страну.
- В начале июня прошло заседание Комитета Совета Федерации, на котором был рассмотрен доклад экологов, подготовленный экспертами, по окончании заседания было принято решение о выработке официальной позиции Российской Федерации, направлено письмо в соответствующие ведомства и министерства, принято решение о формировании рабочей группы, которая будет заниматься этими вопросами. А Государственная Дума и конкретно ваш Комитет по экологии планируют предпринять что-либо для разрешения проблемы? - Государственная Дума не раз инициировала по этому вопросу депутатские запросы, и мы направляли соответствующие письма в российские правительственные органы, которые, однако, не вызвали адекватной реакции. В ближайшее время мы поставим на Комитете вопрос о том, чтобы рассмотреть проблему существующей экологической угрозы. И, конечно, будем настаивать на том, чтобы объявить мораторий на поставку украинской металлопродукции.
«Российская газета» 16.06.2006

Третий лишний

Новое руководство Федеральной таможенной службы (ФТС) активно реализует намерение расширить влияние таможенного ведомства до такой степени, чтобы его самостоятельность могли ограничивать лишь премьер-министр и глава государства. Все последние события, имеющие отношение к ФТС, указывают на то, что ведомство всерьез пытается избавиться от неформальной опеки, прежде всего со стороны силовых структур. Как выяснилось вчера, еще неделю назад премьер-министр Михаил Фрадков своим распоряжением освободил от должности замруководителя ФТС Николая Волобуева с традиционной в таких случаях формулировкой "в связи с переходом на другую работу".
С того момента, как президентским указом ФТС была переподчинена напрямую премьеру, а новым руководителем службы был назначен Андрей Бельянинов, таможню покидает уже третий высокопоставленный чиновник, пришедший туда еще во времена руководства Михаила Ванина. Ранее в отставку уже были отправлены заместители руководителя ФТС Юрий Азаров и Леонид Лозбенко.
Тем не менее, отмечают эксперты, Николай Волобуев никогда не относился к команде Михаила Ванина. Его назначение в ГТК (старое название ведомства) пришлось ровно на тот период, когда карьера самого Ванина висела на волоске.
В рамках административной реформы, начатой весной 2004 года, ГТК был преобразован в ФТС и после долгих споров передан в подчинение Минэкономразвития, лишившись при этом права на самостоятельное нормотворчество. Сотрудники таможни приход Волобуева расценили как признак скорой замены Ванина. Главным аргументом в пользу Волобуева считалась его служебная анкета: до прихода на таможню он возглавлял управление контрразведывательных операций ФСБ. Однако, вопреки ожиданиям, главой ФТС тогда был назначен кадровый таможенник, одно время возглавлявший Центральное таможенное управление, а после курировавший экспорт нефти на посту замруководителя ГТК Александр Жерихов. Руководитель думского комитета по экономической политике Валерий Драганов, занимавший с 1992 го по 1998 год пост зампреда ГТК России, а с 1998-го по 1999 год возглавлявший таможню, напоминает, что в ФТС Волобуев отвечал за правоохранительный блок. По мнению Драганова, резкая критика президентом практики, при которой "таможенные органы и представители бизнес-структур сливаются в экономическом экстазе", имеет непосредственное отношение именно к "попустительству, а зачастую и к содействию таможенников контрабанде товаров".
Несмотря на то что распоряжение об освобождении от обязанностей Волобуева было подписано еще 9 июня, новость о его отставке была обнародована лишь после сообщений о произведенных в рамках уголовного дела о контрабанде мебели торговыми комплексами "Гранд" и "Три кита" задержаниях. Накануне Генпрокуратура арестовала пятерых подозреваемых в организации канала для провоза и сбыта контрабанды в особо крупных размерах. Однако собеседник "Бизнеса" в ФТС не стал увязывать отставку Волобуева и "мебельное дело". Активизацию расследования контрабанды мебели он расценил как "торжество справедливости".
«Бизнес» 16.06.06

"Апрельский марш" закончен

На таможне стало еще одним генералом меньше
Вчера стало известно, что от должности заместителя руководителя Федеральной таможенной службы освобожден "в связи с переходом на другую работу" уже третий замглавы этого ведомства Николай Волобуев.
Напомним, что недавно председатель правительства уволил из рядов таможенников Леонида Лозбенко и Юрия Азарова, правда, с формулировкой "по собственному желанию".
Генерал-лейтенант Волобуев с 2004 года возглавлял в ФТС правоохранительный блок, то есть курировал борьбу с контрабандой, в том числе наркотиков, оружия и культурных ценностей. На его счету организация двух десятков результативных международных и межведомственных операций под кодовыми названиями "Апрельский марш", "Мак", "Поезд", "Канал-2005". В общей сложности в итоге проведения этих операций изъято более 3 тонн наркотиков, задержано нелегальных товаров более чем на полтора миллиона долларов.
Кстати, в таможню генерал пришел из Федеральной службы безопасности, где прошел все должностные ступени - от оперуполномоченного до начальника Управления контрразведывательных операций. Его коллеги по таможне не исключают, что теперь генерал может вернуться в ФСБ.
«Российская газета» 16.06.2006

Импортное вино не успеет закрыться маркой

Через две недели оно станет дефицитом
Российский рынок импортного алкоголя оказался в сложной ситуации. Через две недели вся продукция со старыми акцизными марками окажется контрафактной и будет снята с реализации. На полках магазинов останется лишь алкоголь российского производства. На сегодня импортного спиртного с новыми акцизами в страну ввезено всего 5% от среднего объема потребления. По прогнозам экспертов, неразбериха с новыми марками спровоцирует острейший дефицит товара, который продлится до конца августа. Импортеры оценивают свои убытки по стране в $1 млрд.
Импортеры алкоголя ждут вступления в силу последних положений закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", которые начнут действовать с 1 июля. Данные положения отменят действие старых акцизных марок, в том числе и для импортного алкоголя. Согласно новому закону импортная алкогольная продукция, оклеенная старыми марками, может быть разрешена к реализации до 1 июля 2006 года. После чего, согласно решению налоговой службы, данная продукция считается контрафактной и подлежит обязательному изъятию из продажи. До недавнего времени Госдума упорно отклоняла продление срока действия акцизных марок для импортеров. В результате в начале мая в Министерстве финансов был разработан проект приказа, который разрешал реализацию уже промаркированного алкоголя - с новыми дополнительными марками.
Однако приказ уже не спасет участников рынка. Дело в том, что Федеральная налоговая служба (ФНС) до сих пор не определилась с тем, кто имеет право перемаркировывать спорную продукцию. Участники рынка ждут решения налоговиков со дня на день, но не исключают, что оно появится после 26 июня. "Здесь может быть предложено несколько вариантов: либо импортеры могут наклеить новые стикеры прямо на местах, либо они должны будут свезти продукцию на основной склад компании в Москве или Петербурге, либо, наконец, ФНС может обязать переоклеивать всю продукцию на месте ее производства, то есть за рубежом. Любой из этих вариантов могут обязать выполнить в срок до 30 июня 2006 года", - говорит представитель одного из крупнейших импортеров страны. "Естественно, затраты, которые понесет поставщик в результате возврата продукции на склад, оклейки ее новыми марками и возвращения в розницу, приведут к росту конечной цены на продукцию. То есть от действий властей вновь пострадает потребитель, как это уже было в начале года, когда российские заводы простаивали в течение 2 месяцев без новых акцизных марок", - считают в компании ООО "Торал".
Свои убытки импортеры оценивают приблизительно в $150 млн по Петербургу и около $1-1,5 млрд по всей стране. По словам участников рынка, неопределенность со сроками действия старых акцизных марок приведет к 15-20-процентному росту розничных цен на конечный продукт и полному отсутствию импортного товара на полках магазинов в течение ближайших двух месяцев. "На сегодня мы импортировали более 134 тыс. бутылок вина, оклеенных новыми акцизами из Франции и Испании. Это то, что мы сможем оставить в рознице после 1 июля. Безусловно, это не сравнится с объемами импортного, маркированного старыми марками алкоголя, находящегося сейчас в России, - его доля составляет порядка 95 процентов", - прогнозирует генеральный директор ГК "Сварог" Александр Слугин. В результате, по мнению экспертов компании "Русьимпорт-Нева", по самым оптимистичным прогнозам, дефицит товара на рынке продлится до конца августа, а скорее всего - и до конца октября.
«Коммерсант» 15.06.2006

Теневой импорт и подделки мешают развитию легпрома – Минпромэнерго

Главным фактором, препятствующим развитию отечественной легкой промышленности, является широкое распространение на рынке теневого импорта и подпольного производства, говорится в докладе Минпромэнерго РФ, представленном в четверг на заседание правительства.
"Общий объем контрафактной и контрабандной продукции легкой промышленности на российском рынке в 2005 году, по оценкам экспертов, составлял почти 780 миллиардов рублей", - отмечается в документе. Это более чем вдвое превышает уровень легального производства и импорта.
При этом динамика теневого сектора рынка имеет явную тенденцию к росту: за 2004-2005 годы нелегальное производство и ввоз продукции отрасли увеличились с 54,1% до 62,4%, говорится в докладе.
В целом же, по данным Минпромэнерго, доля отечественных предприятий на внутреннем рынке товаров легкой промышленности в 2003-2005 годах не превышала 15-17%. Исключение составлял лишь рынок тканей, где российскими компаниями контролируется до 70% потребления.
"В 2006 году значительно активизировалась работа против незаконного перемещения товаров на таможенную территорию России. И практически сразу удалось достичь оживления в отрасли", - отмечается в докладе.
В первом квартале 2006 года официальный импорт по сравнению с соответствующим периодом прошлого года вырос на 62,1% и составил 28,7 миллиарда рублей. За 4 месяца 2006 года объем выпуска продукции в текстильном и швейном производстве вырос на 10,1%, а в кожевенно-обувной - на 11,8%, констатирует Минпромэнерго.
Большой эффект для развития отрасли и защиты внутреннего рынка может принести использование инструментов технического регулирования, считают в министерстве. "Не секрет, что значительная часть детской одежды и обуви, поступающей в Россию из Китая и стран Юго-Восточной Азии, не соответствует требованиям безопасности и гигиены", - отмечают в Минпромэнерго.
В докладе предлагается разработать четыре технических регламента о требованиях к безопасности продукции и производств легкой промышленности, охватывающих весь ассортимент продукции отрасли. Также, по мнению экспертов Минпромэнерго, следует оказывать содействие становлению цивилизованных торговых сетей и развитию малого бизнеса в легпроме.
Оборот розничной торговли одеждой, обувью, тканями в РФ в 2005 году составил 1,2 триллиона рублей. По прогнозу Минпромэнерго, к 2008 году рынок товаров легкой промышленности должен возрасти в 2,7 раза и составить 3,4 триллиона рублей.
«РИА "Новости"» 16.06.06

Виртуальный Клуб Юристов - ЮрКлуб - создан для обмена опытом людей, связанных с юриспруденцией, оперативного обсуждения возникающих вопросов. Для этих целей имеются: конференция, чат, статьи, самая полная база данных юристов, адвокатов, нотариусов и юридических фирм для подбора партнеров или исполнителей юридических услуг.


Disigned by Sergey Bastrigin 2005

новости >> консультации >> практика >> новости >> консультации >> практика >>


В избранное