Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Право

  Все выпуски  

Право - Новости


Номер выпуска рассылки: 218 Дата выпуска рассылки: 2006-06-18 Количество подписчиков: 4464
Право

 

Интернет - проект "BSM-pravo"
редактор выпуска Сергей БАСТРЫГИН
bsm-pravo@rambler.ru

новости >> консультации >> практика >> новости >> консультации >> практика >>


Приглашаем к сотрудничеству юридические фирмы, практикующих юристов, адвокатов.
В выпусках рассылки Вы можете разместить свои материалы по вопросам права, ответить на вопросы подписчиков рассылки.
Об условиях размещения можно узнать направив письмо
на bsm-pravo@rambler.ru



Государство наращивает давление на участников ВЭД

Похоже, что одной из главных экономических тем 2006-го, а возможно, и следующего года станет внешняя торговля. Государство наращивает давление на участников внешнеэкономической деятельности, и мне кажется, что до конца этого процесса еще далеко.
Как прошлый, так и текущий год дали сразу несколько примеров задержания крупных партий совершенно различных грузов: крупной бытовой техники, одежды, мобильных телефонов, компьютерных компонентов и т. д. При этом одним арестом дело не ограничивалось. Акция устрашения использовалась для того, чтобы перестроить систему растаможки: ФТС требовала от производителей прислать прайс-листы, после чего таможенная очистка проходила уже по этим прайс-листам, а не по профилям риска. Что это дает бюджету – понятно: в профиле риска указана некая общая для данной категории товара цена, ниже которой он стоить не может. Скажем, условно $50 для микроволновой печи – и по этой цене «таможатся» все печи, пусть даже их реальная цена $800. Теперь для каждой партии у ФТС есть реальная цена.
Однако этого властям показалось мало – старания руководства таможни по достоинству оценены не были. Сначала ФТС была изъята «из-под» Германа Грефа и передана в прямое подчинение правительству. Затем и руководство таможни было сменено – Александра Жерихова сменил выходец из Рособоронэкспорта Андрей Бельянинов. Новый начальник сразу провел кадровую чистку, уволив часть замов и назначив на их место своих выдвиженцев. Первой инициативой нового руководства стало создание «красного коридора» – антипода коридора «зеленого». Режим наименьшего благоприятствования будет распространяться на компании, только начинающие внешнеторговую деятельность, – таким образом ФТС вносит вклад в борьбу с фирмами-однодневками.
Появилось и, в принципе, ожидаемое уголовное дело: вчера было предъявлено обвинение четырем сотрудникам таможни и – что, возможно, гораздо важнее – предпринимателю, занимавшемуся растаможкой. И без того запуганные арестами партий товаров, участники ВЭД теперь столкнулись с реальной перспективой арестов уже собственно сотрудников компаний и руководителей.
Зачистка собственно ФТС – это далеко еще не все меры, которые собираются предпринять в правительстве. Как сообщил вчера Герман Греф, агентство по управлению пунктами пропуска на границе может быть создано в IV квартале 2006 года. «Думаю, что в четвертом квартале это агентство должно быть создано и в 2007 году оно должно начать функционировать», – сказал министр. По словам Грефа, основные пункты пропуска на границе будут переданы на баланс нового агентства в течение I полугодия 2007 года.
В тот же день вице-премьер Сергей Иванов на заседании Морской коллегии высказался в том духе, что пункты пропуска и в портах тоже следует передать государству. Столь бурная активность чиновников разного ранга имеет причину. Изгнание частного капитала с таможенных пунктов началось после того, как в апреле этого года президент Владимир Путин выразил недовольство активным участием предпринимателей в обустройстве пунктов пропуска на государственной границе, что, в свою очередь, порождает коррупцию.
Мне кажется, что наступление на направлении внешней торговли продолжится и далее. Дело в том, что «дыра» на отечественной границе еще далеко не закрыта.
Если сопоставить данные об объеме импорта в Россию по отечественной статистике с цифрами, полученными от наших торговых партнеров, обнаружится немалая разница. По данным ФТС, в Россию было ввезено товаров на $98 млрд, по данным иностранных статорганов, в РФ было экспортировано товаров на $128 млрд.
Я в курсе методологических различий в учете товаров, пересекающих границу в России и ЕС, Китая, других стран. И мне кажется, что они не дают исчерпывающего объяснения того, почему разница в данных составляет $30 млрд.
Другое объяснение кажется мне куда правдоподобней. Первые признаки ужесточения таможенного режима появились еще в 2005 году: операции «Кинжал» и «Плазма» с тотальным досмотром всех грузов, прибывающих соответственно на Северо-Западную и Дальневосточную таможни (основные каналы поставки бытовой техники и электроники в Россию), первые аресты крупных партий товаров и т. д.
Так вот. В 2004 году расхождение в цифрах между российским данными об импорте товаров в РФ и «международными» составляло $37 млрд. В 2005-м, несмотря на рост импорта на 15% (данные торговых партнеров) – 30% (официальные данные), эта цифра «усохла» до $30 млрд.
Мне кажется, что наступление государства на участников ВЭД будет продолжаться до тех пор, пока эта цифра не снизится до размеров статистической погрешности.
«Газета» 07.06.06

Взгляд на цифры

"Таможенное дело" вышло и вправду громким. Отправлены в отставку силовые генералы и руководство таможни, сама служба выведена из подчинения "мягкого" Минэкономразвития и передана под непосредственный контроль главы правительства, а учитывая, что ее новым руководителем стал, по общему мнению, "человек Путина",– читай, еще выше...
Однако на бизнес такая беспощадность властей в борьбе с недостатками в собственной работе производит пока, откровенно скажем, слабое впечатление. Менее 15% предпринимателей считают, что происходящее связано с реальным желанием обуздать коррупцию на таможне, треть – что с переделом сфер влияния между группировками высших чиновников, остальные – просто с пиар-акциями. Что касается возможных последствий предпринимаемых действий, то самое популярное среди бизнесменов мнение сводится к тому, что они будут нулевыми.
Откуда же такой пессимизм? Тем более что таможня действительно один из главных поставщиков доходов в бюджет, а в условиях предстоящей либерализации валютного контроля – практически единственный надзорный орган в области экспортно-импортных операций. Стремление поставить его под более жесткий контроль сверху выглядит вроде бы вполне логичным и вполне отвечающим общим тенденциям "вертикализации" и концентрации власти.
Думается, дело здесь в следующем. Во-первых, отставки отставками, но для того, чтобы реально бороться с коррупцией на таможне, нужна система, причем крайне технологичная – учета, контроля и т. п. О намерении же построить нечто подобное не было сказано ровным счетом ничего; кроме того, любая "вертикализация" при отсутствии параллельных и независимых механизмов контроля внедрению подобных систем вредит.
А во-вторых, речь идет не только о нынешней власти, но о системе, имеющей вековые традиции. Вспомним, к примеру, незабвенного Павла Ивановича Чичикова, на одном из этапов своей карьеры страстно мечтавшего стать таможенником и на первых порах действительно честно исполнявшего свой долг. А дальше было так: "Он получил чин и повышение и вслед за тем представил проект изловить всех контрабандистов, прося только средств исполнить его самому. Получив же в свое распоряжение все, в ту же минуту дал знать обществу (контрабандистов.– П. Р.), сказавши: 'Теперь пора'." Так что если речь действительно идет о переделе сфер влияния властных группировок, одна из которых победила, представив на высочайшее утверждение некий новый проект, дальнейшее более или менее понятно.
Но даже в случае, если руководящие посты в таможенной сфере ныне заняли кристально честные и преданные интересам государства люди, в рамках нынешней системы это вряд ли что изменит. Вспомним еще одного персонажа Гоголя – убежденного правдолюбца, уволившего Чичикова и ему подобных, едва лишь только он был назначен их новым начальником: "Все, что ни было под начальством его, сделалось страшными гонителями неправды; везде, во всех делах они преследовали ее, как рыбак острогой преследует какую-нибудь мясистую белугу, и преследовали ее с таким успехом, что в скором времени у каждого очутилось по нескольку тысяч капиталу. В это время обратились на путь истины многие из прежних чиновников и были вновь приняты на службу". Так что надежды на то, что всякого рода мертвые души вдруг возьмут да и исчезнут со страниц таможенных деклараций, действительно мало.
«Коммерсант» 08.06.06

Санкт-Петербургскую таможню доверили юристу

Вчера начальник Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) Павел Корчажкин представил коллективу Санкт-Петербургской таможни их нового начальника. На эту должность приказом Федеральной таможенной службы (ФТС) был назначен Анатолий Воробьев, ранее занимавший должность заместителя начальника СЗТУ по таможенному контролю.
Санкт-Петербургская таможня -- одна из крупнейших таможен региона (второе место по объемам платежей в бюджет), она занимается оформлением большинства товаров, ввозимых в Северную столицу автомобильным и железнодорожным транспортом, за исключением транзитных грузов и подакцизных товаров. Кресло начальника этой таможни стало вакантным в начале января нынешнего года, когда занимавший эту должность Иван Мушкет подал заявление об увольнении по собственному желанию. Заявлению предшествовала череда скандальных проверок таможни, которые выявили массу злоупотреблений как участников внешнеэкономической деятельности, так и таможенников, -- в результате господина Мушкета неоднократно привлекали к дисциплинарной ответственности (как уже сообщал Ъ, часть взысканий ему удалось обжаловать в суде по формальным основаниям). Позднее он пытался отозвать собственное заявление об увольнении, после чего ушел на больничный. В последнее время и. о. начальника таможни был Юрий Торцев, которого многие сотрудники СЗТУ считали наиболее вероятным преемником Ивана Мушкета. Однако этим прогнозам не суждено было сбыться: 6 июня начальник ФТС Андрей Бельяминов подписал приказ о назначении начальником Санкт-Петербургской таможни Анатолия Воробьева. Приказ стал одним из первых в череде давно ожидаемых таможенной системой назначений начальников -- как уже сообщал Ъ, во время нахождения ФТС в составе Министерства экономического развития и торговли большинство начальников таможен России работали с приставкой и. о.
Анатолий Воробьев родился 25 июня 1954 года в Комсомольске-на-Амуре. Закончил юрфак ЛГУ. В таможне работает с марта 1972 года (начинал инспектором Пулковской таможни и прошел все ступени служебной лестницы вплоть до заместителя начальника СЗТУ). В 2003 году Анатолий Воробьев, бывший заместителем начальника управления, был вынужден уволиться из таможни в результате конфликта с тогдашним начальником СЗТУ Владимиром Вьюновым. После отставки господина Вьюнова, в декабре прошлого года, Анатолий Воробьев вернулся в СЗТУ и был сразу же назначен первым заместителем начальника управления по таможенному контролю.
Вчера, представляя господина Воробьева, глава СЗТУ Павел Корчажкин высказал уверенность, что "переходный этап для Санкт-Петербургской таможни закончился", и пожелал новому начальнику "ликвидировать те недостатки, которые были выявлены в результате проверок у его предшественника". Также руководитель управления поблагодарил Юрия Торцева, "взявшего на себя трудности переходного периода", и сообщил, что бывшему и. о. начальника таможни обещана другая руководящая должность в СЗТУ.
«Коммерсант» 08.06.06

В России будут ходить "Евро-2"

Регламент коснется всех «вновь вводимых в эксплуатацию автомобилей»
Весной некоторые СМИ сообщили о том, что все импортные б/у авто будут проходить сертификацию по нормам «Евро-2» в связи с вступлением в силу 21.04.2006 специального технического регламента, утвержденного постановлением правительства РФ от 12.10.2005 «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ».
Сенсации тогда не случилось, так как в соответствии с разъяснением Минэкономразвития в письме Федеральной таможенной службы от 19 апреля 2006 г. за подписью замруководителя ФТС Т.Н. Голендеевой было сказано: «На бывшие в употреблении (подержанные) автомобильные средства подтверждение экологического класса при ввозе на территорию Российской Федерации не требуется».
Но не прошло и недели, как стало в очередной раз ясно, что дыма без огня не бывает. Сертификации быть, так как с 22 апреля 2006 года этот специальный технический регламент вступил в силу, а его основной целью, как пояснил руководитель Ростехрегулирования Григорий Элькин, все же является поэтапное улучшение экологических свойств автомобилей на территории России.
«Регламент касается всех вновь вводимых в эксплуатацию автомобилей на территории нашей страны. Автомобили, находящиеся в эксплуатации до введения техрегламента, соответственно, не попадают под его действие», — заявил глава Ростехрегулирования.
Что же изменилось за три дня, прошедших с момента опубликования письма ФТС? И кто прав? Минэкономики (ФТС) (Правда, уже в мае таможню вывели из-под юрисдикции этого ведомства. — Ред.) , Минпромэнерго (Ростехрегулирование) или международные соглашения (Женевское 1957 г. — к нему мы присоединились в 1987 г., согласно которому б/у авто не подлежат никакой сертификации)?
Неразбериха посетила не только умы автовладельцев. Запутавшаяся таможня вообще прекратила оформление ввезенных авто. В портовых городах начала назревать паника, потом — злость и ярость. Интернет сотрясается от проклятий в адрес правительства. Порты могут встать, судоходные компании потерпеть убытки, таможенные отчисления в казну прекратились.
Самое большое социальное напряжение ощущается в Приморье и Калининграде. Чехарда полная: то авто б/у сертифицировать не надо, то надо. Причем требуют сертификации, а пунктов сертификации со специалистами, аппаратурой нет, хотя постановлению правительства уже 7 месяцев. Что это, как не издевка?
Картина начала проясняться, когда в прессу попала таблица, согласно которой не дотягивают до «экологичности» новых «Жигулей» (то есть попадают под запрет) все машины, выпущенные в Евросоюзе до 1996 года, в Японии — до 1997 года, в США — до 1995 года. Предполагается, что их вредные выбросы не соответствуют российскому регламенту. (Ага, а «копейки» и «бычки» с «Газелями» — соответствуют?)
Более жесткие требования предъявляются к автомобилям из других стран. В частности, для Южной Кореи и Канады крайний срок выпуска — 2000 год. Вот тут-то и могут закрасться определенные подозрения в том, что, поставив капкан на пути американских, японских и прочих машин, правительство существенно облегчает жизнь АвтоВАЗу и ряду сборочных заводов на территории РФ: «Ниссану», «Тойоте» и «Фольксвагену». Машины, упорно выталкиваемые обратно за границу якобы из-за неэкологичности, по ценовой планке подходят вплотную к новым автомобилям этих заводов, испытывающих от такого конкурентного соседства некий дискомфорт, что и потребовало в очередной раз вмешательства лоббистов, решивших не принимать в расчет даже международные документы.
Между тем истерика продолжает нагнетаться. «Подержанные иномарки, которые не соответствуют экологическим стандартам «Евро-2» и сейчас находятся на таможенных площадках морских портов Дальнего Востока, должны быть отправлены назад в Японию или разобраны на запчасти», — заявил на днях исполняющий обязанности начальника Дальневосточного таможенного управления генерал-майор таможенной службы Вячеслав Голоскоков.
«NovayaGazeta.Ru» 08.06.2006.

Официальное заявление Ассоциации РАТЭК

В связи с предъявлением прокуратурой г. Москвы обвинения по статьям 33, 285 УК РФ Евгению Старкову, представлявшемуся руководителем рабочей группы Ассоциации РАТЭК по взаимодействию с ФТС России, Ассоциация РАТЭК официально заявляет:
∙ в соответствии с Уставом Ассоциации РАТЭК Президент Ассоциации РАТЭК имеет право наделять полномочиями штатных сотрудников Ассоциации, а Совет Ассоциации РАТЭК имеет право создавать тематические комиссии, секции, рабочие группы и пр., утверждать их состав и определять их компетенцию;
∙ так как Е. Старков никогда не был и не является штатным сотрудником Ассоциации РАТЭК, Президент Ассоциации РАТЭК никогда не наделял его никакими должностными полномочиями;
∙ решений Совета Ассоциации РАТЭК в отношении создания Рабочей группы Ассоциации РАТЭК по взаимодействию с ФТС России и наделения Е. Старкова полномочиями по ее руководству также никогда не принималось;
∙ Ассоциация РАТЭК никогда не выдавала Е. Старкову никаких доверенностей.
«Виртуальная таможня» по материалам Службы общественных связей
Ассоциации РАТЭК 07.06.2006.

"Аэрофлот" сэкономит за счет Airbus и Boeing

Иностранцам предложено бороться за заказ, лоббируя отмену НДС и таможенных пошлин
"Аэрофлот" провоцирует новый виток противостояния европейского и американского авиастроения в борьбе за собственный заказ. Вчера начальник службы планирования и развития воздушного парка авиакомпании Сергей Колтович заявил, что дальнемагистральные самолеты западных производителей будут приобретаться лишь при условии отмены ввозных таможенных пошлин. Правда, добиваться этих налоговых послаблений должны будут сами Airbus и Boeing, которые оспаривают право поставить "Аэрофлоту" 22 воздушных судна. По словам Колтовича, вопрос таможенных преференций является одним из ключевых условий тендера на переговорах российской компании с иностранными поставщиками.
Именно поэтому, как полагают аналитики, "Аэрофлот" не спешит подводить итоги тендера на покупку дальнемагистральных самолетов, в котором участвуют Boeing-787 и Airbus A-350. Напомним: недавно замгендиректора "Аэрофлота" Лев Кошляков сообщил, что компания намерена принять решение в конце лета, однако до сих пор этого не сделала.
Сегодня появилась новая версия причины, по которой задерживается подведение итогов тендера. На нее экспертов натолкнули именно осторожные заявления Сергея Колтовича. "Если таможенные пошлины и НДС не будут отменены к моменту поставки первого самолета, то "Аэрофлот" выйдет из этого контракта", - заявил представитель авиакомпании. Причем, оговорился Колтович, в случае неблагоприятного развития событий "Аэрофлот" не просто выйдет из контракта, но и получит право на возврат ранее выплаченных авансовых платежей.
"Это, если угодно, дополнительное условие тендера", - сказал "Газете" на условиях анонимности аналитик одной из столичных инвестиционных компаний. "И в том и в другом контракте предусмотрено, что при нынешних пошлинах и НДС "Аэрофлот" имеет право отказаться от этих самолетов", - пояснила "Газете" пресс-секретарь "Аэрофлота" Ирина Даненберг. Правда, на вопрос, есть ли альтернатива самолетам Airbus и Boeing и что будет закупать "Аэрофлот" в случае расторжения соглашений с этими компаниями, Даненберг не дала внятного ответа. "Альтернатива нужна. Что мы будем закупать - покажет время. Нам нужны подобные самолеты, но, к сожалению, пока нам не идут навстречу, хотя во всем мире нет ни НДС, ни пошлин на авиатехнику", - заявила она.
"Реализация контракта просто будет отодвинута, - считает руководитель аналитической службы ИА "Авиапорт" Олег Пантелеев. - "Аэрофлот" не реализует масштабные планы по расширению маршрутной сети. Ранее "Аэрофлот" планировал удвоить объем перевозок. И хотя эти планы непосредственно не привязаны к тендеру, стратегическая политика компании может быть серьезно скорректирована", - считает Пантелеев.
«Газета» 08.06.2006

"Последние могикане" областной растаможки могут заблокировать границу очередями

МЕНЬШЕ МЕСЯЦА ОСТАЛОСЬ ДО ОКОНЧАНИЯ СРОКА ВВОЗА В КАЛИНИНГРАДСКУЮ ОБЛАСТЬ ИМПОРТНЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РЕЖИМЕ СВОБОДНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ЗОНЫ. ОДНАКО ЛИШЬ МАЛАЯ ЧАСТЬ СЧАСТЛИВЧИКОВ, ВЫИГРАВШИХ НА АУКЦИОНЕ КВОТЫ НА ВВОЗ ИНОМАРОК, СМОГЛА РЕАЛИЗОВАТЬ СВОЕ ТРУДНОЕ СЧАСТЬЕ.
Через российские погранпереходы на вчерашний день прошла едва ли четверть - чуть больше полутора тысяч машин из семи с небольшим тысяч, планируемых к оформлению в режиме свободной таможенной зоны. Как сообщили в пресс-службе Северо-Западного таможенного управления по Калининградскому региону, около трехсот машин из прошедших областную растаможку находятся в "условном выпуске". То есть паспорт технического средства хранится у сотрудников таможни до тех пор, пока автовладелец не оформит экологический сертификат соответствия автомобиля стандарту "Евро-2".
Напомним, последний аукцион по продаже квот, предоставляющих право ввезти в область иномарку в режиме свободной таможенной зоны, прошел в апреле этого года. Выдача победителям свидетельств, подтверждающих это право, закончилась в середине мая. Всего, по сообщению пресс-службы правительства области, выдано 7105 документов, а квот к продаже с аукциона было запланировано восемь тысяч. По словам руководителя конкурсного агентства Гаянэ Кизарьянц, не выбрали свидетельства те граждане, которые подавали несколько заявок по разным ценам и удовлетворились одним автомобилем по самой низкой цене покупки лота. Однако после получения документов калининградцам. прежде чем ввезти из-за границы автомобиль, пришлось выждать время. Задержка длилась пару недель: в течение этого времени решался вопрос, кто должен выдавать на ввозимые автомобили сертификаты соответствия экологическим стандартам "Евро-2"и что делать, если машина не проходит по этим требованиям. Вопрос, наконец, был решен. Сертификаты стал выдавать Калининградский центр сертификации и метрологии. Те же автовладельцы, чьи машины не имеют катализатора класса "Евро-2", стали устанавливать его в местных автосервисах.
Тем не менее на таможне заволновались. До 1 июля осталось чуть более трех недель, а значительное число импортных легковушек еще даже не подъехало к российской границе со стороны Польши или Литвы. Учитывая национальный менталитет, а именно - склонность оттягивать решение проблем до последнего момента, на калининградских погранпереходах ожидают основной наплыв машин в самые последние дни июня. И предупреждают автовладельцев, чтобы они поторапливались, - опоздавших никто ждать не будет.
«Российская газета» 07.06.06.

«Lenta.ru» от 02.06.2006 г.
Гуляш из министерства

В начале июня на заседании российского правительства Михаил Фрадков подал идею воссоздать Министерство торговли. Министры отмолчались и тема в тот день больше не поднималась, однако на следующий день все газеты восприняли высказывания Фрадкова однозначно - Минэкономразвития, в чьем ведении сейчас находится торговля, готовят к расколу.

Структура министерства

В начале времен Минэкономразвития не было, а были: Минторг, Минэкономики и Госкомсевер. Их объединили в 2000 году, и новое министерство, МЭРТ, возглавил Герман Оскарович Греф. Он же явился бессменным главой МЭРТ.
В начале 2006 года МЭРТ подчинялись следующие агентства и ведомства: Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв), Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость), Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество), Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ), Российский фонд федерального имущества (РФФИ) и Федеральная таможенная служба (ФТС).
В середине мая 2006 года Таможенная служба в самый разгар винной войны с Грузией и Молдавией была выведена из подчинения Минэкономразвития, а тогдашнего главу ФТС, Александра Жерихова заменили проверенным товарищем из Рособоронэкспорта. Смене таможенной власти сопутствовал громкий скандал.
По словам премьер-министра, в кулуарах правительства активно обсуждается идея воссоздания Министерства торговли. Для Грефа это будет означать потерю контроля над еще одним важным элементом регулирования и планирования российской экономики. Справедливости ради надо заметить, что пока там делается немногое. По многим приоритетным направлениям торговли доля России составляет единицы и доли процента.
В разгар кризиса в печати появились сообщения о том, что глава Росимущества Валерий Назаров также не хотел бы подчиняться Грефу, и вопрос перехода агентства к другим структурам уже обсуждается в президентской администрации. Сам Валерий Назаров давно спорит с МЭРТ по поводу создания холдинга авиаперевозчиков. По мнению главы Росимущества, предприятие надо создавать на базе «Аэрофлота», а Греф защищает менее крупный AiRUnion.
Получив Росимущество, правительство сумеет поставить под свой прямой контроль значительные финансовые ресурсы: более 1,6 триллиона рублей поступлений в бюджет от внешнеэкономической деятельности и 85,7 миллиарда рублей поступлений от управления госимуществом.
Пока официальная версия отрезания частей от МЭРТ выглядит следующим образом - Грефа освободят от всех ведомств, которые мешают ему сосредоточиться на макроэкономических показателях. Наверняка доля правды в этом есть, однако глава МЭРТ - это нечто большее, чем просто министр.

Непотопляемый Герман

Положение обязывает Грефа постоянно находиться в оппозиции, так как одной из его основных задач является прогнозирование развития российской экономики. Из-за этого его выступления зачастую вызывали отторжение у других членов правительства. Оно и не удивительно - глава Минэкономразвития одним из первых указал в официальном отчете, что поставленная президентом задача удвоения ВВП до 2010 года невыполнима при нынешних темпах развития.
Кроме того, Герман Греф всегда был занят выбиванием из бюджетных средств дополнительных двух-трех миллиардов долларов. Так, недавно, добившись выделения 70 миллиардов рублей в год на создание Инвестиционного фонда, он загорелся идеей модернизации таможенных постов и реформирования таможни, на которую понадобилось уже свыше 80 миллиардов.
С таможней получилось не очень хорошо. И когда «ушли» Жерихова, а ФТС перестала подчиняться Грефу, министр, которому на заседаниях правительства не ставил подножку только ленивый, заявил Владимиру Путину о своей готовности в случае необходимости уйти в отставку. Пока же все ждали развития сюжета с отставкой, Греф устроил жаркие деньки в комиссии по подготовке бюджета. Представленный им прогноз, на котором базируются бюджетные показатели, разительно отличался от ожидаемого.
Во-первых, документ задирал плановую цену на нефть до 60 с лишним долларов за баррель, что в рамках консервативной финансовой политики России можно назвать только безрассудством. Во-вторых, благодаря этому изменению оказалось, что доходы бюджета значительно выросли, а, значит, их надо поделить на ближайшем заседании правительства. Результатом этого смелого хода стала угроза срыва всего бюджетного процесса, ведь до принятия основного финансового документа страны остается около трех месяцев.
В ответ Михаил Фрадков, которому к тому моменту уже подчинялась таможня, решил еще больше ослабить Грефа и вбросил мысль о создании Минторга (отметив, что своего мнения по этому поводу он не выскажет). Премьер-министр не мог сделать более ясного намека - он потерял место главы Минторга в образовании Минэкономразвития в 2000 году (свои посты тогда также потеряли Андрей Шаповальянц из Минэкономики и Владимир Гоман из Госкомсевера).
На полях стоит отметить, что аналитики не в первый раз «ослабляют», и даже «отправляют в отставку» Германа Грефа. В этот раз они дают ему время максимум до конца лета, однако разговоры о возможном уходе главы МЭРТ шли и раньше, особенно, когда он года три назад попал в автомобильную аварию и исчез из политической жизни на целых два месяца. Правда, тогда от министерства не отрезали ломтики.

Заключение

Между правительством и отставкой Германа Грефа есть только одно препятствие - президент Российской Федерации, который до недавнего времени не давал в обиду экономиста. Однако и эта преграда почти убрана, ведь глава государства уже согласился отобрать у МЭРТ таможню, и не сказал Грефу, чтобы тот и не думал об отставке.
Похоже, дело за малым. И этого малого зовут Владимир Путин.

Александр Амзин

«Ведомости – Санкт-Петербург» от 02.06.2006 г.
Строительство морских терминалов для импорта автомобилей входит в моду.

Петербургский порт может обзавестись таким терминалом раньше, чем его областные конкуренты. Группа “Осло Марин” намерена уже в августе открыть здесь площадку для перевалки 5000 автомобилей в месяц. Эксперты считают, что она может быть востребована — ведь через Северо-Западный регион в Россию поступает две трети всех иномарок, которые продаются в России. А успех терминалу обеспечит склад беспошлинного хранения машин, о создании которого оператору предстоит договориться с таможней.
Группа компаний “Осло Марин” основана в 1997 г. В нее входит около 50 компаний, крупнейшие из которых – морское страховое агентство “СканМаринКонсалтинг”, страховое общество “Скандинавия” и одноименная лизинговая компания. Владельцы группы не раскрываются. Оборот в 2005 г., по собственной оценке, составляет около 2 млрд руб.
В августе этого года компания собирается закончить строительство первой очереди автомобильного морского терминала “Онега” мощностью 5000 автомобилей в месяц в петербургском порту, в районе Турухтанной гавани, говорится в опубликованном вчера пресс-релизе “Осло Марин”. Общая стоимость проекта составляет около 950 млн руб., а первая очередь обойдется примерно в 300 млн руб., рассказал “Ведомостям” президент “Осло Марин” Виталий Архангельский. Полностью реализовать проект компания намерена в 2007 г., построив на территории терминала два шестиэтажных паркинга для хранения автомобилей. Около 8 га земли в порту компания приобрела у нескольких небольших стивидоров, назвать которых Архангельский отказался. По его словам, первую очередь проекта “Осло Марин” финансирует из собственных средств, а достраивать терминал будет на заемные, о чем сейчас ведет переговоры с несколькими банками, а кроме того, собирается выпустить осенью этого года облигации на 1 млрд руб. под строительство терминала. В администрации порта Санкт-Петербург подтвердили, что проект терминала согласован с ней. Кроме того, строительство “Онеги” подтвердили сотрудники сразу двух стивидоров, работающих на территории петербургского порта.
Архангельский утверждает, что ведет переговоры с импортерами автомобилей и таможней. От того, разрешит ли она создать на территории терминала свободный склад, где автомобили могут храниться без уплаты пошлины, зависит успех проекта, считает Александр Ларин, гендиректор “Рольф-Логистикс”. Такой склад обеспечит заполняемость терминала, добавляет он.
Новые мощности по перевалке автомобилей, несомненно, нужны, считает аналитик UFG Елена Сахнова. По данным UFG, в 2005 г. в России было продано около 398 000 новых иномарок, а в этом году их количество вырастет до 497 000. Львиная доля импорта проходит через пропускные пункты, расположенные в Ленобласти. По данным агентства SeaNews, в прошлом году в Россию было ввезено около 566 000 новых и подержанных иномарок, из которых 75% импортировано через Брусничное, Выборг и Светогорск. В Россию новые автомобили попадают на автовозах со складов в финских портах. По данным финского минтранса, в 2005 г. три финских порта — Ханко, Котка и Турку перевалили около 340 000 автомобилей. Около двух третей из них предназначались для России. “В финских портах автомобили могут хранится сколь угодно долго, и импортеры используют их как склады”, — говорит Ларин. Хотя, считает он, в ближайший год в Финляндии возникнет дефицит портовых мощностей и импортеры ринутся осваивать новый терминал. “Мы посмотрим на условия «Онеги». Петербург ближе к Москве, где происходит растаможивание, и это может стать конкурентным преимуществом терминала”, — считает гендиректор Audi Russia Оскар Ахметов.
Архангельский рассчитывает, что сможет увести часть автомобилей из портов Финляндии. Директор департамента транспортных сервисов минтранса Финляндии Юхани Тервала считает, что терминал в Петербурге нисколько не повредит финскому портовому бизнесу. “Ежегодно поток растет примерно на 50%, и автомобилей хватит на всех”, — уверяет Тервала. При этом он признает, что финские порты работают на пределе своих возможностей.
В этом году появилось сразу несколько проектов перевалки автомобилей на российском берегу Финского залива. Таможенный брокер “Российские транспортные линии” (РТЛ) собирается построить терминал в бухте Вистино. Гендиректор РТЛ Денис Щербаков говорит, что сейчас компания прорабатывает параметры терминала и ведет переговоры с правительством области о получении земли. О намерении построить терминал по перевалке автомобилей заявляла также и компания “Усть-Луга”, развивающая одноименный порт.
В пресс-службе Балтийской таможни, которая курирует таможни в портах, сообщили, что пока ни один из инвесторов не обращался за разрешением на открытие свободного склада.

«КоммерсантЪ» от 07.06.2006г.

Таможенники понадеялись на поставщика МВД
и попали под уголовную статью

дело таможенников

Вчера Мосгорпрокуратура присоединилась к охоте за оборотнями в Федеральной таможенной службе (ФТС), предъявив обвинения в злоупотреблении должностными полномочиями четырем ее сотрудникам и предпринимателю, который оказывал им содействие.
Обвинения предъявлены сотрудникам трех управлений ФТС: федеральных таможенных доходов, организации таможенного контроля и таможенной инспекции. Двое обвиняемых, Мария Архипова и Зульфия Рахматуллина, занимали должности главного государственного таможенного инспектора. Двое других, Ирина Сухарева и Максим Барановский, являлись начальниками отделов. В Мосгорпрокуратуре всех их называют «высокопоставленными сотрудниками центрального аппарата ФТС», со всех взята подписка о невыезде.
Как рассказали Ъ в прокуратуре, уголовное дело было возбуждено 24 апреля по факту превышения должностных полномочий. По версии следствия, таможенники незаконно вносили компании-импортеры, поставляющие комплектующие для компьютеров, в перечень к приказу ГТК России № 727, предоставляющий включенным в него фирмам таможенные льготы. В данном случае, по версии следствия, включение в список льготников происходило «на основании подложных документов». Назвать фигурирующих в деле импортеров в прокуратуре отказались. Там лишь сообщили, что по фактам их деятельности 4 мая было возбуждено уголовное дело о контрабанде в составе организованной группы, которое позже объединили с делом таможенников. Еще одним фигурантом данного дела стал предприниматель Евгений Старков, который якобы оказывал содействие в составлении льготных списков. В прокуратуре говорят, что он представлялся «руководителем рабочей группы Российской ассоциации торговых сетей и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) по взаимодействию с ФТС». В итоге господина Старкова обвинили в пособничестве в злоупотреблении должностными полномочиями.
Вчера начальник пресс-службы ФТС Александр Смеляков заявил Ъ, что они не комментируют «действия коллег из прокуратуры». Правда, уточнил, что обвиняемые, которых в прокуратуре считают высокопоставленными сотрудниками таможни, на самом деле обычные исполнители, несмотря на громкие названия их должностей. Например, у главного таможенного инспектора нет ни одного подчиненного. «На самом деле это расследование делишек рядовых пешек,- заявили Ъ коллеги обвиняемых,- и тут вопросы уже не к ним должны появляться, а к начальникам». Как считает источник в ФТС, Мосгорпрокуратура просто «пытается встроиться в компанию по выявлению коррупционеров-таможенников и бросается на любые дела, где фигурирует ФТС». Напомним, что Владимир Путин 10 апреля на совещании правительства потребовал прекратить практику слияния таможенных органов и бизнес-структур «в экономическом экстазе». После этого органы чуть ли не каждый день стали рапортовать о раскрытии и пресечении таможенных преступлений.
Что касается пятого обвиняемого, предпринимателя Евгения Старкова, то он, по словам пресс-секретаря РАТЭК Антона Гуськова, «никогда не был штатным сотрудником ассоциации и не возглавлял никакую рабочую группу». Как выяснил Ъ, господин Старков является техническим директором ООО Х-ring (основано в 1994 году), которое поставляет и устанавливает телекоммуникационное оборудование. На сайте этой фирмы сказано, что одним из ее крупнейших клиентов является МВД России, для которого Х-ring создала информационно-поисковую систему учета оружия «Оружие-МВД» и единую автоматизированную систему информации о составе и деятельности террористических и криминальных организаций «Антитеррор».
Впрочем, и для РАТЭК господин Старков не совсем чужой человек. В сентябре 2005 года он вместе с главой ассоциации участвовал в закрытой встрече с руководством таможенной службы, на которой обсуждались новые правила ввоза бытовой техники. И в отчете об этой встрече он значится именно как «ответственный за работу с ФТС».

Владислав Ъ-ТРИФОНОВ

«Бизнес» от 07.06.2006г.

Пункты пропуска уплывут к государству

Расположенные в морских портах пункты пропуска должны быть переданы государству, считает вице-премьер Сергей Иванов. По его мнению, как и пункты пропуска на границе, они не должны существовать за счет владельцев и арендаторов. По мнению экспертов, реализация идеи огосударствления морских пунктов потребует миллиардных затрат из бюджета, а победить таким образом коррупцию на границе все равно не удастся.
Формальным поводом к заявлению Сергея Иванова стала оценка, которую вицепремьер дал вчера безопасности государственной границы в морских портах на заседании Морской коллегии в Санкт-Петербурге. «С большим сожалением и тревогой вынужден констатировать, что понятие „граница на замке” менее всего применимо к деятельности портов»,— заявил Иванов. Навести порядок, уверен вицепремьер, необходимо за счет совершенствования самого порядка строительства портов, их реконструкции, ликвидации, а также передачи в аренду имущества портов. Последнее обстоятельство больше всего беспокоит вице-премьера: морские пункты пропуска существуют порой за счет владельцев и арендаторов, «а это коррупция», уверен он.
Пристальное внимание к деятельности пропускных пунктов на границе чиновники стали проявлять после того, как в апреле этого года президент Владимир Путин выразил недовольство активным участием предпринимателей в обустройстве пунктов пропуска на государственной границе, что в свою очередь порождает коррупцию. От еще тогда курировавшего Федеральную таможенную службу (ФТС) Германа Грефа президент потребовал вывести бизнес-структуры за рамки пунктов пропуска, передав пункты в собственность государства. Как уже сообщал «Бизнес» (см. №338 от 25 апреля), управлением и обустройством таможенных пунктов пропуска на государственной границе займется ФГУП «Ростэк», на базе которого будет создано специальное федеральное агентство. Вероятно, вслед за наземными пунктами пропуска правительство решило навести порядок и на пунктах пропуска в морских портах, которые, не исключено, также будут курироваться создаваемым федеральным агентством. Вчера Герман Греф заявил, что само агентство по управлению пунктами пропуска будет создано уже до конца этого года, и на его баланс будут переданы первые 13 автомобильных пунктов. Вероятно, по такому же сценарию в будущем будут развиваться и события вокруг пунктов пропуска в портах.
По данным Ассоциации морских портов, в России сейчас действуют 70 морских торговых портов. «Почти все порты сегодня — это акционерные общества, имеющие государственную долю. Пропускные пункты в портах пользуются собственностью этих АО»,— напоминает ведущий специалист по ВЭД ООО СТМ Валерий Глыздов.
По мнению экспертов, за выступлением Иванова может последовать передача в госсобственность морских пропускных пунктов. «Это будет стоить немалых денег бюджету,— предупреждает директор проектов агентства Seanews Алексей Безбородов.— В любом порту пункты оборудованы офисной мебелью, компьютерами, а стоимость инспекционно-досмотровых комплексов может достигать десятка миллионов долларов».
По словам Безбородова, найти средства на выкуп постов — это только часть решения проблемы. «Что именно нужно будет выкупать — земельный участок, здание, контрольную полосу, неизвестно,— говорит эксперт.— А где все это будет расположено потом? Либо пункты надо будет выносить за терминалы, либо отстраивать их с нуля». Победить же коррупцию этими мерами невозможно, считает он. «Присутствие частников организовывало: пограничник все вопросы согласовывал с терминалом, а с кем он будет это делать теперь, неизвестно»,— рассуждает эксперт.

Арина ШАРИПОВА

Виртуальный Клуб Юристов - ЮрКлуб - создан для обмена опытом людей, связанных с юриспруденцией, оперативного обсуждения возникающих вопросов. Для этих целей имеются: конференция, чат, статьи, самая полная база данных юристов, адвокатов, нотариусов и юридических фирм для подбора партнеров или исполнителей юридических услуг.


Disigned by Sergey Bastrigin 2005

новости >> консультации >> практика >> новости >> консультации >> практика >>


В избранное