Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Федеральный арбитражный суд Центрального округа


главная

образцы

консультации

библиотека

рассылки

услуги

статьи

гостевая книга

новости

контакты

ссылки

"жизнь после смерти"

"мобильник"

Название рассылки - Федеральный арбитражный суд Центрального округа
Номер выпуска рассылки - 115
Количество подписчиков -425
Дата выпуска рассылки - 2008-03-07
Проектом <> предоставляются следующие услуги
размещение Ваших материалов в рассылках проекта
создание и ведение рассылок.
подбор нормативно - правовых актов.
подбор материалов судебной практики.
подбор материалов СМИ по праву.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 26 июня 2007 г. Дело N А09-8792/06-29


(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Брянской области на Решение Арбитражного суда Брянской области от 16.02.2007 по делу N А09-8792/06-29,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Завод "Клинцы-Полимер" СТД РФ" (далее - Общество, налогоплательщик, плательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Брянской области (далее - Инспекция, налоговый орган) по выставлению инкассового поручения N 18201 от 01.12.2006 на сумму 176530 руб., а также признании недействительным Решения налогового органа от 27.02.2003 N 16 о взыскании налогов и сборов за счет денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банках (с учетом уточнения).

Решением Арбитражного суда Брянской области от 16.02.2007 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность состоявшегося по делу судебного акта не проверялись.

В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда, полагая, что оно принято в нарушение норм материального права.

Согласно п. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, кассационная инстанция находит, что решение суда подлежит частичной отмене.

Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Общества, по результатам которой 03.12.2002 принято Решение N 335 о доначислении налога на доходы физических лиц в размере 409 руб. и пени в размере 359034,8 руб. (всего на сумму 359443,8 руб.)

Инспекцией в адрес налогоплательщика направлено требование N 39 от 04.01.2003 на данную сумму задолженности по налогам и пеням по сроку уплаты до 15.01.2003.

Так как в добровольном порядке и в установленный срок указанное требование Обществом не исполнено, налоговым органом в отношении налогоплательщика принято решение о взыскании налогов и пени за счет денежных средств организации, находящихся на счетах в банках от 27.02.2003 N 16, на основании которого на расчетные счета плательщика в Брянском ОСБ N 8605 28.02.2003 выставлено инкассовое поручение N 72 на сумму 359443,8 руб.

В связи с медленным погашением задолженности Общества Инспекцией 01.12.2006 в банке филиала "Уралсиб" выставлено инкассовое поручение N 18201 на непогашенную сумму задолженности в размере 176530,41 руб.

Налогоплательщик, полагая, что действия налогового органа, выразившиеся в выставлении инкассового поручения N 18201 от 01.12.2006, являются незаконными, а Решение Инспекции от 27.02.2003 N 16 не соответствует положениям Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя требования Общества в части признания недействительными действий налогового органа по выставлению спорного инкассового поручения, суд правомерно исходил из следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ.

Взыскание налога с организации производится в порядке, предусмотренном ст. ст. 46 и 47 НК РФ (п. 2 ст. 45 НК РФ).

Согласно ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства организации на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит (п. 3 ст. 46 НК РФ).

В силу п. 7 ст. 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации в соответствии со ст. 47 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 47 НК РФ в случае, предусмотренном п. 7 ст. 46 НК РФ, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со ст. 46 настоящего Кодекса.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

Исходя из системного анализа указанных норм, а также с учетом положений ст. ст. 69 - 70 НК РФ процедура принудительного взыскания недоимки и задолженности по налогам и пене проходит несколько взаимосвязанных этапов, начиная с выставления требования, вынесения решения о взыскании недоимки за счет денежных средств и направления инкассового поручения в банк и заканчивая решением о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика.

Для каждого этапа, имеющего самостоятельное юридическое значение, Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает определенный порядок принудительного взыскания налога и устанавливает соответствующие сроки, при истечении и нарушении которых уполномоченные органы не вправе в дальнейшем осуществлять бесспорное взыскание недоимок.

Поскольку статьи Кодекса, регламентирующие порядок принудительного взыскания налога, не содержат какого-либо иного срока, кроме предусмотренного п. 3 ст. 46 НК РФ 60-дневного, данный срок применяется ко всей процедуре взыскания, осуществляемого как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика.

Учитывая изложенное, инкассовые поручения должны быть направлены в банк с даты вынесения решения о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика в банке, но в пределах 60-дневного срока.

Материалами дела подтверждается, что инкассовое поручение N 18201 на сумму 176530 руб. во исполнение Решения N 16 от 27.03.2003 выставлено 01.12.2006, то есть с нарушением названного срока.

Таким образом, действия Инспекции по выставлению спорного инкассового поручения обоснованно признаны судом незаконными.

Однако кассационная инстанция не может согласиться с выводом суда о том, что Решение налогового органа N 16 от 27.03.2003 является недействительным по причине нарушения Инспекцией положений ст. 46 НК РФ. В соответствии с п. 3 ст. 46 НК РФ решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) в срок не позднее 5 дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств.

Данное положение гарантирует право налогоплательщика обжаловать решение налогового органа в установленный срок. Тем не менее указанное нарушение процедуры принудительного взыскания налога не является безусловным основанием для признания Решения налогового органа от 27.02.2003 N 16 о взыскании налогов и сборов за счет денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банках.

Кроме того, налогоплательщиком не оспаривается факт наличия задолженности по налогам и пеням в размере 359443,8 руб., подлежащей взысканию по спорному решению, а также то обстоятельство, что на момент рассмотрения спора решение частично исполнено путем списания денежных средств по инкассовому поручению от 28.02.2003 N 72.

При таких обстоятельствах судебный акт в части признания недействительным Решения налогового органа от 27.02.2003 N 16 подлежит отмене, а требования Общества в соответствующей части - оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Брянской области от 16.02.2007 по делу N А09-8792/06-29 в части признания недействительным Решения налогового органа от 27.02.2003 N 16 отменить, требования Общества о признании недействительным Решения налогового органа от 27.02.2003 N 16 оставить без удовлетворения.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Брянской области - без удовлетворения.


В избранное