Название рассылки - Федеральный арбитражный суд Центрального округа
Номер выпуска рассылки - 65
Количество подписчиков -393
Дата выпуска рассылки - 2007-02-09
∙
размещение Ваших материалов в рассылках
проекта ∙ создание и ведение
рассылок. ∙ подбор нормативно
- правовых актов. ∙ подбор материалов
судебной практики. ∙ подбор материалов
СМИ по праву.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции
по проверке законности
и обоснованности
судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную
силу
от 28 июня 2006 г.
Дело N А09-13586/05-30
(дата изготовления постановления в полном объеме)
от 21 июня 2006 г.
(дата объявления резолютивной
части постановления)
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд
Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную
жалобу Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по
Ульяновской области на Решение от 06.12.2005 и Постановление апелляционной
инстанции от 09.03.2006 Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-13586/05-30,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество
"Магистральные нефтепроводы "Дружба" (далее - Общество) обратилось
в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления
об административном правонарушении N 23 от 20.09.2005 принятого Управлением
Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ульяновской области
(далее - Управление), в соответствии с которым Общество привлечено.к административной
ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40000 руб.
Решением арбитражного суда от
06.12.2005 заявленные требования Общества удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционной
инстанции от 09.03.2006 (резолютивная часть объявлена 01.03.2006) решение
суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление,
считая состоявшие судебные акты по делу незаконными и необоснованными, просит
их отменить.
Изучив материалы дела, выслушав
представителя Общества, обсудив доводы жалобы и отзыва, суд кассационной инстанции
находит, что обжалуемые решение и постановление арбитражного суда не подлежат
отмене.
Из материалов дела следует,
что 22.06.2005 Управлением в отношении Общества составлен протокол об административном
правонарушении. В протоколе отражено, что на земельном участке, расположенном
по адресу: Ульяновская область, Николаевский район, в границах земель СПК
"Совхоз Канадейский" на 2395 км магистрального нефтепровода "Холмогоры-Клин"
площадью 2555 кв. м, Обществом в результате несанкционированной врезки в нефтепровод
допущено: 1)загрязнение и уплотнение плодородного слоя почвы нефтью, а также
частичное уничтожение в результате розлива нефти на площади 2516 кв. м, 2)уничтожение
плодородного слоя почвы на площади 39 кв. м глубиной 1,7 м, который использован
как грунт для отсыпки нефтепровода в месте аварии.
20.09.2005 административным
органом вынесено постановление N 23 о привлечении Общества к административной
ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ за уничтожение плодородного слоя почвы
на площади 39 кв. м глубиной 1,7 м, который был самовольно взят и использован
как грунт для отсыпки нефтепровода. Наказание назначено в виде штрафа в размере
400 МРОТ, что составляет 40000 руб.
Не согласившись с постановлением
Управления о привлечении к административной ответственности, Общество обратилось
в арбитражный суд с соответствующим заявлением
При рассмотрении спора по существу
судом установлено, что уничтожение плодородного слоя почвы произошло вследствие
несанкционированной врезки в нефтепровод, т.е. преступных действий третьих
лиц, а также производства работ для устранения ее последствий.
Факт наличия несанкционированной
врезки подтверждается постановлением о возбуждении уголовного дела следователя
СО при Николаевском РОВД от 25.06.2005 N 50900151, и отражен в протоколе об
административном правонарушении.
В соответствии с п. 1 ст. 9
Федерального закона от 21.07.97 N 116 ФЗ "О промышленной безопасности
опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный
производственный объект, обязана осуществлять мероприятия по локализации и
ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте с соблюдением
требований законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных
технических документов в области промышленной безопасности.
Пунктом 7 Правил организации
мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства
РФ от 15.04.2002 N 240, установлено, что время локализации разлива нефти на
почве не должно превышать 6 часов с момента обнаружения разлива нефти.
Согласно п. 2 Правил в организациях,
имеющих опасные производственные объекты, для осуществления мероприятий должен
иметься план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
(далее именуется - план), разработанный и согласованный в установленном порядке
в соответствии с предъявляемыми требованиями к разработке и согласованию планов
по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории
Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 5.5.2
и 5.5.3 Руководящего документа РД 153-39.4-114-01 "Правила ликвидации
аварий и повреждений на магистральных нефтепроводах" от 26.12.2001, утвержденного
ОАО "АК "Транснефть", для предотвращения разлива и возможности
попадания вытекшей нефти в водоемы, водотоки, загрязнения лесных массивов,
сельскохозяйственных угодий, населенных пунктов, дорог, с учетом рельефа местности
должны быть созданы земляные обвалования для сбора разлитой нефти, в зависимости
от характера аварии и местных условий для этой цели могут быть использованы
естественные складки местности.
Аналогичные требования к мероприятиям
по локализации разлива нефти предусмотрены в утвержденном Обществе Плане по
предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти на магистральных нефтепроводах
Куйбышевского РНУ, который согласован, в т.ч. и Главным управлением природных
ресурсов и охраны окружающей природной среды МПР РФ по Ульяновской области.
Суд установил, что действия
Общества осуществлены в соответствии с вышеперечисленными нормативными актами
в целях ликвидации последствий несанкционированной врезки и предотвращения
загрязнения окружающей природной среды, вызванных преступными действиями третьих
лиц.
Сооружение защитного обвалования
было согласовано с землепользователем СПК "Совхоз "Канадейский"
(п. 4 Мероприятий по ликвидации последствий выхода нефти при несанкционированной
врезке, утвержденные главным инженером КРУ Общества).
Согласно акту осмотра земель
МН "Холмогоры-Клин" 2395 км от 07.11.2005 грунт, использованный
для ликвидации последствий несанкционированной врезки и предотвращения попадания
нефти в р. Канадейка, восстановлен в полном объеме, рекультивация произведена
без замечаний.
В соответствии со ст. 2.7 КоАП
РФ, не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым
законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения
опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других
лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта
опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред
является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Поэтому суд обосновано признал
незаконным привлечение Общества к административной ответственности, т.к. действия
по предотвращению опасных последствий в установленном порядке необходимо рассматривать
как действия совершенные в состоянии крайней необходимости.
В кассационной жалобе Управление
ссылается на доводы, являвшиеся обоснованием его позиции по делу, они не опровергают
выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств дела.
Принимая во внимание, что фактические
обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу,
установлены судом на основании полного, всестороннего исследования имеющихся
в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, то кассационная
инстанция не находит оснований для отмены решения и постановления арбитражного
суда.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст.
287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 06.12.2005 и Постановление
апелляционной инстанции от 09.03.2006 Арбитражного суда Брянской области по
делу N А09-13586/05-30 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления
Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ульяновской области
- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную
силу с момента его принятия.