Название рассылки - Федеральный арбитражный суд Центрального округа
Номер выпуска рассылки - 120
Количество подписчиков -429
Дата выпуска рассылки - 2008-04-14
∙
размещение Ваших материалов в рассылках
проекта ∙ создание и ведение
рассылок. ∙ подбор нормативно
- правовых актов. ∙ подбор материалов
судебной практики. ∙ подбор материалов
СМИ по праву.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 16 июля 2007 г.
Дело N А64-8040/06-11
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной
налоговой службы по Тамбовскому району Тамбовской области на Решение от
08.02.2007 Арбитражного суда Тамбовской области по делу N А64-8040/06-11,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное учреждение "Двойневское"
(далее - заявитель, МУ "Двойневское") обратилось в арбитражный суд с
заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой
службы по Тамбовскому району Тамбовской области (далее - налоговая инспекция,
налоговый орган), выразившегося в отказе произвести зачет страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование в сумме 39346 руб. (уточненные требования).
Решением суда от 08.02.2007 заявленные требования
удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность и
обоснованность указанного решения не проверялась.
Не согласившись с судебным актом, налоговый орган
обратился с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на
нарушение норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд
кассационной инстанции пришел к выводу, что кассационная жалоба удовлетворению
не подлежит.
Как видно из материалов дела, МУ
"Двойневское" перечислило в Пенсионный фонд страховые взносы на
обязательное пенсионное страхование в сумме 39346 руб. (в том числе на
страховую часть пенсии в сумме 36110 руб. и 2236 руб. - на накопительную часть
трудовой пенсии) с ошибкой в указании кода бюджетной классификации в платежных
документах.
В письме от 16.11.2006 МУ "Двойневское"
просило инспекцию произвести зачет ошибочно перечисленных страховых взносов на
страховую часть пенсии в сумме 36110 руб. на код бюджетной классификации
18210202010061000160 (страховые взносы, зачисляемые на выплату страховой части
трудовой пенсии) и 2236 руб. страховых взносов на накопительную часть трудовой
пенсии на код бюджетной классификации 18210202020061000160 (страховые взносы, зачисляемые
на выплату накопительной части трудовой пенсии).
Инспекция письмом от 20.11.2006 N 07-55/06532
оставила без удовлетворения эту просьбу, ссылаясь на то, что страховые взносы
на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской
Федерации на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, являются
неналоговыми платежами.
МУ "Двойневское" 07.12.2006 обратилось в
ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тамбовском районе
Тамбовской области с заявлением о проведении зачета уплаченных страховых
взносов.
Пенсионный фонд письмом от 07.12.2006 N 06-3587
разъяснил, что обязанности администратора страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование возложены на органы Федеральной налоговой службы, на счет
которой производятся перечисления страховых взносов.
Признавая незаконным бездействие налогового
органа, выразившееся в отказе произвести зачет страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование, уплаченных МУ "Двойневское" в
сумме 39346 руб., суд правомерно исходил из следующего.
Правовое положение Пенсионного фонда Российской
Федерации, его права и обязанности как страховщика установлены специальным
законодательством.
В силу п. 1 ст. 13 Закона N 167-ФЗ страховщик
(территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право
осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно
установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи внесены. Иные
возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской
Федерации возврата или зачета по страховым взносам на обязательное пенсионное
страхование законодательством не установлены.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от
15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской
Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) правоотношения, связанные с уплатой
обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в
части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством
Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным
Федеральным законом.
При этом контроль за уплатой страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке,
определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность
налоговых органов в соответствии с п. 1 ст. 25 Закона N 167-ФЗ.
Согласно п. 18 Порядка учета Федеральным
казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их
распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации,
утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004
N 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных
(взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на
основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов
поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с п. 30 Порядка взаимодействие
Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в
предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет
документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему
Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от
администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете)
плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об
уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях
предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в
бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в
бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от
15.08.96 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в
редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ)) администратором
поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное
пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и
накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде
фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей
трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Следовательно, арбитражным судом сделан
обоснованный вывод, что обязанность по зачету излишне уплаченных страховых
взносов возложена на налоговый орган.
При указанных обстоятельствах у суда кассационной
инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованного решения суда.
Налоговому органу при подаче кассационной жалобы
предоставлялась отсрочка по уплате государственной пошлины.
Учитывая, что Налоговый кодекс Российской
Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных
органов, органов местного самоуправления от уплаты государственной пошлины при
совершении процессуальных действий по делам, по которым данные органы выступали
в качестве ответчика, с Инспекции Федеральной налоговой службы по Тамбовскому
району Тамбовской области в силу пп. 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ и ст. 110 АПК РФ
подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы
в размере 1000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч.
1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 08.02.2007
по делу N А64-8040/06-11 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без
удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы
по Тамбовскому району Тамбовской области в доход федерального бюджета
государственную пошлину в размере 1000 (одна тысяча) руб.