При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Как заработать миллион?" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
|
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу от 28 июня 2006 г.
Дело N А14-3459/2006/222/14 от 27 июня 2006 г. (дата объявления резолютивной части постановления) (извлечение) Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Открытою акционерного общества "Центр Телеком" на Решение от 12.04.2006 Арбитражного суда Воронежской области но делу N А14-3459/2006/222/14, УСТАНОВИЛ: Открытое акционерное общество "Центр Телеком" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Отдела государственного пожарного надзора но Калачеевскому району Воронежской области (далее - Отдел) от 13.03.2006 N 71 о привлечении к административной ответственности. Решением арбитражного суда Воронежской области от 12.04.2006 в удовлетворении заявленных требований отказано. В апелляционной инстанции законность принятого решения не проверялась. В кассационной жалобе Общество просит отменить решение суда, как принятое с нарушением норм материального права. Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя Общества, суд кассационной инстанции считает необходимым отменить решение суда в связи со следующим. Как следует из материалов дела, сотрудниками Отдела проведена проверка плановая проверка объектов Калачеевского узла электрической связи на соответствие требованиям пожарной безопасности, по результатам которой составлен акт N 0561 от 10.03.2006 и протокол об административном правонарушении N 71 от 10.03.2006. По результатам рассмотрения материалов проверки 13.03.2006 Отделом принято постановление N 71 о привлечении Общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде взыскания административного штрафа в размере 15000 рублей. Не согласившись с постановлением административного органа, Общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях Общества состава административного правонарушения Кассационная инстанция полагает, что выводы суда первой инстанции сделаны без учета всех фактических обстоятельств дела. В соответствии со ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Согласно ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол. В протоколе об административном правонарушении указываются все необходимые сведения, предусмотренные ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, в том числе, время, место и событие административного правонарушения. Кроме того, ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ предусмотрено разъяснение прав и обязанностей, установленных КоАП РФ для участников производства, среди которых установленное ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ право давать объяснения по делу и заявлять отводы. В порядке ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, а также предоставлено право представить объяснения и замечания по содержанию протокола. Согласно ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Таким образом, протокол об административном правонарушении должен бить составлен к присутствии лица, л отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. При привлечении к административной ответственности юридического лица в качестве лица, присутствующего при составлении протокола, должен выступать законный представитель организации. Статьей 25.4 КоАП РФ установлено, что законным представителем юридического лица является его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела. В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются, в том числе протоколом об административном правонарушении. Составление протокола с нарушением установленного порядка исключает его из числа допустимых доказательств по делу об административном правонарушении. Из материалов дела усматривается, что протокол об административном правонарушении от 10.03.2005 N 71 составлен в один день с актом проверки. Указанный протокол составлен в присутствии, как и акт, и подписан работником - начальником подразделения, который исходя из положений ст. 25.4 КоАП не является законным представителем Общества. Доказательства надлежащего уведомления законного представителя Общества о времени и месте составления протокола, а также о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении в материалах дела отсутствуют. Оспариваемое постановление принято также без участия и уведомления законного представителя Общества. В п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административною органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела. В соответствии с п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О.некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ" суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности также необходимо проверять соблюдение положений ст. 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения. Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом, но им неправильно дана юридическая оценка, суд кассационной инстанции считает необходимым, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 287 АПК РФ, отменить обжалуемое решение суда и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления Общества. Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд ПОСТАНОВИЛ: Решение от 12.04.2006 Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-3459/2006/222/14 отменить, заявление открытого акционерного общества "Центр Телеком" удовлетворить. Постановление Отдела государственного пожарного надзора по Калачеевскому району Воронежской области от 13.03.2006 N 71 признать незаконным и отменить. |
В избранное | ||